Консультация для воспитателей
«Валеологическое содержание в ДОУ»
Воспитатель: Жабина И.И.
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 28»
г. Новомосковск, 2014 г.
Детям совершенно так же, как и взрослым ,
хочется быть здоровыми и сильными,
только дети не знают, что для этого
надо делать. Объясним им, и они
будут беречься.
«Педагогика сердца». Януш Корчак
Все мы любим наших детей и хотим видеть их счастливыми и здоровыми. К сожалению, последние медицинские исследования свидетельствуют о неутешительных показателях их здоровья. На здоровье оказывает влияние целый ряд факторов. Один из них – это привычки и поведение. Очень важно, чтобы навыки безопасного для жизни и здоровья поведения формировались вовремя.
По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50 – 55 % зависит от собственного образа жизни, на 20 – 25 % от окружающей среды, на 16 – 20% — от наследственности, на 10 – 15% от уровня развития здравоохранения в стране.
Поэтому важным звеном в работе детского сада является валеологическое воспитание дошкольников.
Валеология — наука и сфера человеческой деятельности, изучающая возможности наилучшей адаптации человека к условиям окружающей среды путём ведения здорового образа жизни.
Здоровье, по определению ВОЗ, — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков.
Валеология утверждает, что у каждого человека есть резервы здоровья, которые он должен научиться использовать. Поэтому сущность валеологии выражается девизом: «Человек, познай и сотвори себя сам!». Девиз педагогической валеологии: «Здоровье через образование».
Валеологическая воспитательная работа строится на следующих подходах и принципах:
Системный подход. Человек представляет собой единство телесного и духовного. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально – волевую сферу ребёнка. Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при взаимодействии ДОУ, родителей, общественности
Деятельностный подход. Валеологическая культура осваивается детьми и воспитателем в процессе совместной деятельности. Не направлять детей на путь здоровья, а вести за собой.
Принцип «Не навреди!». Предусматривает использование безопасных приёмов оздоровления, апробированных и официально признанных.
Принцип гуманизма. В валеологическом воспитании признаётся самоценность личности ребёнка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.
Принцип альтруизма. Научился сам – научи друга.
Принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру.
Задачи валеологического воспитания:
Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к ЗОЖ.
Накопление знаний о здоровье.
Становление валеологической компетентности ребёнка как готовности самостоятельно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной медицинской и психологической помощи.
Задачи валеологического воспитания должны решаться во всех видах детской деятельности: игровая, трудовая и др.
Формы организации деятельности детей
1.НОД с валеологической направленностью.
Рекомендуется проводить со второй младшей группы один раз в месяц (в блоке «Познавательно – исследовательская деятельность»), со средней группы – интегрированная НОД по ЗОЖ и ОБЖ.
Задачи:
Формирование у детей сознания того, что человек — часть природы и общества.
Воспитание заботливого и бережного отношения к личному здоровью.
Выстраивание гармоничных отношений детей с неживой и живой природой.
Выработка навыков личной гигиены.
Закаливание детей.
Профилактика и устранение вредных привычек.
Осуществление валеологического мониторинга.
Этапы формирования понятий:
Вторая младшая группа – формирование понятия «здоровый человек».
Средняя группа – информационная среда (строение человека, органы), формирование отношения к себе.
Старшая группа – знакомство с ОБЖ, формирование профилактического мышления, обучение саморегуляции.
Подготовительная группа – формирование межличностных отношений.
2
Примерная тематика занятий по валеологии
Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | |
1. Я и моё настроение.
2. Дружим с водой ( знакомство с умывальными принадлежностями). 3.Я умею одеваться.
4.Что такое хорошо, что такое плохо.
5.Глазки — подсказки.
6.Носики – курносики.
7.Микробы.
8.Здоровье и болезнь.
| 1.Как ухаживать за собой.
2.Почему я вижу.
3.Почему я слышу.
4.Нос и уход за ним.
5.Приятного аппетита.
6.Какая пища полезней.
7.Зачем мы спим.
8.Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. | 1.Как устроен человек.
2.Красивая осанка.
3.Сердце моё.
4. Как мы дышим.
5. Как мы едим (органы пищеварения). 6.Береги зубы.
7. Личная гигиена.
8.Откуда берутся болезни. | 1. Сохрани своё здоровье сам (закаливание). 2.Моё зрение.
3.Работа сердца.
4.Как я распознаю запахи.
5.Мой мозг.
6.Самая быстрая улитка в мире (слух). 7. Витамины и здоровый организм.
8. Спорт – это здоровье. |
2.Индивидуальная и подгрупповая деятельность по заданию и под контролем.
Например, в младшей группе формирование навыков самообслуживания, обучение пальчиковой гимнастики и др., в старшей группе – закрепление навыков самообслуживания, обучение самомассажу и т.д.
3.Самостоятельная деятельность детей.
При организации валеологической работы воспитатель может и должен:
Выполнять правила СанПина.
Использовать здоровьесберегающие технологии.
Осуществлять личностно-ориентированный подход к детям.
Исключить стрессовые ситуации, сохранять благоприятный психологический климат в группе.
Использовать многовариативность форм, методов, средств.
3
Самая лучшая валеологическая программа не сможет дать положительных результатов, если её задачи не решаются совместно с семьёй, если в ДОУ не создано сообщество «дети – родители – педагоги».
Задачи:
Установление доверительно-делового контакта с родителями;
Повышение педагогической культуры родителей;
Пропаганда ЗОЖ;
Изучение, внедрение, распространение передового опыта семейного воспитания.
Формы работы с родителями:
Общие родительские собрания;
Дни открытых дверей с возможностью просмотра занятий, знакомством с организацией питания, различных форм физкультурно-оздоровительной работы;
Телефон доверия;
Проведение совместных мероприятий: — спортивных олимпиад, физкультурных досугов, праздников, дней здоровья; — вечеров развлечений; — дней именинника; — витаминных и чайных столов;
Создание библиотеки для родителей в кабинете методиста;
Проведение консультаций врача, психолога, логопеда, инструктора по физкультуре;
Организация выставок «Одежда и здоровье детей», «Мир глазами детей» и др.
В течение года рекомендуется проводить мониторинг с целью установления преемственности в семейном и общественном воспитании.
Эффективность работы по комплексному подходу в организации ЗОЖ ребёнка может быть определена следующими показателями:
Снижение заболеваемости.
Рост уровня физического и психического здоровья.
Повышение двигательной активности детей.
Динамика показателей физической подготовленности дошкольников.
Сознательное отношение детей к собственному здоровью и использование доступных способов его укрепления.
Общая подготовленность к обучению в школе.
Сотрудничество ДОУ с родителями в вопросе организации здорового образа жизни.
Следовательно, валеологическое воспитание является приоритетным направлением в работе детского сада по приобщению детей к ЗОЖ.
4
Примерные темы бесед и родительских собраний
Младшая группа
«Индивидуальные особенности моего ребёнка».
«Опять ОРЗ. Новое – хорошо забытое старое».
«Ещё раз о витаминах и правильном питании».
«Научите ребёнка радоваться».
«Семья – надёжный щит психического здоровья детей».
«Совместная игра с ребёнком – идеальное средство общения и взаимопонимания».
Средняя группа
Экскурсия по детскому саду « Каким я вижу дом радости». Совместная беседа за круглым садом.
«Почему ругаются дети».
«Левша». Поведение родителей. Особенный ребёнок.
«Психогимнастика и сказка как фактор эмоциональной устойчивости ребёнка».
«Правильное питание – один из основных факторов здоровья. Поговорим о сладостях».
«Интеллектуальные (логические) игры – средство коррекции поведения ребёнка».
Старшая группа
День открытых дверей. Как должен выглядеть современный детский сад.
«О прививках. Чеснокотерапия и аромотерапия».
«Сказкотерапия как средство эмоциональной устойчивости ребёнка».
«Я сержусь». Как научить ребёнка слушаться.
«Хобби – интересное дело для души вместе с папой и мамой».
Подготовительная группа
«Критерии готовности ребёнка к школе».
«Как мы общаемся дома. Ласковые слова и психологический климат в семье».
«Гиперактивный ребёнок. Болезнь или особенность характера?».
«Я боюсь». О детских страхах.
«Причины плохого аппетита».