Консультация для воспитателей «Дидактические игры с блоками Дьенеша как одна из форм развития общих способностей дошкольников»


Консультация для воспитателей.

Дидактические игры с блоками Дьенеша как одна из форм развития общих способностей дошкольников.

Способности — это индивидуальные психологические особенности, отличающие одних людей от других. Речь идет только о тех особенностях, которые содействуют успешной деятельности. Способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, хотя и обусловливают быстроту их приобретения. Способность — одно из базовых качеств психики. Общие способности — индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся условиями достижения, высокой эффективности во многих видах деятельности.

Развитие общих способностей начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всей жизни. К факторам, влияющим на развитие способностей, относят: генетические, внутриутробного развития, момента рождения, окружающей среды (психическая стимуляция, поддержка, питание), социальные условия.

Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988). Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Дидактические игры отличаются от остальных рядом характерных особенностей:

  • познавательное содержание в них объединяется с игровой

формой;

  • присутствуют игровые правила и игровые действия;

  • определены дидактические задачи.

Дидактические игры способствуют развитию общих способностей детей: интеллектуальных, саморегуляции.



Автором — разработчиком дидактического пособия – «Логические блоки», венгерским психологом и математиком Дьенешем предложена система дидактических игр с данным пособием. Более полная система игр и игровых упражнений с логическими блоками Дьенеша представлена в книгах «Давайте поиграем» А.А. Столяра и «Логика и математика для дошкольников» З.А. Михайловой. Система игр представлена по принципу – от простого к сложному.

На основе разработок Михайловой З.А. Лелявиной Н.О. и Финкельштейн Б.Б. разработан комплект «Давайте вместе поиграем», который включает в себя иллюстративный вспомогательный материал для изготовления игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами и методические советы по использованию дидактических игр с блоками. Также Финкельштейн Б.Б. разработаны альбомы к циклу игр с дидактическим материалом – блоки Дьенеша для детей каждого возрастного периода.

Дидактические игры с блоками Дьенеша можно проводить с детьми, начиная с 2-3 лет, в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Система работы начинается с занятия по ознакомлению детей с блоками и их свойствами: «Сказка о чудесной коробочке с блоками»

Далее с детьми проводятся следующие дидактические игры:

«Угадай блок» (по 2-3 свойствам);

«Выложи предмет» (в альбоме «Блоки Дьенеша для самых

маленьких»);

«Составь узор» (плоский вариант блоков Дьенеша);

«Сложи предмет» (плоский вариант);

«Бусы» (выкладывание бус из заданных блоков);

«Художники» (с готовыми «эскизами», детям нужно их

«дописать»);

«Угощение для медвежат» (подбор двух блоков с одним

различным свойством);

«Магазин» (купить игрушку с таким же блоком, как «денежка»

у ребенка);

«Логический поезд» (расставить блок по вагонам в

соответствии с заданным изменяющимся свойством);

«Найди пару».

На следующем возрастном этапе (4-5 лет) детей знакомят с карточками — обозначением свойств блоков (большой – маленький; красный – синий – желтый; толстый – тонкий) – дидактическая игра «Карточки – символы свойств». Далее с детьми проводятся те же дидактические игры, как и на предыдущем этапе, при этом включая в ход игры использование карточек – свойств. На этом этапе для игры «Выложи предмет» используется альбом Финкельштейн Б.Б. «Лепим нелепицы».

На последнем этапе работы (5-7 лет) дидактические игры усложняются. К уже изученным карточкам – свойствам блоков добавляются карточки – отрицания свойств (не толстый – тонкий, не тонкий – толстый, не большой – маленький, не маленький – большой, не красный – синий или желтый, не желтый – красный или синий, не синий – желтый или красный). Сначала проводятся уже знакомые игры с новыми свойствами отрицания.

Далее к изученным играм добавляются новые:

«Архитекторы» (дети разрабатывают проект детской площадки,

выбирая материал в соответствии с заданными правилами);

«Логический поезд» (использование карточек с числовым

соотнесением);

«Мозайка цифр» (дети расшифровывают карточку и выбирают

нужный блок);

Игры с использованием логических кубиков — свойств: «День

рождения» (замещение – подарок), «Рыбалка» (замещение – рыбы), «Космос» (инопланетяне) и т.д. в соответствии с выбранной темой.



Также на этом этапе используются альбомы Фенкельштейн Б.Б. – «Поиск затонувшего клада», «Праздник в стране блоков», «Спасатели приходят на помощь» для индивидуальной работы и работы в небольшой подгруппе детей (2-3 человека).

Применение системы дидактических игр с блоками Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста способствует:

— ознакомлению детей с геометрическими фигурами и формой

предметов, размером;

— развитию мыслительных умений: сравнивать, анализировать,

классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;

— усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры

мышления;

— развитию познавательных процессов;

— а на более поздних этапах – развитию творческих

способностей.





Список использованной литературы:

Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki

Давайте поиграем / Под ред. А.А. Столяра. – М., 1996 .

Беленок И. Л., Мишина Ю. Д. Развитие общих способностей личности: учебное пособие.: Новосиб. Гос. Ун-т. — Новосибирск, 2005. — 112 с.

Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша.: ООО «Корвет». – СПб, 11с.

Логика и математика для дошкольников / Под ред. З.А. Михайловой. – СПб, 1996.

Свежие документы:  Показатели мониторинга развития метапредметных УУД во 2 классе (I полугодие)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: