Мониторинг в деятельности классного руководителя


Муниципальное образовательное учреждение

«Захаровская средняя общеобразовательная школа»










Статья


Мониторинг в работе

классного руководителя



Подготовила учитель географии

Матвеева Евгения Викторовна





















Сентябрь, 2008г.

Еще недавно деятельность классного руководителя включала в себя задачи: 1)обеспечение жизни и здоровья учащихся; 2)обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями; 3)содействие освоению школьниками образовательных программ; 4)осуществление патриотического, гражданско- правового воспитания, формирование социальной компетентности учащихся. Эта деятельность была направлена на развитие коллектива в целом.

Современные требования общества к выпускнику школы изменились, а изменения в образовательном процессе последних лет, смыслом которых является развитие отдельной личности, ее саморазвитие в соответствии с индивидуальными способностями потребностями, изменили и статус, и функциональные обязанности классного руководителя. Главная задача классного руководителя сейчас- это создание благоприятных психолого- педагогических условий для самореализации и успешной социализации личности в обществе.

Профильное обучение- средство для успешного осуществления личностно- ориентированного образовательного процесса. Чтобы ребенок осознанно сделал выбор своего профиля, нужна постоянная, кропотливая работа всего коллектива. Классному руководителю в этом деле отводится роль координатора.

Планирование работы с классом и с каждым учеником в отдельности, определение целей воспитания невозможно без диагностики, или мониторинга.

Мониторинг для классного руководителя- непрерывное, научно обоснованное, диагностико- прогностическое, планово- деятельностное отслеживание развития каждого ученика и ученического коллектива в целом, ориентированное на информационное обеспечение управления, позволяющее судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающее прогноз его развития в целях корректировки, разработки плана воспитательной работы.

Т.к. мониторинг предполагает непрерывное, длительное наблюдение, то он возможен только на основе стабильно существующей информационной базы, которая систематически пополняется и ее данные активно используются. Именно с этой целью нами была создана Карта развития класса.

Мониторинг предполагает не только непрерывное, но и научно обоснованное наблюдение. Поэтому мониторинги, проводимые нами, опираются на общепризнанные методики, достоверные данные.

Мониторинг предполагает, что процесс отслеживания имеет диагностико- прогностическую и планово- деятельностную направленность. Собранная нами в течение нескольких лет информация позволяет судить о состоянии объекта (учащегося или класса) в любой момент времени, дает прогноз его развития, а значит может быть использована для планирования дальнейшей воспитательной работы.

Мониторинг не является делом одного классного руководителя, к проведению диагностических процедур привлекаются учителя- предметники, педагоги-организаторы, инспектор по защите прав детства, учитель физической культуры, психолог, актив ученического самоуправления, сами учащиеся. Такая совместная аналитическая деятельность дает хороший результат – базу данных. Делом классного руководителя становится собрать результаты мониторинга воедино, проанализировать, провести коррекционную деятельность, встречаясь со всеми участниками воспитательного процесса.

Свежие документы:  Конспект урока по теме "... и падали в снега чужой земли значки стрелков с эмблемой эдельвейса" 11 класс

Для создания и хранения общей базы данных о развитии каждого ученика и класса в целом была создана Карта развития класса.

Приведенные ниже таблицы позволяют судить о направлениях и целях проводимых мониторингов, о том, какая информация была использована при проведении мониторинга, о методиках и их авторах, о самих участниках мониторингов, и о том, как используется накопленная информация.

В основу Карты развития класса легли следующие разделы:

1.Социальный паспорт класса

Направленность мониторинга

Уровень благополучия семей, микроклимат в семье

Методика, автор или использованные данные

Личные дела учащихся, данные сельского совета

Цель

Выяснение категории, микроклимата семьи; оказание психолого- медико- педагогической и социальной помощи детям из неблагополучных семей

Кто задействован

Классный руководитель, инспектор по охране прав детства, администрация сельского совета, психолог, медсестра

Выход

Социальный паспорт класса, формирование перспективного плана работы, составление списков детей разных групп риска.

2. Карта потенциальных возможностей:

2.1.Учебные способности и достижения

Направленность мониторинга

Мониторинг успеваемости в целом и в соответствии с гомогенной группой (5-8 кл), профилем (9-11)

Методика, автор или использованные данные

Ведомость успеваемости и посещаемости по четвертям и за годы (на класс и на каждого учащегося)


Цель

Динамика успеваемости в целом и в соответствии с профилем; динамика посещаемости

Кто задействован

Классный руководитель, учителя- предметники, инспектор по охране прав детства, психолог, учащиеся

Выход

Классные часы, родительские собрания,

ППК — коррекционная работа со слабоуспевающими (в целом и в соотв. с профилем), с учащимися группы риска, с учащимися, имеющими одну «3» или одну «4»

2.2.Уровень сформированности качеств ученика (когнитивные, креативные, методологические, нравственные, автономизационные)

Направленность мониторинга

Уровень сформированнос-ти когнитивных, креативных, методологических,

нравственных, автономизацион-ных качеств

Методика, автор или использованные данные

Данные учителей- предметников

Цель

Выявить уровень сформированности качеств личности, заложенных в модели выпускника

Кто задействован

Классный руководитель, учителя- предметники

Выход

ППК- коррекционная работа по сформированности качеств личности


2.3.Творческие способности и достижения

Направленность мониторинга

Сфера интересов учащихся


Методика, автор или использованные данные

Участие в классных, школьных органах самоуправления, делах, кружках, секциях


Цель

Способствовать самореализации через систему дополнительного образования в соответствии с гомогенными группами

Кто задействован

Классный руководитель, руководители секций, кружков, студий, учащиеся

Выход

Работа по вовлечению в кружки в соответствии с профилем

2.4.Оценка моего «я» в учении

Направленность мониторинга

Самооценка


Методика, автор или использованные данные

Анкета «Оценка моего «Я» в учении»

Цель

Выявить проблемы в развитии навыков, необходимых для успешного учения

Кто задействован

Классный руководитель, учащиеся, учителя- предметники

Выход

Рекомендации родителям, учителям- предметникам

Свежие документы:  Консультация для родителей на тему: «Как сберечь голос ребенка зимой»

2.5.Предпрофильная подготовка

Направленность мониторинга

Диагностика профессиональной направленности, контроль ведения Портфолио ученика

Методика, автор или использованные данные

Склонность к изучению предметов (наблюдения предметников)

ШТУР (ранняя профессиональная ориентация), материал Портфолио ученика

Цель

Выявить склонность к изучению предметов

Кто задействован

Все участники воспитательного процесса

Выход

Определение гомогенных групп (5-8 кл), профиля (9кл),создание годичной команды учителей, составление плана работы (8, 9 кл)

2.6.Карта воспитанности

Направленность мониторинга

Уровень воспитанности


Методика, автор или использованные данные

Н.П.Капустин «Оценка уровня воспитанности»



Цель

Изучение ученического коллектива, индивидуальных особенностей личности.

Кто задействован

Классный руководитель, родители, ученики

Выход

Планирование КТД, классных часов, родительских собраний

2.7.Уровень физической подготовленности

Направленность мониторинга

Уровень физической подготовленности


Методика, автор или использованные данные

Таблица возрастных оценочных нормативов для мальчиков и для девочек и на каждого ученика и класс


Цель

Динамика физической подготовленности учащихся

Кто задействован

Учитель физкультуры, классный руководитель, учащиеся, медсестра

Выход

Привлечение учащихся в систему физкультурно — оздоровительных мероприятий, секций

3.Рекомендации психолого- медико- педагогического консилиума:

3.1.Диагностика когнитивной и эмоционально- волевой сферы учащегося

Направленность мониторинга

Уровень тревожности, уровень мотивации, комфортности


Методика, автор или использованные данные


Цель

Выявить учащихся с повышенным и уровнем тревожности и низким уровнем мотивации

Кто задействован

Психолог, учащиеся

Выход

ППК- коррекционная работа с учащимися, рекомендации учителям- предметникам

3.2.Социометрия

Направленность мониторинга

Социометрия


Методика, автор или использованные данные

Т.И.Шамова

Цель

Изучение межличностных отношений, определение референтных групп, лидеров

Кто задействован

Психолог, учащиеся

Выход

Планирование КТД, рекомендации учителям- предметникам, индивидуальная работа с детьми

3.3.Особенности личности

Направленность мониторинга

Личность школьника как главный показатель эффективности процесса воспитания. Темперамент, характер

Методика, автор или использованные данные

Методика ПДО

Цель

Изучение характерологических особенностей

Кто задействован

Психолог, учащиеся

Выход

Индивидуальная работа с учащимися, с родителями

3.4.Уровень сотрудничества

Направленность мониторинга

Детский коллектив как условие развития личности школьника

Методика, автор или использованные данные

Цель

Изучение микроклимата класса, определение жизненных ценностей

Кто задействован

Психолог, учащиеся

Выход

Планирование КТД

Информация, собранная в ходе мониторингов является основой для заполнения Сводной таблицы потенциальных возможностей. Она имеет следующий вид

4.Сводная таблица потенциальных возможностей

ФИО






познавательные

коммуникативные

творческие

Состояние здоровья

Ценностные

Психолого- педагогическая диагностика









На основании предоставленной информации проводится сравни-тельный анализ, выявляется несоответствие показателей прогнозируемым, составляется Карта проблем класса.

Свежие документы:  Конспект классного часа по Математике "Великие математики"

5.Карта проблем класса

Социальный паспорт класса






Потенциальные возможности

Развитие склонностей

Карта воспитанности

Когнитивно- волевая сфера

Социометрия

Оценка моего «я» в учении

Уровень физической подготовленности

Уровень сотрудничества

Анализируя Таблицу потенциальных возможностей и Карту проблем класса, можно четко представить перечень Задач на следующий год, а информация этих карт становится основой для составления воспитательного плана. В Методической копилке накапливается теоретический материал, используемый в работе с классом.

Данные мониторингов активно используется при планировании плана воспитательной работы по следующим направлениям: индивидуальная работа, работа с психологом, работа с родителями, работа с учителями- предметниками, работа по предпрофильной подготовке, КТД.

Таким образом, если Карта развития класса своевременно пополняется, результаты мониторингов анализируются, это дает ряд преимуществ:

1.Классные руководители имеют возможность сразу увидеть проблемы своих подопечных, скорректировать воспитательный план и учесть индивидуальные особенности при организации воспитательного воздействия.

2.На этапе анализа результатов мониторингов есть возможность организовать взаимодействие всех участников воспитательного процесса на медико- психолого- педагогическом консилиуме решая проблемы класса или конкретного ученика.

3.Родители имеют возможность ознакомиться с результатами проводимых исследований на групповых или индивидуальных встречах, организованных психологом и классным руководителем. Систематическое отслеживание позволяет выявлять и личностные проблемы, а иногда и предотвращать их.

4.Отслеживание успехов в обучении и развитии способностей, ведении Портфолио ученика позволяет выявить склонности к дальнейшей профессиональной пригодности. Более конкретной становится работа участников воспитательного процесса, учащихся и родителей по определению профиля.

5.Наконец, в случае смены классного руководителя Карта развития класса станет хорошим советчиком для нового человека.

Таким образом, практически все стороны личности ученика, класса имеют возможность показать обозначивающуюся проблему.

А благодаря координирующей роли классного руководителя, совместным целенаправленным усилиям всех участников образовательного процесса решаются проблемы самореализации, социализации личности.

















Список использованной литературы


1. Журнал «Классный руководитель»- 2005-2008гг.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: