Литературно — музыкальная композиция «Мир чудес, созданный А.Грином»


Мир чудес, созданный Александром Грином.

Литературно- музыкальная композиция

по феерии А. Грина «Алые паруса»



Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 8 г.Рузаевка

Республики Мордовия

Шичкина Светлана Леонидовна

Цели:

1) создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений Грина, для пробуждения “дара воображения”, для рождения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека и писателя;

обучать анализу текста, интерпретации текста;

помочь выявлению чувства, которое возникает после прочтения; показать личностное восприятие текста;

2) развивать творческие способности обучающихся; использовать теоретико — литературные понятия, формировать умение мыслить, делать самостоятельно выводы;

3) воспитывать нравственные аспекты: любовь к ближнему, добру и красоте, целеустремленность, волю, мужество, твердость духа, благородство, взаимопонимание, веру в мечту, любовь.


(Шум моря).

1 вед. Совершенно бессмысленно искать на географических картах и в атласах страну Гринландию. Ничего общего с лежащим в северных широтах островом Гренландия она не имеет. Тем не менее, она существует для миллионов любителей литературы. Как на яву, мы видим Землю, омываемую необыкновенно теплыми морями, по которым несутся под парусами различной раскраски шхуны и бриги, корветы и пакетботы, плывут белые и оливково-серые пассажирские пароходы под флагами различных государств.

2 вед. Все они неизменно бросают якоря в знаменитых портовых городах: Лисе, Зурбагане, Гель-Гью, где на жарких и узких улочках окраин, на широких асфальтированных проспектах и площадях бродят необыкновенно красивые и привлекательные люди. Все они и взрослые, и дети живут какой-то особенной, не встречающейся в реальном мире, но очень реальной жизнью с ее радостями и горестями, победами и поражениями.

3 вед. В Гринландии люди рождаются, вырастают, влюбляются, женятся, живут всю жизнь счастливо и умирают точно в один день, трудятся в поте лица от зари до зари, чтобы преодолеть постоянную нужду или сотворить нечто необыкновенное: насадить сады в пустыне, построить поселок в неприступных джунглях, основать колонию где-то вдалеке от шумных городов, пройдя все моря и океаны, штормы и шквалы…

4 вед. Эта страна находится в некоем, параллельном нашему, не видимом простым глазом измерении. И все-таки эта страна вполне рукотворная, и у нее есть тот, кто ее создал. Это писатель Александр Степанович Гриневский (Александр Грин).



Стихотворение «Памяти Грина» (автор Борис Чичибабин )

Шесть русских прозаиков, которых я

взял бы с собой в пустыню, это:

Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов,

Пришвин и – Александр Грин.

Какой мне юный мир на старость лет подарен!

Кто хочешь приходи- поделим пополам.

За верность детским снам о как я благодарен

Бегущей по волнам и Алым Парусам…

Суди меня, мой свет, своей улыбкой темной,

Жеватель редких книг по сто рублей за том:

мне снится в добрый час тот сказочник бездомный,

небесную лазурь пронесший сквозь содом…

По камушкам морским он радости учился,

весь застлан синевой, — уж ты ему прости,

что в жизни из него моряк не получился.

Умевшему летать к чемушеньки грести…

(Звучит лунная соната Бетховена, на фоне музыки ученик читает ст. В.Маяковского «Послушайте»).

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают-

Значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — кто-то хочет, чтобы они были?

Значит – кто-то называет эти плевочки

жемчужиной?

И, надрываясь,

в метелях полуденной пыли,

врывается к богу,

боится, что опоздал,

плачет,

целует ему жилистую руку,

просит –

чтоб обязательно была звезда! –

клянется-

не перенесет эту беззвездную муку!

А после

Ходит тревожный,

Но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!»

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают-

значит — это кому-нибудь нужно?

Значит – это необходимо,

Чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда.


Вед.1. В 1985 году Академия наук СССР назвала планету № 2786 Солнечной системы Гриневия в честь Александра Грина. И это неслучайно, ведь его творчество необыкновенно и неповторимо, как сама Вселенная.

Вед.2. Под конец жизни писатель имел право сказать о себе: «Когда я осознал, понял с гордостью, что я художник, хочу и могу им быть…всю последующую жизнь я никогда не изменял искусству, творчеству; ни деньги, ни карьера, ни тщеславие не столкнули меня с истинного моего пути, я был писателем и умру им».

Вед.3. По натуре Грин был странником, неприкаянным путешественником, искателем путешествий. Во всякое дело он вкладывал столько увлечения, что заражал энергией самых холодных людей.











































Вед.4. Перед нами портрет Александра Грина. Его современники так вспоминают о нем: «Грин жил отшельником, нелюдимым, редко появлялся на общих сборищах. Этим он как будто стремился отгородиться от непрошенного вмешательства в его внутренний мир». Это высказывание принадлежит Всеволоду Рождественскому. Лев Гумилев говорил, что у Грина «суровое лицо, угрюмый взгляд». О сумрачном взгляде «очень серьезных, неулыбавшихся глаз» Грина пишет и Михаил Слонимский. Жена и верный друг Грина Нина Николаевна признается: « Грин редко смеялся». Облик писателя говорит о трудно прожитой жизни и постоянной творческой сосредоточенности.

Свежие документы:  Программа деятельности профильного лагеря МОУ «Селенгинская средняя общеобразовательная школа» «Планета RU»

Вед. 1.Александр Грин родился 11 августа 1880 года в городе Слободском Вятской Губернии. Отец его за участие в польском восстании был сослан в Сибирь. Мать Грина умерла, когда ему было 13 лет. С мачехой Александр не поладил. Может, поэтому его герои зачастую сироты, не помнящие материнской ласки, а образ матери овеян в его произведениях ореолом любви и святости.

Вед.2. С шестнадцати лет Грин скитался по Руси, испытал голод, болезни, разочарования в любви.

В 1896 году он отправляется к морю в Одессу. Матросом он проплавал совсем немного. Рухнула мечта стать моряком.

Вед.3.И все-таки в 1924 году уже признанным мастером Грин возвращается к морю. Он прожил в Феодосии до 1930 года, а осенью переехал в Старый Крым. Он любил этот город за тишину, за то, что стоит он на горе, откуда видно море…

Умер Грин 8 июля 1930 года.

(Ученик читает стихотворение одного из почитателей Грина: az.lib.ruКлассикаgrin_a/text_0110.shtml)

Мне встречи с ним судьба не подарила,
И лишь недавно поздние цветы
Я положил на узкую могилу
Прославленного рыцаря мечты.
Но с детских лет, с тех пор, когда впервые

Я в мир чудес, им созданных, проник,
Идут со мною рядом, как живые,
Веселые герои его книг.
Они живут в равнинах Зурбагана,
Где молодая щедрая земля
Распахнута ветрам и ураганам,
Как палуба большого корабля.


Вед.4. Действительно, романтические герои, рожденные воображением Александра Степановича, борющиеся, страдающие, радующиеся, несущие в себе огромный заряд нравственности, цельности и человечности, лишенные мелочности, как никакие другие органично вписываются в восторженное сознание юношей и девушек, ведь именно в юности душа стремится к чему-то новому, чистому, светлому, и именно юности свойственны романтические мечты.

Вед.1. Мечтами об «ослепительном случае» и радости полны все рассказы писателя, но больше всего — его повесть «Алые паруса». Сам автор назвал ее феерией, то есть сказочным, волшебным действом.

Вед.2.Писатель вынашивал эту повесть, пять лет. Замысел зародился в 1916 году. Однажды в витрине магазина игрушек Грин увидел лодочку с острым парусом из белого щелка. « Эта игрушка, — вспоминает автор,- мне что-то сказала, но я не знал, что. Тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того — алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия».

Вед.3.В романтической повести «Алые паруса» Грин развивает свою давнюю мысль о том, что людям необходима вера в сказку, она будоражит сердца, не дает успокоиться, заставляет страстно желать такой романтической жизни. Но чудеса не приходят сами собой, каждый человек должен воспитывать в себе чувство прекрасного, умение воспринимать окружающую красоту, активно вмешиваться в жизнь. Писатель был убежден, что если отнять у человека способность мечтать, то исчезнет самая главная потребность, рождающая культуру, искусство и желание борьбы во имя прекрасного будущего.

Вед.4.С самого начала повествования читатель попадает в необыкновенный мир, созданный воображением писателя. Суровый край, хмурые люди заставляют страдать Лонгрена, потерявшего любимую и любящую жену. Но человек волевой, он находит в себе силы противостоять окружающим и даже растить дочь — светлым и ярким существом. Отвергнутая сверстниками, Ассоль прекрасно понимает природу, которая принимает девочку в свои объятия. Этот мир обогащает душу героини, делая ее чудным творением, тем идеалом, к которому должны стремиться и мы.



Чтец. Девочка росла без подруг. Играя, дети гнали Ассоль, если она приближалась к ним, швыряли грязью и дразнили тем, что будто отец ее ел человеческое мясо, а теперь делает фальшивые деньги. Одна за другой наивные ее попытки к сближению оканчивались громким плачем, синяками царапинами… она перестала, наконец, оскорбляться, но все еще иногда спрашивала отца:

-Скажи, почему нас не любят?

-Э, Ассоль, разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого они не умеют.

-Как это уметь?

-А вот так! (Лонгрен ласково гладит девочку по голове).

Свежие документы:  Учитесь властвовать собой, 7-9 класс


Вед.1. Отец Ассоль зарабатывал на жизнь изготовлением и продажей игрушек. Мир игрушек, в котором жила Ассоль, естественно, формировал ее характер. А в жизни ей пришлось столкнуться со сплетнями и злом. Вполне закономерно, что реальный мир испугал ее. Убегая от него, пытаясь сохранить в своем сердце чувство прекрасного, она поверила в красивую сказку об алых парусах, рассказанную ей добрым человеком.


Инсценировка (встреча Ассоль с Эглем).


— Теперь отдай мне. Ты уже поиграл. Ты как поймал ее?

— Клянусь Гриммами, Эзопом и Андерсеном это что-то особенное! Слушай-ка, ты, растение. Это твоя штука?

— Да, я за ней бежала по всему ручью; я думала, что умру. Она была тут?

— У самых моих ног. Яхта, покинутая экепажем, была выброшена на песок. Как зовут тебя, крошка?

— Ассоль.

— Хорошо. Мне, собственно, не надо было спрашивать твое имя. Хорошо, что оно так странно, так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины. Я, милая, поэт в душе-хоть никогда не сочинял сам. Что у тебя в корзине?

— Лодочки, потом пароход да еще три таких домика с флагами. Там солдаты живут.

— Отлично. Тебя послали продать. По дороге ты занялась игрой. Ты пустила яхту поплавать, а она сбежала. Ведь так?

— Ты разве видел? Тебе кто-то сказал? Или ты угадал?

— Я это знал.

— А как же?

— Потому что я — самый главный волшебник. Тебе нечего бояться меня. Напротив, мне хочется говорить с тобой по душам. (Песня Эгля).

— Это все мне? Может быть, он уже пришел… тот корабль?

— Не так скоро. Сначала, как я сказал, ты вырастишь. Потом… что говорить? Это будет и кончено. Иди. Да будет мир пушистой твоей головке!

Вед.2. Этот добрый, но несчастный человек, несомненно, желал ей добра, а обернулась его сказка страданиями для нее.

Ассоль поверила в сказку, сделала ее частью своей души. Она стала жить в другом, выдуманном мире, непонятном и потому не принимаемом обывателем. Столкнулись мечта и действительность.


(Ученик читает стихотворение: http://julchik10.narod.ru/theme_15.htm )


У синего, теплого моря

Где белый искрится песок

Где чайки парят над простором

И красное солнце встает.

Девчонка, не ведая горя

Жила, без забот и тоски

С отцом уходила на море,

Рыбачила там до зари.

Грей стал капитаном отличным,

Он вырос и возмужал

Ассоль стала солнышком ясным,

Красива, чиста, как кристалл.

И вот вдалеке появились,

Те алые паруса

Ассоль повстречалась с любимым

И жизнь новый смысл обрела.

Они будут счастливы вместе,

Пока в этом мире живут.

У синего, теплого моря

Где чайки с рассветом встают.

Вед. 3.Грин показывает, как замысловатыми путями два человека, созданные друг для друга, идут к встрече. Грэй живет в совершенно другом мире. Богатство, роскошь, власть даны ему по праву рождения. А в душе живет мечта не о драгоценностях и пирах, а о море и парусах. Наперекор семье он становится моряком, плавает по миру, и однажды случай дарит ему встречу с Ассоль.

Чтец. Осенью, на пятнадцатом году жизни, Артур Грей тайно покинул дом и проник за золотые ворота моря. Прошло немало времени, и в порте Дубельт вечерняя звезда сверкнула над черной линией новой мачты. То был «Секрет», купленный Греем трехмачтовый галиот в двести шестьдесят тонн. Так, капитаном и собственником корабля, Артур Грей плавал еще четыре года, пока судьба не привела его в Лисс.



( Инсценировка. «Встреча Грея и спящей Ассоль.»)

Чтец. Грей вышел из чащи в кустарник, разбросанный по скату холма. Дымилась и горела трава; влажные цветы выглядели как дети, насильно умытые холодной водой. Зеленый мир дышал бесчисленностью крошечных ртов, мешая проходить Грею среди своей ликующей тесноты. Капитан выбрался на открытое место, заросшее пестрой травой, и увидел здесь спящую молодую девушку. Грей присел на корточки, заглядывая девушке в лицо. Быть может, при других обстоятельствах эта девушка была бы замечена им только глазами, но тут он иначе увидел ее. Все тронулось, все усмехнулось в нем… Он бережно опустил кольцо на малый мизинец, белевший из-под затылка.

— А, это ты, Летика! Посмотри-ка на нее. Что, хороша?

— Дивное художественное полотно!

— Тише, Летика. Уберемся отсюда.


Исполняется песня « Не надо печалиться».


Вед.4. Увидев Ассоль, Грей полюбил ее, оценив красоту и душевные качества девушки. Любовь помогла Грею понять душу Ассоль, принять единственно возможное решение — заменить на алые паруса своего галиота «Секрет». Теперь для Ассоль он становится сказочным героем, которого она так долго ждала и которому безоговорочно отдала «золотое» сердце.

Свежие документы:  ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ИГРА «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИМЕТ НА РАБОТУ…» ПСИХОЛОГИЧЕcКИЙ ПРАКТИКУМ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ


(Диалог Грея и Пантена на корабле.)

Скоро вы увидите девушку, которая не может, не должна иначе выйти замуж, как только таким способом, какой развиваю я на ваших глазах….Я прихожу к той, которая ждет и может ждать только меня, я же не хочу никого другого, кроме нее, может быть, именно потому, что благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими

руками. Когда для человека главное – получить дражайший пятак, легко дать этот пятак, но когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя. Когда начальник тюрьмы сам выпускает заключенного, когда миллиардер подарит писцу виллу, опереточную певицу и сейф, а жокей хоть раз придержит лошадь ради другого коня, которому не везет – тогда все поймут, как невыразимо чудесно. Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и… вовремя сказанное нужное слово. Владеть этим — значит владеть всем. Что до меня, то наше начало — мое и Ассоль — останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь. Поняли вы меня, Пантен?

— Да, капитан. Я все понял. Вы меня тронули. Пойду я вниз и попрошу прощения у Никса, которого вчера ругал за потопленное ведро.


(Ассоль просыпается и поет песню «Кто тебя выдумал звездная страна».)

Замечает на пальце кольцо:

— Чья это шутка? Чья шутка? Разве я сплю? Может быть, нашла и забыла?


Вед.1. Писатель награждает героиню любовью за ее прекрасную душу, доброе и

верное сердце. Но и Грей счастлив этой встречей. Любовь такой необыкновенной девушки, как Ассоль, — редкая удача.

Как будто две струны зазвучали вместе… Скоро наступит то утро, когда корабль подойдет к берегу, и Ассоль закричит: «Я здесь! Вот я!» — и бросится бежать прямо по воде.

Чтец. Тем временем в Каперне произошло такое замешательство, такое волнение, такая поголовная смута, какие не уступят эффекту знаменитых землетрясений. Никогда еще большой корабль не подходил к этому берегу; у корабля были те самые паруса, имя которых звучало как издевательство… Скоро у воды образовалась толпа, и в эту толпу стремительно вбежала Ассоль. Как только появилась Ассоль, все смолкли, все со страхом отошли от нее, и она осталась одна среди пустоты знойного песка, растерянная, пристыженная, счастливая, с лицом не менее алым, чем ее чудо, беспомощно протянув руки к высокому кораблю.

(Ассоль подбегает к Грею.)

— Я здесь, здесь! Это я! Совершенно такой.

— И ты тоже, дитя мое! Вот я пришел. Узнала ли ты меня?

— Ты возьмешь к нам моего Лонгрена?

— Да.


Вед. 2.Романтическая повесть «Алые паруса» прекрасна своим оптимизмом, верой в мечту, победой мечты над обывательским миром. Прекрасна тем, что внушает надежду на существование в мире людей, способных услышать и понять друг друга. Ассоль, привыкшая только к насмешкам, все же вырвалась из этого страшного мира и уплыла на корабле, доказав всем, что любая мечта может осуществиться, если очень верить в нее, не предать ее, не усомниться в ней.


Вед.3. Писатель верил в человека и считал, что все прекрасное на земле зависитот воли сильных, честных сердцем людей. Грин говорил, что «вся земля, со всем, что на ней есть, дана нам для жизни всюду, где она есть». Сказка нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение — источник высоких человеческих страстей. Она не дает успокоиться и показывает всегда новые, сверкающие дали, иную жизнь, она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. В этом ее ценность, и в этом ценность ясного и могучего обаяния рассказов Грина.













Литературно — музыкальную композицию оформила собственными иллюстрациями и фотографиями с вечера ученица 10А класса Сураева Анна.



Список литературы:

  1. Ковский В.Е. Романтический мир Александра Грина. — М.: Детская литература, 1967.

  2. Варламов А.Н. Александр Грин. Жизнь замечательных людей. — М.: Молодая гвардия, 2005.

  3. Бондаренко Г.И. Мы увидим алые паруса//Мироносицкий вестник – апрель 2003, с.14–15.

  4. Из воспоминаний об Александре Грине.// Круг чтения /календарь/.– М: Политиздат,1989, с 102–103.

скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: