Организация ученического самоуправления


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Москаленского муниципального района Омской области

«Москаленский лицей»











Организация ученического самоуправления







подготовила

учитель русского языка и литературы

Климович Светлана Алексеевна













р.п. Москаленки

2013







В школе должна быть создана обстановка, при которой каждый обучающийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и обучающимися. В этом плане важную роль играет участие детей в управлении своим коллективом. Именно развитие самоуправления помогает им почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.

Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива обучающихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей. Ещё полвека назад В.Г.Яковлев доказал, что путь развития самодеятельности школьников можно представить следующим образом: от деятельности при непосредственном руководстве взрослых к проявлению инициативы в этих же условиях, а далее – к самостоятельным действиям и проявлению инициативы без непосредственного руководства.

На выбор форм и способов организации самоуправления в классном коллективе большое влияние оказывает созданная в классе воспитательная система культурно-нравственной, социальной индивидуально-личностной ориентации.

Название воспитательной системы: « Исследуем, открываем, творим, развиваемся, становимся успешными».

Цель: воспитание гражданина-патриота, человека, способного к постоянному самообразованию и  самосовершенствованию.

Задачи:

В области обучения:

— прививать дух партнерства и сотрудничества;

— развивать навыки самоопределения и самореализации.

В области воспитания:

— формировать основы человеческого достоинства;

— воспитывать уважение прав других.

В области психического развития:

— формировать способность поставить себя на место другого;

— формировать доминанту самосовершенствования личности и уважение права быть иным.

В области социализации:

— формирование у обучающихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека.

Перечень основных направлений:

— гражданско-патриотическое воспитание «Я – гражданин России»;
— нравственное воспитание «Я — человек и личность»;
— экологическое воспитание «Я отвечаю за окружающий мир»;
— физическое воспитание и здоровый образ жизни «Здоровый образ жизни»;
— эстетическое воспитание «Мир прекрасного»;
— трудовое воспитание «Дело мастера боится»;
— ученическое самоуправление «Содружество мальчишек и девчонок».

Программа воспитательной работы разработана как целостная система воспитания и включает в себя принципы – наиважнейшие правила, выражающие объективную сущность отношений классного руководителя и воспитанника в процессе их взаимодействия, позволяющие воспитать социально-активную, нравственно и физически здоровую личность.
Приоритетными принципами построения воспитательной системы класса являются:
  • Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического,
социального и духовного, рационального и иррационального. Признать равно
важными для общества и личностно значимыми для индивида все ипостаси человеческого. Задача о здоровье воспитанника есть крайне важная общественная задача классного руководителя. Это забота о здоровье духа воспитанника.

  • Принцип воспитания творческой личности ребенка. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти. Поэтому, исходная позиция классного руководителя к воспитаннику – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей.
  • Принцип опоры на классное ученическое самоуправление. Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях сближает учащихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.

  • Принцип воспитания умения проявлять самостоятельность в принятии и реализации решений для достижения цели. В гуманистической педагогике главным субъектом воспитания является сам ребенок, поэтому одним из важных условий его развития является самовоспитание, которое подчеркивает целенаправленные действия самого воспитанника. Основой самовоспитания является волевой компонент, который позволяет детям формировать в себе необходимые качества, проявлять самостоятельность в принятии решений для достижения целей и их реализации.
  • Принцип сотрудничества. Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее для организации необходимых условий для этого образуют вместе необходимое единство целей воспитателя и воспитанника. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия. Разговор с ребенком идет с позиции: «Ты хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что этому мешает».

Ученическое самоуправление
Принципы жизнедеятельности классного коллектива:

Познай себя – это интересно!
Сотвори себя – это необходимо!
Утверди себя – это возможно!
Прояви себя – это реально!

Организуй дело для своего класса, а значит, и для себя!

Структура органов самоуправления (Приложение 6) гибкая и вариативная. В ней учитываются периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности каждого конкретного ученика, традиции класса, этапы его развития, взаимодействие разных органов.
Принципы самоуправления:

  • деятельное наполнение работы органов самоуправления;

  • социальная значимость деятельности самоуправления;

  • добровольность и выборность органов самоуправления;

  • инициатива, самостоятельность и творчество детей;



  • гласность и актуальность принимаемых решений, коллегиальность их разработки;

  • сочетание деятельности постоянных и временных органов самоуправления, последовательность и систематичность их работы;

  • обязательное представительство классных коллективов в органах школьного самоуправления.

  • взаимодействие всех органов самоуправления.

Самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно или со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально значимых задач.

Цель классного самоуправления — формирование саморазвивающейся, активной, творческой, самостоятельной личности.

Высший орган классного самоуправления — классное собрание. Собрание обеспечивает каждому ученику право участия в подготовке, обсуждении и принятии решений по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса. В его работе участвует и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. Классное собрание избирает:


• классный ученический совет (избирается на один год), его старосту и заместителя;
• избирает представителей на школьную ученическую конференцию;
• решает вопросы жизни классного коллектива;
• утверждает общественные поручения;
• слушает отчеты об их исполнении;
• решает вопросы поощрения и порицания обучающихся класса;
• вырабатывает предложения в адрес Совета старшеклассников.

В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является совет класса, возглавляемый старостой класса. В него входят руководители секторов ученического самоуправления.

Староста класса выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Староста класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует микрогруппы на основе общих интересов и существующих между обучающимися дружеских отношений для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений. Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый обучающийся мог попробовать себя в различных ролях.

Итак, каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения. Делим класс на следующие сектора:

Сектор «Образование» — отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания. Принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин.

Сектор «Экологии» — отвечает за санитарно-гигиеническое состояние кабинетов (чистота, проветривание, за выпуск листовок о здоровом образе жизни), разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора, контролирует озеленение класса.

Сектор «Патриот» — организует и проводит мероприятия по гражданско-патриотической тематике (День согласия и примирения, Вывод советских войск из Афганистана, День Победы, День защитника Отечества и т.д.), отвечает за возложение цветов к аллее памяти воинов-афганцев.

Сектор «Культуры и досуга» — способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе, отвечает за


организацию и проведение интеллектуальных игр, выставок, конкурсов, вечеров, составление развлекательной программы.

Сектор «Информационный» — контролирует выпуск обучающимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, выпуск предметных газет, отражает итоги жизнедеятельности класса, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на стендах.

Сектор «Спортивный» — формирует команду для участия в школьных соревнованиях, для проведения «Дня Здоровья», для участия в Малых Олимпийских играх, организует спортивные мероприятия в классе и с обучающимися младших классов.

Сектор «Труда и заботы» — организует поздравление ветеранов, обеспечивает участие класса в проводимых лицеем акциях милосердия и прочих акциях. Принимает активное участие в организации трудового воспитания, проведении трудовых десантов, субботников.
Классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления, обучающиеся класса входят в Совет лицеистов и принимают активное участие в проведении общелицейских мероприятий.

«Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель.

Функции родительского комитета:

  • принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;

  • оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;

  • решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;

  • организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.

Таким образом, ученическое самоуправление помогает классному наставнику занять педагогически целесообразную позицию в работе с детским коллективом, его членами и органами самоуправления, а следовательно, внести более весомый вклад в формирование духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной среды развития и жизни детей в классном сообществе.























Приложение 1

Игра «Стили лидерства»

Цель: обучение ребят разным стилям управления коллективом и анализу практики организатора коллектива, анализу собственной позиции в структуре взаимоотношений. Для этой цели служит игра под названием «Стили лидерства».

Содержание игры: прожить три стиля управления: демократический, авторитарный, попустительский. Любой из этих стилей носит яркий тип отношений: демократический – коллегиальность принятия решений, соотнесение собственной точки зрения и коллективной, поиск компромисса; авторитарный – единоличное принятие решений, игнорирование других точек зрения; попустительский – формальное руководство, отсутствие контроля.

Игру можно проводить в двух вариантах:

1 вариант: Ребятам предлагается проиграть эти стили лидерства. Группа делится на три команды (три стиля управления). Каждой команде дается задание подготовить мероприятие определенным способом. Задания должны быть равноценными (дело может быть только одно, основное внимание уделяется именно отношениям). Перед игрой выбирают группу экспертов, которая дает характеристику каждому стилю, следит за следование лидера в игре. Может быть выбрана и группа аналитиков, социологов, цель которой собрать мнение ребят. В процессе анализа игры важно обратить внимание на позитивные и негативные стороны определенного стиля лидерства, отметить ситуации, где эти стили имеют место.

2 вариант: ребята не в курсе о начале игры. Все три стиля лидерства демонстрируют педагоги-организаторы (вожатые), или существующие лидеры группы. Игра должна проводиться небольшой группой в определенный промежуток времени (например, три часа). По истечении этого срока ребятам предлагается проанализировать, что им понравилось, кто из лидеров учитывал их мнение, в каком случае был достигнут наилучший результат.














Приложение 2

Тестирование «Я — лидер».

Самооценка лидерских качеств

Инструкция:

Если ты полностью согласен с приведенным утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставь цифру «4»; если скорее согласен, чем не согласен – цифру «3»; если трудно сказать – «2»; скорее не согласен, чем согласен – «1»; полностью не согласен – «0».

Образец карточки ответов расположен в конце методики.

Вопросы к тесту «Я – лидер»:

  1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.

  2. Мои действия направлены на достижение понятной мне цели.

  3. Я знаю, как преодолевать трудности.

  4. Люблю искать и пробовать новое.

  5. Я легко могу убедить в чем-то моих товарищей.

  6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.

  7. Мне не трудно добиться того, чтобы все хорошо работали.

  8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.

  9. Я умею распределять свои силы в учебе и труде.

  10. Я могу четко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.

  11. Я хорошо планирую свое время и работу.

  12. Я легко увлекаюсь новым делом.

  13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.

  14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.

  15. Ни один человек не является для меня загадкой.

  16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.

  17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.

  18. Для меня важно достижение цели.

  19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.

  20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.

  21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.

  22. У меня всегда все получается.

  23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.

  24. Я умею поднимать настроение в группе моих товарищей.

  25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.

  26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.

  27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.

  28. Принимая решения, перебираю различные варианты.

  29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.

  30. Умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.

  31. В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания.

  32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.

  33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.

  34. Я никогда не испытываю чувства неуверенности в себе.

  35. Я стремлюсь решать все проблемы поэтапно, не сразу.

  36. Я никогда не поступал так, как другие.



  1. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.

  2. При организации дел я учитываю мнение товарищей.

  3. Я нахожу выход в сложных ситуациях.

  4. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.

  5. Никто и никогда не испортит мне настроение.

  6. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.

  7. Решая проблемы, использую опыт других.

  8. Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом.

  9. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.

  10. Я умею контролировать работу моих товарищей.

  11. Умею находить общий язык с людьми.

  12. Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.



После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать сумму очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41).

Эта сумма определяет развитость лидерских качеств:

А – умение управлять собой.

Б – осознание цели (знаю, что хочу).

В – умение решать проблемы.

Г – наличие творческого подхода.

Д – влияние на окружающих.

Е – знание правил организаторской работы.

Ж – организаторские способности.

З – умение работать с группой.

Карточка для ответов теста «Я – лидер» (I этап)

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

1

2


3

4

5

6

7

8

9


10

11

12

13

14

15.

16.

17.


18


19.

20


21


22


23


24


25


26


27


28


29


30


31


32


33


34

35


36


37


38


39


40


41


42


43


44


45


46


47


48




Если сумма в столбце меньше 10, то качество развито слабо и надо работать над его совершенствованием, если больше 10, то это качество развито средне или сильно.

Для того, чтобы графически изобразить свой личный лидерский профиль, необходимо по оси Х отложить результаты ответов по соответствующим горизонтальным линиям А… З. Для наглядности можно провести серединную линию через 10 (см. рис. 1). Тогда становится ясным, какие качества у каждого из ребят развиты недостаточно (все те, что находятся на графике слева до 10 баллов), а какие уже сформировались (10 и выше). Если усреднить данные по всему отряду или группе, то можно получить обобщенный лидерский профиль всех ребят. Теперь можно обосновывать содержание индивидуальной и групповой работы. Следовательно, подобранный вожатым цикл занятий в соответствии с этими ограничениями, будет работать на формирование лидерской позиции.

Но прежде, чем сделать заключение, следует обратить внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, то отвечающий был неискренен в самооценке. Результаты можно изобразить графически в виде «шкалы искренности» или «шкалы лжи».

Для этого следует отложить результаты ответов на вопросы: по горизонтали А – результаты ответа на вопрос 41; Б – 34; В – 27; Г – 36; Д – 29; Е – 22; Ж – 15; З – 8. Серединной вертикалью является прямая, проведенная через 1 балл. Теперь, если полученному лидерскому качеству соответствует пик слева, то ответы были искренними и у отвечающего действительно развито это качество. Если пик справа, то можно сомневаться в наличии этого качества.

Карточка для ответов теста «Я – лидер» (II этап)



А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

1

2


3

4

5

6

7

8

9


10

11

12

13

14

15.

16.

17.


18


19.

20


21


22


23


24


25


26


27


28


29


30


31


32


33


34

35


36


37


38


39


40


41


42


43


44


45


46


47


48





Карточка для ответов теста «Я – лидер» (III этап)



А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

1

2


3

4

5

6

7

8

9


10

11

12

13

14

15.

16.

17.


18


19.

20


21


22


23


24


25


26


27


28


29


30


31


32


33


34

35


36


37


38


39


40


41


42


43


44


45


46


47


48




























Приложение 3

Тест «Лидер ли ты в компании?»

Наверное, тебе приходилось замечать, что общение со сверстниками, хотя и является само собой разумеющимся, не всегда при этом происходит гладко и доставляет не только приятные эмоции. Это во многом определяется умением влиять на них, находить с ними общий язык. Обладаешь ли ты подобными качествами? Это как нельзя более точно продемонстрируют результаты предлагаемого теста.

Прочти вопрос и вспомни, какой из вариантов поведения в предложенных жизненных ситуациях свойственен именно тебе.

  1. Если вечером дома сидеть скучно, ты:

а) звонишь друзьям с предложением куда-нибудь отправиться или чем-нибудь заняться (7 баллов);

б) осведомляешься у знакомых, не собирается ли сегодня ваша дружная компания на дискотеку или в кино (5 баллов);

в) ждёшь весь вечер, что тебе кто-нибудь позвонит и предложит какой-нибудь способ развеять скуку (1 балл).

  1. Собираясь на вечеринку, как ты выбираешь наряд?

а) надеваешь то, в чём чувствуешь себя неотразимым (мой) (7 баллов);

б) узнаешь у знакомых, что собираются надеть они (5 баллов);

в) спрашиваешь совета лучшего (ей) друга (подруги), в чём будешь выглядеть наиболее эффектным (ой) (3 балла).

3.Если учитель опаздывает к началу урока больше чем на 15 мин., как ты поступаешь:

а) предлагаешь одноклассникам отправиться погулять и больше не ждать запоздавшего учителя (7 баллов);

б) очень надеешься, что кому-нибудь в голову наконец придёт мысль уйти с урока, и, как только такая идея прозвучала, с радостью её поддерживаешь (5 баллов);

в) надеешься, что все решат уйти с урока, тебе хочется быть заодно с большинством(3 балла).

4.К вашей компании присоединяется ещё один человек. Какова твоя реакция?

а) нашей дружной компании не нужен чужак (7 баллов);

б) стоит присмотреться, что это за птица (5 баллов);

в) чем нас больше, тем меньше охоты и возможности у окружающих к нам придираться(3 балла).

5. Что доставляет тебе больше удовольствия ?

а) рассказывать анекдоты, шутить, спорить, придумывать развлечения для всей оравы(7 баллов);

б) поддерживать шутки, отвечать анекдотом на анекдот, участвовать в развлечениях (5 баллов);

в) находиться там, где всегда все смеются и развлекаются (3балла).

Как только сосчитаешь набранные баллы, сверь полученный тобой результат с приведёнными ниже данными.

Если тебе удалось набрать от 29 до 35, значит, ты обладаешь всеми задатками лидера. К твоему мнению прислушиваются, твоя точка зрения интересна. Но помни, что при этом требовательность к тебе со стороны окружающих очень велика. Они ждут от тебя смелых поступков и оригинальных решений. И ещё тебе стоит помнить о том, что твоё лидерство ни в коем случае не должно перерасти в диктаторство, по тому, что диктаторов, как правило, свергают.

Если тебе удалось набрать от 22 до 28 баллов, ты, по всей видимости, достаточно самостоятельный и уверенный в себе человек. В то же время подчинять своей воле окружающих ты не стремишься. Но, если тебе захочется это сделать, твои шансы на успех не так уж малы.

Если твой результат составил от 15 до 21 балла, ты скорее ведомый, нежели лидер. Быть может, это и не очень тебя смущает, однако тебе всё-таки стоит стать более самостоятельным в суждениях и поступках.













Список использованной литературы


  1. Инновационные подходы к организации школьного самоуправления /Авт.-сост. И.Д.Демакова, Н.Л.Селиванова. – М., 2004

  2. Классный руководитель: современная модель воспитательной деятельности. Автор Е.Н.Степанов. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. – 160с.

  3. Классному руководителю о самоуправлении в классе. /Авт.-сост. М.А.Александрова, Е.И.Баранова и др. – М., 2005

  4. Справочник классного руководителя: 5-9 классы /Авт. Н.И. Дереклеева, М.Ю.Савченко. – М.: ВАКО, 2009. – 368с.




Использованные материалы и Интернет-ресурсы

https://www.ulmic.ru/biblioteka/2011-03-14-18-53-43/432-2011-03-14-14-17-32
https://mtests.ru/tests/view_375794/











Свежие документы:  Взаимодействие школы с семьей

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: