Адаптация первоклассников


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА

АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1-Х КЛАССОВ

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. И в тоже время обучение является для каждого ребенка сильным стрессом. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится месяц, у других – 1 четверть, у третьих – растягивается на весь учебный год. Много зависит от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок к овладению учебной деятельностью. Процесс адаптации первоклассников к обучению в школе в 2013-2014 уч.г. исследовался педагогом-психологом Марковой Т.С. с помощью следующих методик:

  • Анкета для определения школьной мотивации;

  • цвето-рисуночный тест диагностики состояний младших школьников;

  • исследование внутренней позиции школьников;

  • изучение школьной тревожности.

В исследовании приняли участие учащиеся первых классов –125 человек.

Оценка школьной мотивации.

12 чел = 10% — очень высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они четко следуют указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получаю неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

34 чел = 27% — высокий уровень школьной мотивации, преобладание социальных мотивов, возможно присутствие учебного и позиционного мотивов. Подобные показатели имеют большинство обучающихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

54 чел = 43% — положительное отношение к школе, нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возможно присутствие социального и оценочного мотивов. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

21 чел = 17% — сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов. Подобные школьники посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.

4 чел = 3% — низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних мотивов, возможно присутствие оценочного мотива. Дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой невыносимо.

Снижение уровня школьной мотивации служит критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение — положительной динамике в обучении и развитии.

4 уровня адаптации к школе:

45 чел = 36% — сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни. Позиция сформирована — ребенок хочет ходить в школу, ему нравится. Он осознает цели, важность и необходимость учения. Проявляет познавательный интерес. Ведущая деятельность — учебная.

52 чел = 42% — возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными аспектами. Ребенку нравится учиться, нравится ходить в школу, но цели и важность им не осознаются, а желание учиться заменяется установкой: «Надо учиться, я должен учиться».

24 чел = 19% — положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.

4 чел = 3% — отрицательное отношение к школе и поступлению в нее. Ребенок не осознает целей и важности учения, школа привлекает лишь внешней стороной. Ребенок приходит в школу, чтобы играть, общаться с детьми, гулять. Учебная деятельность не привлекает, ведущая деятельность — игровая.

Настроение:

Преобладающими психическими состояниями являются:

Внимание, сосредоточение — 59 чел = 50%;

Дружелюбие —25 чел = 21%;

Активность —26 чел = 22%;

Утомляемость — 9 чел = 7% .

Оценка школьной тревожности:

Низкий уровень — 80%;

Средний уровень — 20%;

Высокий — 0%.

Самооценка:

Завышенная — 52%;

Адекватная — 34%;

Заниженная — 14%.

Мониторинг первичной адаптации первоклассников

Мотивация

Уровень мотивации

Классы

1 А

1 Б

1 В

1 Г

1 Д

Очень высокий уровень школьной мотивации.

11,5%

17%

0%

0%

19%

Высокий уровень школьной мотивации.

27%

29%

19%

9%

50%

Положительное отношение к школе.

46%

33%

58%

65%

15%

Сниженный уровень мотивации.

11,5%

20%

19%

22%

12%

Низкий уровень учебной мотивации.

4%

0%

4%

4%

4%



1 «А» класс (классный руководитель — Портнова М.А.)

В диагностике принимало участие 24 учащихся

Сниженный уровень школьной мотивации проявляется у 11,5% учащихся класса

Низкий уровень учебной мотивации проявляется у 4% учащихся класса

4 уровня адаптации

4 группы адаптации

Классы

1 А

1 Б

1 В

1 Г

1 Д

Сочетание ориентации на социальные и учебные аспекты школьной жизни.

35%

50%

35%

1%

31%

Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности.

50%

46%

46%

26%

39%

Положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности.

15%

4%

19%

39%

12%

Отрицательное отношение к школе и поступлению в нее.

0%

0%

0%

4%

11%



Причины, вызывающие трудности адаптации к школьному обучению

  • Несформированность «внутренней позиции школьника»сюда входит сплав познавательной потребности и потребности в общении с взрослыми на новом уровне. У половины детей, поступающих в школу, эта позиция еще не сформирована. Особенно актуальна эта программа для шестилеток.

  • Недостаточное развитие учебной мотивации, позволяющей ему воспринимать и старательно выполнять учебные задания.

  • Подчинение новым правилам школьной жизни — приводит к повышению психологического напряжения. Нормы и правила порой идут в разрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка.

  • Общение с учителем.

  • Недостаточно развитая способность к взаимодействию с другими детьми — только соответствующий уровень общения ребенка со сверстниками позволяет адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности.

  • Отношение к себе — для успешного обучения в школе ребенок должен быть уверен в себе, своих силах, своих возможностях и способностях. Для того, чтобы младший школьник лучше адаптировался к изменившимся условиям жизни, ему необходимо иметь положительное представление о себе.

  • Завышенные требования со стороны родителей — нормальные, средние успехи ребенка воспринимаются как неудача. В результате у младшего школьника растет тревожность, падает стремление к достижению успеха, формируется низкая самооценка.

  • Состояние здоровья и уровень физиологического развития — трудности адаптации испытывают самотически-ослабленные дети, дети с СДВГ (гиперактивные) и леворукие дети.



Рекомендации по адаптации первоклассников для педагогов:

  • Как можно скорее познакомить детей друг с другом, помочь им увидеть в каждом новом товарище по классу положительные стороны, показать, что каждый ребенок ценен чем-то своим: умеет что-то особенное делать, чем-то увлекается, в его жизни были какие-то интересные события;

  • Начать сразу же формировать коллектив класса, создавать доброжелательную атмосферу в классе, организовывать взаимодействие между детьми;

  • Давать возможность детям проявить себя, самоутвердиться;

  • Обеспечить каждому ребенку сферу успеха, самореализации;

  • Использовать максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха;

  • Оказание помощи первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников;

  • Приучение к режиму дня и соблюдению санитарно-гигиенических норм.



Рекомендации родителям первоклассникам:

Не будьте так строги.

  • Часто родители, пытаясь преодолеть трудности, добиться лучших (с их точки зрения) результатов, увеличивают нагрузки, устраивают ежедневные дополнительные нагрузки, заставляют по несколько раз переписывать задания, чрезмерно контролируют ребенка. Все это приводит к увеличению тревожности, неуверенности к себе, формированию низкой самооценки.

Берегите здоровье Ваших детей.

  • Не забывайте о ежедневных прогулках на свежем воздухе и продолжительном ночном сне.

Осторожней с оценками.

  • Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка родителей. Замечайте все малейшие замечания. Оценивайте не ребенка, а его поступки.

Больше разговаривайте с детьми.

  • Внимательно выслушайте ребенка и покажите ему, что вы его понимаете. Искренне интересуйтесь школьной жизнью ребенка и смещайте фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников. Подчеркивайте в качестве значимой ту сферу деятельности, где ребенок успешен, помогая тем самым ему обрести веру в себя.

Самое главное!!

  • Ребенок должен быть уверен, что дома его по-прежнему любят и уважают, несмотря на все школьные трудности.

















































Свежие документы:  Классный час «Семья и детство без жестокости и насилия» в рамках акции: «Скажи детству без насилия: «Да!»»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: