Конспект нейропсихологического занятия с использованием метода замещающего онтогенеза для детей младшего школьного возраста


Государственное бюджетное образовательное учреждение

Республики Хакасия

«Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Радость»













Конспект нейропсихологического занятия с использованием метода замещающего онтогенеза для детей младшего школьного возраста






Составитель:

педагог-психолог Букатова М.С.














Абакан — 2014



Пояснительная записка

В последнее время отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей. Многие дети приходят в школу недостаточно готовыми к обучению с точки зрения их психофизического развития. В условиях систематических школьных нагрузок они оказываются неуспевающими учениками или учениками, успехи которых в школе достигаются ценой здоровья. Постоянное пребывание в ситуации неуспешности или тревожного ожидания неуспеха усугубляет поведенческие и нервно-психические отклонения и нередко толкает к асоциальным формам поведения. Причем у этих детей не выявляется грубой патологии психического развития, их состояние можно оценить как пограничное.

Большинство специалистов, работающих с детьми отмечают, что традиционные методы психологического воздействия на ребенка во мних случаях не приносят устойчивого результата. Специалисты отмечают, что затруднения в обучении, общении, адаптации, различные варианты отклоняющего поведения чаще наблюдаются у детей с нарушениями раннего, в том числе и внутриутробного развития. Отсюда логичного сделать вывод, что коррекционное воздействие следует изначально направлять не на развитие высших психических функций (ВПФ), а на базальный сенсомоторный уровень, т.е. на развитие дефицитарных функций, как бы «пропущенных» ребенком на этапах раннего онтогенеза. И только на заключительных этапах работы переходить к методам когнитивной психотерапии [2].

Чтобы выйти из этого замкнутого круга, и требуются охраняющие здоровье технологии обучения и развития.

В рамках нейропсихологического подхода разработаны методы развития и обучения, оберегающие здоровье детей. Одним из методов, успешно используемых нейропсихологами, является метод замещающего онтогенеза нейропсихологическая технология, содержащая инвариантный комплекс этапов (диагностика-профилактика-коррекция-абилитация-прогноз) психолого-педагогического сопровождения детей с различными типами развития: от вариантов нормативного и отклоняющегося до грубых форм патологического. Основная его цель — развитие мозгового (и шире — нейропсихосоматического) обеспечения психического онтогенеза [9].

Одной из современных здоровьесберегающих образовательных технологий является применение биологической обратной связи (далее — БОС). Данная технология направлена на активизацию внутренних резервов организма, развитие самоконтроля и саморегуляции путем формирования программы физиологически адекватного управления функциями организма.

Цель работы методами БОС заключается в том, чтобы повысить уровень осознания и произвольного контроля физиологических процессов  у детей и подростков.

В используемом нами нейропсихологическом подходе первой коррекционной мишенью является формирование у ребенка фундамента вертикально-горизонтальных (подкорково-корковых, внутри- и межполушарных) взаимодействий. Для этого используется комплексная методика психомоторной коррекции, включающая, помимо нейропсихологических, метод БОС, телесно-ориентированные, арт-терапевтические и другие техники.

Предлагаемый конспект занятия проводится на начальных этапах коррекционно-развивающей программы.

Общая структура занятий.

I. Ритуал приветствия.

II. Основная часть. Система двигательного развития ребёнка по «методу замещающего онтогенеза» с поэтапным включением всех 3-x уровней воздействия.

1. Дыхательные упражнения. Формирование произвольной саморегуляции.

2. Растяжки. Упражнения способствующие оптимизации общего тонуса тела. Повышение энергетического потенциала.

3. Глазодвигательные упражнения. Расширение полей зрительного восприятия. Развязывание синкинезий (содружественных движений) «глаза-язык».

4. Базовые сенсомоторные взаимодействия — «ползания». Развитие двигательной сферы. Формирование реципрокной координации. Развязывание синкинезий «глаза – язык – руки — ноги».

5. Игры и упражнения, направленные на развитие внутреннего плана действия.

III. Обсуждение занятия, домашнее задание.

Дыхательные упражнения.

Для выполнения дыхательных упражнений применяется компьютерный программно-аппаратный комплекс биологической обратной связи (БОС), позволяющий ребенку получать с экрана монитора сигналы о том, как он дышит в понятной для него форме, опираясь на это, он произвольно регулирует тип и объем дыхания, длительность выдоха. Поскольку дыхательный процесс поддается сознательной произвольной регуляции, ребенок имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения, как мышечного, так и психического. В основу методики БОС положен эффект дыхательной аритмии сердца (ДАС). Известно, что существует разница пульса на вдохе и выдохе, которая называется дыхательной аритмией сердца (ДАС). Эта разница является показателем здоровья и у практически здорового человека составляет 30-40 единиц. Чем меньше ДАС, тем хуже чувствует себя человек и выше его биологический возраст. После курса занятий по методу БОС его ДАС должно сравняться с его биологическим возрастом.

Растяжки.

Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач в нейропсихологической коррекции. Любое отклонение от оптимального тонуса (гипо- или гипертонус) может являться как причиной, так и следствием возникших изменений в соматическом, эмоциональном, познавательном статусе ребенка и негативно сказываться на общем ходе его развития. Растяжки — система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. При их выполнении в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения, но не напряжения. Выполнение растяжек способствует преодолению у детей разного рода мышечных дистоний, зажимов и патологических ригидных телесных установок; оптимизации мышечного тонуса и повышению уровня психической активности.

Свежие документы:  Как подготовить учащихся к участию в олимпиадах

Глазодвигательные упражнения.

Глазодвигательные упражнения помогают расширить объём зрительного восприятия и косвенно влияют на многие другие психологические функции (речь, внимание, память).

Базовые сенсомоторные взаимодействия.

Направлены на формирование межполушарных связей, разрыв содружественных, вынужденных движений. На формирование одновременной и реципрокной координации у детей оказывают положительное влияние не только упражнения, включающие взаимодействия рук или ног, но также и сочетанные движения правой и левой половин тела.

Развитие внутреннего плана действия.

Игры направлены на формирование такого аспекта внутреннего плана действия, как способность выполнять действия по алгоритму, со знаковым (цифровым и словесным) материалом: имеется материал, состоящий из ряда элементов (связанных или не связанных друг с другом) и имеется хорошо известный алгоритм перестановок или иных преобразований этих исходных элементов; необходимо получить некоторый новый результат, продукт, выполняя все эти преобразования в уме, и в конце назвать его.

Продолжительность реализации программы.

Программа сенсомоторной коррекции рассчитана в среднем на срок от 3 до 6 месяцев: продолжительность подбирается в зависимости от имеющихся у ребенка проблем. Занятия проводятся два раза в неделю по 60 минут в индивидуальной форме.

Огромное значение имеют регулярные занятия с ребенком дома, поэтому к процессу работы активно подключаются родители, их заинтересованность и поддержка играют значительную роль в динамике коррекционного процесса.

Эффективность программы оценивается по результатам первичной и повторной нейропсихологической диагностики [12,16,17]. Также для промежуточного контроля оценивается результативность выполнения ребенком каждого отдельного упражнения. Эффективность БОС-тренинга оценивается на диагностическом сеансе, при котором ребенок дышит усвоенным способом без сигналов обратной связи.





Занятие № 1

«Секретная карта»

Цель занятия: общее оздоровление, улучшение самочувствия, концентрации внимания, снижение напряжения, устранение проявлений усталости и переутомления, функциональная активация стволовых и подкорковых образований головного мозга, стабилизация межполушарного взаимодействия, формирование оптимального функционального статуса передних отделов мозга.

Задачи:

— способствовать нормализации центральной регуляции взаимодействия дыхательной и сердечно-сосудистой систем;

— тренировать навык диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС) по методу Сметанкина А.А.;

— обучить приемам саморегуляции;

— корректировать нарушения в поведении (гиперактивность с пониженной способностью к усидчивости, концентрации внимания);

оптимизировать мышечный тонус и повысить уровень психической активности;

— формировать одновременную и реципрокную координацию, ощущение границ своего тела и его положения в пространстве;

— развивать внутренний план действий.

Форма проведения: индивидуальное занятие.

Адресат: ребенок младшего школьного возраста с трудностями в усвоении школьной программы (письмо, чтение, счет); с поведенческими проблемами (сложность с самоконтролем и прогнозированием ситуаций, гиперактивность или медлительность); с недостаточным развитием пространственных представлений (не может запомнить, где лево, где право и т.п.).

Оборудование: компьютерный программно-аппаратный комплекс биологической обратной связи (БОС), компьютер, просторное помещение с ковровым покрытием, карта, игрушки, сухой бассейн, батут.


Ход занятия

Ритуал приветствия

Психолог приветствует ребенка, спрашивает о произошедших изменениях в его жизни, объясняет с какой целью нужно выполнять предложенный комплекс упражнений.

Основная часть

1 Дыхательные упражнения (ДАС — БОС тренинг).

Психолог. Очень важно научиться дышать по-особенному — животом. Это дыхание поможет тебе успокоиться, если нервничаешь, лучше думать и сосредотачиваться на уроках, стать более уверенным, здоровым, веселым. Научиться дышать нам поможет специальный прибор.

Психолог подключает датчики, измеряющие ЧСС ребенка и частоту дыхания. Ребенок видит на экране визуальную и слуховую информацию о том, правильно ли он дышит.

1. Неглубокий вдох через нос.

2. Во время вдоха живот надувается, округляется (выпячивается вперёд). Можно предложить ребенку положить одну руку или небольшую игрушку на живот выше пупка, а другую руку на грудь. Это необходимо для контроля правильности освоения техники дыхания животом.

3. Плавно, без паузы переходи к выдоху.

4. Выдох медленный, плавный, через слегка приоткрытые губы, как будто дуешь на парус кораблика (длиннее вдоха как минимум в 2 раза).

Свежие документы:  Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе детского сада «Путешествие по зимнему лесу»

5. Равномерно распределяй струювыдыхаемого воздуха на всю длину выдоха.

6. Во время выдоха живот возвращается в исходное положение (или чуть-чуть подтягивается).

Психолог. На экране ты видишь, как заполняется цветом столбик. Тебе нужно закрасить столбик до конца своим дыханием.

Психолог анализирует эффективность сеанса по критериям:

Синхронизация дыхательного и сердечного циклов в каждом дыхательном движении

Сокращение числа дыханий (ЧД) у детей дошкольного возраста до 8 –12 дых/мин; у детей школьного возраста и взрослых до 5 — 8 дых/мин.

Нет увеличения средних значений ЧСС в течение сеанса.

Умение расслабляться (контролировать психоэмоциональное и мышечное напряжение).

Увеличение значения ДАС.

Воспроизведение ДРД без сигналов обратной связи.


2. Растяжки.

Психолог. А теперь поиграем в такую игру. В противоположной части комнаты находится территория противника. Ты единственный боец отряда должен незаметно перебраться к врагам и похитить карту с секретными сведениями. Кроме того, за каждое верно выполненное задание ты получаешь балл, который в конце занятия можно обменять на игру в сенсорной комнате.


«Бревнышко».

Психолог. Итак, перед тобой поле, которое очень хорошо видно врагам. Ты должен пробраться на территорию противника определенным способом.

Ребенок лежит на спине, руки над головой, кисти соединены, пальцы вверх. Полное натяжение тела. Перекатывание по полу в одну, а потом в другую сторону. Обращаем внимание на то, что «бревнышко» должно катиться ровно. Руки и ноги двигаются с одинаковой скоростью.


«Лодочка на животе».

Психолог. Стоп! Тебя заметили в бинокль! Нужно замереть и превратиться в лодочку.

Лечь на живот, руки вытянуть вперед, сложить ладонь к ладони, поднять вверх, приподнять прямые ноги, прогнуться держать позу 10 сек.


«Лодочка на спине».

Психолог. Теперь превращаемся в другую лодочку.

Лечь на живот, руки вытянуть вверх, сложить ладонь к ладони, поднять вверх, приподнять голову, приподнять прямые ноги, прогнуться держать позу 10 сек.


«Фараон».

Психолог. Молодец! Но враг все еще смотрит в твою сторону, а до карты еще далеко. Тебе нужно оценить ситуацию, но так, чтобы тебя не заметили.

Лечь на спину, обняв себя руками (правая кисть держит правое плечо, левая — правое). Отрывать голову от пола и поднимать ее к груди, не отрывая плеч. Туловище лежит неподвижно, ногами не шевелить. 6 раз.


3. Глазодвигательный репертуар.

Психолог. Мы скоро доберемся до карты, но наша карта непростая и чтобы ее прочесть, нужно потренировать глазки.

«Крестообразные движения глазами-1».Лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги прямо (перекрещивать нельзя), пальцы рук неподвижны. Следить глазами за яркой точкой на конце ручки, не двигая головой. Взрослый плавно перемещает ручку по вертикали и горизонтали над глазами ребенка, задерживая в крайних точках на 1-2секунды. Выполняется на трех уровнях: вытянутая рука ребенка, рука, согнутая в локте, около переносицы.

«Конвергенция-1».Ребенок лежит. Поднять предмет на уровень вытянутой руки ребенка, прямо над переносицей. Медленно двигать предмет к переносице, добиваясь, чтобы оба глаза смотрели на него. Сделать 2 раза.

«Близко-далеко». На оконном стекле обозначить точку на уровне глаз ребенка, выбрать дальний объект за стеклом (например, расположенный в вдалеке дом, дерево, облако и т.д.). Ребенок стоит на расстоянии вытянутой руки от стекла. Поочередно фиксировать взгляд: 1) точка на стекле, 2) дальний предмет. Счет до 30, то же в секундах (один отсчет в секунду).


4. Базовые сенсомоторные взаимодействия.

Психолог. Осталось совсем недалеко. Тебе нужно пробраться через лес. Будь осторожен, враг вооружен! Если пуля заденет твои руки, ты должен будешь ползти только при помощи ног, а если ноги – при помощи только рук.

«Партизан».Ползание на животе. Ребенок ложится на живот и ползет по-пластунски так, как сможет. Взрослый следит за правильностью выполнения упражнения, фиксирует внимание на проблемных зонах ребенка и помогает ему. Это упражнение позволяет выявить возможности ребенка (диагностическое): если при ползании ребенок игнорирует ноги, то ему нужно больше ползать без рук. Если игнорируется одна из ног — рекомендуется надеть на нее утяжелитель (бутылка с водой или мешочек с крупой).

Свежие документы:  Сценарий агитбригады по ПДД "Безопасный перекресток" 5-7 класс


Психолог. А теперь на нашем пути болото, чтобы передвигаться по болоту, нужно превратиться в морскую звезду.

«Звезда». Лежа на спине, руки вверх (над головой), ноги вытянуты. Ребенок выполняет под счет психолога: 1 — правая рука на 45 градусов отводится вправо, левая нога на 45 градусов отводится влево. 2 — исходное положение. 3 — левая рука на 45 градусов отводится влево, правая нога на 45 градусов отводится вправо.


Психолог. Осталось совсем немного! Чтобы зайти в помещение, где карта, необходимо простучать секретный код.

«Кулак, ребро, ладонь»Выполняется лежа на животе, руки перед собой. Выполнять поочередно правой и левой рукой, двумя руками одновременно.

«40 кулаков-1». Выполняется лежа на спине руки перед собой, могут упираться локтями в пол. Одновременное одноименное сжимание кулаков под счет: 1 — большой палец внутри кулака, 2 — большой палец снаружи кулака. Выполнять под счет до 20.

«40 кулаков-2». Выполняется лежа на спине руки перед собой, могут упираться локтями в пол. Одновременное разноименное сжимание кулаков под счет: 1 — правая рука — большой палец внутри кулака, левая — большой палец снаружи, 2 — правая рука — большой палец снаружи, левая — большой палец внутри кулака. Выполнять под счет до 20.


5. Развитие внутреннего плана действий

Психолог. Ты проделал длинный и опасный путь. Но вот последнее препятствие на пути. Будь вниматлен!

«Назови наоборот цифры».Психолог называет три цифры, ребенок сначала повторяет их, а затем называет в обратном порядке: 745, 896, 427 и т.д.

«Назови число наоборот» — число произносится «наоборот»:

84 – 48,

28 – 82,

34 – 43 и т.д.


Обсуждение занятия. Домашнее задание.

Психолог. Отлично! Карта твоя! Противники потерпели поражение!

Со многими заданиями ты справился и набрал __ баллов. Эти баллы можно обменять на игру в сенсорной комнате – можно прыгать на батуте, купаться в сухом бассейне или поиграть с игрушками. Те упражнения за которые ты не получил балл нужно будет отработать дома с родителями.

Психолог проводит психомоторную коррекцию в присутствии родителя. Копию конспекта занятия специалист вручает родителю в качестве домашнего задания для отработки упражнений в домашних условиях.

Прощание.

Литература

  1. Абросимов В.Н, Нарушения регуляции дыхания,- М., 1990.- С. 186-241.

  2. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. – СПб: Речь, 2002.

  3. Бреслав И.О., Паттерны дыхания,- Л.: Наука, 1984.- 294 с.

  4. Верещагина А.А. Значение психологических факторов для биоуправления с обратной связью потенциалами у больных церебральным арахноидитом и неврастенией // Биоуправление: теория и практика. – Новосибирск: Наука, 1988.

  5. Верещагина А.А., Кайданова Е.А. Значение обратной связи при адаптивном регулировании патологической биоэлектрической активности мозга // Физиол. чел., 1981.

  6. Конспекты теоретических уроков биологической обратной связи «Здоровье» под ред. А.А.Сметанкина. — НОУ «Институт биологической обратной связи», 2002. — 82 с.

  7. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 8 лет. Учебно-методическое пособие для преподавателей. М.: Интерпракс, 1994.

  8. Розенбаум Л. Общие вопросы биоуправления // Биоуправление-2. Теория и практика. — Новосибирск, 1993. -С.25-28.

  9. Семенович А.В.Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. -М.:Генезис,2010.-474с.

  10. Семенович В.В. (ред.) Комплексная методика психомоторной коррекции. М., МГПУ, 1998.

  11. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. – 2-е изд. — М.: Генезис, 2008.

  12. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002.

  13. Сметанкин А.А. Метод БОС по дыхательной аритмии сердца – путь к нормализации центральной регуляции дыхательной и сердечно-сосудистой систем (Метод Сметанкина) // Биологическая обратная связь. 1991. — № 1. — С.18-26.

  14. Хамиель Д Управление стрессом и оптимизация работы в школе // Биологическая обратная связь. — 1999. — № 3. — С.22-23.

  15. Хомская Е.Д. Нейропсихология.М., 2003.

  16. Хомская Е.Д., Привалова Н.Н., Ениколопова Е.В. Метолы оценки межполушарной ассиметрии и межполушарного взаимодействия. М., 1995.

  17. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 1998.

  18. Штарк М.В. Заметки о биоуправлении // Биоуправление-3: теория и практика.- Новосибирск, 1998.- С. 8.

  19. Яковлев Н.М. Биологическая обратная связь при лечении стресса и психосоматической патологии // Висцеральное обучение в клинике. Вып 2.4.1. -СПб., 1993. -С.3-48.




скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: