Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 29 гор. Йошкар-Олы»
Эстетическое воспитание детей с нарушением зрения.
Подготовила
Учитель – дефектолог
Павлова Светлана Александровна
Йошкар-Ола 2010
Эстетическое воспитание детей с нарушением зрения.
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь.
В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.
Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности личности с нарушениями зрения, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.
Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности детей с нарушениями зрения. Исследователи отмечают, что, формируя «эстетическое мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства и стилистического родства, что, по мнению польского ученого И. Войнара, является необходимой предпосылкой ее теоретического познания.
Научить ребёнка с нарушениями зрения воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности — это важное, но отнюдь не исчерпывающее всего комплекса задач в качестве специфической стороны любого вида творческой деятельности, поскольку именно развитие творческих способностей личности с нарушениями зрения и следует считать в качестве главной задачи эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности слабовидящих. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.
Существенное значение в эстетическом воспитании слабовидящего ребенка играет организация детского быта — чистоты, порядка, удобства, красоты, где все соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине и т.п. Уже с 2-3 – летнего возраста, детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведения порядка в комнате, опрятность одежды, так самым, утверждая их в понимании того, что красота – дела рук человеческих. Формирование в начальный период воспитания навыки, знания, эмоционально-смысловые ориентации, оставаясь исходной базой, получают в последующем свое углубление и обогащение, перерастая в систему эстетической культуры личности. В школьные годы этот процесс находит выражение в овладении сенсорно-чувственными приемами постижения художественных и эстетических явлений, то есть приобретения умений, навыков воспитания и оценки, в обогащении эмоциональных реакций.
Достижение должного уровня эстетическго воспитания реализуется в решении следующих задач:
— развитие сохранных анализаторов у слабовидящих детей (слуха, обоняния, осязания и др.) с целью эффективного и правильного восприятия окружающего мира;
— формирование навыков и способов восприятия предметов и явлений окружающего мира;
— раскрытие всех коррекционно-развивающих возможностей эстетического воспитания на внеклассных занятиях по мировой художественной культуре.
Итак, задачи эстетического воспитания детей с нарушением зрения – формирование совокупности представлений и знаний по основам этики, мировой и отечественной культуре, способности понимать и отличать от суррогата подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе и человеке; в развитии потребностей, интересов и способностей к художественно-творческой деятельности, в выработке опыта организации среды обитания с учётом эстетических норм и ценностей.
Решение этих задач требует соблюдения ряда условий и педагогических требований:
— слабовидящие должны активно соприкасаться с окружающей средой, не быть изолированными от неё;
— слабовидящие должны быть приобщены к различным видам искусства;
— в школе должна действовать система, включающая различные формы эстетического воспитания: внеклассные занятия по мировой художественной культуре, культпоходы, экскурсии и т.д.
И в заключении хочу добавить, что только целенаправленный выбор эстетических приёмов и пособий, другими словами – специально организованный процесс обучения позволит детям с нарушением зрения наиболее полно приобщиться и проникнуться к эстетической культуре. Эстетически воспринимать – это не только видеть прекрасное, но и понимать его сущность, связь с другими явлениями жизни. Эстетическое восприятие предполагает наличие суждений, оценок, эмоционального отношения к окружающим. Под воздействием коррекционно-воспитательной работы можно достичь высокого уровня правильных суждений и выработать определенную эстетическую отзывчивость.
Список используемой литературы:
Божович Л.М. «Личность и её формирование в детском возрасте». – М.,1968;
С.Ю. Бородулина «Коррекционная педагогика» — Ростов-на-Дону, 2004;
Гачев Г. «Творчество, жизнь, искусство». – М., 1980;
А.П. Графов «Слепой и зрячий». – М, 1985;
В.П. Ермаков, Г.А. Якунин «Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения» — М, 1990;
Под ред. В.З. Кантора. «Научно-практические проблемы эстетического и этического воспитания детей и молодежи с нарушениями зрения»: Сб. статей: Выпуск № 1 /– М.: ИПТК Логос ВОС, 2001;
А.С. Майданов «Искусство как средство духовного развития незрячих» — М, 2004;
Под ред. Л.И. Плаксиной «Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения»– М, 1995;
Под ред. А.А. Радугина. «Эстетика».– М., 1998;
Под ред. Л.И. Солнцевой, Е.Н. Подколзиной «Воспитание и обучение слепого дошкольника»– М, 2005;
Солнцева Л.И., Хорош С.М. «Советы родителям по воспитанию слепых детей» / ВОС. – М., 1983;
Под ред. В.З. Кантора. «Научно-практические проблемы эстетического и этического воспитания детей и молодежи с нарушениями зрения»: Сб. статей: Выпуск № 1 / – М.: ИПТК Логос ВОС, 2001.