Гусарская баллада (литературно-музыкальная композиция)


79

Г усарская баллада

Театрализация и история

Отечества


История – это самый великий сценарий патриотического воспитания человечества.

Важным для формирования социальной идентичности личности является осознание ребенком себя как будущего гражданина своей страны, наследника и носителя культуры, которая имеет высокую ценность в мировом сообществе. Возможность гордиться своими предками столь же важна для формирования чувства уверенности в себе, как и возможность обоснованно уважать и гордиться своими родителями. Задача педагога в том, чтобы познакомить детей с героями, выдающимися деятелями культуры, подвижниками, наиболее яркими достижениями их соотечественников. Мы пригласили детей на страницы героической истории своего Отечества. Это путешествие не только во времени, но и в пространстве. Театральная сцена – самая настоящая машина времени!


Гусарская баллада


Занавес закрыт, звучит музыка П. И. Чайковского «Героическая». На музыке записан голос взрослого «Защитникам Отечества в войне 1812 посвящается…» Перед занавесом, на авансцену, выходят трое детей.

1-й ребенок.

На поле бранном тишина,

Огни между шатрами,

Друзья, здесь светит нам луна,

Здесь кров небес над нами.

2-й ребенок.

Родного неба милый свет,

Знакомые потоки,

Златые игры первых лет

И первых лет уроки,

3-й ребенок.

Что вашу прелесть заменит?

О, родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя?

Дети уходят.

Музыка звучит громко, открывается занавес. На сцене декорация для привала: костер, палатка, пеньки…

Ведущая. В жизни нашей страны есть события, значение которых так велико, что рассказы о них переходят из века в век. Каждое новое поколение хочет слышать их, потому что когда узнаешь, какими сильными были наши прадеды, как любили они свою землю, гордились ею, как умели с честью выйти из беды, то хочется быть похожими на них. Война 1812 года, победа над Наполеоном, битва на Бородинском поле вот о чем расскажут герои, которых вы сегодня увидите на этой сцене.

Под музыку появляются воины-гусары: «бывалый», «молодой» и просто гусары. Все рассаживаются вокруг «бывалого».


Бывалый гусар.

Был вчера я солдатом, а сейчас генерал.

За Россию сражался, под Москвой полк стоял.

Те далекие годы никогда не забыть.

Обещаем Отчизне так же верно служить.

Молодой гусар.

Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

Свежие документы:  Урок на тему «ПАРТНЁРСТВО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА»

Бывалый гусар.

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя,

Богатыри не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля…

Не будь на то Господня воля

Не отдали б Москвы!

1-й гусар.

Два дня мы были в перестрелке.

Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день.

Повсюду стали слышны речи:

«Пора добраться до картечи!»

И вот на поле грозной сечи

Ночная пала тень.

2-й гусар.

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам…

Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.


3-й гусар.

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

4-й гусар.

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел.

Звучал булат, картечь визжала.

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

5-й гусар.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась – как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

Бывалый гусар.

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри не вы.

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!

Музыка. Занавес закрывается.

Ведущая (перед занавесом). Участник Бородинской битвы и многих других сражений, герой Отечественной войны 1812 года Александр Александров. Долгое время никто не знал, что под этим именем сражалась замечательная русская женщина Надежда Дурова. О ней написаны книги, снят фильм. А сегодня вы познакомитесь с ней на нашей сцене.

Итак, Шурочка – Александра перед уходом в армию, прощается с домом и своей куклой Светланой.

Звучит мелодия Т. Хренникова «Колыбельная».

Занавес открывается, на сцене декорация комнаты Шурочки: ширма, имитирующая комнату, маленькая детская кроватка с куклой.

Шура.

Прощай, мой старый дом!

Быть может, навсегда.

Здесь я росла, шалила и играла…

Бережно берет куклу.

И ты прощай! Скучай здесь без меня!

Закрылись глазки у тебя, Светлана.

Ну, спи, бедняжка! Я тебе спою

Песнь колыбельную, любимую твою…

Укладывает куклу и поет:

Свежие документы:  Сценарий выпускного вечера в 4 классе «Бал цветов»

Лунные поляны…

Ночь, как день, светла…

Спи, моя Светлана,

Спи, как я спала…

В уголок подушки

Носиком уткнись…

Звезды, как веснушки,

Мирно смотрят вниз…

Занавес закрывается.

Ведущая. И вот Шурочка на войне. Несмотря на молодость, корнет смел, отважен, и никто не догадывается, что это девушка. Но однажды в штаб приезжает граф Нурин, старый знакомый их дома. Ему кажется, что он узнал Шурочку, о чем и докладывает фельдмаршалу Михаилу Кутузову.

Занавес открывается.

На сцене в кресле сидит Кутузов, перед ним граф Нурин.

Нурин.

Вы сами все проверьте, князь,

А я ручаюсь вам:

Гусары все, как на подбор,

С усами! А сей корнет…

Кутузов.

Ну, что за чудеса!

Девица – и в войсках!

Спрошу его я сам…

А вы пока по штабу ни словечка!

Нурин.

Клянусь Вам, князь!

Я буду нем, как печка!

Кутузов.

Пришлите мне его.

Нурин выходит.

Входит Шура.

Шура.

Вы звали, ваша светлость?

Кутузов.

Да, корнет…

Скажи, который год тебе?

Шура.

Семнадцать…

Кутузов.

А на войне тебе не страшно драться?

Шура.

О, ваша светлость, нет!

Кутузов.

Твое как имя?



Шура.

По дяде Александром звать…

Кутузов.

Задам тебе еще один вопрос,

Не удивляйся, коли… Ну, короче…

Корнет, вы девушка?

Шура.

Врать не имею мочи

Вам, ваша светлость…

Да, девушка я…

Кутузов.

Что-с?! Как смели вы комедию устроить

Из чести воинской?

Шурочка.

Хотела стать героем…

Коль родина в беде –

Нет силы дома быть!

Кутузов.

В герои захотелось?! Слава Богу,

Еще мужчин в державе русских много…

Шура.

А если все: ум, сердце, силы, нервы –

Приказа просят – за тебя, страна,

Мать – родина, отдать все без остатка.

Кутузов(покачав головой).

Ну что ж, служи…

Шура (отдает честь Кутузову и, развернувшись лицом к зрительному залу, радостно).

Честь воинскую, клянусь, не уроню.

Доверье оправдаю!

Звучит музыка.

Шурочка поет:

Меня зовут юнцом безусым

Мне это, право, это, право, все равно.

Зато не величают трусом

Давным-давно, давным-давно, давным-давно.

Занятые в инсценировке, подходят к Шурочке и поют все вместе.

И если враг в слепой надежде

Русь покорить, Русь покорить захочет вновь,

Его погоним, как и прежде, давным-давно,

Давным-давно, давным-давно.

Занавес.


В композиции использованы произведения В. Жуковского «Певец во стане русских воинов», М. Лермонтова «Бородино» и отрывок из

Свежие документы:  Консультация для родителей «Путь становления творческих способностей детей»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: