Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №29»
города Чебоксары ЧР
Мотивация учебной деятельности и её формирование
подготовила
учитель географии и обществознания
Иванова Эльза Геннадьевна
г. Чебоксары
2014
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Но подчас приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Каждый учитель знает, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед ним стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя — дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию. Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться. Стандартным способом является попытка стимулировать учебную активность нерадивых учащихся плохими оценками, дети переживают, но и это не всегда помогает.
Понятие о мотивах. Чтобы правильно оценить действия ученика, прежде всего, следует понять мотивы этих действий, которые могут быть разными даже в случае выполнения внешне одних и тех же действий, достижения одних и тех же целей. Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика. Следует различать понятия мотив и цель.
Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком.
Мотив — побуждение к достижению цели.
Различают мотивы понимаемые и реально действующие. Учащийся понимает, почему надо учиться, но это еще может не побуждать его заниматься учебной деятельностью. При конкретных условиях понимаемые мотивы становятся реально действующими. Например, первоклассник всячески старается оттянуть приготовление домашних заданий. Он знает, что ему нужно готовить уроки, иначе огорчит родителей, получит неудовлетворительную отметку, что учиться — это его обязанность, долг и т.д. Но всего этого может быть недостаточно, чтобы заставить ребенка готовить уроки. Предположим теперь, что ему говорят: до тех пор, пока не сделаешь уроков, ты не пойдешь играть. Такое замечание может подействовать, и он выполнит домашнее задание. В сознании ребенка, бесспорно, существуют и другие мотивы (получить хорошую отметку, выполнить свой долг), но это только понимаемые мотивы. Они для него психологически недейственны, а подлинно действенным является мотив «получить возможность погулять». В конечном итоге, вследствие удовлетворения этого мотива (ребенку пришлось хорошо выучить уроки) он получил хорошую отметку. Проходит некоторое время, и ребенок сам садится за уроки по собственной инициативе. Появляется новый действующий мотив: он делает уроки, чтобы получить хорошую отметку, теперь в этом смысл приготовления заданий.
Типы мотивации учебной деятельности. Сами по себе знания, которые ученик получает в школе, могут быть для него лишь средством для достижения других целей (получить аттестат, избежать наказания, заслужить похвалу и т.д.). В этом случае ребенка побуждает не интерес, любознательность, стремление к овладению конкретными умениями, увлеченность процессом усвоения знаний, а то, что будет получено в результате учения. Выделяют несколько типов мотивации, связанной с результатами учения:
• мотивация, которая условно может быть названа отрицательной. Под отрицательной мотивацией подразумевают побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.). Такая мотивация не приводит к успешным результатам;
• мотивация, имеющая положительный характер, но также связанная с мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности. Эта мотивация выступает в двух формах.
В одном случае такая положительная мотивация определяется весомыми для личности социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими). Учение рассматривается как дорога к освоению больших ценностей культуры, как путь к осуществлению своего назначения в жизни. Такая установка в учении, если она достаточно устойчива и занимает существенное место в личности учащегося, дает ему силы для преодоления известных трудностей, для проявления терпения и усидчивости. Это — наиболее ценная мотивация. Однако если в процессе учения данная установка не будет подкреплена другими мотивирующими факторами, то она не обеспечит максимального эффекта, так как обладает привлекательностью не деятельность как таковая, а лишь то, что с ней связано.
Другая форма мотивации определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.п. Кроме этого, может быть выделена мотивация, лежащая в самой учебной деятельности, например мотивация, связанная непосредственно с целями учения. Мотивы этой категории: удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора. Мотивация может быть заложена в самом процессе учебной деятельности (преодоление препятствий, интеллектуальная активность, реализация своих способностей и пр.).
Как изучить мотивацию учеников? Наиболее реальными для учителя методами изучения мотивации являются:
• наблюдение за поведением учеников во время урока и вне его, за учебной, общественно полезной, организационной и другими видами деятельности, характером общения школьников;
• использование ряда специально подобранных ситуаций (их можно назвать экспериментальными педагогическими ситуациями), которые можно включить в естественный ход учебного процесса в виде контрольной работы, заданий классного руководителя на классном часе;
• индивидуальная беседа с учеником, предполагающая прямые и косвенные вопросы учителя о мотивах, смысле, целях учения для данного ученика;
• анкетирование, помогающее довольно быстро собрать массовый материал в нескольких классах, школах об отношении школьников к учению.
Косвенно об учебной мотивации свидетельствует уровень реальной успешности учебной деятельности. Сюда относятся обычные показатели школьной успеваемости, посещаемости и главное — показатели сформированности учебной деятельности школьников.
Зная тип мотивации, учитель может создать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации. Если это мотивация, связанная с результатом учения, то условиями для ее поддержания могут быть поощрение, показ полезности усваиваемых знаний для будущего, создание положительного общественного мнения и т.п. Если это мотивация, связанная с целью учения, то условиями для ее поддержания могут быть информация о достигнутых результатах, пробуждение и формирование познавательных интересов, проблемная методика. Для поддержания мотивации, связанной с процессом учения, важны живая и увлекательная организация учебного процесса, активность и самостоятельность учащихся, исследовательская методика, создание условий для проявления их способностей.
В процессе учения тип мотивации меняется. На изменение мотивации влияют различные причины: новые установки ученика (например, стремление обходить или преодолевать трудности), длительные удачи или неудачи в процессе учебных занятий, выбор жизненного пути и др.
О формировании мотивации учения. Роль внутренней мотивации велика, это такие мотивы, как любопытство, стремление к накоплению опыта, умений, знаний, которые связаны с интересом.
Сильный внутренний мотив — познавательный интерес, занимает одно из центральных мест среди других мотивов учения и как мотив учения носит бескорыстный характер.
Для формирования теоретического познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности. Учебная деятельность должна отвечать следующим требованиям:
а) объектом усвоения должны быть теоретические понятия;
б) процесс усвоения должен протекать так, чтобы перед детьми раскрывались условия происхождения понятий;
в) результатом усвоения должно быть формирование специфической учебной деятельности, которая имеет свою особую структуру с такими компонентами, как учебная ситуация, задача, учебные действия, действия контроля и оценки.
Соблюдение всех этих условий будет способствовать формированию внутренней мотивации, познавательных интересов.
В формировании мотивов учения значительную роль играют словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика, которые объединяются в три группы: исходные, отрицательные, положительные. Исходные – это или отсутствие оценки, недооценивание одного при одновременном оценивании других, или оценка одного ученика через оценку другого, или неопределенную оценки. К отрицательным оценкам относятся замечание, отрицание, порицание, а к положительным — согласие, одобрение, ободрение. Каждый ее вид определенным образом влияет на учение и в целом на личность учащегося.
Отсутствие оценки может заставить ученика строить собственную самооценку не на основе объективной оценки, а на основе субъективного истолкования отношения к нему учителя. Так же отрицательно влияет и опосредованная оценка. При систематическом ее применении может возникнуть отрицательное отношение к одноклассникам или отчуждение от класса.
Отрицательное отношение к учению может быть вызвано рядом причин. Это могут быть субъективные причины, связанные с особенностями самих школьников. Например: отсутствие соответствующей положительной мотивации ученика (отсутствие учебных, интересов, отсутствие убежденности в необходимости широкого образования, обедненные идеалы, преобладание узколичных материальных потребностей и пр.); затруднение в реализации положительного мотива. Например, у учащегося проявляется интерес и желание действовать, но нет возможности действовать, отсутствует успех в деятельности. Это может быть связано с низким уровнем знаний, умений; низким уровнем умственной деятельности; отсутствием соответствующих волевых качеств.
Помимо субъективных причин, обусловленных особенностями школьников, могут иметь место объективные причины, связанные с деятельностью самого учителя. Например: 1) учебный материал, используемый на уроке, не способствует поддержанию любознательности, пробуждению интереса, не соответствует уровню их умственного развития, уровню наличных знаний (или слишком оторван от этих знаний, или во многом их повторяет);
2) приемы и методы работы на уроке не соответствуют пробуждению активности и самостоятельности детей (однообразные упражнения на уроке, вопросы, рассчитанные только на запоминание);
3) выбранные педагогом средства побуждения не соответствуют причинам отрицательного отношения к учению (учитель пытается побудить ученика угрозой, двойками, в то время как причиной отрицательного отношения является отсутствие нужного уровня знаний, и в этом случае надо было организовать восполнение пробела в знаниях и поощрять каждый шаг продвижения вперед). Все это требуется знать учителю для того, чтобы формирование положительной мотивации в учебной деятельности было успешным.
Мотивация учебного процесса на уроках обществознания, географии, экономики.
1 этап – Вводно-мотивационный (1 тип урока). На этом этапе учащиеся должны осознать основную цель изучения учебной темы, её место и роль в общем образовании, её практическое и теоретическое значение. Учитель рассказывает историю возникновения и развития понятий, которые будут изучены в теме; указывает, какие знания, умения ранее пройденного материала понадобятся при изучении данной темы. При этом учитывается субъектный опыт учащихся. Учитель сообщает организационную структуру изучения темы, сколько уроков отведено на изучение темы, сроки её завершения, перечисляет основные элементы темы. Например, при изучении темы “Политическая жизнь современного общества”
Цели урока:
Мотивировать учащихся на изучение темы “Политическая жизнь современного общества ”.
Способствовать становлению у учащихся осознанной демократической, гражданской позиции в обществе.
1 часть. Вводно-мотивационная
Эпиграф на доске:
“…Не может сын смотреть спокойно на горе матери родной,
Не будет гражданин достойный к Отчизне холоден душой…”
Н. А. Некрасов
Учитель озвучивает эпиграф и обращает внимание ребят, что он взят не случайно, т.к. в стихах Н.А. Некрасова высказана определенная жизненная позиция. И просит ребят поделиться своей жизненной позицией.
Мозговая атака (5 минут). Класс делится на 3 рабочие группы.
Задание: На основе уже полученных знаний по обществознанию о человеке и современности сделать вывод о характеристике позиции человека: как индивида (1 группа); как личности (2 группа); как гражданина (3 группа).
Занести записи в таблицу.
Человек (индивид.) | Личность | Гражданин | |
1. Начало формирования и длительность. |
|
|
|
2. Особенности формирования и воспитания. |
|
|
|
3. Для кого существует и развивается |
|
|
|
4. Значимость для общества. |
|
|
|
Групповая работа. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
При подведении итогов, представители каждой группы защищают свою позицию, делают вывод о том, какое позиционирование человека в обществе они считают наиболее важным и актуальным на сегодняшний день для себя и почему? Представители от других групп могут оппонировать и задавать вопросы.
Работу в группах я применяю и на уроках географии, и на уроках обществознания. Группы получают определённые задания и отчитываются по этому вопросу: они могут составить свой отчёт или в виде кластера, или конспекта, таблицы, диаграммы и т.д. в 6-7 классах учащиеся с удовольствием работают над синквейнами, составлением кроссвордов на определённую тему. Составлять кроссворды любят и в старших классах на уроках географии, особенно при изучении темы «Политическая карта мира».
2 этап – Операционно-познавательный (2 тип урока). На этом этапе учащиеся усваивают знания, овладевают умениями и навыками (действиями), входящими в содержание данной темы. Например, при изучении темы “ Современная цивилизация и политическая жизнь” Цели:
1. Изучить современные научные данные о политике и праве. Быть готовым к самостоятельной реализации типичных для рядового гражданина политико-правовых ролей в соответствии с гуманистическими ценностями.
2. Знать важнейшие политические и правовые понятия и нормы.
3.Уметь самостоятельно применять и пополнять их, ориентироваться в политико-правовой действительности.
Заключаем контракт:
Для наилучшего изучения материала темы, я предлагаю Вам, как всегда, заключить со мной контракт. Вы выбираете уровень изучения на соответствующую оценку и обязуетесь его выполнять, а я со своей стороны помогу реализоваться вашим планам, не буду спрашивать Вас сверх указанного уровня.
Знакомлю с Индивидуальной программой изучения темы “ Современная цивилизация и политическая жизнь”.
“3” | “4” | “5” | |
1. Практическая работа с использованием Конституции РФ 1993 г. | Составить схему разделения властей в современной России и органов местного самоуправления в нашем городе. | Составить схему разделения властей в современной России и органов местного самоуправления в нашем городе. Сделайте вывод: о роли местного самоуправления в нашем городе? | Составить схему разделения властей в современной России и органов самоуправления в нашем городе. Как, по-вашему, происходит ли формирование гражданского общества? Ответ аргументируйте. |
2. Лабораторная работа по материалам СМИ. Подберите из печатных СМИ примеры, иллюстрирующие тенденции развития политических отношений в РФ. | 1. Отбор материала в соответствии с темой (2–3 источника) 2. Вывод по теме. 3. Эстетика оформления | 1. Отбор материала в соответствии с темой (2–3 источника) 2. Выводы 3. Эстетика оформления | 1. Отбор материала в соответствии с темой 2. Сделан анализ материалов на возможную тенденциозность. 3. Выводы в сравнении с мировыми тенденциями. 4. Эстетика оформления |
3. Практическая работа. Составьте познавательные задачи по изученным отраслям права. | 1. По одной на каждую изученную отрасль с предполагаемым решением 2. Отбор материала в соответствии с темой 3. Эстетика оформления | 1. По две на каждую изученную отрасль с предполагаемым решением 2. Отбор материала в соответствии с темой 3. Эстетика оформления | 1. С применением различных отраслей права при решении задач. 2. Отбор материала в соответствии с темой 3. Эстетика оформления |
Выбор учащимися уровня и оценки, подписывают контракт.
3 этап – Рефлексивно-оценочный (3 тип урока). На этом этапе происходит обобщение изученного материала и подведение итогов работы учащихся по данной теме. Главная цель этапа – развитие у учащихся рефлексивной деятельности, самоанализа, способности к обобщению, формированию адекватной самооценки. Термин “неуспевающий ученик”, “неуспеваемость” не употребляются вовсе, они заменяются словосочетанием “выполнил работу”, “сдал тему”. Такая терминология сдвигает оценку с личности ученика (неуспевающий – неспособный) на оценку его работы. Таким образом, мы дифференцируем понятия “отметка” и “оценка”.
Поскольку водно-мотивационный этап урока напрямую связан с рефлексивно-оценочным, ученикам предлагается индивидуальная программа изучения темы, содержащая три уровня заданий (на оценку “3”, “4”, “5”). Уровень заданий выстраивается по принципу пирамиды: более высокий уровень предполагает обязательное выполнение низкого.
Знакомясь с индивидуальной программой изучения темы, ученик выясняет обязательный минимум содержания (чему он должен учиться), объем максимальной нагрузки (сколько придется учить), и требования к уровню подготовки (что он должен знать и уметь). Все это позволяет учащемуся соотнести свои возможности, уровень притязаний и самооценку с предъявляемыми требованиями учения и самостоятельно выбрать (запланировать) предполагаемый результат в виде определенной оценки. Для закрепления принятия ответственности учащегося на себя заключается письменный контракт в форме контрольного листа с выбранной оценкой по теме, который ученик в конце первого типа урока сдает учителю.
Новая структура изучения темы предполагает фиксированное количество оценок каждого учащегося, при этом учащийся заранее знает требования, предъявляемые за каждую оценку, что приводит к бесконфликтности в оценивании знаний. Организованный таким образом процесс обучения способствует более прочному усвоению знаний учащимися, повышению их ответственности за конечный результат учения. Ученики перестают бояться ответов у доски, самостоятельных и контрольных работ, становятся активными участниками (субъектами) учебного процесса, и, что самое главное, хотят, чтобы учебный процесс проводился подобным образом.
Как и все учителя, я использую карточки-задания. Каждый получает карточку с заданием или с заданиями. Задания у всех могут быть одни и те же, но степень подготовленности для того чтобы ответить на вопросы для каждого ученика оказывается различной. Так, например, хорошо подготовленным ученикам могут составить кластер, используют сравнение, могут показать свое отношение к данной теме или проблеме, в то время, когда слабо успевающие ученикам могут написать только конспект.
Как любой учитель, на своих уроках я стараюсь поддержать учебную активность, понимать своих учеников, быть внимательной к ним, вовремя заметить усталость, переключать внимание, чтобы сохранить работоспособность. Стараюсь управляю учебным процессом так, чтобы учащиеся понимали, что они делают и зачем. Придаю большое значение созданию в классе спокойной обстановки, доброжелательности и взаимопомощи, чувства коллективизма т.к., на мой взгляд, это необходимые слагаемые успеха. Считаю успех на уроке — это основа взаимопонимания между учителем, учеником. Для достижения главной задачи образования использую различные формы и методы обучения и воспитания: опорные конспекты, зачеты, диктанты, кроссворды, практические работы. Немалое место в моей работе занимают ИКТ. Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
повышает мотивацию учащихся к учению;
активизирует познавательную деятельность;
развивает мышление и творческие способности ребёнка;
формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
На уроках экономики и географии использую Мультимедийные учебники. Занимаемся в 38 кабинете: на уроках экономики в основном эти учебники используем для закрепления и обобщения изученной главы, а на уроках географии – для контроля, используя разделы «Тесты» и «Практика», где даны задания для проверки знаний и умений в разной форме, разного уровня сложности, с оцениванием результата.
Диски серии «Электронные уроки и тесты. География в школе» помогают мне при подготовке к урокам и содержат интересную информацию и наглядные материалы для выполнения творческих работ учащимися.
Повысить интерес к своим предметам можно через создание мультимедийных презентаций. Этот вид деятельности очень нравится школьникам разных возрастов. Составленные учениками презентации можно использовать на уроках, например, при изучении темы Теории развития общества» я использую работу Паршина Л. на эту тему, при изучении раздела «Политическая карта мира» работу Прохорова Д. «Современный колониальный мир» и др. Повышается учебная активность учащихся на уроке. Значительно улучшается восприятие изучаемого материала и его запоминание.
Устойчивый интерес проявляют ученики и к научно-исследовательским работам, мне кажется, это объясняется следующими причинами:
работа над презентацией в программе Power Point сам по себе привлекательна,
необходимость работы с компьютером, без которого нельзя создать презентацию,
возможность использовать широкое информационное поле, в том числе и Интернет,
публичность защиты, ведь работа будет оценена не только учителем, но и одноклассниками. Такая открытость результатов повышает ответственность за проделанную работу с одной стороны, и повышает самооценку ученика с другой стороны. С этими работами мы участвуем на разных конкурсах-выставках, научно-практических конференциях разного уровня;
создание презентации предполагает использование дизайна, что связано с необходимостью проявления творчества. Для учеников, увлекающихся компьютерными технологиями, появляется хорошая возможность применить свои знания и умения на практике, используя их в другой области знаний.
Использование своих презентаций, научно-практических работ на уроках усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс, организует поисковую деятельность учащихся, создает эмоциональное отношение к учебной информации. Они могут вызвать определенные чувства по отношению к учебному материалу, формировать интерес и эмоциональный настрой на восприятие, концентрировать внимание на наиболее значимых элементах учебного занятия.
Принимаем участие на дистанционных олимпиадах и республиканского, и российского уровней (имеются сертификаты) – проявляются чувства ответственности, сплочённости. В этом году с 10а классом приняли участие на олимпиаде по географии «Широка страна моя родная» — заняли II место.
В классе мы провели исследование (в форме тестов) с целью выявления уровня учебной мотивации. Было опрошено 20 учеников.
Вопросы анкеты:
1. Тебе нравится в школе?
-не очень
-нравится
-не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
-чаще хочется остаться дома
-бывает по-разному
-иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?
-не знаю
-остался бы дома
-пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
-не нравится
-бывают по-разному
-нравится
4. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
-хотел бы
-не хотел бы
-не знаю
5. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
-не знаю
-не хотел бы
-хотел бы
6. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
-часто
-редко
-не рассказываю
7. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
-точно не знаю
-хотел бы
-не хотел бы
8. У тебя в классе много друзей?
-мало
-много
-нет друзей.
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
Высокий уровень развития — имеют 5 человек (25% от числа всех опрошенных). У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Как правило, эти ребята легко усваивают учебный материал; полно овладевают программой, прилежны; внимательно слушают указания учителя; выполняют поручения без внешнего контроля; проявляют интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняют охотно; занимают благоприятное статусное положение в классе.
Средний уровень — хорошая школьная мотивация, наблюдается у 7 учащихся (35%). При средних показателях школьной мотивации ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.
Ребята, показавшие развитие внешней школьной мотивации (5 человек, что составляет 25%), имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей вне учебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Низкая школьная мотивация была выявлена у 3 человек (15%). Эти дети относится к школе отрицательно или безразлично, посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал.
5 уровень — негативное отношение к школе. Такие дети в школе тоже есть. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают трудности в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья.
Таким образом, формирование мотивации учения школьника должно происходить на основе четко поставленной цели — получения хорошего образования. Очевидно, что не каждый ребенок с раннего возраста понимает, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений. Поэтому наша цель помочь им в осознании этой цели.
Список использованной литературы:
В.К. психологические механизмы мотивации человека. — М.: МГУ, 1990.
Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. – М.: Педагогика, 1986
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1995.
Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М.: Знание, 2008
Менчинская Н.Л Проблемы учения и умственного развития школьника. – М.: Педагогика, 1996..
Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных процессов учащихся. – М.: Педагогика, 1998.