Конспект урока на тему «Как можно применять проектные задачи в образовательном процессе?»


Мастер – класс по теме «Как можно применять проектные задачи в образовательном процессе?»

То, что дети смогут сделать вместе сегодня,

Завтра каждый из них сможет сделать

самостоятельно.

Л.С. Выготский

Добрый день, уважаемые коллеги!

Дети от природы – народ любознательный и интересующийся. Однако, как показывает практика, очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно становится всё менее и менее заметным. Послушайте, пожалуйста, стихотворение поэта Валентина Берестова.


У маленьких учеников

Спросил художник Токмаков:

«А кто умеет рисовать?»

Рук поднялось – не сосчитать.


Шестые классы.

Токмаков и тут спросил учеников:

«Ну, кто умеет рисовать?»

Рук поднялось примерно пять.


В десятом классе Токмаков

Опять спросил учеников:

«Так кто ж умеет рисовать?»

Рук поднятых и не видать.


А ведь, ребята, в самом деле

Когда-то рисовать умели,

И солнце на листах смеялось.

Куда всё это подевалось?



Задача нас — педагогов поддержать этот «озорной» огонёк в глазах ребят, поддержать и приумножить познавательный интересобучающихся.











Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию мастер – класс «Как можно применять проектные задачи в образовательном процессе?»

Обязательно нужно знать конечный пункт (результат) и с какой целью происходит запуск проектной задачи.


Цель: Разработка алгоритма действий педагога при организации деятельности в режиме решения проектных задач

Ваша задача – изучить теоретические материалы и на основе собственного педагогического опыта и посещённых уроков, пошагово сформулировать и прописать порядок действий педагога при организации деятельности детей в режиме решения проектной задачи.

Название проектной задачи

Алгоритм действий педагога при работе над проектными задачами в образовательном процессе

Предмет


Класс


Тип задачи

Педагогическая проектная разновозрастная

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

1Выявление понимания педагогами важности и необходимости способствовать формированию разных форм учебного сотрудничества в образовательном процессе.

2. Изучить теоретические материалы и на основе собственного педагогического опыта и посещённых уроков, пошагово сформулировать и прописать порядок действий педагога при организации деятельности детей в режиме решения проектной задачи с целью разработки алгоритма работы над проектной задачей.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

1.Работа с информацией

2. Работа в малой группе (умение распределять задания между участниками).

3Взаимоконтроль и взаимооценка в процессе работы над задачей

Планируемый педагогический  результат

1. Демонстрация способности работать и информацией ,с текстом.

2. Умение создать конечный продукт — алгоритм работы над проектной задачей, работая в малой группе.

Способ и формат оценивания результатов работы

В процессе решения задачи оценивается:

владение   необходимым предметным материалом;

умение правильно выполнять отдельные задания и выстроить с их помощью решение задачи в целом;

умение  взаимодействовать  в  малой группе при решении общей задачи.

Оценка взаимодействия участников при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи, и делается общий вывод об уровне работы в малой группе.

Организация рефлексии решения проектной задачи.

Возьмите листочки, на которых написано, что вы делали, чему учились, что чувствовали.

— Разрежьте на отдельные полоски эти записи, выберите те, которые соответствуют вашим результатам.

— На цветной лист слева наклейте полоски с записями «Чему учились?», справа – «Какие чувства испытывали?».

— Получите и подпишите сертификат. Положите его в портфель достижений.


Рефлексия «Продолжение фразы…»

  • Теперь я понимаю…

  • Теперь я умею…

  • Сейчас я чувствую …

Список литературы.

1. Выготский Л.С. Мышление и речь: Сборник/Лев Выготский. – М.:АСТ:АСТ МОСКВА:ХРАНИТЕЛЬ, 2008.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.

3. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1987.

4. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1. – 2-е изд. — М.: Просвещение, 2009.

5. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / / [А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.В.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010.

Алексей ВОРОНЦОВ, Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации учения //http://nsc.1september.ru/article





Приложение 1

  • ФГОС НОО определяет требования к содержанию, результатам, условиям реализации основной образовательной программы, среди которых проект (проектная задача) рассматривается как метод и форма оценивания достижения планируемых результатов.

  • Проектная задача – особый, универсальный вид учебного задания, способствует достижению всех планируемых результатов освоения ООП. От прочих практических заданий отличается наличием материального образовательного продукта.

  • В организации проектной деятельности младших школьников должны преобладать, как наиболее эффективные, групповые формы работы. Группы должны быть мобильными по составу.

  • Проектные задачи можно использовать на отдельном этапе урока. Можно весь урок решать отдельную проектную задачу. Можно организовать внеурочную деятельность для решения долговременных проектных задач.

  • Продукты и сертификаты проектной деятельности учитываются в процессе аттестации и могут храниться в портфолио учащихся.

  • Теоретические и практические аспекты обучения решению проектных задач изложены в пособии для учителя под редакцией А.Б. Воронцова.

  • Можно формулировать проектные задачи самостоятельно, исходя из образовательных потребностей и конкретного учебного материала.

  • Не нужно «изобретать велосипед» каждый раз: проектные задачи (проекты) содержаться в учебниках для начальной школы.



Приложение 2

У современного учителя есть множество возможностей для того, чтобы избежать столь печального развития событий. Необходим поиск новых способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов. Одной из таких форм является проектная деятельность. Однако проектная деятельность своё центральное место занимает в основной школе. В начальной школе могут возникнуть только её прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. «…Полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников…

Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи ». Ценным руководством по их конструированию и решению является пособие для учителя под ред. А.Б.Воронцова «Проектные задачи в начальной школе».

ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА – это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». Фактически проектная задача задаёт общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата.

Отличие проектной задачи от проекта:

Проект — нет определённых заданий, материалов, действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств.

Проектная задача – проектировщикам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (системы) заданий.












Приложение 3

Современный урок, отвечающий требованиям стандартов второго поколения, отличается по форме и содержанию от стандартного, так называемого, традиционного урока. Это понятно всем. Однако возникает много вопросов относительно того, а что же конкретно представляет из себя этот современный урок, как его выстроить, каким содержанием наполнить?

     На сегодняшний день особое место отводится проектной деятельности учащихся. При этом учитель превращается из носителя готовых знаний в организатора учебно-познавательной деятельности учеников. Приоритетной становится деятельность исследовательского, поискового, творческого характера.

     Выделяют три типа задач, используемых в практике развивающего обучения на уроке: конкретно-практическая, учебная и проектная задачи.

Конкретно-практические задачи  ориентированы на применение (отработку) освоенных способов действий в известной школьниками ситуации, как правило, в рамках одного предмета; итог решения —  правильное использование знаний, умений и навыков учащихся (правильный ответ).    

              Учебные задачи побуждают детей искать общие способы решения конкретно-практических задач, это всегда новая поисковая задача; итог решения  — нахождение общего способа решения частных конкретно-практических задач, в ходе которого происходят изменения в самих младших школьниках.

Проектная задача – это задача по форме и содержанию приближенная к «реальной» ситуации и ориентирована на применение учащимися  целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме.  На такой задаче нет «этикетки» с указанием, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный «продукт» (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью.



Приложение 4

Как  можно использовать проектные задачи в образовательном процессе?

Первый шаг это создание   учебного сообщества, так как первое время решение проектных задач ведётся коллективно. Одна из главных задач начальной школы — сформировать группу детей (класс) как учебное сообщество.

Учебное сообщество — это группа детей, способная организоваться для совместного учебного труда, непосильного для каждого  отдельного участника общей работы.

Задача учителя при формировании такого сообщества состоит в создании условий для того, чтобы совместная работа детей стала возможной. Однако в период функционирования группы взрослый в ее работе не участвует, дети работают самостоятельно. Взрослый включается в работу группы в том случае, если дети сами приглашают его к сотрудничеству. Единицей учебного сообщества в 1—4 классах является организованная взрослым, но действующая без его непосредственного участия и руководства группа одноклассников. 

Взаимодействие «учитель — группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.

Групповая работа позволяет и детям и учителю:

  • организовать эффективно учебный процесс;

  •  приобрести опыт выполнения   важнейших функций, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование);

  • использовать дополнительные  средства вовлечения детей в содержание обучения;

  • органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание»,  одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей, и как следствие формирование личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий.   

Второй шаг — выработать правила работы в группах. Третий шаг решение проектных задач.

Приложение 5

Правила работы в группах

  • не говорить всем сразу;

  • всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);

  • перед работой нужно договориться, кто, что будет делать;

  • не спорить зря, а доказывать, объяснять;

  • стараться понять друг друга;

  • возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично



Требования к организации работы в парах, группах постоянного и сменного состава:

  • чёткий инструктаж модератора;

  • начало и конец работы по определенному сигналу;

  • подведение итога самостоятельной работы;

  • учить разговаривать (общаться) вполголоса.























Приложение 6

Требования к «проектной» задаче:

  • имеет общий сюжет; задаётся реальная ситуация, в которой детям необходимо воспользоваться набором известных или неизвестных им способов действия;

  • состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу;

  • двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от уровня подготовленности группы);

  • задания могут иметь определённые «шумы» (отвлекающие маневры), создающие разные препятствия для решения поставленной задачи;

  • заключительное задание задачи может быть общей «сборкой», позволяющей собрать вместе всё то, что выполняла группа в отдельных заданиях (для учителя это задание «ключевое», предмет общей оценки решения задачи).

Педагогическая цель проектных задач:

  • В 1-3 классах способствовать формированию разных форм учебного сотрудничества;

  • — В 4- 5классах выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них квазиреальную, модельную ситуацию.

Типы проектных задач:

  • Предметные;

  • Межпредметные;

  • Разновозрастные;

  • Одновозрастные .

  • Структура проектных задач:

  • 1. Квазиреальная, модельная ситуация, со скрытой задачей, описанной в проблемной ситуации;

  • 2. Система действий, заданий, которые должны быть выполнены группой детей;

  • 3. Большой объём и неоднородность материала;

  • 4. Результат решения ПЗ может быть представлен в виде различных текстовых, модельных, графических средств.



Приложение 7

Один из важных результатов применения проектных задач на уроке – это формирование ключевых компетентностей учащихся.

  • Ребёнок учится осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;

  • самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

  • самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;

  • выдвигать гипотезы;

  • устанавливать причинно-следственные связи.

  • Дети получают навыки делового партнерского общения в группе. Формируется ряд менеджерских компетентностей (умение проектировать процесс (изделие);

  • планировать деятельность, время и ресурсы;

  • анализировать собственную деятельность). В такой работе активно формируются коммуникативные и презентационные компетентности.



















Приложение 8

Этапы работы над проектной задачей:

  • Формирование рабочих групп (4-6 человек).  Ознакомление учащихся с общим содержанием задачи.

  • Определение возможностей группы по выполнению отдельных заданий и их распределение между членами группы.

  • Выполнение отдельных заданий в группах. Учителю необходимо наблюдать за тем, распределены ли задания между учащимися адекватно их возможностям, каковы формы работы внутри группы, оказывают ли «сильные» ученики помощь «слабым», не возникают ли конфликтные ситуации и т.п. По необходимости (по запросу учащихся) учитель оказывает консультативную помощь каждой группе.

  • Сведение отдельных выполненных заданий в один «продукт». Соотнесение полученной модели с реальностью. Этот этап – кульминация всего учебного блока. Принципиально, в какой степени в «конечном продукте» будут учтены результаты, полученные в ходе всей предшествующей работы.  

  • Представление результатов решения задачи. Ознакомление с  результатами работы групп. Обсуждение результатов работы.

  • Рефлексия. Позволяет оценить образовательный эффект от работы.

Вариантом организации рефлексии может быть анкета.

  • восстанови основные этапы работы твоей группы в ходе урока;

  • укажи свой личный вклад в работу группы;

  • что у тебя не получалось при выполнении своих обязанностей в группе?

  • что нового ты узнал в ходе решения этой задачи и над чем тебе придется дальше работать?

 







Чему учились?

Какие чувства испытывали?

Планировать свои действия

Положительное отношение к школе

Контролировать свои действия

Положительное отношение к учению

Оценивать правильность своих действий

Интерес к учебному материалу

Находить информацию в учебнике

Интерес к учебному заданию

Находить информацию в словаре

Понимание оценки учителя

Делать устные сообщения

Понимание оценки товарищей

Делать письменные сообщения

Понимание необходимости учения

Строить модели, схемы

Понимание учебной задачи

Описывать объекты наблюдений

Понимание причины успеха/неуспеха

Строить рассуждения

Стремление к роли «хорошего ученика»

Проводить сравнения

Понимание чувств других людей

Проводить классификацию

Сопереживание другим людям

Проводить сериацию (упорядочивание)

Стремление помогать другим людям

Обобщать – делать выводы

Чувство прекрасного

Высказывать собственное мнение

Чувство стыда, вины …

Строить монологическое высказывание

Чувство радости …

Участвовать в диалоге

Чувство огорчения …

Учитывать мнения других

Понимание ценности здоровья

Договариваться об общем решении

Понимание ценности природного мира

Задавать вопросы


Наблюдать за окружающим миром


Различать способы действия


Проводить исследования


Работать в группе





Чему учился?


Какие чувства испытывал?

Планировать свои действия

Положительное отношение к школе

Контролировать свои действия

Положительное отношение к учению

Оценивать правильность своих действий

Интерес к учебному материалу

Находить информацию в учебнике

Интерес к учебному заданию

Находить информацию в словаре

Понимание оценки учителя

Делать устные сообщения

Понимание оценки товарищей

Делать письменные сообщения

Понимание необходимости учения

Строить модели, схемы

Понимание учебной задачи

Описывать объекты наблюдений

Понимание причины успеха/неуспеха

троить рассуждения

Стремление к роли «хорошего ученика»

Проводить сравнения

Понимание чувств других людей

Проводить классификацию

Сопереживание другим людям

Проводить сериацию (упорядочивание)

Стремление помогать другим людям

Обобщать – делать выводы

Чувство прекрасного

Высказывать собственное мнение

Чувство стыда, вины …

Строить монологическое высказывание

Чувство радости …

Участвовать в диалоге

Чувство огорчения …

Учитывать мнения других

Понимание ценности здоровья

Договариваться об общем решении

Понимание ценности природного мира

Задавать вопросы


Наблюдать за окружающим миром


Различать способы действия


Проводить исследования


Работать в группе




скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: