ДИАГНОСТИКА
по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Автор: Цветкова Елена Петровна, старший воспитатель МДОУ № 105, город Кемерово
Вопросник для исследования знаниевого компонента уровня экологического воспитания старших дошкольников.
ОЦЕНКИ:
правильный ответ – 5 баллов;
частично – 2 балла;
не отвечает – 0 баллов.
Живая природа.
Птицы:
— Назови птиц, которых ты знаешь? (Вспомни, каких птиц ты видел чаще всего в на улице, за окном, во дворе, в книжках?)
— Как выглядят птицы? Какие части тела у них есть? (Чем отличаются птицы от человека? Чем они едят, ходят, чем берут пищу?)
— Как птицы передвигаются? Что сделают, если увидят еду? (Вспомни ворону или голубя – как они подходят к хлебным крошкам или семечкам? А воробей?)
— Как поют ворона, воробей, голубь? Какие звуки они издают?
— Как птицы выводят птенцов?
2. Животные:
— Назови животных, которых ты знаешь? (Вспомни животных из сказки? Какие животные участвовали в сказке «Репка», «Колобок»?)
— Чем питаются разные животные? (Кто питается корой деревьев, травой? А кто – ловит и убивает других животных?)
— Как называются животные, которые едят траву, разные растения, кору деревьев? А как называются те животные, которые едят мясо?
— Как хищные животные ловят травоядных? Что они делают, чтобы поймать? (Что делает хищник, чтобы быть незамеченным жертвой? Как он подходит к жертве?)
— А что делают травоядные животные, чтобы их не поймали?
3. Насекомые:
— Назови насекомых, которых ты знаешь? (Какие насекомые летают по воздуху, ползают по земле, прыгают по травинке?)
— Какие насекомые и как передвигаются? (Что делают бабочка, божья коровка, жук, если заметят тебя? А что они делают, чтобы добраться до цели?)
— Как они выглядят? (Чем насекомые отличаются от человека? Чем они передвигаются?)
— Можно ли брать их в руки? (Почему нельзя? Что будет с бабочкой, если взять ее за крылышки? Сможет ли она летать? А что сделает божья коровка, если посадить ее на ладонь? А жук?)
— Что происходит с насекомыми зимой? (Они могут выжить, перезимовать?)
4. Червяки:
— Как выглядит червяк? (Чем он отличается от человека? Как он передвигается?)
— Почему он так выглядит? (Как он передвигается?)
— Для чего нужны червяки в природе? (Что происходит с землей, когда они прячутся в нее? Что делает мама с домашними растениями, чтобы они «дышали»?)
5. Деревья:
— Какие деревья ты знаешь?
— Как выглядят деревья? Из каких частей состоят? (К какой части дерева мы можем прикоснуться –как она называется? А какая – спрятана в земле? Что на верхушке дерева?)
— Как меняются деревья летом, осенью, зимой?
— Как выглядят листья деревьев? Чем отличается лист ели? (Какоцй формы листья рябины, клена, березы, тополя, какого они размера? А какие листья у ели?)
— Весной на березах и кленах не сразу появляются листья. Что сначала вырастает на веточках берез и кленов? (Из чего появляются листики березы? А клена?)
— А что появляется осенью на веточках рябины? И для чего? (Кто-нибудь кушает ягоды рябины?)
6. Травянистые растения:
Назови растения, которые ты знаешь? (Какие растения появляются весной раньше всех? Какие их них имеют цветы? Какие растения есть в саду, поле?)
— Из каких частей состоит трава, растение? (Все растения имеют только листики? Вспомни домашние растения и растения на лугу – чем они отличаются?)
— Что произойдет с травкой, если ее поливать? А если – вырвать?
— Как изменяется трава летом, осенью?
— Как выглядят цветы одуванчика, ромашки, колокольчика?
— Можно поливать траву и цветы в жаркую солнечную погоду? (Что может произойти с обильно политыми растениями от сильного солнца? Вспомни, что происходит с водой в жаркую погоду?)
7. Овощи:
— Назови овощи, которые ты знаешь?
— Какие из них растут в земле, а какие – на поверхности? (Видим ли мы, как растет морковка? А капуста?)
— Как выглядят морковь, свекла, огурец, помидор, репа, кабачок, тыква?
— Как называют семена лука? А гороха?
— Что происходит с овощами весной, летом, осенью? (Сразу овощи вырастают, как только их посадили? Что нужно делать, чтобы овощи выросли?)
Неживая природа.
Ветер:
— Каким бывает ветер весной, летом, осенью, зимой?
— Что происходит с деревьями, когда дует ветер? А с вертушкой?
— Что происходит с облаками, когда дует ветер? А когда ветер не сильный?
— А что происходит с ветками деревьев, когда ветер очень сильный? Как называется такой ветер?
2. Дождь:
— Зачем нужен дождь в природе? Как меняется природа, улица после дождя? (Что было бы с растениями и деревьями, если бы не было дождя?)
— Что появляется после дождя на городских улицах?
— Что произойдет с лужей, если по ней проедет машина? А с человеком, который бежит по луже – что произойдет?
3. Небо:
— Как меняется небо весной, летом, зимой?
— Почему небо кажется белым? Или серым? Что может закрывать небо, «застилать» его?
— Если на небе темные тучи осенью или летом – как изменится погода? А если небо темное зимой – как изменится погода?
— Что бывает с небом во время и после дождя?
4. Вода:
— Какого цвета может быть вода?
— Что происходит с водой зимой, летом – в сильную жару?
— Зачем нужна вода?
— Что произойдет с водой, если зачерпнуть ее в ладошку? Как называется это свойство воды? (текучесть).
5. Песок:
— Чем отличается сухой песок от мокрого?
— Что произойдет, если наступить на влажный песок?
— Если ты поиграл(а) с сухим песком, как очистить от него руки? А от мокрого?
6. Космос:
— Какую форму имеет наша планета?
— Чего больше на земле – суши или воды? (Почему Землю называют «Голубой планетой»?)
— Как называются участки суши на земле? Какие материки ты знаешь?
— Какие планеты ты знаешь кроме Земли?
— А Солнце – это планета или звезда?
— Как солнце изменяет погоду на улице?
— Что происходит с водой на солнце?
— А как Солнце влияет на время суток?
— Как ты представляешь себе мир, где находятся планеты, Солнце, другие звезды, Луна? Как называется это пространство?
— Всегда ли существовала Вселенная? Как она образовалась?
Проблемные ситуации для оценки аффективного компонента уровня экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
ОЦЕНКИ:
правильный ответ – 3 балла;
частично – 2 балла;
не отвечает – 0 баллов.
Нефть разлилась и затопила воды близлежащего озера. Что произойдет с жителями озера? Что нужно сделать, чтобы этого не произошло?
Как вы считаете, в городе человек дышит свежим воздухом? Что загрязняет наш воздух в городе? Что нужно сделать, чтобы этого не происходило или происходило меньше?
Автомобили ездят благодаря бензину, троллейбусы – благодаря электроэнергии. Есть ли средство передвижения, которому не требуется каких-либо веществ для того, чтобы человек мог передвигаться на нем на большие расстояния? (велосипед, машины на солнечном топливе)
Мусор с местной свалки в одном из дворов не вывозился четыре дня. В результате мусор начал разлагаться. Когда его отвезли на свалку, закопали под слоем земли и глины. В результате мусор стал разлагаться очень медленно. Что нужно сделать с мусором, чтобы уничтожить его быстро и не навредить здоровью горожан?
В Антарктиде происходит таяние ледников. Таяние ледников происходит также в Северном Ледовитом океане. Можно ли сравнить нашу планету с домом, у которого дырявая крыша? Что защищается Землю от воздействия прямых солнечных лучей? Почему защита ослабела?
Сибирский лес богат разными видами животных: медведь, волк, рысь, росомаха, лось, олень-морал, косуля. Какие из этих животных являются хищниками, а какие – травоядными? Почему травоядных больше? (Может ли это быть связано с богатством растительного мира?)
Сводная таблица результатов оценки знаниевого компонента экологического воспитания старших дошкольников
А. А. | В. Б. | Ж. Б. | А. Б. | Т. Д. | И. Д. | Е. И. | А. И. | Д. К. | Я. К. | Е. Н. | Т. Н. | Е. О. | О. П. | Н. Р. | А. Р. | И. С. | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
1) ветер |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2) дождь | | | | | | | | | | | | | | | | | |
3) небо | | | | | | | | | | | | | | | | | |
4) вода | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
Основы космоса
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
уровень | в | в | с | н | с | с | в | н | н | с | с | с | с | с | в | н | с |
Сводная таблица результатов оценки аффективного компонента экологического воспитания старших дошкольников во II констатирующем эксперименте
А. А. | В. Б. | Ж. Б. | А. Б. | Т. Д. | И. Д. | Е. И. | А. И. | Д. К. | Я. К. | Е. Н. | Т. Н. | Е. О. | О. П. | Н. Р. | А. Р. | М. С. | ||
Ситуация | Вопрос | |||||||||||||||||
1 | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
3 | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | |
4 | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | |
5 | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
6 | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| в | в | с | н | с | с | в | н | н | с | с | с | с | с | в | н | с |
Библиография
Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании [Текст] / А. Савенков // Дошкольное воспитание. – 2005. — № 12. – с. 6 – 11.
Савенков А. И. Теоретические, эмпирические и фантастические исследования в домашнем обучении [Текст] / А. Савенков // Исследовательская работа школьников. — 2002. — № 2. — с. 73–78.
Скалон Т. А. Экология для детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие [Текст] / Т. А. Скалон; Под общ. ред. О. А. Свиридовой, О. А. Никифоровой. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2008.