Индивидуальная образовательная программа по биологии для группы учащихся. Автор Гринькова О.В.,учитель биологии
Тема: « Микромир в капле воды»
Цель: создание условий для саморазвития личности учащегося, стремящегося познать окружающий мир
Задачи:
учиться работать с научно-популярной литературой: книги, справочники, определители, статьи в журналах и газетах;
совершенствовать навыки работы с микроскопом;
отрабатывать первичные навыки исследовательской деятельности;
подготавливать для работы питательные среды для выращивания простейших и бактерий;
моделирование поведения микроорганизмов в различных изменяющихся ситуациях.
Образовательная деятельность:
Содержание деятельности учителя-куратора | Содержание деятельности учащихся. | Срок выполнения. | |
1. | Первичное собеседование с учащимися по теме ИОП, входное анкетирование, выстраивание ИОТ, помощь в подборе литературы по теме исследований. | Выбор темы ИОП, ответы на первичное входное анкетирование, выстраивание с куратором ИОТ, консультации с библиотекарями и составление каталога научно-популярной литературы по теме ИОП. | Октябрь 2007 г |
2. | Инструктаж по ТБ при работе с лабораторным инструментарием, подбор лабораторных опытов по исследованию микроорганизмов, оказание методической помощи в постановки опытов по выращиванию простейших в различных средах. | Знакомство с описаниями экспериментов по выращиванию культуры микроорганизмов в различных питательных средах, составление инструктивных карточек по лабораторному практикуму. Приготовить различные питательные среды и вырастить микроорганизмы типа простейшие. | Ноябрь 2007 г |
3. | Сопровождать методическими указаниями описание опытной части исследования. Научить работать с определителями микроорганизмов, отслеживание заполнения дневника исследований. | Оформить наблюдения в дневник ИОП. Научиться работать с определителем микроорганизмов, ведение дневника исследований, устранение проблемных ситуаций в ходе работы вместе с куратором. | Декабрь 2007 г |
4. | Проектирование слайдовой презентации и руководство деятельностью по подготовке учащихся к НПК. | Выполнить слайдовую презентацию « Мир бактерий и простейших», Изготовить буклеты для НПК и реферат «Микромир в капле воды»
| Январь 2008 г |
5. | Поддержка и помощь в подготовке материалов исследовательской работы к НПК. | Подготовка и выступление на НПК | Февраль 2008 г |
6. | Научить изготавливать памятки – советы для младших школьников для просветительской санитарно-гигиенической работы. | Сделать памятки – советы « Это надо знать» и распространить среди учеников младших классов в преддверии тёплого сезона. | Март 2008 г |
7. | Мониторинг деятельности по ИОП , выявление проблемных вопросов по деятельности в ИОП. | Определиться в необходимости работы для моего развития. | Апрель 2008 г |
8. | Итоговое анкетирование и проектирование дальнейшей деятельности по ИОП. | Участие в итоговом анкетировании и выбор темы для дальнейшей деятельности по ИОП. | Май.2008 г |
Ожидаемый продукт и результат совместной образовательной деятельности:
Рисунки траекторий движения микроорганизмов в различных средах;
Памятки – советы для учащихся младших классов « Это надо знать»;
Реферативная работа « Микромир в капле воды»;
Презентация « Мир бактерий и простейших».
Сроки деятельности: октябрь 2007 – май 2008 года.
Этапы деятельности.
Подготовительный этап– октябрь 2007 года
(Основные формы и виды деятельности: встречи, беседы, консультирование, анкетирование, определение содержания образования по биологии для каждого участника ИОП).
Основной этап – ноябрь 2007 года– март 2008 года
(Основные формы и виды деятельности: изучение научно- популярной литературы, исследовательская деятельность, занятия – практикумы, подготовка практических материалов).
Итоговый этап— апрель – май 2008 учебного года.
(Основные формы и виды деятельности: мониторинговая деятельность, итоговое анкетирование, рефлексия деятельности, выявление проблемных вопросов деятельности).
Промежуточный результат образовательной деятельности.
Промежуточный результат деятельности. | |
1.Изучение научно-популярной литературы. | 1. Составление каталога литературы по данной теме. |
2. Подготовка питательных сред для экспериментов.
| 2.Фотографирование рабочих моментов. |
3.Проведение исследований. | 3.Составление инструктивных карт деятельности для учащихся 6 классов |
4. Проектирование слайдовой презентации
| 4. Видиопрезентация работы. |
5. Подготовка реферативной работы. | 5.Составление буклетов для участников конференции. |
Пакет педагогической поддержки:
Консультации по проблемным вопросам деятельности;
Помощь в подборе литературы;
Предоставление инструментария для исследовательских работ;
Памятка по работе с Интернет ресурсами;
Мониторинг деятельности учащихся.
Методы исследования образовательной деятельности:
Входное тестирование, промежуточные мини рефлексии по ходу работы, итоговая рефлексия, анкета участника ИОП.
Приложение:
письменные формы рефлексий, дневник продвижения по ИОП.
Организация образовательной деятельности:
Содержание деятельности | Вид деятельности | Кол-во часов | Литература | |
1. | Знакомство с особенностью работы по ИОП. Входное тестирование. | Собеседование, Анкетирование.
| 1 час | Методические рекомендации по ИОП. |
2. | Выбор темы, составление плана образовательной деятельности. | Собеседование с куратором ИОП, выстраивание гипотез. | 2 часа | В.В Лункевич « Занимательная биология» |
3. | Знакомство с научно-методической литературой и составление каталога литературы. | Работа в библиотеке, консультация сотрудников библиотеки по составлению каталога. | 2 час | Составление каталога литературы. |
4. | Работа по теме «Простейшие» Закладка опытов по выращиванию культур микроорганизмов. | Работа с литературой и инструктивными картами по проведению экспериментов, наблюдение за объектами, описание опытов. | 4часа | К.Хаусман «Протозоология», руководство к лабораторным работам, С.А Блинкин «Вторжение в тайны невидимок» |
5. | Составление Памяток -рекомендаций для ребят младших классов « Это надо знать» | Творческая работа по выпуску буклетов – памяток. | 2 часа | Книга по практической микробиологии. |
6 | Закладка опытов по выращиванию культур бактерий в различных питательных средах. | Работа с литературой и инструктивными картами по проведению экспериментов, описание работы. | 4 часа | Руководство к лабораторным работам по ботаники, книга по микробиологии. |
7. | Проектирование слайдовой презентации « Мир бактерий и простейших» | Самостоятельная работа с информационными ресурсами. | 4 часа | Лункевич В.В «Занимательная биология», К.Хаусман «Протозоология», рисунки интернет
|
8 | Написание реферата на НПК И выступление на НПК в школе | Подбор литературы, консультации с куратором ИОП, составление таблиц и графиков, фотоработы. | 4 часа | Литература по каталогу. |
9. | Выбор дальнейшей деятельности по ИОП, Итоговое анкетирование | Планирование дальнейшей деятельности , рефлексия деятельности, анкетирование. | 1 час |
|
Приложение.
Анкета участника ИОП:
Почему ты решила работать по ИОП?
Чему ты хочешь научиться?
Сколько времени ты предполагаешь тратить на работу?
Какие трудности, возможно, встретятся в работе?
Как будешь преодолевать трудности?
Желаю всем успехов в увлекательном деле!
Литература для учителя – куратора:
1.М.М Поташник « Эксперимент в школьной практике» Москва 1991 год;
2. Н.А Галеева « Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии», Москва 2006 год
3. Н.Г « Я иду на урок биологии» Москва, Первое сентября, 2000 года;
4. Л.Н Дорохина « Руководство к лабораторным занятиям по ботаники с основами экологии» Москва, Просвещение 1989 год;
5. О.А Белянина « Методика изучения личности» Усть – Илимск, УИУ КГТУ, 2002 год
6. Подбор тестов и анкет по мониторингу исследовательской деятельности.
7. статья « Биологические компетенции» ж-л « Биология в школе № 7 2003 год
Литература для учеников:
В.В Лункевич « Занимательная биология» Москва. Наука 1998 год;
Н.И Сонин учебник по биологии» Живой организм» Дрофа 2002 год;
С.А Блинкин « Вторжение в тайны невидимок»Москва, Просвещение, 1971 год;
К. Хаусман « Протозоология» Москва, Мир 2988 год;
Энциклопедия для детей « Я познаю мир» Москва, 2002 год
Тест « Самооценка» (Промежуточное тестирование )
Подумай над предложенными ниже утверждениями, указав в 4 бальной системе своё отношение к ним. Оценка баллов: Я думаю об этом
– очень часто – 4 б; часто – 3 б; иногда- 2б; редко- 1б; никогда – 0б.
мне хочется, чтобы друзья подбадривали меня
постоянно чувствую свою ответственность за учёбу
я беспокоюсь о своём будущем
многие меня ненавидят
я обладаю меньшей инициативой в отличие от других
я беспокоюсь за своё психическое состояние
я боюсь выглядеть глупой
внешний вид других куда лучше, чем мой
я боюсь выступать с речью перед другими ребятами
я часто допускаю ошибки
как жаль, что я не умею говорить, как следует с другими людьми
как жаль, что мне не хватает уверенности в себе
мне хотелось чтобы, мои действия одобрялись другими людьми чаще
я слишком скромна
моя жизнь бесполезна
многие неправильного мнения обо мне
мне не с кем поделиться своими мыслями
люди ждут от меня очень многого
люди не особенно интересуются моими успехами
я слегка смущаюсь
я чувствую, что многие люди не понимают меня
я не чувствую себя в безопасности
я часто волнуюсь понапрасну
я чувствую себя не ловко, когда вхожу в комнату. Где уже есть люди
я чувствую. Что за моей спиной говорят обо мне
мне кажется. Что со мной произойдёт какая – то неприятность
я чувствую себя скованной
я уверена. Что люди почти всё принимают легче, чем я
меня волнует мысль о том. Что я не так общительна
в спорах я высказываюсь только тогда, когда уверена в своей правоте
я думаю о том, что ждёт от меня общественность
от 0 – 25 б вы уверены в своих действиях;
от26 – 45 б средний уровень самооценки;
от 46 – выше – низкая самооценка ( сомнения в своих действиях)