Антикоррупционное воспитание


Ответьте на следующие вопросы:

  1. Существует ли антикоррупционное законодательство, учитывающее специфику образовательной системы?


1. Федеральный закон от 08.03.2006 № 40-ФЗ «О ратификации конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции».

2. Федеральный закон от 25.07.2006 № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию».

3. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008г. №273-ФЗ.

4. Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» от 13.04.2010г. №460.

5. Поручения Правительства РФ от 30.12.2008 г. № СС-П16-7710 и от 15.01.2009 № СС-П4-126.

6. Поручение Правительства РФ от 06.03.2009 № СС-П16-1239.

7. Закон Ставропольского края от 04.05.2009 N 25-кз (ред. от 27.02.2012) «О противодействии коррупции в Ставропольском крае» (принят Государственной Думой Ставропольского края 22.04.2009).


Наиболее значимые аспекты антикоррупционных образования и пропаганды, напрямую касающиеся образовательных учреждений Ставропольского края, изложены в статье № 5 Закона Ставропольского края от 04.05.2009 №25-кз (ред. от 27.02.2012) «О противодействии коррупции в Ставропольском крае».

Статья 5. Антикоррупционные образование и пропаганда

1. Для решения задач по формированию антикоррупционного мировоззрения, повышению уровня правосознания и правовой культуры в образовательных учреждениях Ставропольского края в устанавливаемом порядке организуется изучение правовых и морально-этических аспектов управленческой деятельности.

2. Организация антикоррупционного образования осуществляется органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим государственное управление в сфере образования.

3. Антикоррупционная пропаганда представляет собой целенаправленную деятельность средств массовой информации, координируемую и стимулируемую системой государственных заказов, содержанием которой являются просветительская работа в обществе по вопросам противостояния коррупции в любых ее проявлениях, воспитания у граждан чувства гражданской ответственности, укрепления доверия к власти.

4. Организация антикоррупционной пропаганды осуществляется органом исполнительной власти Ставропольского края, проводящим на территории Ставропольского края государственную информационную политику, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ставропольского края во взаимодействии с государственными органами, правоохранительными органами и общественными объединениями.


  1. Необходима ли система антикоррупционного воспитания в ОУ? С какой возрастной категории следует начинать воспитание антикоррупционного мировоззрения?

В ОУ необходима сиситема антикоррупционного воспитания.



Цель антикоррупционного воспитания – воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции. 


Задачи антикоррупционного воспитания:


  • Познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями.


  • Поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции.


  • Продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией.


Выделим основные компоненты системы антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении:


  • отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении;


  • антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции как преступного действия на уроках правоведения;


  • обретение опыта решения жизненных и школьных проблем на основе взаимодействия педагогов и учащихся;


  • педагогическая деятельность по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения.


Выделим ряд задач, последовательно решаемых в образовательном учреждении. Понятие «коррупция» вводится и объясняется в процессе преподавания права и обществоведения. Особого смысла вводить это понятие раньше не существует. 

Основной результат антикоррупционного воспитания видится в подготовке человека, способного выполнять властные полномочия или взаимодействовать с представителями властных структур на правовой основе, избегая подкупа, взяточничества и других неправовых действий. Для достижения этого результата необходима работа с ребенком в различные возрастные периоды. В связи с тем, что в начальной школе особое внимание обращается на формирование культуры поведения и потребности в соблюдении правил, то антикоррупционное воспитание может строиться на анализе отношений рядовых граждан с хранителями общественного порядка. Это позволяет определить основную задачу антикоррупционного воспитания как формирование потребности в соблюдении правил в процессе взаимодействия с хранителями порядка. С нашей точки зрения, это базовая задача системы антикоррупционного воспитания. Если человек убежден, что хранитель порядка всегда будет действовать по правилам, то он не будет нарушать правила и предлагать взятки за их нарушения. К сожалению, большинство граждан нашей страны уверено, что любой хранитель порядка (милиционер, учитель, директор) готов за личные услуги обойти существующие правила. В связи с этим возникает необходимость введения особого раздела в содержание воспитания 1–4-х классов: «Хранители порядка». В рамках этого раздела педагоги будут знакомить детей с различными профессиями и должностями, носители которых являются хранителями порядка, и правилами взаимодействия с людьми этих профессий. Помимо информационно-просветительского блока особое внимание следует обращать на привлечение учащихся к поддержанию порядка в классе. Учащимся предлагается выполнять небольшие поручения, связанные с соблюдением порядка. Наиболее простое поручение из них – это дежурный, контролирующий соблюдение отдельных правил. Подчинение дежурному, отказ от угроз и подкупа дежурному будет показателем формирования уважительного отношения к хранителю правил. Создание системы ролевых игр будет способствовать закреплению этой роли, выращиванию человека, который гордится тем, что он является хранителем правил, сам их соблюдает и не позволяет нарушать эти правила никому даже в случае подкупа и угрозы. При этом учитель должен быть примером, выступать в качестве основного хранителя правил школьной жизни и независимо от того, как к нему относятся учащиеся класса, не позволять их нарушать. Кроме этого, в жизни класса должно быть как можно меньше ситуаций, когда делается исключение из правил. Особенно важно не нарушать правила для поощрения деятельности учащегося (к примеру, мы нарушим правила и закончим урок пораньше, потому, что вы себя хорошо вели). Учащиеся должны понимать, что учитель не сам придумывает и меняет правила жизни, а выступает в качестве хранителя общих правил жизни, принятых в обществе. 

В 5–7-х классах возможно решение более сложной проблемы, направленной на формирование совместного создания и сохранения правил. Необходимо, чтобы к концу 7-го класса большинство учащихся обладали практическими навыками по организации взаимодействия друг с другом на основе соблюдения правил. Это позволяет в систему и содержание воспитательной работы в 5–7-х классах добавить новый раздел: «Организаторы порядка». Ведущей технологией реализации этого раздела будет организация коллективной творческой деятельности. 

В 8–9-х классах возникает необходимость осознанного принятия учащимися правил решения жизненных проблем. Для этого необходимо создание ситуаций, в которых учащиеся обретают опыт продуктивного решения своих проблем в отношениях с властью. Это позволяет в рамках системы воспитания добавить еще один раздел под названием «Успех без нарушений». В рамках этого раздела помимо информационно-просветительной составляющей, направленной на изложение способов честного решения проблем, создаются ситуации решения жизненных проблем на основе индивидуального выбора. Основная задача представляется достаточно сложной: демонстрация учащимися эффективности жизнедеятельности по существующим нормам и правилам. Ведущей формой воспитательной работы становится деловая игра, в ходе которой учащиеся самостоятельно решают поставленную задачу. Элементом социальной практики может стать организация ученического самоуправления в классе, увеличение числа поручений для учащихся класса с определенными властными полномочиями. Важным элементом антикоррупционного воспитания становится система практикумов по овладению навыками вне коррупционного решения проблем. Желательно, чтобы составной частью этих практикумов стали реальные жизненные ситуации. В процессе этой работы происходит осознание учащимися основных способов жизнедеятельности и решения жизненных проблем. Одной из них становится проблема взаимодействия с представителями власти. 

В работе с учащимися 9–11-х классов решается основная задача системы антикоррупционного воспитания: формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения, позволяющего осознанно отказаться от практики коррупционного поведения. В процессе решения данной задачи учащиеся на уроках права и обществоведения подробно изучают данный вид правонарушений и причины его появления. В процессе внеурочной деятельности особое внимание обращается на проведение дискуссий по данной теме, способствующих выявлению жизненной позиции учащихся по данному вопросу.


3. Какие меры наиболее действенны в борьбе с коррупцией: законодательные, социальные, воспитательные? Обоснуйте свой ответ

Антикоррупционные меры составляют комплекс экономических, социальных, административных и других мер


общее оздоровление экономики

совершенствование налогообложения

создание законодательной базы

прозрачность и подотчетность государственного бюджета

усовершенствования системы государственной службы

реформа заработной платы чиновников

прозрачная приватизация, тендерные процедуры

декларирование доходов

пересмотр уголовного законодательства и ответственности за коррупцию (установление запретов на занятие в дальнейшем государственных должностей тем, кто был уличен в коррупции, конфискация имущества, заключение под стражу).

изменения мировоззрения населения

проведение широкой пропаганды о разрушающем воздействии коррупции на экономику и общество

воспитание в обществе нетерпимости к коррупции

проведение опросов  и публикация их результатов и широкое информирование граждан

правовое просвещение населения.

 

Поскольку коррупция, как правило, заключается во взаимовыгодной сделке, в её разоблачении не заинтересована ни одна, ни другая стороны, и раскрытие соответствующих преступлений затруднено. Главное в их предупреждении и обнаружении – контроль за доходами и расходами различных категорий лиц, выполняющих государственные функции и приравненных к ним, предотвращение и пресечение различных злоупотреблений по службе. Акцент должен делаться на предупреждении коррупции.

Необходимо совершенствование действующего законодательства, выработка единого понятийно механизма и принятие новых законодательных актов.

Борьба с коррупцией должна быть освобождена от бюрократических пут. Следует ввести принцип: если чиновнику предъявляется обвинение в коррупции, и доказывается факт коррупции, он несёт ответственность по предъявленному обвинению с обязательным увольнением с должности и невозможностью его работы на аналогичных должностях в органах государственной власти в дальнейшем. Эта мера наказания должна быть обязательной по всем видам коррупции, в том числе – административным и дисциплинарным нарушениям.

Выявление коррупционных правонарушений – это обязанность органов исполнительной власти, на которые возложено осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Расследование и разбирательство обвинений в коррупции должно быть возложено только на органы судебной власти: прокуратуру – дознание и предварительное следствие, уголовное и обвинение от имени государства; суд – судебное разбирательство по делам, представленным прокурором, или по жалобе потерпевших на решение, принятое прокурором.

Важнейший принцип борьбы с коррупцией – гласность и прозрачность деятельности органов судебной и исполнительной власти, осуществляющих борьбу с коррупцией; привлечение к этой деятельности средств массовой информации, общественности, как граждан, так и общественных формирований; создание обстановки нетерпимости, осуждения и аморальности любого факта проявления коррупции всех уровней.

 



скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: