Муниципальное образовательное учреждение
«Захаровская средняя общеобразовательная школа»
Статья
Мониторинг в работе
классного руководителя
Подготовила учитель географии
Матвеева Евгения Викторовна
Сентябрь, 2008г.
Еще недавно деятельность классного руководителя включала в себя задачи: 1)обеспечение жизни и здоровья учащихся; 2)обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями; 3)содействие освоению школьниками образовательных программ; 4)осуществление патриотического, гражданско- правового воспитания, формирование социальной компетентности учащихся. Эта деятельность была направлена на развитие коллектива в целом.
Современные требования общества к выпускнику школы изменились, а изменения в образовательном процессе последних лет, смыслом которых является развитие отдельной личности, ее саморазвитие в соответствии с индивидуальными способностями потребностями, изменили и статус, и функциональные обязанности классного руководителя. Главная задача классного руководителя сейчас- это создание благоприятных психолого- педагогических условий для самореализации и успешной социализации личности в обществе.
Профильное обучение- средство для успешного осуществления личностно- ориентированного образовательного процесса. Чтобы ребенок осознанно сделал выбор своего профиля, нужна постоянная, кропотливая работа всего коллектива. Классному руководителю в этом деле отводится роль координатора.
Планирование работы с классом и с каждым учеником в отдельности, определение целей воспитания невозможно без диагностики, или мониторинга.
Мониторинг для классного руководителя- непрерывное, научно обоснованное, диагностико- прогностическое, планово- деятельностное отслеживание развития каждого ученика и ученического коллектива в целом, ориентированное на информационное обеспечение управления, позволяющее судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающее прогноз его развития в целях корректировки, разработки плана воспитательной работы.
Т.к. мониторинг предполагает непрерывное, длительное наблюдение, то он возможен только на основе стабильно существующей информационной базы, которая систематически пополняется и ее данные активно используются. Именно с этой целью нами была создана Карта развития класса.
Мониторинг предполагает не только непрерывное, но и научно обоснованное наблюдение. Поэтому мониторинги, проводимые нами, опираются на общепризнанные методики, достоверные данные.
Мониторинг предполагает, что процесс отслеживания имеет диагностико- прогностическую и планово- деятельностную направленность. Собранная нами в течение нескольких лет информация позволяет судить о состоянии объекта (учащегося или класса) в любой момент времени, дает прогноз его развития, а значит может быть использована для планирования дальнейшей воспитательной работы.
Мониторинг не является делом одного классного руководителя, к проведению диагностических процедур привлекаются учителя- предметники, педагоги-организаторы, инспектор по защите прав детства, учитель физической культуры, психолог, актив ученического самоуправления, сами учащиеся. Такая совместная аналитическая деятельность дает хороший результат – базу данных. Делом классного руководителя становится собрать результаты мониторинга воедино, проанализировать, провести коррекционную деятельность, встречаясь со всеми участниками воспитательного процесса.
Для создания и хранения общей базы данных о развитии каждого ученика и класса в целом была создана Карта развития класса.
Приведенные ниже таблицы позволяют судить о направлениях и целях проводимых мониторингов, о том, какая информация была использована при проведении мониторинга, о методиках и их авторах, о самих участниках мониторингов, и о том, как используется накопленная информация.
В основу Карты развития класса легли следующие разделы:
1.Социальный паспорт класса
Уровень благополучия семей, микроклимат в семье | |
Методика, автор или использованные данные | Личные дела учащихся, данные сельского совета |
Цель | Выяснение категории, микроклимата семьи; оказание психолого- медико- педагогической и социальной помощи детям из неблагополучных семей |
Кто задействован | Классный руководитель, инспектор по охране прав детства, администрация сельского совета, психолог, медсестра |
Выход | Социальный паспорт класса, формирование перспективного плана работы, составление списков детей разных групп риска. |
2. Карта потенциальных возможностей:
2.1.Учебные способности и достижения
Мониторинг успеваемости в целом и в соответствии с гомогенной группой (5-8 кл), профилем (9-11) | |
Методика, автор или использованные данные | Ведомость успеваемости и посещаемости по четвертям и за годы (на класс и на каждого учащегося)
|
Цель | Динамика успеваемости в целом и в соответствии с профилем; динамика посещаемости |
Кто задействован | Классный руководитель, учителя- предметники, инспектор по охране прав детства, психолог, учащиеся |
Выход | Классные часы, родительские собрания, ППК — коррекционная работа со слабоуспевающими (в целом и в соотв. с профилем), с учащимися группы риска, с учащимися, имеющими одну «3» или одну «4» |
2.2.Уровень сформированности качеств ученика (когнитивные, креативные, методологические, нравственные, автономизационные)
Уровень сформированнос-ти когнитивных, креативных, методологических, нравственных, автономизацион-ных качеств | |
Методика, автор или использованные данные | Данные учителей- предметников |
Цель | Выявить уровень сформированности качеств личности, заложенных в модели выпускника |
Кто задействован | Классный руководитель, учителя- предметники |
Выход | ППК- коррекционная работа по сформированности качеств личности |
2.3.Творческие способности и достижения
Сфера интересов учащихся
| |
Методика, автор или использованные данные | Участие в классных, школьных органах самоуправления, делах, кружках, секциях
|
Цель | Способствовать самореализации через систему дополнительного образования в соответствии с гомогенными группами |
Кто задействован | Классный руководитель, руководители секций, кружков, студий, учащиеся |
Выход | Работа по вовлечению в кружки в соответствии с профилем |
2.4.Оценка моего «я» в учении
Самооценка
| |
Методика, автор или использованные данные | Анкета «Оценка моего «Я» в учении» |
Цель | Выявить проблемы в развитии навыков, необходимых для успешного учения |
Кто задействован | Классный руководитель, учащиеся, учителя- предметники |
Выход | Рекомендации родителям, учителям- предметникам |
2.5.Предпрофильная подготовка
Диагностика профессиональной направленности, контроль ведения Портфолио ученика | |
Методика, автор или использованные данные | Склонность к изучению предметов (наблюдения предметников) ШТУР (ранняя профессиональная ориентация), материал Портфолио ученика |
Цель | Выявить склонность к изучению предметов |
Кто задействован | Все участники воспитательного процесса |
Выход | Определение гомогенных групп (5-8 кл), профиля (9кл),создание годичной команды учителей, составление плана работы (8, 9 кл) |
2.6.Карта воспитанности
Уровень воспитанности
| |
Методика, автор или использованные данные | Н.П.Капустин «Оценка уровня воспитанности»
|
Цель | Изучение ученического коллектива, индивидуальных особенностей личности.
|
Кто задействован | Классный руководитель, родители, ученики |
Выход | Планирование КТД, классных часов, родительских собраний |
2.7.Уровень физической подготовленности
Уровень физической подготовленности
| |
Методика, автор или использованные данные | Таблица возрастных оценочных нормативов для мальчиков и для девочек и на каждого ученика и класс
|
Цель | Динамика физической подготовленности учащихся |
Кто задействован | Учитель физкультуры, классный руководитель, учащиеся, медсестра |
Выход | Привлечение учащихся в систему физкультурно — оздоровительных мероприятий, секций |
3.Рекомендации психолого- медико- педагогического консилиума:
3.1.Диагностика когнитивной и эмоционально- волевой сферы учащегося
Уровень тревожности, уровень мотивации, комфортности
| |
Методика, автор или использованные данные |
|
Цель | Выявить учащихся с повышенным и уровнем тревожности и низким уровнем мотивации |
Кто задействован | Психолог, учащиеся |
Выход | ППК- коррекционная работа с учащимися, рекомендации учителям- предметникам |
3.2.Социометрия
Социометрия
| |
Методика, автор или использованные данные | Т.И.Шамова |
Цель | Изучение межличностных отношений, определение референтных групп, лидеров |
Кто задействован | Психолог, учащиеся |
Выход | Планирование КТД, рекомендации учителям- предметникам, индивидуальная работа с детьми |
3.3.Особенности личности
Личность школьника как главный показатель эффективности процесса воспитания. Темперамент, характер | |
Методика, автор или использованные данные | Методика ПДО |
Цель | Изучение характерологических особенностей |
Кто задействован | Психолог, учащиеся |
Выход | Индивидуальная работа с учащимися, с родителями |
3.4.Уровень сотрудничества
Детский коллектив как условие развития личности школьника | |
Методика, автор или использованные данные |
|
Цель | Изучение микроклимата класса, определение жизненных ценностей |
Кто задействован | Психолог, учащиеся |
Выход | Планирование КТД |
Информация, собранная в ходе мониторингов является основой для заполнения Сводной таблицы потенциальных возможностей. Она имеет следующий вид
4.Сводная таблица потенциальных возможностей
познавательные | коммуникативные | творческие | Состояние здоровья | Ценностные | Психолого- педагогическая диагностика | |
|
|
|
|
|
|
|
На основании предоставленной информации проводится сравни-тельный анализ, выявляется несоответствие показателей прогнозируемым, составляется Карта проблем класса.
5.Карта проблем класса
Потенциальные возможности | Развитие склонностей | Карта воспитанности | Когнитивно- волевая сфера | Социометрия | Оценка моего «я» в учении | Уровень физической подготовленности | Уровень сотрудничества |
Анализируя Таблицу потенциальных возможностей и Карту проблем класса, можно четко представить перечень Задач на следующий год, а информация этих карт становится основой для составления воспитательного плана. В Методической копилке накапливается теоретический материал, используемый в работе с классом.
Данные мониторингов активно используется при планировании плана воспитательной работы по следующим направлениям: индивидуальная работа, работа с психологом, работа с родителями, работа с учителями- предметниками, работа по предпрофильной подготовке, КТД.
Таким образом, если Карта развития класса своевременно пополняется, результаты мониторингов анализируются, это дает ряд преимуществ:
1.Классные руководители имеют возможность сразу увидеть проблемы своих подопечных, скорректировать воспитательный план и учесть индивидуальные особенности при организации воспитательного воздействия.
2.На этапе анализа результатов мониторингов есть возможность организовать взаимодействие всех участников воспитательного процесса на медико- психолого- педагогическом консилиуме решая проблемы класса или конкретного ученика.
3.Родители имеют возможность ознакомиться с результатами проводимых исследований на групповых или индивидуальных встречах, организованных психологом и классным руководителем. Систематическое отслеживание позволяет выявлять и личностные проблемы, а иногда и предотвращать их.
4.Отслеживание успехов в обучении и развитии способностей, ведении Портфолио ученика позволяет выявить склонности к дальнейшей профессиональной пригодности. Более конкретной становится работа участников воспитательного процесса, учащихся и родителей по определению профиля.
5.Наконец, в случае смены классного руководителя Карта развития класса станет хорошим советчиком для нового человека.
Таким образом, практически все стороны личности ученика, класса имеют возможность показать обозначивающуюся проблему.
А благодаря координирующей роли классного руководителя, совместным целенаправленным усилиям всех участников образовательного процесса решаются проблемы самореализации, социализации личности.
Список использованной литературы
1. Журнал «Классный руководитель»- 2005-2008гг.