Конкурс-путешествие «Почему, — вдруг тебя спросили б, — ты в березке видишь Россию?» 5-6 класс


МОУ «Беломестненская средняя общеобразовательная школа

Белгородского района Белгородской области»


СЦЕНАРИЙ

конкурса- путешествия


« Почему, — вдруг тебя спросили б, — ты в березке видишь Россию?»…







ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА

Литвиненко Елена Александровна




Мероприятие проводится для учащихся 5- 6 классов.

Цель:

  • Формирование у учащихся чувства патриотизма, любви к родному краю, природе.

  • Расширение кругозора.


МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ:

Тему данной композиции определили воспитательно-образовательные

задачи, а форму (конкурс — путешествие) продиктовала вся предшествующая работа, основу которой составляли чтение и обсуждение художественных произведений и различные конкурсы: на умение прочесть и описать картину, выразив при этом собственные мысли и чувства, вызываемые этой картиной, на меткость ответов на поставленные вопросы; на лучшего чтеца, на сочинение собственных сказок, небылиц, считалок.

ОФОРМЛЕНИЕ:



Мероприятие проводится в просторной классной комнате или зале.Соревнующиеся команды располагаются друг против друга на стульях у противоположных стен.

Конкурс судит жюри (3-5 человек). Заранее определяется максимальное количество баллов за то или иное задание. Баллы переводятся на березовые листочки, которые прикрепляются к макету березки.

Листочки изготавливаются из зеленой бумаги (можно различных оттенков). Высота березки – 1-1,5 метра.

Дополнительное оборудование:

  1. медиаплеер, РС.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

1. Чтецы.

2. 2 ведущих.

3.Девочки в народных костюмах (участницы хоровода).

4.Исполнительницы инсценированной песни «Журавли» в белых платьях.

5. Руководитель в народном костюме.

6. Два мальчика в военной форме с автоматами.


ПРИМЕЧАНИЕ:

После того, как жюри объявляет итог, баллы-листочки исполнители тут же прикрепляют к макету березки, тем самым березка расцветает у всех на глазах.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:(слайд №1)

Руководитель: Добрый день, уважаемые гости! Мы рады приветствовать Вас сегодня в нашем зале на нашем мероприятии « Почему, — вдруг тебя спросили б, — ты в березке видишь Россию?»…между двумя командами. Попросим команды на сцену.

(выходят команды и занимают свои места)(слайд №2)

Определение темы и цели мероприятия доступной детям для понимания:

Руководитель: Береза — одно из любимейших деревьев русского народа. О ней сложено много песен, написаны стихи известных поэтов. Она украшает опушки наших лесов, луга, ее часто высаживают дома. Белоствольная красавица щедро поила людей своим соком, лечила от недугов, верно хранила девичьи тайны, собирала в праздники молодежь.

И сегодня мы решили еще раз поведать Вам о березке. Итак, мы начинаем наш праздник. Но для начала я представлю Вам жюри, которое определит команду-победителя.

(слайд №3)(Тихо включается музыка, вальс «Березка», Е. Дрейзен)

На фоне музыки:

Чтец: С далекого Севера льдистого,

До знойного юга огнистого,

С моря, где вечное солнце скрывается,

Прямо из снега пушистого,

В царство песка золотистого

Неизмеримая, необозримая

Тянется гордо равнина безбрежная…

Это Родина, мать моя нежная…

Музыка звучит громко. Вносят березку, макет дерева без листов и ставят посередине зала.


Чтец 2-й команды:

Жестокий, лютый Дед мороз

Всю землю заковал

И листья нежные с берез безжалостно сорвал…

Стоит березка на ветру,

Озябшая до слез.

И посылает ей пургу

Свирепый Дед Мороз.

Но мы березку увели

С собою в теплый класс.

Чтобы сережки расцвели

Здесь на глазах у нас.

Чтоб изумрудною листвой

Наш радовала взгляд.

Березку вьюжным, зимним днем

Окружим здесь теплом:

Расскажем сказки и споем

Мы песни для нее.



Девочки, одетые в народные костюмы, водят хоровод вокруг березки и поют:

Во поле береза стояла,

Во холодном белая стояла

Люли-люли стояла,

Люли-люли стояла!

Мы по полю нынче катались,

С белою березой повстречались.

Люли-люли катались,

Люли-люли повстречались.

Увидали мы свою березку,

И на ней сосульки словно слезки…

Люли-люли березку,

Люли_-люшеньки слезки.

Мы с собой березку пригласили,

И с березкой в школу прикатили,

Мы тебя березонька просим,

Стань ты нашей милою гостьей.

Люли-люшеньки просим,

Люли-люшеньки гостьей.

(Музыка смолкает)


1 вед.:

Как будем развлекать белоличку?

Молчите?

Давайте о ней сочиним небыличку!

Считалочку сложим,

Сочтемся, решим,

Кто выступит первым, кто будет вторым.

Предоставляю слово нашим соперникам.


1чтец 2 группы: В пустыне Сахаре березка жила,

2 чтец: Песками питалась и ветер пила.

3 чтец: На ней ананасы росли весом в пуд.

4 чтец: Кто думает так, тот двугорбый верблюд.

5 чтец: Верблюд как верблюд,

Но не стой , не зевай,

Скорее стихи о березке читай.


2 вед.: А теперь давайте послушаем наших соперников.


1 чтец: Ходила к ней в гости частенько она.

3 чтец: Дарила ей игрушки, из гребешок…

4 чтец: Не веришь? Читай о березке стишок!


Руководитель: Да, ребята хорошо потрудились, небылицы вышли на славу. А мы прибыли на станцию «Экологическую». (слайд №4) Когда мы готовились к этому празднику, то узнали много нового о березке. Но посмотрим, какая же команда справится с заданием лучше. Итак, 1 вопрос:

  1. Что означает имя «березка».

Березку называют деревом 4-х дел.

  1. Первое дело? (мир освещать)

  2. Второе дело крик утишать.

  3. Третье дело больных исцелять.

  4. Четвертое дело чистоту соблюдать.

Кстати о вениках. На Руси был праздник, когда славяне заготавливали веники для бани на весь год.

  1. Что это за праздник и как он проходил?

(6 июля. Аграфена – купальщица).

  1. Какие еще деревья можно встретить на территории Белгородской области?

  2. Назовите заповедные места Белгородской области.

  3. Что охраняется в Белгородском лесу?

2 Ведущий: Наш следующий конкурс. Какая же команда лучше прочитает стихотворение о березке.(слайд №5)

Примерные стихи.

1.

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром (С.Есенин)

2.

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красными застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее заречную,

С нарядами оплечьями,

То ясную, кипучую,

Люблю березку русскую. (А.Прокофьев)

Просим жюри подвести итог.

1Ведущий (слайд №6) Все мы любим русскую березку… Но однажды произошло такое. Вдумайтесь в прошедшее и выразите свое отношение и к подростку, растившему березку, и к ее спасителю. Оценку постарайтесь дать образна: пословицей, поговоркой, двустишьем или четверостишьем (можно собственного сочинения!). Итак, слушайте!

На заре зеленую березку

На краю весеннего село

Полоснул ножом своим подросток

Мимоходом,

В шутку,

Не со зла.

Может быть, с сегодняшнего утра

Ей не встать бы, сбитой наповал,

Только кто-то,

Лаковый и добрый,

Рану у нее забинтовал.

И ушел, оставшись безымянным,

Доброглазый этот человек…

Затянуло время злую рану,

К солнцу новый вскинуло побег,

И огонь, ликующе зеленый,

С той поры в ветвях ее не гас.

Очень уж хотелось знать спасенной,

Кто ее от верной смерти спас?

И тянулись ветви в час затишья

Каждого потрогать из ребят…

Не тебя ль березка эта ищет?

Очень жаль! А думал, что тебя.

(Я.Мережников)

(После ответов).

1 Ведущий: Березке холодно и тоскливо зимой. Давайте напомним нашей дорогой березке золотое прошлое. Перед вами картина Левитана «Золотая осень». Коротко, но образно раскройте ее содержание. Какие чувства и мысли она рождает у вас.

(слайд №7)

(После ответов).

2 Ведущий: Мы просим жюри оценить эти два конкурса.

1 Ведущий:(слайд №8)

Березка, русская, родная,

Ты, как Россия, нам мила!

Смотрю и кажется, роняешь,

Как жемчуг, чистые слова.

Не потому ль твой образ кроткий

У сердца я хочу сберечь,

Что в разговоре листьев робких

Родную нашу слышу речь?

Чтец 1 группы:

На полянах лесных,

На пригорках крутых,

Иль у речки – зеркальной полоски

В одиночку ль растут,

Хороводы ль ведут

Белоствольные наши березки…

Солнце свет им дарит,

Дождик влагой поит,

Материнской рукою лаская,

Ну и в бурные дни

До родимой земли

Они низко вершины склоняют.

2 чтец:

Не страшна белоствольной гроза,

Расплескалась на ветру коса –

То играет листвою кудрявой.

Береза делила с народом радость и грусть в мирное время, разделила она и тяготы войны.

И вот мы на станции «Историческая».(слайд №9)

Вопросы командам:

1. Сколько продолжалась Курская битва? (52 дня).

2. Даты битвы (с 5 июля по 23 августа 1943 г.)

3.Кто командовал войсками двух советских фронтов?( К.К. Рокоссовский, Н.Ф. Ватутин)

4. Сколько человек за мужество и отвагу получили звание героя Советсвого Союза в Курской батве? (180)

5. Сколько в Беломестно проживает ветеранов Вов? ( 70)

6. Сколько погибших захоронено в нашей братской могиле? ( 270)


Рядом с каждым мемориалом и памятником можно увидеть березку. Это символ памяти павших. И у нашей братской могилы тоже склонились две белоствольные красавицы. (слайд №10)

Стих.

Ты ее увидишь – и забьется сердце.

Сколько о березке сложено стихов?

Может быть, довольно? Но куда же деться,

Если песня в сердце созревает вновь?

Потому что помню небо в грозных грозах.

И, когда упал я, ранен, чуть живой,

Надо мной склонилась белая береза

Доброй милосердия сестрой.

И во мгле воскресли молодые силы,

Солнце засияло, засветилась высь!

Красота России, чистота России!

В ней, в березе белой, на века слились!

1 чтец:

Почему – вдруг тебя спросили б, —

Ты в березке видишь Россию?

3 чтец:

Потому что в красе и силе

Не уступит она России.

Приглянись роняют березы

По погибшим горючие слезы

И ветвями-руками белыми,

Будто матери над колыбелями,

Наклонившись, собой закрыли

Дорогие народу могилы.

(Звучит песня «Журавли», исполняется инсценировка песни).(слайд №11)

Выходят чтецы:

  1. Березка – Россия моя!

В тебе моя радость

И гордость моя,

Родимого края частица,

Я счастлив, что здесь я родился.

  1. Березка – Россия моя!

С тобой мы пока расстаемся,

Но вечно беречь, любить

И хранить

Клянемся! Клянемся! Клянемся!

Звучит песня «С чего начинается Родина?»

3 чтец:

Наверное, с белых берез,

С их царства сквозного, молочного

И с детских безобрачных грез.

А может быть, с первых подснежников,

Хрупких, холодный, упрямых,

А может быть с самого истного

Короткого слова «Мама».

  • С чего начинается Родина?

4 чтец:

  • С ясного синего неба,

С дорог, что еще не пробиты,

Иль с города, где ты не был.

А может быть, с песен не спетых,

В которых мечта горяча?..

— С чего начинается Родина?

Все вместе:

Наверное, с отчего дома,

Где тонкие гроздья

Склонились к окну родному,

Она начинается с солнца,

С людей не умеющих мать,

И просто с твоей готовности,

Жизнь за нее отдать!

(Исполняется песня «Я лечу над Россией!»).(слайд № 12).

Этим заканчивается праздник. Жюри подводит итог, объявляет результат конкурса.




Список источников:

1 https://www.strochki.ru/esenin/bereza.html

2 https://www.playroom.ru/content/view/234/88888921/

3 https://stroki.net/content/view/16969/110/

Список источников иллюстраций:


1 www.kalitva.ru

2 www.playcast.ru

3 www.people.md

4 www.foto.sib.ru



Свежие документы:  Консультация для родителей: "Музыкально-игровое и танцевальное творчество"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: