Педагогический проект «Развитие алгоритмического мышления у младших школьников на уроках информатики»


Государственное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа №3 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области







Педагогический проект



«Развитие алгоритмического мышления

у младших школьников на уроках информатики»











подготовила

учитель начальных классов

Макарова Лариса Вениаминовна













г.о. Сызрань

2012 г.



АННОТАЦИЯ


В «Концепции Федерального Государственного Образовательного стандарта общего образования» от 2008 года обосновано положение, согласно которому «…содержание образования проектирует определенный тип мышления — эмпирический или теоретический в зависимости от содержания обучения. Обучение осуществляет свою ведущую роль в умственном развитии, прежде всего развитии мышления и таких его качеств как ясность, точность, последовательность, доказательность, уместность, полнота…». Эти качества присущи такому мышлению как алгоритмическое, что в свою очередь говорит о приоритетности данного направления в образовательном процессе.

Данная работа представляет собой изучение научно-методической литературы по вопросам развития алгоритмического мышления у младших школьников и примерный план-проект по развитию алгоритмического мышления на начальной ступени образования.






























СОДЕРЖАНИЕ


1.ВВЕДЕНИЕ.


2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.


2.1. Понятие «алгоритм» и «мышление» в научно-методической литературе.

2.2.Алгоритмичечкое мышление и методы его развития.

2.3. Компьютерные программные средства, развивающие алгоритмическое мышление у младших школьников.

2.4. Ресурсы.

2.5. Целевая аудитория.

2.6. План реализации проекта по развитию алгоритмического мышления у младших школьников.

2.7. Ожидаемые результаты.


3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ПЕРСПЕКТИВА ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ.


4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.


























ВВЕДЕНИЕ


Центральное место в компьютерной ИКТ-компетентности занимает способность разрабатывать и выполнять алгоритмы. Умение решать задачи, разрабатывать стратегию ее решения, выдвигать и доказывать гипотезы опытным путем, прогнозировать результаты свое деятельности , анализировать и находить рациональные способы решения задачи путем оптимизации, детализации созданного алгоритма, представлять алгоритм в формализованном виде на языке исполнителя позволяет судить об уровне развития алгоритмического мышления обучаемого. Под способностью алгоритмически мыслить понимается умение решать задачи различного происхождения, требующие составления плана действий для достижения желаемого результата. Алгоритмическое мышление является необходимой частью научного взгляда на мир.

В методической литературе по информатике отмечены различные способы формирования алгоритмического мышления школьников:

проведение систематического и целенаправленного применения идей структур-ного подхода (А.Г. Гейн, В.Н. Исаков, В.В. Исакова, В.Ф. Шолохович);

повышение уровня мотивированности задач (В.Н. Исаков, В.В. Исакова);

постоянная умственная работа (Я.Н. Зайдельман, Г.В. Лебедев, Л.Е. Самоволь-нова) и пр.

Противоречие: отсутствие эффективных средств развития алгоритмического мышления у младших школьников противопоставлено самореализации младших школьников в информационном обществе.

Проблема: какие использовать эффективные методы для развития алгоритмического мышления у младших школьников.

Цель : определение эффективных средств для развития алгоритмического мышления у младших школьников.

Задачи:

  1. Изучить научно-методическую литературу по вопросам развития алгоритмического мышления у младших школьников.

  2. Подобрать методы для эффективного развития алгоритмического мышления у младших школьников.

  3. Составить комплекс заданий направленный на развитие алгоритмического мышления у младших школьников.

Предмет: процесс алгоритмического мышления младших школьников.

Объект : развитие алгоритмического мышления у младших школьников.

Гипотеза: если использовать эффективные средства в процессе обучения младших школьников информатике, то степень развития алгоритмического мышления будет расти.

Методы:

  1. Поисковый.

  2. Аналитико-синтетический.

  3. Проектный.

  4. Метод диагностирования.

  5. Причинно-следственный.

  6. Информационный.






2.РАЗВИТИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ.


    1. Понятие «алгоритм» и «мышление» в научно-методической литературе.


В «Концепции Федерального Государственного Образовательного стандарта общего образования» обосновано положение, согласно которому «…содержание образования проектирует определенный тип мышления — эмпирический или теоретический в зависимости от содержания обучения. Обучение осуществляет свою ведущую роль в умственном развитии, прежде всего развитии мышления и таких его качеств как ясность, точность, последовательность, доказательность, уместность, полнота…» [4, c. 17]. Эти качества присущи такому мышлению как алгоритмическое, что в свою очередь говорит о приоритетности данного направления в образовательном процессе.

Проблема развития алгоритмического мышления многопланова. Для того чтобы понять всю значимость следует рассмотреть ключевые понятия, такие как «мышление» и «алгоритм». Исследователи Д. Хаяперн и М. Гомарк дают следующие определения мышлению: «оно является функцией мозга, развивается и может развиваться только на основе ощущений, восприятии и представлений, возникающих в процессе общественно-производственной деятельности людей» [1, с. 3]. Л. С. Выготский писал: «мышление — это актуальная деятельность субъекта, мотивирующаяся потребностями и направлением на цель, которая имеет личную значимость». Таким образом, мышление это деятельность субъекта, которая направлена на его потребности, личную значимость.

Следующим составляющим термина «алгоритмическое мышление» является понятие «алгоритм».

Под алгоритмом в педагогической психологии обычно понимают точное, общепонятное описание определенной последовательности интеллектуальных операций, необходимых и достаточных для решения любой из задач, принадлежащих к некоторому классу.

Согласно теории В.П.Беспалько, «основными свойствами алгоритма являются:

1.Определенность (простота и однозначность операций).

2.Массовость (приложимость к целому классу задач)

3.Результативность (обязательное подведение к ответу).

4.Дискретность (членение на элементарные шаги)»[7,c.15].

Таким образом, алгоритмом обучения называют такое логическое построение, которое вскрывает содержание и структуру мыслительной деятельности ученика при решении задач данного типа и служит практическим руководством для выработки навыков или формирования понятий.

При обучении, например, орфографии существуют такие разновидности алгоритмов: — алгоритмы поиска, которые обеспечивают правильное вычленение грамматических признаков и безошибочное, быстрое выявление в тексте тех мест, где надо применять один из разрешающих алгоритмов;

— разрешающие алгоритмы, служащие разграничению сходных написаний и грамматических категорий и форм.

Разрешающие алгоритмы строятся по принципу задач с одним или несколькими альтернативными вопросами. Алгоритмы разрешения разнородны по объему: от 3-4 шагов до 30-40 и более.

Алгоритм с широким охватом орфографических правил можно назвать обобщающими. Они обобщают серию однородных правил. Основное преимущество обобщающих алгоритмов состоит в том, что они помогают с самого начала изучения материала формировать правильные и полные обобщения, учат школьников тому, как наиболее экономно и правильно находить ответ при решении учебно-познавательных задач.

Результаты мышления выражаются в его формах:

понятия;

суждения;

умозаключения.

Понятие — это форма мышления, в котором отражаются общие и существенные свойства предметов и явлений, однородной группы. В каждом понятии выделяют объем и содержание. Содержание понятия — это знание об этих предметах.

Наши знания — это система понятий. Выделяют 2 вида понятий:

Конкретные понятия — связаны с представлением и поддаются образной конкретизации, т. е можно представить образ предмета названного этими понятиями.

Абстрактные понятия — в них представлены свойства предметов или отношения между ними, и образную картинку представить нельзя.

Суждения — это форма мышления, содержащая, утверждение, или отрицания какого-либо положения относительно предметов явлений или их свойств.

Широкое внедрение компьютеров в практику производства и образования, выдвигает более высокие требования к организации мыслительной деятельности, но и создает качественно новые условия для развития мышления учащихся. Вряд ли будет преувеличением сказать, что при этом вызываются к жизни и активно задействуются такие пласты мышления и даже личности человека, которые в «докомпьютерную эпоху» было трудно представить себе явно.

Таким образом, создаются радикально иные условия для культивирования рефлексии в режиме тотального, параллельного слежения за дисплейно-программируемой разверткой осуществляемого процесса решения. Более того, постоянная возможность контроля, корректировки, оптимизации тех или иных фрагментов программы решения обеспечивает предельно активное осуществление рефлексии в этом мыслительном процессе, опосредованном диалогом с ЭВМ. Компьютеризованное мышление (в отличие от некомпьютезированного) является в большей степени производно определяемым фактором социального разделения труда и выступает в совершенно новом качестве, как индивидуально проявляющееся.

Иначе говоря, в современной культуре возникает принципиально новый тип «компьютеризованной» личности, который становится все более массовым и тем самым требует специального научного, в том числе психологического изучения. Мышление этой личности нового типа помимо указанных выше новых качеств (производных от компьютеризации) — компьютерной кооперативности и телекоммуникативности — характеризуется также новым стилем рефлективности. Этот рефлексивный стиль формируется в процессе овладения человеком всеми сложившимися к настоящему времени режимами работы с компьютером, игровым, экспериментным, обучающим, программно-творческим.





2.2. Алгоритмическое мышление и методы его развития.


Коль скоро в целях обучения информатике заявлено развитие системного, аналитического и алгоритмического мышления, то есть мышления теоретического, то тогда мы обязаны четко определить для себя объект педагогического воздействия (личность и ее мышление в данном случае) и найти профессиональные средства воздействия именно на личность, на ее психологические характеристики, а не только способы формирования знаний, умений и навыков. Учителю следует понимать и все время помнить, что мышление не есть что-то совершенно самостоятельное и независимое, а есть элемент целостной системы «личность».

Также важно понимать и учитывать в процессе обучения информатике, что мышление — это умственный процесс, процесс интерпретации того, что воспринято. Это значит, что даже одинаково воспринятое понимается по-разному, то есть в процессе мышления происходит интерпретация воспринятого в зависимости от целого ряда факторов: возраста, образования, мировоззрения, жизненного опыта и. т.д.

Учителю важно понимать, что мыслительная деятельность может быть направлена как бы «внутрь себя», и вовне. Первое условно назовем «внутренним информационным потоком», а второе выраженное в словесной форме — «внешним информационным потоком». Как внутренний, так и внешний информационные потоки можно рассматривать как процессы, то есть построить динамические модели мышления и речи. Тогда под «внешним информационным потоком» можно понимать процесс вывода информации из нашей памяти и способы представления информации.

Учителю информатики на современном этапе развития содержания и методической системы обучения информатике необходимо четко уяснить для себя: что я, учитель информатики, в ходе своих уроков информатики хочу организовать урок, какие задачи подберу, что скажу ученикам, какие задания дам на дом, как организую взаимодействие учащихся между собой и. т.д., чтобы изменить способы мышления, и как следует делать на уроке, как потом убедиться, что в процессе этого осознанного воздействия на личность посредством вышеотмеченных приемов и способов произошли именно те, планируемые изменения мышления, а не просто, чтобы изменилось количество знаний, умений и навыков.

То есть, если учитель говорит себе: я «претендую» на революционное развитие личности, а не эволюционное, которое происходит постоянно, проявляясь как побочный продукт моих целенаправленных действий, направленных на формирование знаний, умений и навыков (как говорят «не благодаря, а вопреки»). Тогда он должен наряду с методиками обучения информационным технологиям, овладеть также и методиками формирования понятий информатики и методиками развития системного или теоретического мышления и использовать их совокупности с методиками формирования знаний, умений и навыков. Это вполне возможно, хотя и требует определенных затрат времени и усилий для освоения новых методик. Важно то, что эти усилия очень скоро окупятся как в плане ускорения изучения программного материала, так и в плане повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в целом, а также в плане улучшения качества образованного процесса и атмосферы урока.

Появление информатики в начальной школе совершенно естественно, если учесть, что именно в возрасте учащихся начальной школы у детей складывается стиль мышления. Именно здесь уместна постановка и решение педагогической задачи (формирование операционного стиля мышления учащихся, готовящихся к выходу из школы в мир информационного общества). Если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления — это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое и алгоритмическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей). Важно отметить, что технология такого обучения должна быть массовой, общедоступной, а не зависеть исключительно от возможностей школ или родителей.

Во многом роль обучения информатике в развитии мышления обусловлена современными разработками в области методики моделирования и проектирования, особенно в объектно-ориентированном моделировании и проектировании, опирающемся на свойственное человеку понятийное мышление. Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода (т.е. то, что и происходит при информационно-логическом моделировании) улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом мышлении.

Курс информатики может рассматриваться как часть курса математики, основная цель которого — формирование у школьников основ алгоритмического мышления. Под способностью алгоритмически мыслить понимается умение решать задачи различного происхождения, требующие составления плана действий для достижения желаемого результата.

Алгоритмическое мышление, рассматриваемое как представление последовательности действий, наряду с образными и логическим мышлением определяет интеллектуальную мощь человека, его творческий потенциал. Навыки планирования, привычка к точному и полному описанию своих действий помогают школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого разного происхождения. Алгоритмическое мышление является необходимой частью научного взгляда на мир. В то же время оно включает и некоторые общие мыслительные навыки, полезные и в более широком контексте. К таким относится, например, разбиение задачи на подзадачи.

Для обучения алгоритмики школьнику нужно только умение выполнять арифметические операции над целыми числами. Комбинаторные объекты легко овеществляются, с ними можно работать руками, а доказательства производить методом полного перебора. Познание может происходить при активном использовании игр, театрализации задач.

Обучение школьника основам алгоритмического мышления базируется на понятии исполнителя. Это понятие в последние годы вошло в обиход преподавателей информатики, и большинство курсов основано именно на таком подходе. Исполнителя можно представлять себе роботом, снабженным набором кнопок. Каждая кнопка соответствует одному действию (может быть, довольно сложному), которое робот способен совершить. Нажатие кнопки вызывает соответствующее действие робота.

Робот действует в определенной среде. Чтобы описать исполнителя, нужно задать среду, в которой он действует, и действия, которые он совершает при нажатии каждой из кнопок.

Основой для введения исполнителей служат задачи. Исполнители, используемые в информатике, традиционны. Исключение составляет введенный А.К. Звонкиным исполнитель Директор строительства. Это одна из первых попыток познакомить учащихся с понятием параллельного программирования. Знакомство происходит на совсем простом и в то же время очень содержательном материале строительных кубиков. Единожды введенные исполнители в дальнейшем активно используются на протяжении всего курса.

Общая схема подачи материала в курсе следующая: от частного к общему, от примера к понятию. Подача материала допускает шесть форм-стадий:

  • манипуляция с физическими предметами;

  • театрализация;

  • манипуляция с объектами на экране компьютера;

  • командный режим управления экранными объектами;

  • управление экранными объектами с помощью линейных программ;

  • продвинутое программирование с использованием процедур и других универсальных конструкций.

Учащиеся должны знать и уметь использовать основные понятия: исполнитель, среда исполнителя, конструкции, команды исполнителя, состояние исполнителя, алгоритм, простой цикл, ветвление, сложный цикл, условия, истинность условий, логические операции, эффективность и сложность алгоритма, координаты на плоскости, преобразование программ, параллельное программирование.








2.3. Компьютерные программные средства, развивающие алгоритмическое мышление


Мы живем в эпоху революции средств коммуникации, которая меняет наш образ жизни, общения и мышления. Мир наших детей не будет похож на мир предыдущих поколений, будущее во многом зависет от их способностей понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей своей жизни.

Новый век ставит перед нами жестокие альтернативы. Обучение будет эффективным, только если оно позволит удовлетворить требованиям, предъявляемые новой эпохой. Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. На первый план выходят определенные требования к такой личности – творческой, активной, социально ответственной, обладающей хорошо развитым интеллектом, высокообразованной, профессионально грамотной. Известно, что наибольшая сензитивность к развитию проявляется в детстве: закладывается фундамент личности, интенсивно формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные способности, эмоционально-волевая сфера, складываются многообразные отношения с окружающим миром.

Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Таким образом, педагогам необходимо научить учиться, научить думать, научить находить новые решения и создавать свое собственное будущее!

Изучение информатики в начальной школе направленно на достижение следующих целей:

Формирование информационной культуры, алгоритмического мышления;

Развитие личностно-интеллектуальных и эмоционально-волевых качеств, видов восприятия памяти;

Воспитание у учащихся гражданственности, формирование мировоззрения.

Особенности преподавания информатики, в соответствии с новой парадигмой образования, а так же углублением представлений об общеобразовательном, мировоззренческом потенциале этого предмета, позволяют выделить два аспекта в его изучении в начальной школе, отражающие рост их общеобразовательной значимости и степень творчества:

Курс информационных технологий, связанный с формированием компьютерной грамотности, подготовки школьников к практической деятельности в условиях широкого использования информационных технологий;

Алгоритмический, связанный с обобщением первоначальных умений по использованию компьютера в практической деятельности, формированием и развитием алгоритмического мышления школьников.

Теоретическая и прикладная разработка проблемы развития младших школьников была выполнена Д.Б.Элькониным, В.В. Давыдовым и др. в ходе исследований было выявлено, что ученик младшего школьного возраста может решить свои образовательные задачи, если в обучении будут возникать и развиваться следующие основные новообразования: учебная деятельность и ее субъект; абстрактно-теоретическое мышление; произвольное управление поведением.

Применяемые в начальной школе методы и формы обучения должны учитывать особенности психического, физиологического и умственного развития школьников 1-4 классов. В связи с высокой долей использования компьютеров в учебном процессе, вопрос о разработке методик обучения информационным технологиям в младших классах, компенсирующих негативные последствия работы с компьютером, встает особо остро.

Одной из особенностей преподавания информационных технологий в начальной школе является проведение физминуток. Физминутки необходимо проводить, делая перерывы в практических занятиях на компьютере. Они должны включать в себя упражнения для глаз, спины и шеи, для кистей рук. С комплексом упражнений ребята начинают знакомство уже на первом уроке информатики во 2 классе. В 3 классе на первом уроке мы вспоминаем этот комплекс. Важно приучить детей делать перерывы в работе, объяснять им, что это необходимо для сохранения их здоровья.

Проведение уроков информатики на основе игровых методик в младших классах выходит на первый план. Эти методики, включая в себя все формы работы (диалог, работа в группах, в парах и т.д.), представляют широкие возможности для творческой деятельности, интеллектуального развития ребенка. Как известно, игра дает перерыв в повседневности с ее утилитаризмом, монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни. Игра дает возможность создать и сплотить весь коллектив.


Программа пропедевтического этапа обучения информатики основана на совмещении в одном уроке двух линий – алгоритмической и линии информационных технологий. Каждый урок во 2-4 классах делится на две части (20-25 мнут). Первая часть урока отводится на изучение линии логики и алгоритмов (безмашинный метод), вторая часть – на изучение линии информационных технологий (с использованием компьютера). Деление урока обусловлено тем, что детям 6-10 лет по медицинским показаниям не рекомендуется проводить за компьютером непрерывно более 20-25 минут. При таком раскладе учебного времени наиболее полно выполняются санитарно-гигиенические требования к учащимся младших классов.

В младших классах приемлемы комбинированные уроки информатики, на которых предусматривается смена методов обучения и деятельности обучаемых.

Исходя из этого, учитель должен построить свой урок соответствующим образом. Первую половину урока мы изучаем теоретический материал, вторую половину занимаемся изучением компьютера, своеобразной границей между ними служит физминутка. Важно так спланировать урок, чтобы существовала связь между теоретическим и практическим материалом, изучаемым в рамках одного урока.

На уроках информатики во 2 классе мы с ребятами путешествуем по стране «Информатика» вместе с Компьюшкой. Ребята вместе с ним учатся, решают задачи, помогают ему, исправляют его ошибки, таким образом, получая новые знания. Учащимся очень нравятся игры типа: «Найди ошибку», «Помоги Компьюшке». Они с удовольствием играют, постепенно осваивая новые, сложные понятия. Ещё один важный аспект в обучении, это умение пользоваться компьютерным языком. Для этого на каждом уроке мы играем в игру «Пропущенная буква». На доске или экране, а так же может в тетради, записаны понятия информатики с пропущенными буквами. Учащиеся записывают слова, вставляют буквы и объясняют значение каждого слова.

При изучении темы «Алгоритмы», «Виды алгоритмов» учащиеся должны усвоить основные понятия, уметь при этом различать их виды. Для успешного усвоения этих сложных понятий я использую сказки. Когда знакомая им с детства сказка перекладывается на алгоритмический язык, им становится понятнее само понятие алгоритма, его вида. Важно также показать, что алгоритм мы можем использовать не только на уроках информатики, но и на других уроках, в повседневной жизни.

Изучая графический редактор Paint нужно научить ребенка, не только использовать этот редактор для рисования, но и показать его возможности. Поэтому на этом этапе урока мы с ребятами превращаемся в художников, а наш кабинет в художественную мастерскую. На этом этапе урока каждый ребенок творит свой шедевр, несмотря на то, умеет ли он рисовать, насколько хорошо он это делает. Важно чтобы ребенок уходя с урока знал он уникален, что он умеет что-то делать не хуже, чем его одноклассники. Поэтому в конце урока мы устраиваем конкурсы рисунков, оценивая их все вместе. И всегда найдем что-то уникальное в каждом рисунке. Главное на этом этапе урока не ограничивать творческий потенциал ребенка. Нет не успешного ученика, нужно умет раскрыть его возможности.

Программа по информатике для 3 класса сохраняет установленные во 2 классе соотношения и состоит из двух частей – теоретической и технологической. Содержание первой части включает учебный материал, который способствует воспроизведению и развитию изученного во 2 классе – алгоритмы, виды алгоритмов, исполнители алгоритмов, знакомит с элементами логических операций: сравнения, классификации, анализа и сравнения. Вторая часть направлена на овладение способами ввода и редактирования текстовой информации в текстовым редакторе.

При изучении понятий «множества», «пересечение множеств», «объединение множеств» и так далее я использую дополнительную литературу «Компьютерная смекалка» Ю.А.Первина. материал в учебнике изложен в виде задач: «Вычислялки», «Догадалки», «Собиралки», «Запоминалки» и так далее. Материал изложен в виде занимательных задач, решая которые ребята усваивают достаточно сложный для них материал без проблем.

При изучении темы «Логика» мы играем в игры «Верю – не верю», «Бывает – не бывает», «Да – нетка», «Говори наоборот».

При работе на компьютере главное чему должны научиться ребята это правильно набирать, редактировать и форматировать текст. Так как набор текста предполагает знание клавиатуры, на нескольких уроках в начале года я выделяют 5-7 минут для работы на клавиатурном тренажере. Кроме того, на каждом уроке мы проводим игру «Назови клавишу». Ребята по очереди называют клавишу, ее назначение, указывают ее на клавиатуре. Систематическое повторение способствует запоминанию, так как не каждый ребенок имеет компьютер дома, а урок проходит раз в неделю. Поскольку умение правильного набора текста нужно ребятам в дальнейшем, очень важно на первом этапе овладения текстовым редактором научить ребят правильно работать в редакторе.

Очень важно привить интерес к предмету на ранних этапах его изучения. Поскольку младший школьник в отличие от старшеклассника очень быстро устает, начинает отвлекаться во время объяснения, учителю нужно планировать свою работу на уроке таким образом, чтобы постоянно удерживать его внимание. Этому способствует изложение материала в занимательной форме. Ребенка нужно удивлять, тогда он будет учиться с желанием. Этому способствуют разного рода познавательные и занимательные игры. Изучение информатики не есть только научить ребенка работать на компьютере, но и научить его логически мыслить, уметь решать простейшие задачи, знать основные понятия информатики.

Существует много различных программ, способствующих развитию у детей алгоритмического мышления. При проведении регулярных развивающих занятий, систематически организованных занимательных заданий создаются благоприятные условия для формирования такого ценного качества как алгоритмическое мышление, как самостоятельность, проявляющаяся в активном и инициативном поиске решения задач, в глубоком и всестороннем анализе их условий, в критическом обсуждении и обосновании путей решения, в предварительном планировании и проигрывании разных вариантов осуществления решения. Компьютерные упражнения как одна из многих форм урока должны подготавливаться всем предшествующим занятием и становиться, тем самым, апофеозом урока. В любом уроке информатики непременно должны присутствовать компьютерные и некомпьютерные фрагменты. Разумное их сочетание должно определяться как методическими, так и эргономическими (санитарно-гигиеническими) требованиями.

Несмотря на то, что большинство обучающих программ проектируются с целью сформировать тот или иной конкретный навык, компьютерная программа, включенная в урок, должна по возможности нести многоцелевую методическую нагрузку. И, действительно, многие из программных средств обучения пересекают в себе разные педагогические направления.


Роботландия96

Новая версия широко известной системы раннего изучения информатики. Роботландия 96 отличается от предыдущих версий более современным и удобным интерфейсом. В ее состав включены новые программы. За два года, проведенные в стране Роботландия, учащиеся научатся решать логические задачи, управлять роботами, вычислительными машинами и откроют для себя мир фантастических красок, удивительных звуков и умных программ. Вниманию школьников предлагаются различные тренажеры, редакторы, простые и сложные исполнители, а также книги для чтения. В программный комплекс также вошли алгоритмические этюды (Перевозчик, Монах, Конюх, Переливашка и другие), исполнители (Кукарача и Корректор, Турнир знатоков), которые способствуют формированию алгоритмического мышления учащихся.


Радуга в компьютере. 2 класс

Программно-методический комплекс предназначен для использования в учебном процессе во втором классе. Является продолжением ПМК «Радуга в компьютере 1″. В составе комплекса 27 игр, предназначенных для усвоения учебного материала по узловым темам школьной программы для второго класса. Рассмотрены такие темы, как умножение и деление, сложение и вычитание, нахождение периметра и площади, действия с дробями, развитие навыков устного счета и многое другое. Игры по русскому языку предназначены для развития навыков разбора слов по составу, разбора предложений, контроля орфографии и т.д. Развивающие игры обеспечивают развитие зрительной памяти, алгоритмического мышления, внимания, анализа позиционного строения чисел, способности к формализованному восприятию материала, логического мышления в сфере количественных


Просвет

Игра «Просвет» относится к серии «Путешествие в Сообразилию». Игра способствует развитию способностей анализировать, обобщать, сопоставлять и сравнивать.


2.4. Ресурсное обеспечение.


Кабинет информатики , оснащенный современными компьютерами на базе процессора Pentium c лицензионным программным обеспечением, LG мониторами, видео-проектором, скане-ром, принтером, каждый компьютер, установленный в кабинете информатики, имеет вы-ход в INTERNET – все это даёт возможность использовать в процессе обучения совре-менные компьютерные технологии, задействовать в учебно-воспитательном процессе образовательные возможности социума (участвовать в различного рода конкурсах, под-держивающих положительную мотивацию к изучению предмета вообще и к необходи-мости совершенствовать алгоритмическое мышление в частности). Данный проект будет социально-значим для обучающихся младших школьников и преподавателей, которые с ними будут работать.

Учебно-методические ресурсы.

Учебник и рабочая тетрадь по информатике для3 — 4 класса. Горячев А.В.

Различные печатные, экранные, звуковые и экранно-звуковые пособия, демонстрационный и раздаточный материал


Целевой аудиторией являются учащиеся начальных классов 3-4 классах. Определение параллели не имеет значения. Возрастной состав класса – 10-11 лет.















2.6. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


Сроки


Комплекс заданий

Среда исполнения


Методы организации и осуществления учебной деятельности

Ответственный


Сентябрь 2012

Входная диагностика уровня развития алгоритмического мышления на начальном этапе.

Комплексная письменная работа

Наглядные, практические.

Администрация школы, учитель

Постоянно

Физминутки

Класс

Наглядные, практические (перцептивный аспект); иллюстративно-объяснительные, проблемные (гностический аспект); дедуктивные, конкретные, синтез и анализ; сравнение, обобщение, классификация, (логический аспект)

Учитель

Октябрь- ноябрь 2012 год (2013 год)

Игры «Найди ошибку», «Помоги Компьюшке», «Пропущенная буква»

Алгоритмы, виды алгоритмов.

Учитель






Декабрь – январь 2012 год (2013 год)

Художественная мастерская

Редактор Paint

Наглядные, практические (перцептивный аспект); иллюстративно-объяснительные, проблемные (гностический аспект); индуктивные, дедуктивные, традуктивные;

конкретные, синтез и анализ; сравнение, обобщение, классификация, систематизация (логический аспект)

Учитель, родители


Февраль-март 2013 год (2014 год)

«Вычислялки»

«Догадалки»

«Запоминалки»

«Собиралки»

Тема Множества

Наглядные, практические (перцептивный аспект); иллюстративно-объяснительные, проблемные (гностический аспект); индуктивные, дедуктивные, традуктивные;

конкретные и абстрактные; синтез и анализ; сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация (логический аспект)

Учитель, учителя — предметники

Апрель – май 2013 год (1014 год)

«Верю – не верю»

«Бывает – не бывает»

«Да – нетка»

«Говори наоборот»

Тема Логика

Наглядные, практические (перцептивный аспект); иллюстративно-объяснительные, проблемные, эвристические (гностический аспект); индуктивные, дедуктивные, традуктивные;

конкретные и абстрактные; синтез и анализ; сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация (логический аспект)

Учитель


Январь – апрель 2012 год (2013 год)

«Назови клавишу»

Редактор Word

Учитель



2.7. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.


При качественной реализации данного проекта планируется получить следующие результаты:

1. Повысится уровень развития алгоритмического мышления учащихся младших школьников;

2. Сформировать условия эффективного развития алгоритмического мышления у учащихся начальных классов;

3. Разработать инструментарий для дальнейшего развития алгоритмического мышления у учащихся начальных классов;

4. Обобщить опыт работы по развитию алгоритмического мышления у младших школьников на примере конференций, издания буклетов для учителей методического объединения предметов технического цикла и методического объединения учителей начальных классов.






  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Перспектива дальнейшего развития проекта

1. Использование программы по развитию алгоритмического мышления у младших школьников учителями начальных классов при реализации Федерального государственного стандарта.

2. Внедрение элементов алгоритмического мышления в другие предметные области изучаемые в курсе начальной ступени образования.

Появление информатики в начальной школе совершенно естественно, если учесть, что именно в возрасте учащихся начальной школы у детей складывается стиль мышления. Именно здесь уместна постановка и решение педагогической задачи (формирование операционного или по другому его называют еще и алгоритмического стиля мышления учащихся, готовящихся к выходу из школы в мир информационного общества)

Коль скоро в целях обучения информатике заявлено развитие системного, аналитического и алгоритмического мышления, то есть мышления теоретического, то тогда мы обязаны четко определить для себя объект педагогического воздействия (личность и ее мышление в данном случае) и найти профессиональные средства воздействия именно на личность, на ее психологические характеристики, а не только способы формирования знаний, умений и навыков. Учителю следует понимать и все время помнить, что мышление не есть что-то совершенно самостоятельное и независимое, а есть элемент целостной системы «личность».

Также существует много различных компьютерных программ, способствующих развитию у детей алгоритмического мышления. При проведении регулярных развивающих занятий, систематически организованных занимательных заданий создаются благоприятные условия для формирования такого ценного качества как алгоритмическое мышление, как самостоятельность, проявляющаяся в активном и инициативном поиске решения задач, в глубоком и всестороннем анализе их условий, в критическом обсуждении и обосновании путей решения, в предварительном планировании и проигрывании разных вариантов осуществления решения

Таким образом, выдвинутую гипотезу считаю доказанной.




СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Гессен С.И. Основы педагогики. — М.: Школа — Пресс. 1995.

2. Дьяченко В.К. Коллективно — групповые способы обучения. // Педагогика. — 1998. — № 2.

3. Желонкина О.К. Урок с элементами деловой игры. // Инфо. — 2004. — № 11.

4. Зубрилин А.А. Игровой компонент в обучении информатике. // Приложение к журналу Инфо. — 2001. — № 3.

5. Камалов Р.Р. Компьютерные игры как элемент школьного курса информатики. // Инфо. — 2004. — № 3. .

6. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. — М.: Юрайт. 1999.

7. Малясова С.В. Деловая игра «Профессии компьютера». // Инфо. — 2004. — №6.

8. Мудрик А.В. О воспитании младших школьников: Кн. для клас. руководителей. — М.: Просвещение. 1981

9. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС 1999, — кн.1: общие основы. Процесс обучения.

10. Польщикова О.Н. Деловая игра как метод активного обучения на уроках информатики. // Инфо — 2004. — № 5.

11. Российская педагогическая энциклопедия. Т.1. — М. — 1993.

12. Руссо Ж. — Ж. Педагогика. Педагогические сочинения. — М. 1981.








21



Свежие документы:  Консультация для родителей «Как научить ребенка правильному поведению при пожаре»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: