Авторская программа молодежного движения «РАДУГА» как система воспитательной работы в школе




Авторская программа молодежного движения «РАДУГА»

как система воспитательной работы в школе.



Учитель ИЗО МОУ СОШ № 22 п Кубань Гулькевичский р Краснодарский край

Прадкина Светлана Александровна



Пояснительная записка.

Сегодняшняя школа должна стать не только, местом где постигаются разнообразные науки, но и школой практического гуманизма. Необходимо создать целостное пространство духовно – нравственного развития и воспитания школьников, которое определяет не только урочную, но и внеурочную, внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются объединить усилия всех социальных субъектов – участников воспитания: семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта. Совместная работа может обеспечить высокую результативность в формировании духовно — нравственных ценностей будущего поколения, таких как :

  • патриотизм – любовь к Родине, к своему народу;

  • социальную солидарность – доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

  • гражданственность – служение Отечеству, закон и правопорядок;

  • уважение к семье – любовь, здоровье, забота о старших и младших;

  • трудолюбие и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

  • интерес к наукам и любознательность – понимание ценности знаний, стремление к истине;

  • духовность – представления о вере, ценности религиозного мировоззрения;

  • любовь к родной природе – родной земле, экологическое сознание;

  • толерантность – интерес к многообразию культур, доброжелательное отношение к людям других народов.

Создание программы молодежного движения «Радуга» обусловлена необходимостью создания системы развития и воспитания обеспечивающей формирование личности школьника как идеального представителя гражданского общества, способного осознавать и оценивать свои мысли и действия.







Проблема

Сегодняшние учащиеся живут в очень динамичное, наполненное событиями и переменами время.

  1. Возросла информированность детей. Если раньше школа была основным источником получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе – несомненное преимущество современных детей. Однако , увеличение информации, воспринимаемой детьми, порой оборачивается негативной стороной. Информация часто агрессивна, чрезмерна, представляет прямую угрозу психологической опасности ребенка, его личному развитию. Очень часто современные средства массовой информации навязывают «ценности», которые не способствуют нравственному росту детей. Исчезают такие понятия, как доброта, отзывчивость, сострадание, понимание, патриотизм.

  2. Современные дети относительно мало читают. Телевидение , фильмы, видео вытесняют чтение как познавательную и художественно – эстетическую деятельность. Низкая культура чтения отражается на обучении в школе. Появляются проблемы, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов, трудности развития логического мышления.

  3. Еще одна проблема связана с ограниченностью общения со сверстниками. Это значительно затрудняет освоение детьми системы моральных норм и взаимоотношений, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости, толерантности и т.д.

  4. Наряду с ростом удельного веса группы одаренных и способных детей, растет количество «проблемных» ребят, которых относят к группе риска (интеллектуально пассивных, испытывающих трудности в обучении и др.). Повышенная уязвимость детей и подростков из группы риска требует большого внимания

Внеурочная деятельность дает возможность решить и реализовать ряд актуальных задач, связанных развитием духовно — нравственной личности школьника, воспитанием мира и чувств ребенка, его эмоциональной чуткости, активно – действенной отзывчивости на добро и зло.

Актуальность и новизна программы.

Авторская программа молодежного движения « Радуга» составлена согласно Письму Минобразования России от 18.06.2003. № 28-02-484/16



Актуальность и новизна программы обусловлена несколькими причинами.

Во – первых, в российском обществе не первый год звучит тема о привлечении детей и подростков в различные молодежные организации — клубы, валантерские движения, которые способны решить ряд актуальных задач, связанных с развитием духовно — нравственной личности .

Во – вторых, именно в школе формируются качественно новые и закрепляются уже сформированные ранее духовно – нравственные ценности личности ребенка.

В-третьих, программа молодежного движения «Радуга» объединяет социальные субъекты: семью, школу, детскую и взрослую библиотеки, ДК, ДХШ, ДМШ, ДЮСШ — для решения приоритетных задач в воспитании будущего поколения.

Краткая характеристика программы, ее значимость.

Программа молодежного движения «Радуга» отражает принципы комплексного подхода в воспитании. В процессе совместной работы семьи, школы, детской и взрослой библиотеки, ДК, ДХШ, ДМШ, ДЮСШ – подростки приобретают социальные знания, понимание социальной реальности в повседневной жизни, получают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества и самостоятельного общественного действия.

Основное назначение программы – объединить действия и опыт социальных субъектов – участников воспитания для развития и воспитания высоконравственной, ответственной, инициативной, компетентной личности ребенка.

Цель программы:

Создание благоприятных условий для формирования социально – активной, высоконравственной, инициативной личности, оказание педагогической поддержки в раскрытии внутренних резервов, развитии творческих способностей подростков.

Задачи программы:

  • формирование гражданской личности, осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире;

  • приобщение подростков к ведущим ценностям отечественной и мировой культуры; понимание и уважение ценностей иных культур, осознание человеком своей сопричастности к судьбам человечества;

  • развитие самоуважения, самодостоинства, возможности человека быть самим собой и принимать самостоятельные решения в самых разных социальных ситуациях;

  • развитие ответственности за принятые решения, действия и поступки перед самим собой и другими людьми;

  • формирование доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

  • развитие уважения к окружающим, умение слушать и слышать, признавать право каждого на собственное мнение;

  • принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им;

  • формирование чувства прекрасного благодаря знакомству с мировой и отечественной культурой;

  • развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

  • формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.


Основные направления развития личности:

  • личностная культура;

  • социальная культура;

  • семейная культура.

Личностная культура – это:

  • готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни;

  • готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, оценивать свое поведение, поступки;

  • трудолюбие, бережливость, способность к преодолению трудностей; осознание ценностей других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать.

Семейная культура – это:

  • осознание ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;

  • понимание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших.

Социальная культура – это:

  • осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей;

  • развиватие чувства патриотизма и гражданской солидарности;

  • способность к сознательному личностному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, родителями, будущими поколениями.



Условия реализации программы.

Программа молодежного движения «Радуга» предназначена для реализации

в 8 — 9 классах.

Сроки реализации – 2 года


Направления и формы достижения воспитательных результатов

Познавательная:

  • познавательные беседы,

  • предметные олимпиады,

  • интеллектуальные игры,

  • исследовательские проекты.

Досугово – развлекательная деятельность:

  • концерты,

  • инсценировки,

  • праздники.

Художественное и литературное творчество:

  • занятия объединений художественного творчества,

  • выставки,

  • акции.

Социальное творчество:

  • акции,

  • коллективно – творческое дело,

Трудовая деятельность:

  • занятия по конструированию,

  • трудовые десанты,

  • акции.

Спортивно – оздоровительная деятельность:

  • занятия в спортивных секциях,

  • беседы о здоровом образе жизни,

  • школьные спортивные турниры и оздоровительные акции.

Туристко – краеведческая деятельность:

  • экскурсии,

  • походы,

  • исследовательская работа.

Героико — патриотическая:

  • КТД,

  • исследовательская работа.



Методы :

Словесные : рассказ, диалог, наблюдение, беседы, прослушивание литературных и музыкальных произведений ( народных, классических, современных), дискуссии.

Наглядные: показ видеоматериалов, мультимедийные презентации, репродукции произведений искусства, фотографии.

Практические: художественное и литературное творчество, конкурсы, проведение праздников, акций, КТД.



Ожидаемые результаты.

  • Осознание себя гражданином Росси на основе принятия общих национальных нравственных ценностей.

  • Осознание ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации.

  • Приобретение подростками социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества и т.п.).

  • Готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни.

  • Укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях.

  • Формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле.

  • Развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства


Формы проведения итогов реализации программы.



Проведение КТД, мероприятий, публичных отчетов.



Материальное обеспечение программы.



Мероприятия проходят в кабинете, библиотеке, ДК.

Оборудование: компьютерная техника, мультимедийный проектор и видеоаппаратура — для дополнительного привлечения и эффективного использования информационных ресурсов.

При поведении диагностики используются тесты, при проведении костюмированных праздников используются костюмы.





План работы в первом полугодии (8 класс)

Направления деятельности

сентябрь

октябрь

ноябрь

Декабрь

познавательная

Законы и правила для тебя

Выставка рисунков и плакатов, посвященных Дню толерантности

Участие в предметных олимпиадах

Участие в предметных олимпиадах

Досугово — развлекательная


Профориентационный КВН

КТД «Город мастеров»


Художественное и литературное творчество

Выставка рисунков «Край наш казачий – родная Кубань»

Конкурс стихов, сочинений, плакатов, рисунков, посвященных Дню учителя

Выставка ДПИ «Золотая осень»

Творческая мастерская «Город мастеров»

Социальное творчество

Выставка плакатов, газет «Спасибо – нет!»


Акция «Операция забота»


Трудовая деятельность


Акция «Чистота залог здоровья»


Трудовой десант

Спортивно – оздоровительная деятельность

Конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья»

Участие в спортивных соревнованиях по футболу

Участие в спортивных соревнованиях по баскетболу

Спортивные старты «В здоровом теле – здоровый дух»

Туристско – краеведческая деятельность

Туристический поход


Экскурсия в музей ОПХ Кубань


Героико- патриотическая деятельность



Конкурс исследовательских работ «История моей семьи в истории моей страны»

КТД

«Мы с вами, ветераны




План работы во втором полугодии (8 класс)

Направления деятельности

январь

февраль

март

апрель

май

познавательная

Конкурс исследовательских проектов

Беседа «Научи себя учиться»

Беседа «Познай себя»

Участие в предметных олимпиадах

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?

Досугово — развлекательная


Праздник «День святого Валентина»

Концерт, посвященный Международному женскому дню


Конкурс инсценировки военных песен

Художественное и литературное творчество

Конкурс

«Красота божьего мира»

Выставка рисунков и плакатов, посвященных Дню Защитника Отечества

Выставка рисунков и плакатов, посвященных Международному женскому дню

Акция «Мы против наркотиков»

Выставка рисунков и плакатов, посвященных Дню Победы

Социальное творчество


Концерт, посвященный«Дню Защитника Отечества, с приглашением ветеранов ВОВ

Акция

«Марафон толерантности»

Акция «Операция забота»

Акция «Мы с вами , ветераны»

Трудовая деятельность

Акция «Чистота залог здоровья»

Акция «Подарок ветерану»


Творческая мастерская «Город мастеров»


Спортивно – оздоровительная деятельность

Мама, папа, я – спортивная семья

День здоровья

Беседа «Увлечение спортом – мода или сохранение здоровья»

Участие в спортивных соревнованиях по баскетболу

Участие в спортивных соревнованиях по футболу

Туристско – краеведческая деятельность

Туристический поход



Исследовательский проект «Ни кто не забыт»

Туристический поход

Героико- патриотическая деятельность


Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны



Выставка рисунков , стихов, посвященных Дню Победы





План работы в первом полугодии (9 класс)

Направления деятельности

сентябрь

октябрь

ноябрь

Декабрь

познавательная

Беседа «Психология успеха»

Акция

«Дерево толерантности»

Участие в предметных олимпиадах

Участие в предметных олимпиадах

Досугово — развлекательная


КТД, посвященное Международному дню толерантности

Концерт, посвященный

Дню матери

Праздничный вечер

«Новогодний калейдоскоп»

Художественное и литературное творчество

Конкурс рисунков «Как прекрасен этот мир»

Конкурс стихов, сочинений, плакатов, рисунков, посвященных Дню учителя

Акция

«Скажи наркотикам нет»

Фестиваль «Эстафета искусств»

Социальное творчество

Акция «Конфета за сигарету»


Акция «Операция забота»

Акция «Открытка ветерану»

Трудовая деятельность

Акция «Старость нужно уважать»

Акция «Чистота залог здоровья»

Трудовой десант

Творческая мастерская «Город мастеров»

Спортивно – оздоровительная деятельность

Конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья»

Беседа «Здоровье – счастье для человека»

Спортивные соревнования по баскетболу

Беседа «В здоровом теле – здоровый дух»

Туристско – краеведческая деятельность

Туристический поход


Экскурсия в музей ОПХ Кубань


Героико- патриотическая деятельность


Конкурс исследовательских работ «История моей семьи в истории моей страны»

КТД

«Люди, мужество которых потрясло мир»




План работы во втором полугодии (9 класс)

Направления деятельности

январь

февраль

март

апрель

май

познавательная

Конкурс исследовательских проектов

Дискуссия

«Родительский дом»


Участие в предметных олимпиадах


Досугово — развлекательная


Праздник, посвященный Дню святого Валентина

КТД «Мне посчастливилось родиться на Руси»

Празднование Дня смеха

Конкурс инсценировки военных песен

Художественное и литературное творчество

Конкурс

«Красота божьего мира»

Выставка рисунков и плакатов, посвященных Дню Защитника Отечества

Выставка рисунков и плакатов, посвященных Международному женскому дню

Акция «Мы против наркотиков»

Выставка рисунков и плакатов, посвященных Дню Победы

Социальное творчество

Конкурс фотографий «Моя семья»

КТД «Защитники страны. Вчера. Сегодня. Завтра.»

Концерт, посвященный Международному женскому дню

Акция «Операция забота»

Акция «Открытка ветерану»

Трудовая деятельность


Акция «Чистота залог здоровья»


Акция посвященная, Дню защиты окружающей среды

Акция «Операция забота»

Спортивно – оздоровительная деятельность

Мама, папа, я – спортивная семья

Беседа «О здоровье знаю все, но …»

Беседа

«Здоровье в порядке – спасибо зарядке!»



Туристско – краеведческая деятельность

Туристический поход

Экскурсия в школьный музей


Экскурсия в музей ОПХ Кубань

Туристический поход

Героико- патриотическая деятельность


Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны

Исследовательский проект «Ни кто не забыт»

Конкурс сочинений, очерков, исследовательских проектов «Фашизм в истории человечества и в жизни каждой семьи»

Выставка рисунков , стихов посвященных Дню Победы







Литература:

  1. А.Арсеньев Подросток глазами философа. — М. Изд. Чистые пруды. 2009 г.

  2. Л.Гоямова От милосердия к гражданственности//Воспитание школьников. –М. Изд. Школьная пресса. №5/ 2008

  3. Н.К. Бортулева Социальный педагог подросткового молодежного клуба //Воспитание школьников. –М. Изд. Школьная пресса. №5/ 2010

  4. Ю.Азаров Педагогическое искусство патриотического воспитания//Воспитание школьников. –М. Изд. Школьная пресса. №6/2008

  5. В.А.Сухомлинский Рождение гражданина. – М. Изд. Молодая гвардия. 1989г.

  6. Т.Л.Шпакова Программа развития воспитательной системы второй и третьей ступени школы//Практика. –М.Изд.Сентябрь №5/2010 г.

  7. В.А.Караковский Воспитание в школе будущего//Классный руководитель №5/2010

  8. М.П.Нечаев Системный подход к организации работы классного руководителя с неблагополучными семьями//Классный руководитель №5/2010

  9. Н.Е.Щуркова Программа воспитания школьника//Классный руководитель №5/2010














Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса «Волшебники слова «Л.Н.Толстой «Веник»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: