Проект «Я — гражданин XXI века»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА « НОВАТОР»

ОРДЖОНИКИДЗЕВСКОГО РАЙОНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА

г. УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН






Творческая работа участников семинара:

«Гуманно-личностная парадигма в образовательном пространстве в условиях внедрения стандартов нового поколения».



Направление:

разработка тематической воспитательной программы:




«Я – гражданин XXI века».









Авторы: 1. Каюмова Зульфия Рифгатовна,

заведующая информационно-

методического отдела




Уфа-2011




Содержание программы




1. Общие положения 3

2. Обоснование программы 3

3. Цели и задачи 5

4. Содержание программы 7

5. Список литературы 20









































I. Общие положения.


Введение

Методисты информационно-методического отдела (ИМО) МОУ ДОД Дом детского творчества «Новатор» Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа РБ представляют творческую работу участников семинара «Гуманно-личностная парадигма в образовательном пространстве в условиях внедрения стандартов нового поколения» тематическую воспитательную программу: «Я — гражданин XXI века».

Реализация программы рассчитана на 1 год.

Направление программы: социализация и воспитание личности, в системе современного дополнительного образования, на основе принципов гуманной педагогики.

Возраст детей 7-18 лет, учащиеся школ, студенты лицеев, колледжей и ВУЗов – воспитанники объединений дома детского творчества.


II. Обоснование программы.

Особое социально-историческое значение приобретает воспитание как важнейший фактор и компонент образования, процесс развития «Нового Человека в Человеке»: индивидуальности, субъекта, личности гражданина, патриота своей страны, носителя общечеловеческих гуманистических ценностей.

Система дополнительного образования детей XXI века – это одно из образовательных пространств, которое является наиболее широким полем реализации принципов гуманной педагогики.

Качество знаний, ценность идей, мыслей и деятельности человека, определяются не только глубиной самих знаний, но и их духовной насыщенностью.

Дополнительное образование – это воспитание и образование на принципе сотрудничества, обеспечивающие развитие основ культурно-духовного становления, социального и личного опыта, начальной профессиональной ориентации с учетом индивидуальных способностей и возможностей ребенка. Оно является востребованным для самих детей от дошкольников до выпускников, а также педагогов, работающих в этой системе.

Воспитание в системе дополнительного образования строится на основных постулатах гуманного педагогического мышления:

— вера в возможности ребенка;

— раскрытие самобытной природы в ребенке;

— уважение и утверждение его личности;

— направление его на служение  добру и справедливости.

Принцип гуманной педагогики — очеловечивать среду вокруг ребенка. Все, что говорится и происходит вокруг ребенка должно иметь развивающее и воспитывающее значение. Не   всегда  объясняется   содержание   слов,   но   их  внутренний   смысл обязательно наслаивается на сознание детей. Искусство сотрудничества накапливается медленно.

В ближайшем окружении нашего Дома Детского Творчества расположено 7 общеобразовательных школ, и 2 коррекционные школы-интернаты VIII вида. В которых обучается более 5 000 детей, 30% детей из неполных семей, 80 многодетных семей, 126 подростков относятся к « группе риска», 12% — дети ОВЗ.

«…В книге «Законы Паркинсона» есть раздел о так называемой

«-надцатилогии» — науке о системе ценностей тех, кому минуло «-надцать» лет, то есть о молодежи. Многие ее проблемы автор связывает с попыткой бегства молодых людей от действительности, которая их не удовлетворяет. Среди путей «освобождения» названы секс, скорость, шум, выпивка, экзотика, наркотики. Автор полагает, что надо дать «молодым возможность расти и, чтобы при этом перед ними была перспектива – как можно раньше применить, какие бы они не были, свои, личные таланты. Если им это не удается, они отвращаются от общества и…»/ С. Паркинсон. Законы Паркинсона.- М., 1989, — с.407/» [1].

В качестве приоритетного аспекта воспитания является модель выпускника ДДТ «Новатор» «Я – гражданин XXI века», в которой отражена парадигма воспитания современных ценностей,

Структура модели включает в себя шесть взаимосвязанных разделов, удерживающих целостность целенаправленного воспитания обучающихся. Каждый из разделов отражает отдельный этап работы, для которого специально формулируются цели и выбираются средства их достижения.






























МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА «НОВАТОР»






















































III. Цель: взращивать личность ребенка, способную принимать осознанные решения в ситуации выбора с благородством и великодушием души, обладающей духовно-нравственными основами и социально необходимыми качествами.


IV. Задачи:

— развитие личностного и духовного роста воспитанников;

— плодотворное сотрудничество в команде, на основе сотворчества и равноправия;

— развитие ребенка через решение задач и сверхзадач (от трудности к трудности);

— познание и усвоение детьми через занятия истинно человеческих понятий:

—  познание себя как человека;

—  проявление своей истинной индивидуальности, осуществление своей миссии;

—   развитие своей истинной природы и сущности;

—  совпадение его личных интересов с общечеловеческими интересами;

—  устранение источников, способных  спровоцировать  ребенка  на
асоциальные мысли, слова и поступки.


Содержание программы


Содержание работы по блокам представляет собой шесть взаимосвязанных разделов, удерживающих внутренние возможности воспитанников и развивающих личностные качества, обеспечивающих индивидуально личностный, гуманно- ориентированный подход в их воспитании.


I блок. «Я — здоровый человек»


В мире есть лишь две абсолютные ценности: чистая совесть и здоровье.


Задачи:

— проведение и организация воспитательных мероприятий, способствующих становлению и укреплению у обучающихся физического, духовного, нравственного и экологического здоровья;

— воспитание здоровых привычек;

Свежие документы:  Урок на тему «Методика проведения спаренных уроков»

— пропаганда и формирование осознанного стремления к ведению ЗОЖ;

— осознания себя частью природы и единства со Вселенной.










Ценности. Отношения.











Знания, умения, навыки.

— гигиена;

— культура питания;

— вредные привычки;

— экологическая культура;

— активный и здоровый образ жизни;

— «Мы все такие разные…» люди с ОВЗ, толерантность.


Темы к размышлению.

— Как сохранить данное природой?

— Разрушающие факторы.

— Почему мы вспоминаем о здоровье лишь, когда заболеем?

— Являюсь ли я частью Вселенной?

— Не являются ли наши мысли причинами заболеваний?


Примеры ярких, сильных личностей. Примеры преодоления.

— Авиценна, И.Павлов, Б. Кустодиев, В. Борисов — Мусатов, Ф. Углов,

Ю. Власов, А. Ягудин, В. Зельдин, З. Гердт, Т. Рузвельт, А. Мересьев,

Д. Гурцкая.

Жизненный опыт.

Сопереживание: семинары по эмпатии

Осмысление: тренинги, наблюдения

Взаимодействие: с природой, общение с людьми с ОВЗ, достигшими высоких результатов в жизни











Реализация тематической программы:

БЛОК «Я — здоровый человек»


Тематические беседы, тренинги

Мероприятия

Общие дела, проекты

Традиции, обычаи, стиль жизни

Участие в районных, городских, республиканских мероприятиях

— Твои враги, твои союзники;


— Страшная статистика;


— Здоровье –ключ к успеху;


— Можно ли купить здоровье? Какова его цена?


— Параолимпийские игры- спорт для сильных духом.

Танцевальный марафон, посвященный дню борьбы со СПИДом «Эффект бабочки»

Экологическая акция «Кафе для пернатого друга»

Благотворительные концерты для детей в ГЦКБ №17

Соревнования по боксу, брейку, художественной гимнастике, шейпингу, аэробике.

Матчевые встречи по боксу «Чемпион Новатора»



Экологическая акция «Деревце Новатора»

Декадник «Красный, желтый, зеленый…»

Фестиваль творческих инициатив в поддержку детей ОВЗ

«ШОК-Арт»


Акция «Курить- это не модно»

Ежедневные физкультминутки

Участие в республиканском конкурсе по ИЗО «День без табака»



Социальный проект по работе с детьми ОВЗ

Экологические субботники




















II блок. «Я – культурный человек»


Для успеха в жизни культура общения с

людьми гораздо важнее, чем обладание талантом.


Задачи:

— воспитание духовно-нравственных основ;

— воспитание эстетической, политической культуры;

— культура поведения в обществе, коммуникативные навыки;

— воспитание ответственности перед людьми, миром:

— помощь в осознании своего предназначения в этом мире;







Ценности. Отношения.











Знания, умения, навыки.

— понятие о культуре и культурологии;

— этика и эстетика;

— эмоции, культура общения и сотрудничества;

— категории нравственности, духовности;

— парадигма ценностей общества;

— «Семь Я», институт семьи;

— мировая художественная культура и современное искусство .


Темы к размышлению.

— Простые истины, о которых мы часто забываем.

— «Добрым будь не на словах, а в поступках и делах».

— Традиции и современность, в чем противоречие?

— Культурное наследие человечества.




Примеры ярких личностей-гуманистов

Леонардо да Винчи, Н. Рерих, И. Репин, П. Чайковский, А.Моцарт, А. Пушкин, Л.Толстой, М.Ломоносов, У. Шекспир, М. Твен, Ф. Шаляпин, Р. Нуриев, М. Нестеров, М Карим, З.Исмагилов, Д. Лихачев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.


Жизненный опыт.

Сопереживание: эмоции, культура общения и сотрудничества

Осмысление: тренинги, наблюдения, знакомство с культурным наследием, диспуты, беседы

Взаимодействие: общение со сверстниками, людьми пожилого и среднего возраста, благотворительные акции

Реализация тематической программы:





БЛОК «Я – культурный человек»


Тематические беседы, тренинги

Мероприятия

Общие дела, проекты

Традиции, обычаи, стиль жизни

Участие в районных, городских, республиканских мероприятиях

— Из глубины веков;


— Учимся ценить и беречь время;


— Вежливость для человека то же самое, что тепло для воска;


— Учимся ценить добрые отношения и управлять эмоциями;


— Великие личности, их вклад в развитие цивилизации

— Выставки объединений

изо-прикладного творчества

«Вернисаж»

Благотворительная акция «Копилка Деда Мороза»

Культпоходы в театр, музеи, на выставки с последующим обсуждением

Выставки, концерты, выступления.


— Конкурс рисунков «Моя мама лучше всех»

Познавательные пятиминутки

«Знакомтесь-этикет», «Говорим правильно»

Фестиваль творческих инициатив в поддержку детей ОВЗ

«ШИК-Арт»



«Живая»газета : «Календарь великих дат».



III блок. «Я – патриот»


Поэтом можешь ты не быть, но

гражданином быть обязан…


-Задачи:

— формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;

— сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

— формирование чувства гражданской ответственности, общественной активности.








Ценности. Отношения.















Знания, умения, навыки.

— дни воинской славы (победные дни) России»;

— краеведение;

— политические институты;

— государственная символика;

— социальный проект;

— самобытность различных культур;

— «Аллея героической славы».






Темы к размышлению.

— Молодежная политика в России.

— «Из глубины веков…».

— Стоит ли «кроить» историю?

— Новые герои России.


Примеры ярких, сильных личностей.

Великие русские полководцы: А.Невский, Д. Донской, А. Суворов, М. Кутузов. Герои и участники Великой Отечественной войны и локальных войн.

А.Сахаров, С.Королев, М.Калашников, Я. Корчак, З.Валиди.



Жизненный опыт.

Сопереживание: актуальные проблемы родного края и страны, в которой ты живешь

Осмысление: осмысление исторического наследия, уважение к своим предкам

Свежие документы:  Подвиг на земле Белгородской

Взаимодействие: знакомство с людьми (потомками), чьими именами названы улицы города


Реализация тематической программы:


БЛОК «Я – патриот»


Тематические беседы, тренинги

Мероприятия

Общие дела, проекты

Традиции, обычаи, стиль жизни

Участие в районных, городских, республиканских мероприятиях

— Уроки Мужества;


— Дни воинской славы. (Приложение)


— Диспут «Мои гражданские права и обязанности»


— Я горжусь тобой, Россия!

— Что движет человеческими поступками?

— поисковая работа «Как зовут тебя улица» (знакомство с биографиями людей, чьими именами названы улицы города)

Проект «Письма огненных лет»

— Посвящение в Новаторцы;

Конкурс «Дорогами Отечества»


Конкурс плакатов, рисунков, листовок.

— декадник, посвященный Дню суверенитета РБ

Конкурс юных экскурсоводов




Конкурс «Сказки, предания и легенды народов Башкортостана»

Конкурс «Летопись родного края»


IV блок. «Я – толерантная личность»


Испытание на мужество человек проходит

в одиночестве, толерантность проявляется среди людей.



— Задачи:

— развитие у ребенка способности к эмпатии;

— воспитание терпимости и понимания к людям;

— воспитание уважительности и сопереживания к людям;

— воспитание на основе и изучения мировых религий;

— приобщение детей к основополагающим духовно-нравственным ценностям человечества.









Ценности. Отношения.









Знания, умения, навыки.

— толерантность и интолерантность;

— управление своими эмоциями;

— собственные недостатки и достоинства;

— здоровое чувство юмора;

— критика и самокритика;

— многообразие мира, культур, мнений ;


Темы к размышлению.

— Являюсь ли я толерантной личностью?

— Что движет людьми?

— «Неформалы» и толерантное отношение.

— «Стенка» на «стенку».

— В начале было слово…


Примеры ярких, сильных личностей.

Миклухо Маклай, О.Бисмарк, Р.Тагор, Ганди, Иоанн Павел II, Патриарх Алексий, Патриарх Кирилл, мать Тереза, А.С. Макаренко, Чулпан Хамматова



Жизненный опыт.

Сопереживание: сопереживание окружающим людям, развитие чувства эмпатии

Осмысление: осмысление проблем и переживаний других людей

Взаимодействие: соци


Реализация тематической программы:


БЛОК «Я – толерантная личность»


Тематические беседы, тренинги

Мероприятия

Общие дела, проекты

Традиции, обычаи, стиль жизни

Участие в районных, городских, республиканских мероприятиях

— Учимся развивать толерантные отношения;


— Тренинг «Портрет толерантной личности»;


— Тренинг «Критикуя, предлагай»;



— Искусство слышать и быть услышанным;


— Что есть «Красота души»…




— Проведение народных праздников;

Диспут «Умей жить с людьми так, чтобы твои друзья не стали твоими врагами»

Познавательные пятиминутки «Мы такие разные, но все-таки мы вместе »

Городские выставки по ДПИ «Мой Башкортостан»,

«Счастливое детство»,

«Связь веков».


— Конкурс театрализованных представлений «Обычаи народов России»

Концертные выступления детей в лечебных учреждениях города.



Проект «Социальная реабилитация детей ОВЗ»






V блок. «Я – успешный человек»


Учитель открывает двери,

войти ты должен сам!




-Задачи:

— развитие творческих способностей;

— формирование положительной мотивации к образованию и самообразованию;

— воспитание целеустремленности;

— формирование лидерских качеств.



Ценности. Отношения.








Знания, умения, навыки.

— «компас успеха»;

— способности и потребности;

— жизненные ценности;

— успешная карьера;

— имидж;

личностные качества и воспитание характера;

— стрессоустойчивость и конфликтность;


Темы к размышлению.

— Будущее принадлежит тому, кто верит в свою мечту.

— Компас Успеха.

— «Чаще улыбайся, если хочешь нравиться людям»

— Критерии успешности.

— Успешность и ответственность.

— Моральные ориентиры успешного человека.


Примеры ярких, сильных личностей.

Бил Гейтс, Г.Форд, Б. Абама, Ю.Гагарин, М.Плисецкая, Н.Цискаридзе, В.Зайцев, Ж.Алферов.



Жизненный опыт.

Сопереживание: неудачам и проблемам окружающих

Осмысление: осмысление своих сильных сторон характера

Взаимодействие: с людьми, достигшими определенного результата в жизни, но сохранившими при этом человеческое достоинство и порядочность.


Реализация тематической программы:



БЛОК «Я – успешный человек»


Тематические беседы, тренинги

Мероприятия

Общие дела, проекты

Традиции, обычаи, стиль жизни

Участие в районных, городских, республиканских мероприятиях

Тренинги:

— Развиваем в себе лидерские качества;

— Учимся делать правильный выбор;

-Учимся работать в команде;

— Учимся выступать перед аудиторией;

— Учимся разрешать конфликтные ситуации;

— Жизненно необходимые умения (учебные, прикладные, коммуникативные навыки)

— «Рыцарский турнир»

Проект «Как преуспеть в школе»

-«Доска Почета»

(чествование победителей)

Конкурсы, соревнования, выставки, концерты.

— «Коса-девичья краса»

Встречи с успешными людьми.

Познавательные пятиминутки «Гном-эконом»


— Интеллектуальный марафон















VI блок. «Я – друг»


Разделить горе может каждый,

порадоваться успехам другого может

только истинный друг



-Задачи:

— создание благоприятного микроклимата в объединении;

— обучение создания межличностных отношений.


Ценности. Отношения.









Знания, умения, навыки.

— согласие и взаимопонимание;

— коммуникативность;

— взаимопомощь и взаимовыручка;

— здоровое чувство юмора;

— критика и самокритика;

скажи, кто твой друг и я скажу кто ты…



Темы к размышлению.

— Будь предан трем вещам: слову, делу и друзьям!

— Для чего нам друзья…

— Дружба- это…?

— Не имей сто рублей, а имей сто друзей

— Вера, Надежда, Любовь

— Солнце всех солнц есть сердце

— Грани любви

Свежие документы:  сценарий праздничного мероприятия "День воспитателя"



Примеры ярких, сильных личностей.

Произведения авторов о дружбе, любви: А.Гайдар, М.Твен, Г.Х. Андерсен, Л.Н. Толстой, М. Горький, А.Куприн, В. Распутин, В. Астафьев, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и др.

Творческие союзы И.Ильф и Е.Петров, Кукрыниксы (Куприянов, Крылов, Николаев), К.Маркс и Ф.Энгельс.

Жизненный опыт.

Сопереживание: воспитание чувства эмпатии, доверия к людям

Осмысление: жизненных ценностей

Взаимодействие: социум


Реализация тематической программы:


БЛОК «Я – друг»


Тематические беседы, тренинги

Мероприятия

Общие дела, проекты

Традиции, обычаи, стиль жизни

Участие в районных, городских, республиканских мероприятиях

Тренинги:

— Учимся ценить добрые отношения;


— Портрет хорошего друга;


— Беседы

«Творческие союзы»


— Никто тебе не друг, никто тебе не враг. Каждый тебе учитель.


Танцевальный марафон «Пусть всегда будем мы!»

Участие в экологических акциях.

Совместные вечера отдыха (2-3 объединения)

Концерт, игровая программа «Масленица»

День открытых дверей «Остров счастливого детства»

Подготовка и реализация проетов «Встречаем Новый год» и др.

Группы поддержки

Концерт, игровая программа ко Дню защиты детей.

Конкурсная программа «Ты, я, он, она — вместе дружная семья»





















Используемая литература.


Литература, рекомендуемая для педагогов при реализации данной программы

Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. -Минск,: Изд-во БГУ, 1990. -560с.

Амонашвили Ш.А. Чтобы дарить ребенку искорку знаний, учителю надо впитать море света. М.,2009.-114с.

Амонашвили Ш.А. Почему не прожить нам жизнь героями духа. М.,2009.-63с. Амонашвили Ш.А. Спешите, дети, Будем учиться летать ! М.,2009.-47с. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.,1995.-496с. Байбородова Л.В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся. Ярославль: Академия развития, 2007.

Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе. М.: 5 за знания, 2005

Крупнов Ю. Личность как особый образ жизни// Народное образование.-2003.-№4.

Косарецкая С.В., Синягина Н.Ю. О неформальных объединениях молодежи.-М.: Владос 2004.

Никольская И.М. Психологическая защита у детей/ И.М. Никольская, Р.М. Грановская.-СПб.,2000.

Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики.- М.: Академия, 2002.

Педагогические технологии. Социальное проектирование.- Г.Н.Новгород, 2004.

Педагогические технологии. Хочу быть лидером.- Г.Н.Новгород, 2004.

Поташник М.М. Как подготовить проект на получение грантов.-М.,2007.

Прутченков А.С. Тренинги личностного роста.- М.: Творческая педагогика, 1993.

Психология современного подростка / под ред. Л.А. Регуш.- СПб.:Речь, 2005.

Радионова Р.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников: технология и творчество.- Л.,1989.

Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах.- М.: Владос 2002.

Шемшурина А.И. Основы этической культуры/ Книга для учителя/.-М.: Владос 2001

Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей.- М.: РАО 2004.













Литература, рекомендуемая для детей при реализации данной программы


Амонашвили Ш.А. Вера и любовь. М.,2009.-309с.

Антология гуманной педагогики. Издательский дом Шалвы Амонашвили.

«Орджоникидзевскому району 55 лет» юбилейный выпуск; УФА 2006

Узиков Н.И. «Как зовут тебя, улица…» УФА 1983

«Башкирское народное творчество» ЭПОС, УФА 1987

Мавлетов В.С. «История и культура Башкортостана» хрестоматия, УФА 2003

Султангареева Р.А. «Жизнь человека в обряде», УФА 2006

Янбухтина А. «Народные традиции в убранстве башкирского дома», УФА 199

Агеевец В.У., Ходоров А.М. «Пять колец: идеи и мораль», ЛЕНИЗДАТ 1985

Оливова В. «Люди и игры. У истоков современного спорта» М.1985

Серия «Детская энциклопедия», М 1997

Можейко Н.В., Сивова Н.А., Соболева Н.А. «Государственная символика России» История и современность. М.2003

Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. «Ваши права», М.1997

«Герб, флаг, и гимн России» Изучение государственной символов РФ в школе (Методические рекомендации), М.2004

Ярошенко Н. «Великие тайны прошлого», М.1998

Календарь знаменательных дат

Султангареева Р.А. «Жизнь человека в обряде», УФА 2006

Извекова Н.А. «Правила дорожного движения», М.1991

Степанкова Э.Я., Филенко М.Ф. «Школьникам- о ПДД», М. 19978

«Правила дорожного движения» (новая редакция), М 2008

Ефимова Е.С. «Башкирский мифологический словарь», УФА 2008

Серия «Женщина-миф», СМОЛЕНСК 1997

Серия «Детская энциклопедия», М 1997

Серия «Исчезнувшие цивилизации», М.1997

Серия «Детская энциклопедия», М 1997

Серия «Великие открытия человечества», М 1998

«История России» под ред. Иванова М.А., М. 2005

Нянковский М.А. «Интеллектуальные игры для школьников», ЯРОСЛАВЛЬ 1997

«Родина», периодическое издание













Литература, рекомендуемая для написания данной программы

Конституция Российской Федерации, 1993 г.

Закон Российской Федерации «Об образовании», 1995 г.

Конвенция о правах ребёнка, 1989 г.

Конституция Республики Башкортостан, 1993 г.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», Внешкольник, 2006 г.

«Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения», программа, Уфа, БИРО,2004г.

«Концепция и программа формирования гражданина нового Башкортостана в системе образования», изд. Башкирского института развития образования, 2006 г.

Президентская программа «Дети Республики Башкортостан», Указ Президента Республики Башкортостан, N УП-858, Уфа, Дом Республики, 21 декабря 1998 г.

Республиканская целевая Программа «Развитие системы дополнительного образования детей в Республике Башкортостан» на 2007 — 2011 годы, Постановление Правительства Республики Башкортостан N 305, от 25 октября 2006 г.

Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы.- М., Сфера, 2005.

Антология гуманной педагогики. Издательский дом Шалвы Амонашвили.



21


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: