Государственное бюджетное образовательное учреждение
Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 29 г. Сызрани
городского округа Сызрань Самарской области
Нетрадиционные формы уроков как способ развития интереса к учебе у детей младшего школьного возраста
Автор Тарасова Елена Михайловна
учитель начальных классов
высшей категории
ГБОУ СОШ № 29
г. Сызрани
В последние годы интерес к нетрадиционным урокам в начальной школе значимо усилился. Это связано с различными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для перестроечных процессов в сфере образования создания новых типов уроков, активного внедрения в уроки различных педагогических методов и способов развития интереса у детей младшего школьного возраста, авторских программ и учебников.
Организация нетрадиционного урока предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но и дает существенные сдвиги в умственном развитии.
Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.
Формула эффективности урока включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок, качественным быть не может. Подготовка урока — это разработка комплекта мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.
В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования (планирования). При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в своем учебном предмете. Он ведет и пополняет собственные так называемые тематические папки или рабочие книги, куда заносит новейшие сведения, появившиеся в области преподаваемого им предмета, проблемные вопросы и задания, тестовые материалы и т.д.
Чтобы выбрать оптимальную схему проведения урока, необходимо пройти канонический путь расчета учебного занятия. В его основе — алгоритм подготовки урока, последовательное выполнение шагов которого гарантирует учет всех важных факторов и обстоятельств, от них зависит эффективность будущего занятия.
Реализация алгоритма начинается с диагностирования конкретных условий. Диагностика заключается в «прояснении» всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемого уровня обученности, характера учебного материала, его особенностей и практической значимости, структуры урока.
Необходим внимательный анализ всех затрат времени в учебном процессе — на повторение (актуализацию) опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений.
Проектирование (планирование) — это завершающая стадия подготовки урока, и заканчивается она созданием программы управления познавательной деятельностью учащихся. Программа управления — это краткий и конкретный произвольно составленный документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом: кого и когда спросить, где вводить проблему, как перейти к следующему этапу занятия, по какой схеме перестроить процесс в случае возникновения заранее предусмотренных затруднений и т.д. Программа управления отличается от традиционного плана урока четким, конкретным определением управляющих воздействий.
Начинающим педагогам следует писать подробные планы — конспекты урока. Это требование выведено из практики: еще никому не удавалось стать мастером, не осмыслив во всех деталях организации предстоящего урока. Только тогда, когда большинство структур становится привычными, можно переходить к сокращенным записям, постепенно снижая объем плана, превращая его в конкретную программу действий.
В плане начинающего педагога должны быть отражены следующие моменты:
дата проведения урока и его номер по тематическому плану;
название темы урока и класса, в котором он проводится;
цели и задачи образования, воспитания, развития школьников;
структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;
содержание учебного материала;
методы и приемы работы учителя в каждой части урока;
учебное оборудование, необходимое для проведения урока;
задание на дом.
Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить разными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному предмету.
Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, нетрадиционную (не установленную) структуру.
Взгляды педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться. Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.
Развитие ребенка на уроках происходит по-разному. Все зависит от того, что именно понимается под развитием. Если иметь ввиду, что развитие — это наращивание знаний, умений и навыков производить определенные действия (складывать, вычитать, анализировать, обобщать и развивать память, воображение и т. д.) — такое развитие обеспечивается именно традиционными уроками. Оно может идти быстро или медленно.
Если предпочитаете быстрый вариант — тогда необходимо обратиться к нетрадиционной организации урока.
Нетрадиционные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.
При проведении открытых уроков данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.
Задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска. Задания могут быть самые разнообразные. Например, по русскому языку:
заполнить анкету (текст);
ответить на письма читателей;
подготовить подпись к фотографиям;
создать рекламу газеты;
составить рассказ по опорным словам;
придумать пример по аналогии и т.д.
Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физминутка. Это зависит от профессионализма творческого таланта учителя. Можно использовать для этого современную педагогическую литературу, где рекомендуются возможные темы нетрадиционных уроков по различным предметам, а также предполагаются множество готовых уроков. Признаки нетрадиционного урока:
Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.
Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной.
Привлекаются для организации урока люди разных профессий.
Эмоционального подъема учащихся через оформление кабинета, доски, музыки, использование видео.
Организация и выполнение творческих заданий.
Обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.
Обязательно создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока.
Обязательное планирование урока заранее.
Творчество учащихся должно быть направлено на их развитие.
Каждый педагог вправе выбирать те педагогические технологии, которые комфортны для него и соответствуют индивидуальным особенностям обучаемых:
а) авторские
б) авторизованные
в) новаторские
г) традиционные
д) использовать нетрадиционные уроки.
Наиболее распространенные типы нестандартных уроков: Уроки «погружения»; Уроки — деловые игры; Уроки — пресс- конференции; Уроки — соревнования; Уроки типа КВН; Театрализованные уроки; Компьютерные уроки; Уроки с групповыми формами работы; Уроки взаимообучения учащихся; Уроки творчества; Уроки — аукционы; Уроки, которые ведут учащиеся; Уроки -зачеты; Уроки — сомнения; Уроки — творческие отсчеты; Уроки — формулы; Уроки — конкурсы; Бинарные уроки; Уроки — обобщения; Уроки — фантазии; Уроки — игры; Уроки — «суды»; Уроки поиска истины; Уроки — лекции «Парадоксы»; Уроки — концерты; Уроки — диалоги; Уроки «Следствие ведут знатоки»; Уроки — ролевые игры; Уроки — конференции; Интегрированные уроки; Уроки семинары; Уроки – «круговая тренировка»; Межпредметные, интегрированные уроки; Уроки — экскурсии; Уроки – игры «Поле чудес».
Педагоги постоянно ищут способы оживления урока, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи. Разумеется, никто не требует отмены традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.
Многие творчески работающие учителя стали использовать необычные разновидности урока, новые построения учебных занятий, в корне отличающиеся от так называемых нестандартных уроков классического образца. Авторские уроки, отражающие оригинальность мышления и творческие способности отдельных талантливых учителей, их формы, методы, приемы могут успешно применять и преподаватели других школьных дисциплин. Копировать нельзя, использовать опыт можно и полезно.
К таким урокам нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания, объяснять построение урока, роль и задачи каждого ученика; готовить наглядные пособия, карты, дидактический материал. Предусматривается ход занятий с учетом уровня и особенностей как класса в целом, так и отдельных школьников, характера и способностей
Список используемой литературы:
Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе. Начальная школа., — М., 2009
Бажович Л.В. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. Изучение мотивации поведения детей и подростков., — М; 2008
Губанова О.В. Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках. Начальная школа. – М, 2010
Модылевская Г.И. Нестандартные формы уроков внеклассного чтения Начальная школа. – М., 2007