Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №54
социальный педагог Сайфулина Зухра Мьяссаровна
«Лаборатория нерешённых проблем»
Деловая игра совместно родителей и детей
тема: «Что лучше: горькая правда или спасительная ложь? »
Цель: сформировать у обучающихся представление о правде и лжи, о добре и зле как этических категориях, об общепринятых нормах поведения, не закрепленных в законе. Дать возможность посмотреть на себя со стороны, по-другому оценить себя.
Задачи занятия:
образовательная: познакомить обучающихся с важнейшими понятиями раздела: «мораль», «добро», «зло», «правда», «ложь», показать их соотношение с уже известным подросткам понятием «нравственность»; познакомить учащихся с такими понятиями как «лаборатория», «консультанты», какие функции выполняют данные коллективы;
развивающая: развивать умение ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку, работать с разными источниками информации, умение формулировать проблему и находить пути её решения, умение давать себе и своим действиям объективную оценку, создавать условия для развития коммуникативной культуры, общительности, способности найти компромисс;
воспитательная: воспитывать у ребят умение работать в коллективе, прислушиваться к мнению других, воспитывать высокие нравственные качества, умение правильно оценивать ситуацию и определять правильную траекторию поведения, основываясь на нравственности и морали, привлекать родителей к совместной деятельности с детьми, переосмыслить подходы в вопросах воспитания.
Форма занятия: деловая игра.
Методы: частично-поисковый, исследовательский.
Целевая прогрессия: занятие № 4 рассчитано на 1 час, соответствует календарно-тематическому планированию социального педагога, относится к разделу «Я – гражданин», продолжает знакомить учащихся с основными этическими категориями.
Используемые технологии: элементы личностно-ориентированной технологии, информационной технологии, технологии сотрудничества, игровой технологии.
Формируемые компетенции:
информационная: планируют и извлекают, объясняют смысл, значение поиска, систематизируют информацию по заданному вопросу информационных ресурсов, пользуясь поисковыми системами интернет;
коммуникативная: представляют результаты обработки информации в электронном продукте, определяют жанр и содержание выступления в соответствии с заданной целью, высказывают мнения, дают сравнительную оценку событий;
самоменеджмент: анализируют проблемы, выполняют по заданному алгоритму текущий контроль своей деятельности.
Основные понятия занятия:
«Лаборатория – это учреждение, отдел, где проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования, анализы» С.И.Ожегов.
Добро – понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, например, помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру.
Зло – понятие нравственности, противоположное понятию добра, означающее намеренное, умышленное, сознательное стремление к причинению кому-либо вреда, ущерба, страданий.
Правда (истина) — отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания.
Ложь – утверждение, заведомо (или не заведомо) не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно (или неосознанно).
Оборудование:
Плакат с эпиграфом.
Плакаты с правилами работы групп.
Плакат с определениями понятий «добро» и «зло», «правда», «ложь».
Таблички с надписями: Лаборатория №1, Лаборатория №2, Лаборатория №3, Лаборатория №4
Карточки с заданиями для групп.
Карточки желтого цвета с высказываниями известных людей о правде и лжи.
Карточки зелёного цвета с пословицами поговорками для обсуждения.
Рефлексивные листы.
Словарь терминов.
Фломастеры.
Ватман.
Ожидаемые результаты:
освоив материал занятия, учащиеся смогут:
узнать значение основных терминов;
работать с различными источниками информации и отбирать полезную информацию по теме;
принимать участие в деловых играх, высказывать своё мнение, аргументировать свою позицию, то есть получить опыт самостоятельного действия;
осознавать важность умения правильно оценивать ситуацию и определять правильную траекторию поведения, основываясь на нравственности и морали;
применять полученные знания в современной жизни.
План и этапы мероприятия:
Организационный момент (Готовность к занятию, инструктаж работы во время деловой игры) – 1 минута.
Ход деловой игры – 32 минуты.
Обсуждение игры – 7 минут.
Рефлексия, выставление оценок – 4 минуты.
Итоги занятия и домашнее занятие – 1 минута.
Предварительная подготовка обучающихся:
Изучение технологии «Лаборатории нерешённых проблем».
Определение темы деловой игры.
Распределение ролей участников.
Поиск и систематизация информации по теме.
Подготовка вопросов для обсуждения учащимся:
Что такое «правда», «ложь», «добро» и «зло»?
Что лучше ложь или правда, истина или сострадание?
Что нужнее?
Первый этап занятия.
Организационный момент (1 минута).
Обучающиеся проходят в аудиторию и занимают соответствующие места.
Социальный педагог объявляет тему и цель данного мероприятия, знакомит с примерным содержанием работы всех участников деловой игры и её правилами.
Второй этап занятия.
Ход деловой игры (32 минуты).
Работа в группах, комментарии ведущего, консультантов. Выступления представителей групп соответствуют плану и строго регламентированы.
Третий этап занятия.
Обсуждения деловой игры «Лаборатория нерешенных проблем» (7 минут).
Участники, зрители, консультанты высказывают своё мнение, обмениваются репликами и вопросами.
Четвертый этап.
Рефлексия и выставление оценок (4 минуты). Все участники деловой игры заполняют рефлексивные листы. Секретарь подводит итоги, определяет команду-победителя. Социальный педагог выдаёт звёздочки (красного, желтого и зелёного цветов, заменяющие оценки «5», «4, «3» соответственно) всем участникам и активным зрителям за вопросы и реплики из зала.
Пятый этап.
Педагог подводит итоги, акцентирует внимание на ключевых понятиях темы, раздаёт всем участникам деловой игры «Словарь», задает домашнее задание.
Домашнее задание: найти высказывания известных людей или народную мудрость по теме нашей лаборатории о правде и лжи, обсудить в семейном кругу, написать заметку в школьную газету «Пятёрочка».
Сценарий заседания лаборатории нерешённых проблем по теме:
«Что лучше: горькая правда или спасительная ложь?»
Ведущий
Добрый день, ребята! Рассаживайтесь удобней, не стесняйтесь и будьте внимательны. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить на тему: «Что лучше: «горькая» правда или спасительная ложь?» Цель нашей работы – выяснить, что мы понимаем под словами «правда», «ложь», «добро» и «зло», узнать, что лучше ложь или правда, истина или сострадание? Что нужнее?
Сегодня мы встретились с вами на очередном заседании «Лаборатории нерешенных проблем». Кто-то из вас уже присутствовал на наших заседаниях, а кто – то пришел в первый раз. Давайте вспомним, что же обозначает слово ЛАБОРАТОРИЯ.
(идет обсуждение в группах).
Ведущий
Лаборатория – это специально оборудованное помещение для проведения опытов, исследования проблем.
Мы сегодня будем исследовать понятия «правда», «ложь», «добро» и «зло». Эпиграфом к заседанию нашей лаборатории мы выбрали слова известных писателей: Пьера Жана Беранже «Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой» и Леонида Леонова «Пожалуй, и в наши дни горькое да упреждающее словцо куда полезнее усыпительных гуслей». У вас в ходе работы сформируются свои понятия что такое «горькая» правда и утешительная ложь и своё отношение словам этих писателей.
Ведущий
В начале работы я познакомлю вас с правилами работы и представлю присутствующих на нашем заседании.
Сначала представляются группы учащихся, затем те люди, которые будут помогать ведущему, анализировать работу групп. Это могут быть: классные руководители, социальный педагог, педагог – психолог, учащиеся старших классов
Правила работы:
1. Работаем и обсуждаем в группе.
2. Во время ответов не шумим, слушаем внимательно.
3. Каждый имеет право высказать свое мнение.
4. Каждый имеет право на ошибку.
5. Критикуем не человека, а мнение.
По результатам каждого этапа мероприятия отдельным ребятам вручаются лепестки желтого, розового, красного цвета в зависимости от степени творческой активности, любознательности, настойчивости и упорства, способности к сотрудничеству к концу занятия вы сможете представить свой «Цветок познания».
(Правила работы оформляются на листах формата А-3 и находятся на доске перед глазами ребят).
Ведущий
Каждый из вас уже в той или иной степени владеет определениями понятий «правда», «ложь», «добро» и «зло». Мы часто слышим, когда говорят: «Лучше «горькая» правда, чем утешительная ложь».
Как-то так сложилось, что быть честным в крупном и лестно и приятно, а соврать по мелочам, ну это вроде как шутка, это так привычно, что многие малой своей лжи и не замечают. Есть такое высказывание: «Ложь во благо». Как вы понимаете это выражение? А что такое благо или добро? (Ответы детей)
Как вы думаете, чего на Земле больше: добра или зла? (Ответы детей) Вы, наверное, слышали такие выражения: «У него доброе сердце» или « у него холодное сердце». Как вы их понимаете? (Г.Х. Андерсен «Снежная королева», В. Гауф «Холодное сердце»)
Ведущий: Какие поступки совершал Кай с ледяным сердцем? (Это и грубость, и предательство, и зависть, и жадность…) (Ответы детей).
Так что же такое доброта? Как вы думаете, вежливость – признак доброты?
Человек доброжелательный, желающий другим блага и ведёт себя соответственно. Он не сможет быть злым, грубым, жестоким. Его отношения с людьми окрашены приветливостью, улыбкой, проявлениями внимания и заботы.
Так что же такое «правда», «ложь», «добро» и «зло»?
Сейчас вы в группах за 3 минуты должны выяснить, как каждый из вас понимает эти слова, и представить обобщенное мнение группы.
1 группа даёт определение слову зло
2 группа даёт определение слову добро
3 группа даёт определение слову ложь
4 группа даёт определение слову истина
(Участники обсуждают в группах, а затем каждая группа представляет свое понятие и определение слов «правда», «ложь», «добро» и «зло».)
Ведущий
Очень хорошо, мы выслушали ваши мнения по этому вопросу. В ваших ответах было нечто общее, в чем-то они различались. А сейчас мы попросим наших консультантов рассказать нам, что же означают слова «правда», «ложь», «добро» и «зло».
Консультация 1
Добро – понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, например, помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру.
Зло – понятие нравственности, противоположное понятию добра, означающее намеренное, умышленное, сознательное стремление к причинению кому-либо вреда, ущерба, страданий.
Правда (истина) — отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания.
Ложь – утверждение, заведомо (или не заведомо) не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно (или неосознанно).
(Определение понятия лучше заготовить заранее на листе формата А3 и после обсуждения поместить на доске).
Ведущий
Вот мы и выяснили, что такое «правда», «ложь», «добро» и «зло».
А сейчас мы с вами должны выяснить, что лучше ложь или правда, истина или сострадание? Что нужнее?
Ложь во благо (благородная ложь, святая ложь) — ложь, которая в случае её раскрытия принесёт слушателю или третьим значительный вред, однако в то же время представляет собой значительную выгоду самому слушателю либо обществу в целом. Примерами лжи во благо является уверение умирающего человека, что с его сыном всё в полном порядке, несмотря на то, что на самом деле у
последнего сломана нога; введение в заблуждение преступника, и т. п.
(идет обсуждение в группах)
Из ваших высказываний можно сделать вывод, что в жизни в равной степени присутствуют ложь и правда. Это разные стороны одной медали, где медаль – сама жизнь. Ложь бывает спасительной, необходимой, а правда порой горькой и даже жестокой.
Следующее задание, которое вам предстоит выполнить, заключается в том, что вы попробуете из представленных выражений, записанных на бланках белого цвета, выбрать и добавить по желанию свои те, что подчеркнут
1 группа – плюсы горькой правды,
2 группа – минусы горькой правды,
3 группа – плюсы утешительной лжи,
4 группа – минусы утешительной лжи
(Время на работу 5 минут)
Приложение 1
После выступлений групп выслушивается комментарий социального педагога, который обобщает работу групп. Выводы консультанты записывают на ватмане А1 в виде таблицы: «+» и «-» горькой правды и утешительной лжи.
«+» плюсы | «-» минусы |
Правда всегда лучше, чем ложь | Усиливает страдания человека |
Предъявляет к человеку высокие требования | Сильных людей мало, человек слаб |
Показывает сильного человека | Презирает слабого |
Делает человека сильнее | Разрушает иллюзии |
«+» плюсы | «-» минусы |
Утешает, щадит человека | Приносит страшное разочарование |
Жалеет человека | Размягчает душу, человек слабеет |
Желает угодить, услужить людям | Порождает рабскую психологию, внушает покорность к тому, кто сильнее тебя |
Говорит о любви к людям | Не имеет конкретных действий, парализует волю человека |
Ведущий
Продолжаем заседание. Сейчас каждая группа получит карточку зелёного цвета с пословицами и поговорками по теме нашей лаборатории. (Приложение 2) Ваша задача прочитать и объяснить смысл пословицы и поговорки. Время на работу в группах – 2 минуты. После этого представитель каждой группы громко зачитывает высказывание и дает комментарий к нему. Все остальные могут помогать и дополнять.
Приложение 2
Народная мудрость
Участники обсуждают задание в группах, а затем каждая группа представляет свое мнение. Будет хорошо, если обсуждаемая участниками фраза сразу же будет появляться на доске. Лучше всего распечатать их на листах формата А3 и по мере выступления групп крепить к доске.
Ведущий
А сейчас каждая группа получит карточку жёлтого цвета с высказыванием известных людей по теме нашей лаборатории. (Приложение 3) Ваша задача обсудить в группе, как вы понимаете смысл данного высказывания, согласны ли вы с этим мнением. Время на работу в группах – 2 минуты. После этого представитель каждой группы громко зачитывает высказывание и дает комментарий к нему. Все остальные могут помогать и дополнять.
Приложение 3
Участники обсуждают задание в группах, а затем каждая группа представляет свое мнение. Будет хорошо, если обсуждаемая участниками фраза сразу же будет появляться на доске. Лучше всего распечатать их на листах формата А3 и по мере выступления групп крепить к доске.
Ведущий
На сегодняшнем заседании нашей лаборатории вы проявляли активность, любознательность, работоспособность. Приглашаем капитанов принять участие в конкурсе «Заменяем плохие слова на хорошие».
Капитанам по очереди говорится слово, они должны назвать противоположное по смыслу.
ласка | |
Злость | жадность |
Грусть | весёлье |
Вражда | дружба |
Горе | радость |
Ненависть | любовь |
Обман | правда |
Унижение | похвала |
Жестокость | нежность |
Трусость | смелость |
Равнодушие | забота |
Лень | трудолюбие |
Ведущий
Добрые сердца – это сады. Добрые слова – это корни. Добрые мысли – цветы. Добрые дела – плоды. Так заботьтесь о своём саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
Вот и подошло к концу очередное заседание нашей лаборатории. Сейчас социальный педагог проанализирует вашу работу, как вы обсуждали вопросы в группах, насколько были активны.
Ведущий
Спасибо всем за работу. Я думаю, что информация, которую мы подготовили, была для вас интересна и полезна. Сейчас я попрошу вас заполнить рефлексивные листы
Приложение 4.
Понравилась ли деловая игра?
Как ты себя чувствовал в этой игре?
Что не понравилось?
Нужны ли такие формы общения?
Все участники деловой игры заполняют рефлексивные листы. Секретарь подводит итоги, определяет команду-победителя. Социальный педагог выдаёт лепестки (красного, желтого и розового цветов, заменяющие оценки «5», «4, «3» соответственно) всем участникам и активным зрителям за вопросы и реплики из зала, каждой командой составляется свой «Цветок познания».
Ведущий подводит итоги, акцентирует внимание на ключевых понятиях темы, раздаёт всем участникам деловой игры «Словарь», задает домашнее задание.
Домашнее задание: найти высказывания известных людей или народную мудрость по теме нашей лаборатории о правде и лжи, обсудить в семейном кругу, написать заметку в школьную газету «Пятёрочка». Пожелание находить в жизни применение пословиц и поговорок, которые несут добро, радость знания.
До встречи на следующем заседании нашей лаборатории, тема которой «Твои права и обязанности».
Литература
Новиков Ю.В. Добро и зло: выбор длиною в жизнь. М., 2006.
Новиков Ю.В. Практическая психология. Ступени сознания. Ростов н/Д, 2006.
Сборник пословиц и поговорок народов мира. М., 19995.
Чудаков А.П. Слово – вещь – мир. От Пушкина до Толстого. М., 1992.
Энциклопедия хороших манер. СПб.: Золотой век, 1996.
Интернет – ресурсы: