Донецкая общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №74
Донецкого городского совета
Донецкой области
Методическое объединение учителей начальных классов
Куйбышевского района
Использование интерактивных технологий на уроках математики в начальных классах
Мастер-класс
Подготовила и провела
Зеленская А.Ф.,
учитель начальных классов
Донецк, 2012г.
В наше время приоритетным в педагогическом мышлении становится новый подход к роли ученика в учебном процессе: он должен стать центральной фигурой на уроке. От творческой активности учащихся, их умения доказательно мыслить, умения общаться с одноклассниками, с учителем зависит результативность урока.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс происходит при условии постоянного активного взаимодействия всех учащихся, что дает возможность педагогу стать настоящим лидером детского коллектива.
Модель «Карусель» способствует одновременному включению всех учащихся класса в активную работу. Например, для интенсивной проверки объема и глубины полученных знаний.
На уроке математики я распределяю детей по вариантам. Учащиеся 1 варианта – «стационарные» (С), а 2 варианта – «мобильные» (М). «Стационарные» учащиеся поначалу получают задания, подготовленные учителем (постепенно учатся придумывать их сами). По сигналу учителя «стационарные» учащиеся дают задания «мобильным» (на выполнение работы отводится определенное количество времени). В процессе работы каждый «мобильный» ученик должен получить задания от всех «стационарных» учеников своего ряда.
Задания могут быть такого содержания:
Объясни способ решения 24+3 43+25 27+38 | |
2. | Вычисли удобным способом 13+15+7 45–13–5 |
3. | Реши примеры 23+37 54–13 62–18 |
4. | Найди выражения, значения которых нельзя найти 25–(37+3) 14+0+25 18+13+42 (35+3)–40 |
5. | Найди значения выражения с переменной 14+а, если а=38, 47 |
6. | Назови количество треугольников на рисунке
|
Выполнив данные задания, дети меняются ролями и работа продолжается в том же порядке.
При сложении каких чисел получается 9? | |
2. | Найди лишнее число в ряду чисел 15, 6, 18, 9, 21, 25, 27 |
3. | Ряд чисел увеличь в 3 раза 7, 8, 6, 9, 5, 4 |
4. | Реши круговые примеры 13+2 7х2 4+9 15–8 14–10 |
5. | Сравни числа 5дм__5м 25см__2дм3см 14см__1дм4см |
6. | Реши примеры с пропущенными числами 48+___=60 64–___=30 ___–18=42 |
В случае затруднения дети имеют право работать в паре, помогая друг другу.
Работа в группах
Интерактив целесообразно вводить и в процесс работы над задачей, если требуется применение коллективного творчества. Исходя из количества детей в моем классе, мне удобно делить их на группы и называть группы цветами радуги. Все группы получают одинаковое задание – решить задачу по действиям.
Задача. Семья заготовила на зиму 31 кг капусты, моркови – на 14 кг меньше, а картофеля столько, сколько капусты и моркови вместе. Сколько картофеля заготовили на зиму?
После окончания работы каждая группа получает задание, связанное с проверкой решения задачи. Выполнение предложенной работы дает возможность проверить, насколько крепко ученики усвоили алгоритм решения задачи и умеют его применить в тестовых заданиях и творческих работах.
Задания группам (каждая группа получает только свое задание):
Какая из данных схем подходит к рассуждению над задачей | |||
а) ? ?+31 31–14 | б) ? ?+31 31+14 | в) ? ?–31 31+14 | |
Оранжевые | Подчеркнуть выражение, которое является решением задачи 31+(31+14) 31+ (31–14) 31–(31–14) | ||
Желтые | Какое схематическое выражение подходит к решению задачи? а) +( – ) б) –( – ) в) + ( + )
| ||
Зеленые | Подчеркните ответ задачи 24, 58, 48, 42, 30 | ||
Голубые | Подчеркните, сколько заготовили моркови 31, 48, 17 | ||
Синие | Докажите правильность выбора действий (вычитание, сложение) | ||
Фиолетовые | Какой вопрос надо поставить, чтобы задача решалась не в два действия? |
На выполнение данного вида работы группам отводится 5-7 минут. Перед отчетом на доске появляются все задания. Группы должны представить результаты своей работы: представитель каждой дает ответ на поставленный вопрос или данное задание.
Интерактивные методы обучения требуют определённого изменения жизни класса, а также большого времени для подготовки как от учащегося, так и от педагога. Начинать надо с постепенного использования этих методов. Как педагогу, так и ученикам необходимо привыкнуть к ним и получить определённый опыт их использования. Лучше тщательно подготовить несколько интерактивных занятий в учебном году, чем часто проводить наспех подготовленные «игры». Использование интерактивных методов – не самоцель. Это лишь средство к достижению той атмосферы в классе, которая лучше всего способствует пониманию собственной активности, сотрудничества, доброжелательности.
Литература:
1. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр.- 2-е изд., испр. и доп.- М, 2003.- 152 с.
2. Букатов В.М., Ершова А.П. Нескучные уроки. Обстоятельное изложение игровых технологий обучения школьников.- Петрозаводск, 2008.- 188 с.
3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ.пед.вузов. — М.: ВЛАДОС, 1999. — Кр. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.: ил.
4. Пометун О., Пироженко Л. Современный урок. Интерактивные технологии. – К.: «Изд-во А.С.К.», 2003, -С.192
5. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.