Литературно-музыкальная композиция, посвященная 75-летию Победы «Это надо не мертвым,это надо живым..» 8 класс


Федоровская общая средняя общеобразовательная школа № 1






















Литературно-музыкальная композиция,

посвященная 70-летию

великой Победы

«Это надо не мертвым, это надо живым…»

в 8 классах (13-14 лет)















Подготовили классные руководители:

учитель русского языка и литературы Хусаинова Айгуль Мендыгереевна

учитель истории Туныкова Алия Геннадьевна




2014-2015 учебный год


Цели: вспомнить трагические страницы Великой Отечественной войны пробудить уважение к истории войны, знать о героическом вкладе казахстанского народа в Великую Победу советского народа.

Мероприятие рассчитано на учеников 7-8 классов. Тематика данного мероприятия соответствует возрастным и психологическим возможностям обучающихся, так как дети находятся перед выбором, самоопределением в жизни, осознанием своей жизненной позиции.

Педагогическая ценность данного мероприятия заключается в формировании отношения к таким понятиям как патриотизм, гражданский долг, гражданская позиция, а также в том, чтобы показать детям, как можно выразить отношение к данному историческому событию в стихах, песне, музыке.

 

Ход мероприятия:

Звучит музыка военного марша. На сцену выходят юноша и девушка в современной военной форме (слайд №1)


Ученик:

За всеми памятными датами

Видится главнейшая одна:

День, когда весною сорок пятого

На земле закончилась война.


Ученик:

Пускай назад история листает

Страницы легендарные свои

И память, через годы пролетая,

Нам восстановит огненные дни.


Перед сценой пары, одетые по моде сороковых годов, танцуют вальс. Звучит музыка песни «Старый вальсок» (слайд №2)


Ученик:

Лето 1941 года.

Оно начиналось экзаменом школьным,

Тревогой неясной и дорогой.

Манило на волю мячом волейбольным,

Игрою реки, тополиной пургою.

И вдруг…

Музыка резко прерывается, пары застывают на месте. Кинохроника.

По окончании сообщения о начале войны пары поднимаются на сцену (слайд №2)


Ученик:

Ранним солнечным утром в июне,

В час, когда пробуждалась страна,

Прозвучало впервые для юных

Это страшное слово «война».


Мы помним день, когда был мир расколот,

Когда несчастий хлынула волна

И, как на наковальню тяжкий молот,

На нашу жизнь обрушилась война.




Ученик:

Народ собрался у военкоматов

Волнующей, гудящею толпой.

И даже те, кто не были в солдатах,

Со всеми вместе тоже рвались в бой.


Затем поспешно строились в колонны

И уходили в грозовой рассвет,

С собою вместо хлеба взяв патроны.

Смотрели скорбно женщины им вслед.


И шли на смерть без криков и без стонов,

Ведь каждый знал — на то и есть война.

Нередко не хватало им патронов,

Зато хватало мужества сполна.


Звучат первый куплет и припев песни «Священная война».

Выходят на сцену остальные участники в старой военной форме.(слайд №3)


Ученик:

Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

Жизнь обещала, Любовь обещала, Родина.

Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти. Родина?


Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» — Родина.

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.

Просто был выбор у каждого: я или Родина.


Ученик:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах.

И мужество нас не покинет.


Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.


Звучит музыка песни «Эх,дороги» (слайд №4). На фоне музыки:


Ученик:

Кровью закат окрашен,

Тихо идем без слов.

Мимо полей и пашен,

Мимо родных лесов.


Путь наш тяжел и длинен.

В горе. В слезах. В огне.

Немец, заняв Калинин,

Рвется уже к Москве.


Ноги твои босые,

Кровь посреди дорог –

Трудный твой путь, Россия,

С запада на восток.


Ученик:

Мы по дорогам пыльным с боем шли,

От бомб земля дрожала, как живая.

Мы каждый метр своей родной земли

Отстаивали, кровью поливая.


Когда от бомб, казалось, мир оглох,

И друг мой пал из нашей роты первым,

Я знал: нужны не слезы и не вздох,

А мой свинец, мой шаг вперед и нервы.


Мне смерть страшна, но в битвах не робел,

В атаку шел – других не гнулся ниже.

Шел смело в бой не потому, что смел,

А потому, что трусость ненавижу.


Свинцовая метелица мела,

Рвались снаряды, мины завывали.

И песня нашей спутницей была

В бою, в походе, на ночном привале.


Сцена у костра. Один боец играет на баяне, второй чистит автомат, третий пишет письмо, четвертый латает одежду, пятый-девушка сворачивает бинты. (слайд №5)


Ученик:

Только взял боец трехрядку,

Сразу видно — гармонист.

Для началу, для порядку

Кинул пальцы сверху вниз.


Позабытый деревенский

Вдруг завел, глаза закрыв,

Стороны родной смоленской

Грустный памятный мотив.


И от той гармошки старой,

Что осталось сиротой,

Как-то вдруг светлее стало

На дороге фронтовой.


Звучит мелодия песни «В землянке». Бойцы пишут письма и каждый поочереди читают на фоне музыки:


Ученик:

2-й боец

Мама, тебе эти строки пишу я,

Тебе посылаю сыновий привет.

Тебя вспоминаю такую родную,

Такую хорошую – слов даже нет!

Свежие документы:  Дефектологическое представление на учащегося (2–4 класс)

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я навстречу свинцовому ветру.

И пусть между нами сейчас километры,

Ты здесь, ты со мною, родная моя!


Ученик:

3-й боец

Знаю, в сердце у тебя тревога —

Нелегко быть матерью солдата!

Знаю, все ты смотришь на дорогу,

По которой я ушел когда-то.

Знаю я, морщинки глубже стали,

И чуть-чуть сутулей стали плечи.

Нынче на смерть мы в бою стояли,

Мама, за тебя, за нашу встречу!


Ученик:

4-й боец

Я виноват перед тобой.

Я собирался вернуться назад,

И вдруг тот последний бой.

Бой уже после конца войны,

Но фрицы не знали этого.

Нервы у всех оголены,

Наверное, я пал поэтому.

Я умер, мама, прости меня,

Постой за меня у калитки.

А если Варя спросит меня,

Скажи, что любовь — не ошибка.


Ученик:

И шли на смертный бой с врагами

России верные сыны.

Мать, может, ожидает их годами:

Быть может, все ж придут с войны…

Спит у Мамаева кургана,

Под Сталинградом, сын один,

Другой – средь моря-океана,

Средь хмурой Балтики глубин.

А самый младший у Дуная:

Медали говорят о том.


А мать все верит, ожидая,

Что возвратятся дети в дом.

Стоит недвижно у дороги

С застывшим каменным лицом…


Все участники исполняют очень тихо первый куплет и припев песни «Журавли»

Читают бойцы у костра, по очереди вставая, снимая пилотку с головы и прикладывая её к сердцу


Ученик:

2-й боец

Мы лежим под снегами,

а вверху в ослепительной сини,

словно белые птицы,

плывут и плывут облака…

Вы не плачьте над нами,

голубые березы России,

вы не плачьте, вы ждите пока.


Ученик:

3-й боец

Нас, омытых дождями

и отпетых степными ветрами,

все зовешь ты, Отчизна,

оглохших своих сыновей.

Но услышим тебя мы,

как весной затоскует над нами,

затоскует взахлеб соловей.


Ученик:

4-й боец

Мы — не прах. Мы — нетленны.

Мы еще, дорогие, вернемся.

Над родимой землею

Весенней грозою пройдем.

Мы подснежником первым,

Мы колосом спелым пробьемся,

На ромашки росой упадем.


Ученица:

5-й боец-девушка санинструктор

Мы лежим под снегами.

А вверху в ослепительной сини,

Словно белые птицы,

Плывут и плывут облака.

Вы не плачьте над нами,

голубые березы России,

вы не плачьте — вы ждите пока…


Сцена замирает. Звучат первый куплет и припев песни из кинофильма «Офицеры». Кадры фильма в презентации (слайд №5).

На фоне музыки и кадров выступающие читают слова


Ученик:

Юные погибшие герои,

Юными остались вы для нас.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая глаз.


Боль и гнев сейчас тому причиной,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.


Сколько вас! Попробуй, перечисли!

Не сочтешь, а впрочем, все равно —

Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

В нашей песне,

В легком шуме листьев,

Тихо постучавшихся в окно.




Ученик:

Сквозь кров и пот, через огонь и воду,

Сквозь дым пожарищ, через трупный смрад,

Отстаивая праву на свободу,

К победе шел, Россия, твой солдат!


И не сломила, сердце не сгубила,

И душу не растлила в нас война.

Видать, нечеловеческая сила

Ему, солдату русскому, дана.


Мы помним их, не пожалевших жизни,

Что стали на защиту, как стена,

Что записали в летопись Отчизны

Своей горячей кровью имена.


Ученик:

КАЗАХСТАН

На подступах к Москве сражалась дивизия под командованием генерала Панфилова. Группа истребителей танков заняла позицию у железнодорожного разъезда Дубосеково, что находится в 118 км от Москвы. Перед ними была поставлена задача: не допустить врага на Волоколамское шоссе, ведшее к столице. Прильнули солдаты к окопам, ждут боя. Вот показались немецкие автоматчики, прямо на них идут. Подпустили и тельной смесью. 14 танков подбили герои-панфиловцы. Остальные повернули обратно. Не успели солдаты отдохнуть, глядят, а на них уже движется новая лавина, теперь уже из 30 танков. Всё ближе вражеские машины, все сильнее лязг гусениц и зловещий рокот моторов. Солдаты приготовились к обороне. Встал тут Клочков и, о6ращаясь к ним, сказал: “Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва. И вступили солдаты в бой. Один за другим загорались танки врага. Но пули, осколки снарядов и мин не щадили наших героев. Все меньше и меньше оставалось их в живых. Связкой гранат подорвал фашистский танк политрук Клочков, но и сам был настигнут вражеской пулей. Почти все герои-панфиловцы погибли, но не пропустили врага. (слайд №6)


Ученик:

Пройдя сквозь огонь грозовых канонад,
Сквозь беды, тревоги и боли,
Разъезд Дубосеково, словно солдат,
Глядит на зеленое поле.
То поле у мира всего на виду,
Сверкают кристальные росы.
Москву прикрывая, в суровом году
Здесь бились с врагом Двадцать Восемь.

Подмять, вспахать Европу танками,
Преодолеть огонь и рвы –
И вдруг застрять у полустанка
В ста километрах от Москвы.
Промчать бы лихо с первой заметью –
Взять русских с ходу на испуг…
Но двадцать восемь стали намертво,
Как и поклялся политрук.
Казалось, силы за пределами
У тех, кто в схватке не убит,
Казалось, что полями белыми
Путь к белокаменной открыт.
Но зря махина гневно лязгала
И ликовала вражья рать, —
Клочков уже гранаты связывал,
Чтоб вместе с сердцем их взорвать.

Свежие документы:  Родительское собрание "Гражданин воспитывается с детства"


Ученик:

«Война — дело мужское»- говорит один из героев военных книг. 
« У войны не женское лицо»,- вторит ему белорусская писательница Светлана Алексиевич. 
Испокон веков на войну уходили мужчины — оставляли дома жен, матерей, сестер: поднимать детей, беречь домашний очаг и – ждать. 
Но июнь 1941 года поднял на защиту страны весь наш народ от мала до велика. 
Не десятки и даже не сотни, а тысячи женщин наряду с мужчинами надели гимнастерки и сапоги. 
В наших сердцах вечна память о наших земляках. Герои Советского Союза Алия Молдагулова и Маншук Маметова. (слайд №7)



Ученик:

В начале войны Алие Молдагуловой было 15 лет. 
В конце 1942 года она добровольно вступила в школу снайперов и окончила ее на «отлично». На её официальном счету 78 уничтоженных солдат и офицеров противника. Была смертельно ранена и погибла в бою 14 января 1944 года севернее города Новосокольники, похоронена в деревне Монаково Новосокольнического района. В 1944 году при взятии опорного пункта фашистов вблизи ж/д станции Новосокольники Псковской области Алия совершила подвиг. Бой нарастал, разгорелась рукопашная схватка. Неожиданно немецкий офицер схватил Алию за руку. Она вырвалась, направила автомат в него. Но он успел выстрелить первым. Алия, собрав последние силы, дала длинную очередь. Алия шагнула в бессмертие. 


Ученик:

Маншук Маметова. Пулемётчица 21-й гвардейской стрелковой дивизии 3-й ударной армии Калининского фронта, гвардии старший сержант. Первая казахская женщина, которой было присвоено звание Герой Советского Союза. В 1942 году ушла на фронт добровольцем. Стала пулеметчицей. Шли бои за Невель. Надо было взять высоту. В этот момент вперед бросилась Маншук. Гитлеровцы открыли бешеный огонь. Очнувшись, девушка схватила пулемет, вытащила на открытую позицию и полоснула огнем. Враг отхлынул. А Маншук, даже мертвая, сжимала пулемет окоченевшими руками. 15 октября 1943 года в тяжёлых боях за освобождение г. Невеля при обороне господствующей высоты, оставшись одна из пулемётного расчёта, будучи тяжело раненой осколком в голову, уничтожила 70 солдат противника и погибла смертью храбрых. Похоронена в Невеле. 


Ученик:

Мужчины крови пролили немало,

Но на любых фронтах тогда с врагом

 И юная казашка воевала.

Привыкла к изнурительным походам,

  К опасностям привыкла и к невзгодам.

 Отчизна не забудет никогда

 Маметову Маншук за пулеметом.

 Героев казахские края послать на подвиг

 В трудный час умели.

 Была на фронте снайпер Алия,

 Без промаха стрелявшая по цели.

 Маншук и Алия- так по спине

Струятся две косы темно и тяжко,

 Так две звезды шагают в тишине

 Вы не забыты юные казашки


Учитель:

Хыйуаз Доспанова  — единственная лётчица-казашка, героиня Великой Отечественной войны, штурман-стрелок. «Ночные ведьмы» — так ее и подруг называли фашисты. Она представляла не меньшую угрозу самолетам противника и сбивала их один за одним. Газета «Литер» писала, что 46 авиаполк летал на легких ночных бомбардировщиках У-2 а У-2, маленький, тихоходный, к тому же легко воспламеняющийся и горящий как спичка, как сухой порох, — самолет деревянной конструкции, из фанеры, обтянутой перкалью. Единственная металлическая деталь — это мотор М-II. До войны никто не мог подумать, что его будут использовать в военных целях. Достаточно было одного прямого попадания — и самолет сразу же загорался. Только под конец войны летчицам стали выдавать парашюты и поставили пулемет в кабину штурмана, а до этого четыре бомбодержателя под низкими плоскостями — и все. Самолеты возвращались из полетов с изрешеченными плоскостями. Техники латали их на скорую руку, и в дальнейшем крылья многих машин стали походить на лоскутные одеяла. Чтобы не демаскировать аэродром, техникам приходилось работать в полной темноте в любую погоду под открытым небом. Девушки творили просто чудеса, так как нередко требовалось вернуть в строй искалеченную машину в невозможные сроки. Все вылеты были ночными … 
Однажды, уже в послевоенной мирной жизни, Хыйуаз Доспанова полетела в Москву в командировку, на пропускном  контроле ее задержали в аэропорту. «Что у вас в чемодане металлическое?» — спросили ее работники аэропорта. А там у нее лежал один жакет. Весь в орденах и медалях. За храбрость и отвагу Хыйуаз Доспанова была награждена орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, Красного Знамени, медалями «За оборону Кавказа», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией». Не у каждого мужчины есть столько наград.

За каждым именем жизнь и неповторимая судьба. Хочется понять,  о чем думали они, когда шли в свой последний бой. Наверное, великое чувство любви к Родине  жило в них, и еще огромное желание приблизить победу, вернуть мир на родную землю.    

Свежие документы:  Урок на тему "ПРОФСОЮЗЫ СЧИТАЮТ, ЧТО РАБОТА ДОЛЖНА БЫТЬ В РАДОСТЬ И УДОВОЛЬСТВИЕ, А РАБОТНИКИ - УВАЖАЕМЫМИ ГРАЖДАНАМИ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ"


Ученик:

1933 год

В Германии к власти пришли фашисты, которые сразу начали вести ожесточенную борьбу против антифашистского движения. С этого же времени нацистская Германия начала создавать концентрационные лагеря, куда попали все, кто боролся за светлое будущее своего народа. К концу войны, в 1945 году, на территории одной только Германии насчитывалось более 80 концлагерей, в которых содержалось 850 тысяч узников. А сколько лагерей выстроили гитлеровцы в завоеванных ими странах – Польше, Австрии, Чехословакии, Югославии. Узников использовали в качестве дешевой рабочей силы – в шахтах, каменоломнях, на рытье тоннелей. Заключенные гибли от истощения, от нечеловеческих условий труда и содержания. Я также узников использовали для проведения многочисленных медицинских экспериментов. Фашисты зверски издевались над заключенными. Свои жертвы нацисты сжигали в крематориях, где люди превращались в пепел.(слайд №8)

 

 Ученик:

Бухенвальд – лагерь смерти на территории Германии. Мучениям подверглись 238 980 человек, из 32 стран. Более 56 545 из них нашли здесь свою смерть.




 Ученик:

Равенсбрюк – самый большой женский лагерь на территории Германии. Предназначался для заключенных всех национальностей. 92 700 женщин и девушек, почти всех европейских стран нашли здесь себе могилу.


 Ученик:

Майдане – лагерь массового уничтожения на территории Польши. В нем было истреблено 1,5 миллиона человек.


 Ученик:

  Освенцим – также был создан на территории Польши. Этот самый большой Концентрационный лагерь являлся комбинатом по уничтожению людей с использованием достижений техники. За годы его существования было уничтожено более 4 миллионов человек,


 Ученик:

Саласпилс – лагерь смерти в Литве. В нем погибло 100 тысяч человек – из них около 7 тысяч детей.


 Ученик: 

Заксенхаузен – лагерь смерти, где 9 лет зверски истребляли людей. Здесь было уничтожено более 100 тысяч человек.

 

Ученик:

Ясиновац – концлагерь в Югославии. В нем было замучено 70 тысяч человек.

 

Ученик: 

Маутхаузен – Австрия. Через него прошло 325 тысяч человек, из них 122 767 человек было расстреляно, замучено, заживо сожжено.

 

Учитель:

 Всего за годы фашистского террора пыткам и издевательствам в концлагерях подверглись 18 миллионов человек, 11 миллионов из них были зверски замучены и сожжены в печах крематориев. Кроме этих зарегистрированных жертв десятки тысяч заключенных были расстреляны или задушены в газовых камерах сразу после доставки в лагерь без регистрации.

  В глубокой скорби склоняем мы свои головы перед многочисленными жертвами фашизма. В память о жертвах нацистского террора, в память о миллионах замученных, расстрелянных, сожженных заживо, погребенных, в память о павших в суровые годы Великой Отечественной войны объявляется Минута Молчания. (слайд №9)

 

Все встают. Идет минута молчания. 


На фоне начала песни «День Победы» читают стихи (слайд №10):

Ученик:

Плескалось багровое знамя,

Горели багровые звезды,

Слепая пурга накрывала

Багровый от крови закат.

И слышалась поступь дивизий,

Великая поступь дивизий,

Железная поступь дивизий,

Точная поступь солдат!

Навстречу раскатам

ревущего грома

Мы в бой поднимались

светло и сурово.



Ученик:

Слово «Победа» все произносят вместе.

На наших знаменах начертано слово

Победа!

Победа!

Во имя Отчизны —

Победа!

Во имя живущих —

Победа!

Во имя грядущих —

Победа! Победа! Победа!

Все участники и зрители исполняют 1-й куплет и припев песни «День Победы».

Все участники уходят со сцены







































Список использованной литературы:


Худякова Н.К. Города солдатской славы. // Читаем, учимся, играем: журнал-сборник сценариев для библиотек и школ, 2011 — №9 стр.58-67


«Давайте, люди, никогда об этом не забудем:»: литературно-музыкальная композиция //Открытая школа: Научно-методический журнал, 2010 — №3 — стр.18-20


Литературно-музыкальный час, посвящённый Великой Отечественной войне и военной поэзии А.Т.Твардовского // Воспитание школьников, 2010 — №3 — стр.75-80


Поговорим о войне: классный час, посвящённый Дню Победы // Классный руководитель, 2010 — №2 — стр.47-53


Тема номера: День Победы// Классное руководство и воспитание школьников: Издательский дом «1сентября», 2009 — №8 — стр.2-38


Список использованных мелодий, песен, видеофильмов:

«Старый вальсок» — композитор Ян Френкель

«Священная война» —стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача;  композитор А. В. Александров

«В землянке»- стихи поэта Алексея Суркова; композитор Константин Листов

«Журавли»- песня на стихи Расула Гамзатова в переводе на русский язык Наума Гребнева; композитор Ян Френкель

«День Победы»- песня композитора Давида Тухманова и поэта Владимира Харитонова 


Кинохроника «22 июня 1941 года» https://youtube.com/

Первый куплет и припев песни из кинофильма «Офицеры» https://youtube.com/

Кинохроника « Ад на Земле» https://youtube.com/


Источники заимствования иллюстраций для презентации:

https://ivolin.ru/tags/blok-20

https://mulloevsharif.wordpress.com/2012/03/11/

https://www.liveinternet.ru/users/2010239/post323671099/

https://www.pomnivoinu.ru/home/reports/1302/?printversion

https://inform.kz/kaz/article/2446863

https://azh.kz/ru/news/view/10089

https://900igr.net/fotografii/istorija/Kontslager/002-1941-1945.html

https://pixanews.com/history/ii-mirovaya-vojna-xolokost.html

https://playcast.ru/view/5707046/2e2efff261c888e27d7377e8938cc86b79f26bc4pl

12


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: