«Край родной, навек любимый». Методическая разработка внеклассного мероприятия


Общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 34

города Сызрани






«Изучение природы Самарского края в курсах

биологии и географии»






«Край родной, навек любимый»


Методическая разработка внеклассного мероприятия






Работу выполнил: Стахеев Андрей

Викторович


учитель биологии

ОУ СОШ № 34










г. Сызрань

2011 год












Содержание

Стр.



Пояснительная записка………………………………………………………

3

«Край родной, навек любимый» (краеведческая викторина)………….

4

Приложение…………………………………………………………………..

9

Литература……………………………………………………………………

11

«… Родная земля – самое великолепное, что нам дано для жизни»

К. Паустовский


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Одним из ведущих направлений в методике преподавания биологии на современном этапе является краеведческое образование, в разработку основ которого существенный вклад внесли И.Н. Пономарева, Н.Д. Андреева, В.П. Соломин, П.В. Станкевич и другие методисты. (Пекер, Золотухина, 2003)

Краеведение, являясь составной частью общего биологического образования, рассматривается как целостная система понятий, охватывающих широкий круг вопросов теоретической и практической значимости о природе родного края, в основе которых выделяют отдельно взятые организмы и биологические макросистемы.

Биолого-краеведческое образование предполагает педагогически целенаправленное взаимодействие преподавателя с учащимися, в ходе которого осуществляется процесс познания природы родного края: растительного, животного мира и неживой природы в их тесной взаимосвязи.

Поэтому одной из существенных задач биологического краеведения является овладение учащимися умениями ориентироваться в окружающем мире на основе понимания взаимосвязи глобальных, национальных и региональных (местных) проблем природы родного края.

Успешность этого процесса во многом зависит от конкретной деятельности учителя, уделяющего внимание краеведению как эффективному средству и базе воспитания учащихся. (Пекер, Золотухина, 2003)

Предлагаемая краеведческая викторина проводится для учащихся 8-9-х классов как внеклассное мероприятие. Особенно интересно её можно провести по окончании нового курса «Краеведение», введённого в общеобразовательные школы города в 2011-2012 учебном году для учащихся 9-х классов.

Викторина состоит из двух туров. В ней участвуют две команды численностью по 5-8 человек в каждой команде, а также 2-х ведущих, которые её проводят. Работу команд оценивает жюри, которое может состоять из учителей биологии и географии.

В задания первого тура нами решено было включить 3 вопроса, не относящихся напрямую к изучению природы. Однако ответ на них даёт образное представление у учащихся географического положения родного города и области в историческом аспекте, что отражает межпредметные связи при проведении данной викторины.


Данная викторина основывается на принципах:

  • межпредметность

  • использование краеведческого, регионального и природоохранного подхода.


Цель краеведческой викторины – развить интерес к родному краю, привлечь внимание к исследованию природных богатств, истории, культуры, экономике области.


«КРАЙ РОДНОЙ, НАВЕК ЛЮБИМЫЙ»

(краеведческая викторина)


Оборудование: песочные часы на 1 минуту, таблички с цифрами от 0 до 6 (один комплект), игровая рулетка, 20 конвертов с вложенными карточками, настенная карта Самарской области (обзорная, комплексная), карта города Сызрани, цветные иллюстрации птиц области, промысловых рыб, растений.


В викторине участвуют две команды и два ведущих, жюри оценивает состязание. Выступление ведущих сопровождается показом объектов на стенной карте.


Первый ведущий. Дорогие ребята, позвольте вас поприветствовать и пригласить на прогулку по Самарской области.


Второй ведущий. После прогулки мы также приглашаем вас принять участие в краеведческой викторине.


Первый ведущий. Самарская область расположена в среднем течении величайшей реки Европы — Волги, по обеим ее сторонам. Область занимает территорию около 54 тыс. квадратных километров. На северо-западе она граничит с Ульяновской, на юге — с Саратовской, на востоке — с Оренбургской областями, а на севере — с республикой Татарстан. По своей площади Самарская область больше таких европейских государств, как Дания, Бельгия и Голландия. Численность населения области 3,3 млн. человек. Большая часть территории области (91,9%) лежит в левобережье и называется Заволжьем. Меньшая часть находится в правобережье или в Предволжье. В пределах области расположены два огромных искусственных моря — Куйбышевское и Саратовское водохранилища.


Второй ведущий. Область занимает удобное географическое положение. Она находится на пересечении величайшего водного пути и железных дорог, соединяющих Сибирь, Урал, Дальний Восток и Среднюю Азию с центральными районами страны.

Природа Самарской области имеет немало своеобразных и любопытных черт. В пределах области Волга делает большой изгиб, образуя Самарскую Луку. Вдоль северной части волжской излучины протянулись знаменитые Жигулевские горы — одно из наиболее живописных мест на всей Восточно-Европейской равнине.


Первый ведущий. Возвышенным районом является правобережье. Сюда входит Приволжская возвышенность с Жигулевскими горами.

Левобережье по характеру рельефа делится на Низменное, Высокое и Сыртовое Заволжье. Низменное Заволжье представляет собой древние волжские террасы, вытянутые вдоль русла современной р. Волги. Высокое Заволжье расположено к северу от р. Самары и востоку от р. Кондурчи и имеет наивысшие отметки, достигающие 347 м абсолютной высоты. К югу от р. Самары простирается Сыртовое Заволжье, представляющее собой равнину с плоско-выпуклыми увалами — сыртами.


Второй ведущий. Самым примечательным местом области является Самарская Лука. Гористый, сильно расчлененный рельеф, глубокие долины, поросшие густой растительностью, утесы и скалы, сложенные каменноугольными и пермскими известняками и доломитами. Оригинальные по своей форме вершины и курганы сделали Жигули замечательным уголком Поволжья, ценным не только в эстетическом, но и в научном отношении. Поскольку четвертичный ледник не заходил на территорию современной Самарской Луки, здесь сохранились редкие виды растений и животных доледникового периода. Потому-то в пределах Жигулей еще в 1927 году был создан Жигулевский государственный заповедник, ныне носящий имя И. И. Спрыгина. На остальной части Самарской Луки образован Государственный природный национальный парк «Самарская Лука», западной границей которого является Усинский залив.


Первый ведущий. Самарская область лежит на границе между лесом и степью, а ее территория располагается в двух природных зонах — лесостепной и степной.

Через заволжскую степь на сотни километров протянулись полезащитные лесные полосы. Они оказывают благотворное влияние на климат и почвенный покров, предохраняя его от разрушительного воздействия эрозии. Для борьбы с засухой были построены оросительные системы, в том числе Куйбышевский обводнительно-оросительный канал, который начинается от Волги и пересекает весь юг области с запада на восток.


Второй ведущий. Огромными природными богатствами обладает наша область. Из недр земли добывают нефть и природный газ, горючие сланцы и серу, строительные материалы — гипс, известняки, щебень, а также мел, различные глины и пески. Имеются запасы фосфоритов, поваренной соли и других полезных ископаемых. На поверхность выходят различные минеральные источники. Один из них Серноводский, известен еще со времен Петра I.


Первый ведущий. Многое мы имеем от природы. Волга — «главная улица России» — является не только источником водоснабжения, но и производителем электроэнергии, которая дает силу для сотен промышленных и сельскохозяйственных предприятий, способствует развитию культуры и улучшению быта людей. Почвы, естественная растительность, животный мир, водные ресурсы, минеральные богатства — весь природный комплекс нашей области используется для удовлетворения растущих потребностей человека. От природы человек получает пищу и другие минеральные блага.


Второй ведущий. Природа — это источник удовлетворения и эстетических потребностей людей. Без природы невозможно само наше существование. Вот почему необходимо постоянно заботиться о сохранении и воспроизводстве природных ресурсов, о бережном отношении к окружающей среде. Но чтобы успешно сохранять родную природу, надо хорошо ее знать.


Первый ведущий. Самарская область – часть огромной и могучей России. Она наша гордость и надежда. Красивы леса, Жигули, Волга и каждый уголок этой земли. Мы должны свято хранить не только творение рук своих, но и реликвии прошлого народного величия. Пусть каждый из вас через всю жизнь пронесет великую любовь к своей Родине.


Второй ведущий. Ребята, а сейчас мы приглашаем вас на викторину.


Цель нашей викторины – развить интерес к родному краю, привлечь внимание к исследованию природных богатств, истории, культуры, экономике области.


Команды выбирают название и своего капитана; приветствуют друг друга.



1 тур


За игровой стол, в центре которого рулетка и 18 конвертов с разными вопросами по краеведению, приглашается 1-ая команда. Вращая рулетку, команде предлагается ответить на 5 вопросов (примерные вопросы приведены в приложении). За правильный ответ — 1 балл.

При отсутствии правильного ответа команда соперника пытается дать ответ, который будет оцениваться уже в 0,5 балла. После 5-и вращений рулетки команда занимает свои места.

За игровой стол приглашается 2-ая команда.

После 5-и вращений рулетки команда занимает свои места, а жюри подводит итоги 1 тура.


2 тур


Для следующего конкурса команды подготавливает таблички с цифрами 0-6 (1 комплект на команду).

На обдумывание вопросов даётся по 1-ой минуте.

Правильный ответ оценивается в 1 балл.


Внимание на табло (классная доска)!


1 вопрос. Перед вами названия 6 городов. Все ли они относятся к территории Самарской области?

  1. Кинель

  2. Жигулёвск

  3. Отрадный

  4. Чапаевск

  5. Октябрьск

  6. Похвистнево

(Ответ: да, все)


2 вопрос. Все ли горючие ископаемые имеются в нашей области?

  1. Горючие сланцы

  2. Нефть

  3. Уголь

  4. Природный горючий газ

(Ответ: кроме угля)


3 вопрос. Каким можно назвать климат Самарской области?

  1. Арктический

  2. Континентальный

  3. Субтропический

  4. Экваториальный

(Ответ: континентальный)


4 вопрос. Какова протяженность реки Волги в пределах области?

  1. 60 км.

  2. 140 км.

  3. 260 км.

  4. 340 км.

  5. 460 км.

(Ответ: 340 км.)


5 вопрос. Все ли перечисленные реки протекают по территории нашей области?

  1. р. Сарбай

  2. р. Савруша

  3. р. Сок

  4. р. Сызрань

  5. р. Сургут

  6. р. Съезжая

(Ответ: да, все)


6 вопрос. Сколько видов птиц обитает на территории нашей области?

  1. 60

  2. 160

  3. 260

(Ответ: 260)


7 вопрос. Промысловые рыбы области. Так ли это?

  1. Белуга

  2. Осетр

  3. Севрюга

  4. Сом

  5. Сельдь

  6. Щука

(Ответ: все, кроме сельди)


8 вопрос. Где в нашей области добывается горючий сланец?

  1. г. Самара

  2. г. Сызрань (Кашпир)

  3. г. Отрадный

  4. г. Нефтегорск

(Ответ: г. Сызрань, р-н Кашпир)


Жюри подводит итоги 2 тура.


В зависимости от того насколько энергично и заинтересованно будет проходить игра, можно повторить вариант 1-го тура, т.к. на столе остались 10 нераскрытых конвертов. Или же ими можно будет воспользоваться в случае спорного итогового результата.


Ведущий. Наша викторина подошла к концу. Давайте послушаем итоги нашей игры и определим лучшую команду.

Жюри подводит итоги.

Знатоки получают призы.







ПРИЛОЖЕНИЕ



ВОПРОСЫ 1-го ТУРА

1. В каком году и кем заложен город Сызрань? (1683 г. указом царей Петра Алексеевича и Иоанна Алексеевича, князем и воеводой Григорием Афанасьевичем Козловским)

2. 1780 году учрежден герб Сызрани. Что изображено на нём и что он означает? (чёрный бык на золотом поле, означающий изобилие скота и плодородные поля)

3. Какую геометрическую фигуру напоминает на карте Самарская область? (треугольник)

4. Был ли ледник на территории нашей области? (не было. На территории нашей области не найдено валунов и других следов ледника)

5. В какой части, какой равнины расположена территория Самарской области? (на Юго-востоке Восточно-Европейской равнины)

6. Какой тип почвы преобладает в области? (чернозёмные почвы, 74% территории)

7. Какая древесная порода наших лесов и парков является наиболее долголетней? (дуб)

8. Какая древесная порода наших лесов и парков является быстрорастущей? (тополь)

9. Какое дерево зацветает позже всех в середине лета? (липа)

10. Какая ягода зацветает первой? (земляника)

11. Для человека это красота и лекарство, для оленя – лакомство, а для зайца – яд. (ландыш)

12. Где гнездятся скворцы, кроме скворечников? (в дуплах)

13. Какая температура тела у воробья? (43-45С)

14. Какие наши птицы выводят птенцов зимой? (клесты)

15. Какие наши птицы летают быстрее всех? (стрижи)

16. Какие птицы являются вестниками весны? (грачи)

17. Есть ли на территории города подземные водные источники? (раменская лесная дача, раменские источники)

18. На территории нашего города имеются ли охраняемые памятники природы? (урочище «Монастырская гора», тополь чёрный на ул. К. Маркса, 87; тополь бальзамический на ул. Ульяновская, 70)

19. Где в области был создан государственный заповедник для охраны животного мира и редких реликтовых растений? (Жигулёвские горы)

20. В каком году и где была получена первая промышленная нефть в нашей области? (1936 год, г. Сызрань, пос. Западный, автомагистраль М-5)



ЛИТЕРАТУРА



  1. Город Сызрань: Очерки географии, истории, культуры, экономики: в 2-х т. Том первый. / Ред-сост. Е.Г. Мочалова. Научн. ред. доктор ист. наук П.С. Кабытов. Сызрань: Ваш Взгляд, 2008. ― 533 с.

  2. «Зелёная книга» Поволжья: Охраняемые природные территории Самарской области / сост. Захаров А.С., Горелов М.С. – Самара: Кн. изд-во, 1995. – 352 с.

  3. Исследования в области биологии и методики её преподавания: межкафедральный сборник научных трудов. Выпуск 2. Самара: Издательство СамГПУ, 2003. – 392 с.

  4. Пекер Е. С., Золотухина И.А. Эклого-краеведческий подход к процессу подготовки учителя биологии в ВУЗЕ. В кн.: Исследования в области биологии и методики её преподавания: межкафедральный сборник научных трудов. Выпуск 2. Самара: Издательство СамГПУ, 2003. – 392 с. С. 34-36.

  5. Природа Куйбышевской области / сост. М.С. Горелов, В. И. Матвеев, А.А. Устинова. – Куйбышев: кн. изд-во, 1990. – 464 с.


11


Свежие документы:  Анкета для определения способностей ребенка

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: