Интеллектуальная игра по русскому языку «Брейн-ринг» 7-8 класс




МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко Волоконовского района Белгородской области»















Интеллектуальная игра по русскому языку

7 – 8 класс


«Брейн-ринг»











подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна











с. Погромец

2013

Цель:

  • организовать игровую деятельность учащихся по проверке знаний, полученных при изучении курса русского языка.

Задачи:

  • способствовать формированию у школьников мотивации к учению,

  • содействовать развитию навыков самостоятельной коллективной работы,

  • содействовать развитию умения творческого применения знаний в новых ситуациях.


Описание мероприятия. В игре участвуют две команды по 6 человек. Они должны приготовить приветствия и выбрать капитанов. Проводится 3 тура-раунда. В каждом раунде будет разыгрываться 8 вопросов, каждый правильный ответ – 1 балл. Время на обсуждение вопроса – 30 секунд. Победительницей будет признана команда, набравшая большее количество баллов во всех 3 турах.


Оформление доски


  • Брейн-ринг (интеллектуальная игра)

  • Эпиграф. «Если штурмуешь познания кручи, выучи русский язык»

Сабир Абдулла

  • Плакат «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык»

И.С.Тургенев



Ход игры


I. Вступление

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте уважаемые участники брейн-ринга. Сегодняшнюю встречу мы посвящаем его величеству – Русскому языку.


Ученик читает стихотворение А. Яшина «Русский язык»


Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Он – язык луны и планет,

Наших спутников и ракет,

На совете за круглым столом

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.


II. Организационный момент

Ведущий. Сегодня в нашей игре принимают участие 2 команды: команда «Умники» и команда «Заумники». Это сильнейшие представители 7 и 8 класса – знатоки русского языка. Слово «брейн» в переводе с английского означает «мозг, ум», и на интеллектуальном ринге сегодня состязание лучших умов, знатоков русского языка.

Представление участников

Наша игра будет проходить под девизом: «Если штурмуешь познания кручи, выучи русский язык».

Правила игры:

  • проводим 3 тура-раунда;

  • в каждом раунде будет разыгрываться 8 вопросов, каждый правильный ответ – 1 балл;

  • время на обсуждение вопроса – 30 секунд;

  • до истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан поднимает сигнальную карточку и сообщает, кто ответит на этот вопрос;

  • если у игрока нет правильного ответа, дается время на обсуждение другой команде – 10 секунд;

  • после истечения времени команда должна дать ответ;

  • если и эта команда дает неправильный ответ, то тогда могут отвечать зрители.

  • победительницей будет признана команда, набравшая большее количество баллов во всех 3 турах;

  • призовой фонд: поездка в музей Ватутина.

Ведущий. Чтобы установить порядок выступления команд, приглашаю капитанов для жеребьевки.

(Проходит жеребьевка)

Итак, команды готовы?

Счет 0 – 0 1 раунд


1 раунд «Морфология»

1. Вы знаете о том, что в русском языке части речи делятся на 3 группы. Назовите эти группы и перечислите части речи, входящие в них.

Ответ.

Самостоятельные: Служебные: Особая:

1) имя существительное 1) предлог 1) междометие

2) имя прилагательное 2) союз

3) имя числительное 3) частица

4) глагол

5) наречие

6) причастие

7) деепричастие

8) местоимение



2. Какой частью речи являются слова: тысяча, миллион, миллиард. Почему?

Ответ. Это числительные, т. к. называют число предметов, отвечают на вопрос сколько? И могут быть записаны цифрами.


3. Какого рода слова: рояль, обжора, тюль, мозоль, пианино, жюри, ДК, такси, ГАИ, неряха?

Ответ:

рояль – м. р. пианино – ср. р. такси – ср. р.

обжора – общ. р. жюри – ср. р. ГАИ – ж. р.

тюль – м. р. ДК – м. р. неряха – общ. р.

мозоль – ж. р.


4. Ответьте на шуточный вопрос: «Что нужно сделать с существительными дорога, марка, сера, чтобы превратить их в прилагательные?»

Ответ. Поменять ударение.


5. Определите спряжение глаголов:

Устанешь(I) – место выберешь(I),

Присядешь(I) отдохнуть(I),

Глядишь(II) – дорогой дальней

И катит(II) кто-нибудь.

Привстанешь(I) – чтоб увидели(II),

Эх, только б не обидели(II)

И взяли(I) по пути.


6. Ответьте на шуточный вопрос: «Как перечислить по порядку 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни дня? Какие наречия помогут в этом?»

Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.


7. На каком языке написаны эти слова? Попробуйте их прочесть.

с о л

м в е

е с п

к я о

а к м

л о о

к м ж

а д е

в е т

Ответ. На русском. Смекалка во всяком деле поможет.


8. Какая часть линейки очень быстро тает на солнышке?

Ответ. Средняя часть – л-иней-ка



2 раунд «Синтаксис»


1. Что такое синтаксис? Дайте определение.

Ответ.

Синтаксис – это раздел грамматики, в котором изучается значение и строение синтаксических единиц – словосочетаний и предложений.


2. Определите, какими частями речи выражено в следующих предложениях подлежащее.

1) Сытый голодного не разумеет. (Имя прилагательное)

2) Опоздавшие не допускаются в класс. (Причастие)

3) Пришло и завтра. (Наречие)

4) Четырежды пять – двадцать. (Имя числительное)

5) Учиться – всегда пригодится. (Глагол)


3. Установите, каким членом предложения является слово время во всех случаях.

Дорого вовремя (обстоятельство) время (подлежащее),

Времени (дополнение) много и мало.

Долгое время (подлежащее) – не время (сказуемое),

Если оно миновало.

С. Я. Маршак

4. Ответьте на шуточный вопрос: «Почему во 2 предложении встречающих стало меньше? Куда делся товарищ брата?»

1) На вокзале Петр встретил мать, сестру, брата, своего товарища.

2) На вокзале Петр встретил мать, сестру, брата своего товарища.


Ответ. Опущена запятая после слова брата, одним однородным членом стало меньше.


5. Решите задачу-шутку. Какие знаки препинания нужно поставить между 4 и 5, чтобы:

1) получилось число > 4, но < 5,

2) получилось число меньше 1?

Ответ: 4,5 4:5


6. Один мальчик написал о себе следующее: «Всех пальцев у меня 205 на 1-й руке, столько же на другой, а на обеих ногах 10». Вопрос: «Почему он оказался таким?»

Ответ. Пропущено двоеточие после 20.


7. Ученикам 7 класса было дано задание вставить в предложение причастный оборот. Некоторые ребята не справились с работой. Вот что получилось у них.

1. Машинист впервые в своей жизни вёл электровоз, окончивший недавно курсы.

2. Дедушка присел на пенёк, собиравший грибы.

3. Пастух увидел наш костер, закоченевший в горах.

4. Подгоняемая лодка волнами неслась по реке.

5. Самолет сел на аэродром, вылетевший из Москвы.

Вопрос: «Как случилось, что электровоз окончил курсы, а аэродромы начали летать? В чем тут ошибка? Перестройте предложения».

Ответ. Причастный оборот должен стоять до или после слова, к которому он относится. Между словами, входящими в причастный оборот, не должно стоять других слов.


8. Каким членом предложения может быть выделенное слово в зависимости от ударения в предложении?

На сверкающем золотом шпиле развевался флаг.

Ответ. Если ударение падает на 1 слог, то это слово является дополнением. Если ударение падает на 2 слог, то это слово является определением.



3 раунд. Вопрос-шутка для капитанов


Ведущий. На ринг приглашаются капитаны, на каждый вопрос – ответ-экспромт.

1. Какая буква в русском языке все время плачет?

(ы)

2. Какая буква, подобно «ы», может «обижаться» на то, что ее не пишут в начале русских слов?

(й)

3. Чем кончается день и ночь?

(ь)

4. Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встречается оно, а в огороде втрое?

(о)

5. Чем больше из нее берешь, тем больше она становится?

(яма)

6. Чему на свете нет ни меры, ни веса, ни цены?

(огню)

7. Из какого полотна не сошьешь рубашки?

(ж/д)

8. Каким поясом не подвяжешься?

(климатическим)


Ведущий. Пока жюри подводит итоги, для зрителей тайм-аут.

Подскажи словечко:

1. Эта палочка –

Бамбук

Для вьетнамца

лучший (друг)


2. Замутило, понадуло,

Залохматило кругом.

Это белочка махнула

В поле дымчатым (хвостом)

3. В празднике в небо

Взлетает букет.

Секунда-другая…и

Вот его нет. (фейерверк)


4. Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает,

Отправляется в полет

Это русский (вертолет)

5. Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят

Водой (не разольешь)


Ведущий. Итак, в упорной борьбе победила команда…

Ведущий. Поскольку наша игра была посвящена русскому языку, послушайте стихотворение и сделайте для себя вывод.


Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре –

Выучи русский язык!

Он твой наставник, великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познания кручи, —


Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова –

Выучи русский язык!

Сабир Абдулла


Ведущий. Для вас, зрители! Тайм-аут! Обращение-просьба: «Давайте говорить культурно!»

Ведущий. Эпиграфом к этой маленькой строчке я выбрала слова поэтессы Риммы Казаковой, которая обращается к вам, ребята, со словами:

Я знаю, что дарю,

Я помню, что беречь.

Я детям говорю:

«Не засоряйте речь!»

Речь каждого человека свидетельствует об уровне его развития, культуре его речевого общения. Чтобы быстро и правильно понимать друг друга, нужно грамматически правильно строить предложения, пользоваться общепринятыми нормами литературного произношения.


Задание 1

Ведущий. Послушайте и скажите, сколько слов-сорняков в речи мальчика Лёни.

Коля: Слушай, Лёня, я тебе сколько раз говорил, что нужно отвыкать от слов «ну» и «значит». Это слова-сорняки, они засоряют нашу речь.

Лёня: Ну, а кто всё время говорит «ну»?

Коля: Да ты только сейчас сказал «ну».

Лёня: Ну, что с тобой, Коля. Я, значит, ошибся.

Коля: Опять говоришь так.

Лёня: Ну, как же с тобой говорить?

Коля: Без «ну» и без «значит».

Лёня: Ну, значит, буду говорить так, как ты мне советуешь.

(7)


Задание 2

Ведущий. Объясните разницу в употреблении слова «одеть» и «надеть».

Ответ. Одеть – кого, что. (Облечь кого-либо в какую-либо одежду). Например, одеть ребёнка, больного, раненого; также одеть куклу, манекен.
Надеть – что. (Натянуть, надвинуть одежду, обувь, чехол и т. п., покрывая, облекая кого-нибудь и что-нибудь). Например, надеть костюм, юбку, пальто, пиджак, башмаки, маску…

Глагол одеть вступает в сочетание с существительными одушевлёнными (и с небольшим количеством неодушевлённых, обозначающих подобие человека: кукла, манекен, скелет); надеть – с неодушевлёнными.


Ведущий. Чтобы вы не путали эти два значения, для вас поэтесса Новелла Матвеева написала стихотворение:



«Одеть» и «надеть»… Два этих слова

Мы часто путаем так бестолково!

Морозный выдался рассвет,

Оделся в шубу старый дед.

Выходит так, что дед одет,

А шуба, стало быть, надета.

«Одеть», «надеть»… Давай глядеть:

Кого одеть и что надеть?

Я полагаю, что на деда

Три шубы может быть надето,

Но я не думаю, что дед

На шубу может быть надет!


Ведущий. Наша встреча подходит к завершению. В заключение хо­чется прочитать стихотворение поэтессы А.А. Ахматовой «Клятва», которое было написано в годы Великой Отечественной войны.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, —

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!










Список использованной литературы



1. Банчуков Р.В. Смекалка/ Р.В.Банчуков. – М.: Просвещение, 1985

2. Васильева Е.В. Открытые уроки по русскому языку: 5-11 класс/ Е.В. Васильева, М.: ООО «5 за знания», 2008

3. Дешнова М.А. Литературная норма и практика разговорной речи //РЯШ. — 1996 — №1

4. https://zanimatika.narod2.ru/Book3.htm

5. https://www.gramota.ru/spravka/trudnosti/36_119











Свежие документы:  Классный час "Международный день мира"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: