Классный час на тему: «Нравственный подвиг и нравственные уроки Сергия Радонежского» 7 класс



Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6 с углублённым изучением отдельных предметов»
















Конспект урока — классного часа в 7 классе

на тему:


«Великие имена моей малой Родины:

Нравственный подвиг и нравственные уроки Сергия Радонежского»







Подготовила


учитель истории


Ширяева Наталья Павловна









г. Сергиев Посад

2011 год

«Чувство Родины — важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни и впечатления от всего увиденного понятие Отечество расширяют до границ всего государства. Но есть у каждой реки маленький ключик, от которого все начинается… Истоки сыновнего чувства к Отчизне лежат там, где мы рождаемся и живем».

( изв. журналист Вас. Песков)

Тип урока: урок-характеристика


Цель урока: содействовать формированию духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности на примере жизни и деяний исторических героев Отечества, приобщить детей к народным истокам, получить обширные знания о людях своей малой родины.


Оформление: записи колокольных звонов Троице-Сергиевой лавры; репродукции икон святого Сергия; репродукции картин М.Нестерова, Н.Рериха и других художников, книга «Житие Сергия Радонежского»


Ход урока:

Учащимся дано было опережающее задание ознакомиться с «Житием Сергия Радонежского» Епифания Премудрого.


Урок начинается с чтения стихотворения М. Пляцковского «Родина».


«Родина»- мы произносим,

И в глазах задумчивых у нас

Медленно качается гречиха

И дымится луч в рассветный час

«Родина» — мы говорим, волнуясь,

Даль без края видим пред собой,

Это наше детство, наша юность,

Это все, что мы зовем судьбой…

Родина! Земля отцов и дедов!

Мы влюбились в эти клевера,

Родниковой свежести отведав,

С краешка звенящего ведра.

Это позабудется едва ли –

И навек останется святым…

Землю эту, что Родиной назвали,

Коль придется, сердцем защитим.


Вступительное слово учителя: Дорогие ребята, мы живём с Вами в знаменитом городе, городе, за которым закрепилась слава столицы Русского Православия, «русского Ватикана». Здесь в XIV веке на холме Маковец возник мужской монастырь. Его основателем был духовный наставник русских монархов, преподобный Сергий Радонежский, чье имя и носит наш город. Этому великому святому всей земли русской мы и посвятим сегодняшний наш урок.

Звучат колокола колокольни Троице-Сергиевой лавры.

Многие века колокольный звон сопровождал жизнь человека: оповещал о приближении врага, созывал ратников, воинов на битву, приветствовал победу, созывал людей на службу в храм. Русские цари считали за великую честь крестить своих детей в Троицком соборе. Перед военными походами молились Сергию и просили у него помощи.

До сих пор огромный поток людей приходит в собор, тем самым выражая глубокое уважение, почтение русскому святому Сергию Радонежскому.

Вопрос 1: Как называются произведения древнерусской литературы, которые повествуют нам о жизни святых?


Предполагаемый ответ: Житие повествует о жизни человека, который достиг христианского идеала — святости. Даёт образцы правильной, христианской жизни. Убеждает, что прожить её может каждый человек. Герои жития — самые разные люди: и простые крестьяне, и горожане, и князья… Кто, избрав однажды путь спасения, а не смерти, шёл по нему, поверяя все свои дела евангельскими заповедями, стараясь в пути этом уподобиться Христу.

Свежие документы:  Мастер-класс для родителей «Городецкая роспись»


Вопрос 2: Кто является автором «Жития Сергия Радонежского»?

И когда было написано это произведение?


Предполагаемый ответ: Епифаний Премудрый.


Учитель: Да, ребята, Житие Сергия Радонежского» было написано на рубеже XIV–XV веков талантливым писателем Епифанием Премудрым.

«Житие Сергия Радонежского» носит повествовательный характер, оно насыщено богатым фактическим материалом. Целый ряд эпизодов отличает своеобразный лирический оттенок (например, рассказ о детстве Сергия). В этом произведении Епифаний выступает мастером сюжетного повествования.
Житие открывается авторским вступлением: Епифаний благодарит Бога, который даровал святого старца преподобного Сергия русской земле. Автор сожалеет, что никто не написал еще о старце «пречудном и предобром», и с Божьей помощью обращается к написанию «Жития». Называя жизнь Сергия «тихим, дивным и добродетельным» житием, сам он воодушевляется и одержим желанием писать, ссылаясь на слова Василия Великого: «Будь последователем праведных и их житие и деяния запечатлей в сердце своем».


Вопрос 3: О чём повествует центральная часть «Жития»?


Предполагаемый ответ: Центральная часть «Жития» повествует о деяниях Сергия и о божественном предназначении ребенка, о чуде, произошедшем до рождения его: когда его мать пришла в церковь, он трижды прокричал в ее утробе. Мать же носила его «как сокровище, как драгоценный камень, как чудный бисер, как сосуд избранный».

Силой божественного промысла Сергию суждено стать служителем Святой Троицы. От божественного откровения он овладел грамотой, после смерти родителей отправился в места пустынные и вместе с братом Стефаном «начал лес валить, на плечах бревна носить, келью построили и заложили церковь небольшую». Уделом отшельника стал «труд пустынный», «жилье скорбное, суровое», полное лишений: ни яств, ни питья, ни прочих припасов. «Не было вокруг пустыни той ни сел, ни дворов, ни людей, ни проезжих дорог, не было там ни прохожего, ни посещающего, но со всех сторон все лес да пустыня».

Увидев это, огорчился Стефан и оставил пустыню и брата своего «пустыннолюбца и пустыннослужителя». В 23 года Варфоломей (так называли его в миру), приняв иноческий образ, был наречен в память о святых мучениках Сергии и Вакхе — Сергием.

Вопрос 4: Кто расскажет о подвижническом труде Сергия и перечислит его добродетели?


Предполагаемый ответ: Автор повествуя о его делах и подвижническом труде, задает вопрос: кто может рассказать о трудах его, о подвигах его, что претерпел он один в пустыне? Невозможно рассказать, какого труда духовного, каких забот стоило ему начало всего, когда жил он столько лет в лесу пустынником, несмотря на козни демонов, угрозы зверей, «ибо много тогда было зверей в пустынном лесу том».

Он учил пришедших к нему монахов, желающих жить рядом с ним: «если служить Богу пришли, приготовьтесь терпеть скорби, беды, печали, всякую нужду и недостатки и бескорыстие и бдение».

Свежие документы:  Консультация для родителей " Будь осторожен во время новогодних праздников"

Епифаний пишет, что многие трудности претерпел преподобный, великие подвиги постнического жития творил; добродетелями его были: бдение, сухоядение, на земле возлежание, чистота душевная и телесная, труд, бедность одежды. Даже став игуменом, он не изменил своим правилам: «если кто хочет быть старейшим, да будет всех меньше и всем слуга!»

Вопрос 5: Как проявляется святость Сергия: внешний вид, одежда, занятия, труд, отношения с братией? Как проявляется его духовное богатство во время встречи с простолюдином?


Предполагаемый ответ: Он мог пребывать по три-четыре дня без пищи и есть гнилой хлеб. Чтобы заработать еду, брал в руки топор и плотничал, тесал доски с утра до вечера, изготовлял столбы.

Непритязателен был Сергий и в одежде. Одежды новой никогда не надевал, «то, что из волос и шерсти овечьей спрядено и соткано, носил». И кто не видел и не знал его, тот не подумал бы, что это игумен Сергий, а принял бы его за одного из чернецов, нищего и убогого, за работника, всякую работу делающего. Так воспринял его и пришедший в монастырь поселянин, не поверив, что перед ним сам игумен, настолько он был прост и невзрачен на вид. В сознании простолюдина преподобный Сергий был пророком, а на нем ни одежды красивой, ни отроков, ни слуг поспешных вокруг, ни рабов, служащих ему и честь воздающих. Все рваное, все нищее, все сирое. «Я думаю, что это не тот», — воскликнул крестьянин. Сергий же проявил чистоту душевную, любовь к ближнему: «О ком печалишься и кого ищешь, сейчас Бог даст тебе того».

Вопрос 6: Как в разных ситуациях, описанных Епифанием, раскрывается авторитетность и роль Сергия в решении народных судеб: встреча с князем Дмитрием Донским перед Мамаевым побоищем, отказ от архиерейства и др.)


Предполагаемый ответ: Великий князь Дмитрий Донской кланяется Сергию до земли, принимая благословение преподобного на битву с Мамаевой ордой. Сергий произносит: «Подобает тебе, господин, заботиться о врученном от Бога христоименитом стаде. Иди против безбожных, и, так как Бог помогать тебе будет, победишь и в здравии в свое отечество с великими похвалами возвратишься».

И когда заколебался князь Дмитрий перед боем, увидев великое войско Мамаево, от святого пришел скороход с посланием: «“Без всякого сомнения, господин, с дерзновением иди против свирепства их, не ужасайся, всяко тебе поможет Бог”. И тотчас князь великий Дмитрий и все воинство его от этого большую храбрость восприняло и выступило против поганых. И сразились, и многие тела пали, и Бог помог великому победоносному Дмитрию, и побеждены были поганые татары…».

Скромность, душевная чистота, бескорыстие — нравственные черты, присущие преподобному Сергию. Он отказался от архиерейского чина, считая себя недостойным: «Кто я такой — грешный и худший из всех человек?» И был непреклонен.

Вопрос 7: Что пишет автор о кончине Сергия и какие чудеса происходили после его смерти?

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие «Знакомая незнакомка»

Предполагаемый ответ: Автор подчеркивает «светлость и святость», величие Сергия, описывая его кончину. «Хоть и не хотел святой при жизни славы, но крепкая сила Божия его прославила, перед ним летали ангелы, когда он преставился, провожая его к небесам, двери открывая ему райские и в желанное блаженство вводя, в покои праведные, где свет ангельский и Всесвятской Троицы озарение принял, как подобает постнику. Таково было течение жизни святого, таково дарование, таково чудотворение — и не только при жизни, но и при смерти…».


Так Сергий Радонежский «просиял» добродетелями жития и мудростью. Такие люди, как Сергий, из исторических лиц превращаются в сознании поколений в идеал, они становятся вечными спутниками, и «целые века благоговейно твердят их дорогие имена не столько для того, чтобы благодарно почитать их память, сколько для того, чтобы самим не забыть правила, ими завещанного. Таково имя Преподобного Сергия: это не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но и светлая черта нашего нравственного народного содержания».


Заключительное слово учителя:

Так Сергий Радонежский «просиял» добродетелями жития и мудростью. Такие люди, как Сергий, из исторических лиц превращаются в сознании поколений в идеал, они становятся вечными спутниками, и «целые века благоговейно твердят их дорогие имена не столько для того, чтобы благодарно почитать их память, сколько для того, чтобы самим не забыть правила, ими завещанного. Таково имя Преподобного Сергия: это не только назидательная, отрадная страница нашей истории, но и светлая черта нашего нравственного народного содержания».

Сергий Радонежский относится к святым вождям земли Русской, по словам историка В.О. Ключевского, имя его «блестит ярким созвездием в XIV веке, делая его зарей политического и нравственного возрождения русской земли. Сергий своею жизнью, самой возможностью такой жизни, дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем не все еще добро погасло и замерло… Он открыл им глаза на самих себя». «Примером своей жизни, высотой своего духа Преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее».

Я очень надеюсь на то, что пример жизни святого Сергия Радонежского и в Вас пробудит доверие к себе, к своим силам и вселит в Вас веру в своё будущее.
























Список использованной литературы:


  1. Жития и творения русских святых. — «Современник», Донской монастырь. М., 1993.

  2. Кучкин В. А. Сергий Радонежский. — Вопросы истории. – 1992. — № 10.

  3. Георгиевский Г. Заветы Преподобного Сергия. – Сергий Радонежский. –

М. 1991.

  1. Борисов Н.С. И свеча бы не угасла… Исторический портрет Сергия

Радонежского. — М., 1990;

  1. Ключевский В. Значение Преподобного Сергия для русского народа и

государства. Сергий Радонежский. – М. 1991.

  1. Епифаний Премудрый. Житие Сергия Радонежского // Памятники литературы Древней Руси. XIV — середина XV в. М., 1981.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: