Конспект урока для 1 класса «Воспитание необходимости выполнения правил поведения детьми. Правила на каждый день»


МОУ «Чемальская СОШ»







Направление: «Выполнение программы правового всеобуча

для родителей младших школьников»

2012-13 учебный год







Тема лекции:

«Воспитание необходимости выполнения

правил поведения детьми.

Правила на каждый день»







Автор:Кардаева Н.А.,

учитель 1 «А» класса









  1. Значение выполнения детьми норм культурного поведения.

С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в дет/саду и т.д.) и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей товарищество, навыки поведения, воспитывать сознательное, активное отношение к порученному делу нужно с раннего возраста. В начальных классах продолжают закладываться основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице и в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения, не привиты детям с ранних лет, то позже приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более тяжелую работу: перевоспитывать школьников, в которых укоренились негативные привычки. Отсутствие элементарных привычек у детей затрудняет работу над воспитанием у них более тонких и сложных проявлений культурного поведения: такта, деликатности, непринужденности, изящества манер и т.д. Культура поведения тесно связана с внутренней культурой человека, требованиями эстетики, с общепринятыми тенденциями и обычаями. Внутренняя культура во многом определяет внешнее поведение человека, но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру — заставляет человека быть выдержанным, внутренне собранным, уметь владеть собой. Небрежность во внешнем виде, грубость, невнимательность, бестактность постепенно формируют соответствующие негативные качества личности. 

Необходимо вооружить детей знаниями правил культурного поведения, привычками их выполнения. Личный опыт общения ребенка еще очень беден, ребенок часто может быть неучтивый лишь в силу незнания того, когда, где и как надо поступить. Нередко дети усваивают правила хорошего тона по подражанию, наблюдая за поведением родителей, которые являются для них авторитетом. Надо отметить, что у многих школьников заметное отставание навыков и привычек культурного поведения от соответствующих правил. Индивидуальная работа проводится с отдельными учениками, в зависимости от уровня их воспитанности и условий жизни в семье, в тесном контакте с родителями.

Ребенок постепенно начинает осознавать необходимость выполнения правил с точки зрения нравственности – формируются устойчивое поведение и определенные качества личности. Быть вежливым, обязательным, точным — значит приобрести такие качества, как вежливость, точность, обязательность. Главная задача нравственного образования — формировать нравственные представления и понятия о доброжелательности, справедливости, гуманности, дружбе, обществе и др. Каждый из нас может почти безошибочно определить по поступкам других людей степень их воспитанности, преобладания у них привычки думать или не думать об интересах окружающих.

  1. Формы работы с детьми.

Осознание ребенком своего поведения, своих действий — необходимое условие формирования общественно полезных навыков и привычек, моральных норм поведения. Главными методами являются разъяснение и приучение школьников к выполнению правил культурного поведения. Важным средством приучения являются упражнения, которые включаются в повседневную жизнь ребенка и проводятся в процессе систематических занятий. Дети должны усвоить достаточно большой объем знаний об основных правилах и приучиться осознанно выполнять их. Нужно учить их выполнению правил в различных ситуациях, с которыми чаще всего они встречаются: в школе, на улице, в общественных местах. При этом конкретные правила обязательно будут повторяться. Это необходимо для того, чтобы ребенок научился выполнять то же правило в различных условиях.

Следует помнить, что для младшего школьника перенос знаний из одной ситуации в другую не всегда прост. Например, ребенок знает, что в школе надо здороваться со всеми взрослыми, а не только со своей учительницей и довольно быстро овладевает этим правилом. А вот за пределами школы, на улице ребенок может не выполнять это правило. Просто он не знает, что, встретив на улице, в магазине, в кино знакомого (учителя, директора школы или маму, папу своего товарища и др.), надо с ним обязательно поздороваться. Или другой пример, Дети научились уступать место старшим в автобусе и делают это — охотно, без напоминаний. Но вот пришла бабушка в школу. Ученик сидит, а бабушка стоит. Он не догадается предложить ей сесть, т.к. приучен уступать место пожилым только в транспорте.

Осознание ребенком своего поведения происходит постепенно под руководством взрослых, под влиянием общественного мнения коллектива. Учитель или родители показывают, как надо вести себя в той или иной ситуации: как пригласить товарища в гости, как вести себя за столом, как выполнять правила вежливости. Дети повторяют действия взрослого, учатся поступать правильно. А потом эти упражнения включаются в разнообразную деятельность школьников. Дети идут на день рождения к товарищу или сами принимают гостей. Здесь они должны самостоятельно, без непосредственного контроля со стороны взрослых действовать в соответствии с известными им правилами. Взрослый наблюдает за поведением детей, он отмечает те пробелы и ошибки, что дети делают, и хорошее, правильное в их поступках.

Эффективный прием разъяснения детям правил культурного поведения — использование литературных произведений — рассказов, стихов, басен. При этом целесообразно обсуждать с детьми и образцы правильного поведения, и негативные поступки. В работе с детьми нужно широко использовать юмор. Важно показать детям в смешном виде героев произведений. Прекрасным материалом для этой работы стихи А. Л. Барто «Любочка», «Сонечка», «В театре», «Почему занят телефон», С. Михалкова «Одна рифма», «Прогулка», Лившица «Перчатки», «Неряха» и др. Интересны детям и литературные сюжеты К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. Эти стихи можно прочесть в лицах, поставить по ним небольшие инсценировки. Можно выучить стих, подобрать загадки и пословицы, связанные с темой занятия. Хорошо, если правила оформлены в виде плаката. Герои не умеют или не хотят выполнять правила культурного поведения. И таким образом вызвать у ребят желание не быть похожими на них. Для эффективного воспитания школьников большое значение имеет внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому взрослый должен быть для них образцом.

  1. Направления воспитания культуры поведения.

Основная работа по накоплению опыта правильного поведения проходит в повседневной жизни младших школьников: на уроках, во время перемен, в раздевалке, по дороге домой, во время посещений театра, кино, на прогулках, экскурсиях, в общении друг с другом и взрослыми. Каждый день дети здороваются и прощаются, убирают после игры игрушки, умываются, одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно ребенку приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь т.д. Это воспитывает у детей бережное отношение к вещам. Вводится правило: «Каждой вещи – свое место» — и контролируется его выполнение. Культура деятельности – проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Особому вниманию следует уделять правильному обращению с книгой. С первой встречи ребенка с книгой важно вызвать уважительное отношение к ней. Книга – одно из сокровищниц духовного богатства человека. Книги делают нас умнее и взрослее, учат, забавляют, радуют.
«Если хочешь посмотреть книгу, проверь руки, — чистые ли они», — это должно стать правилом для каждого маленького читателя. Дети должны знать, что книгой пользуются в специально отведенном для этого месте за столом, а не на ковре или в игровом уголке. Нельзя обращаться небрежно даже с ненужной книгой.

Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течении всей его последующей жизни. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, прогулки, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.

Культура еды, умение культурно принимать пищу – один из первых навыков, который должен воспитываться у ребенка. Перед едой обязательно вымыть руки, уметь пользоваться ложкой, вилкой, не пачкать скатерти и одежды во время еды – всё это можно воспитывать только путём постоянного наблюдения и систематических указаний со стороны взрослых. Культуры еды часто относят к гигиеническим навыкам, но её значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет этический смысл– ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и так же к тем, кто приготовил пищу. С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережевывая пищу.

С ранних лет воспитывайте у детей любовь и привычку к труду. Следует считать важнейшим правилом воспитания: «Не делай за ребенка того, что он может сделать сам». Делая что-либо за ребенка, взрослые думают, что они помогают ребенку. А на самом деле они лишь мешают выработки у него полезных навыков, лишают его самостоятельности и той радости, которую доставляют детям проявления самостоятельности. Для определения достигнутого воспитания культуры трудовой деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребенка трудиться, интерес к выполненной работе, понимание её цели и обоснованного смысла; активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективном труде.

Выполнение общественных поручений требует от детей не только умения выполнять какую-либо деятельность, но и соблюдения определенных правил поведения. При этом дети вступают в отношения со многими людьми: взрослыми, младшими и старшими ребятами, своими сверстниками. Общение с ними требует от школьников знания многих правил культурного поведения. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе сверстников. Умение жить в коллективе сверстников имеет большое значение для будущего школьника. Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность прийти на помощь друг к другу. «Если товарищу трудно, помоги ему», «Если тебе трудно – обратись за помощью» — вот правила, которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни. Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать состояния других людей. Он должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке, такое поведение становится недопустимым, т.е. поступать, руководясь чувством уважения к окружающим в сочетании с простой естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность. Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты. При разъяснении правил культурного поведения необходимо обратить внимание детей на мотивы поступков и их последствия для других людей. Если у ребенка получается общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и с незнакомыми людьми. Скромность — нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе.

  1. Вывод.

Понятие культуры поведения школьника можно определить, как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Для закрепления знаний и навыков желательно давать детям различные поручения. Навыки у детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий. При целенаправленном воспитании у ребенка образуется привычка быть занятым; умение самостоятельно организовать свои дела по интересу, способность заниматься тем, чем необходимо, расходовать свою энергию на разумную деятельность. Взрослые должны руководить детской деятельностью: уметь создать условия для игр, труда, занятий, учить ребенка умению организовывать свою деятельность; содействовать его вовлечению; оказывать ему помощь в достижении поставленной цели.

скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: