Министерство образования и науки Республики Бурятия.
Тарбагатайский районный отдел образования
МОУ «Селенгинская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю:
Директор Селенгинской
школы М.Ф.Шадрина
___________________
ПРОГРАММА
деятельности профильного лагеря
МОУ «Селенгинская средняя общеобразовательная школа»
«ПЛАНЕТА RU»
Автор программы: Шадрина Юлия Васильевна,
учитель биологии и географии,
высшая квалификационная категория
Краткое обоснование программы:
Реальность сегодняшнего дня — рост преступности среди несовершеннолетних, прогрессирующая безнадзорность, крах нравственных устоев и деформация интересов и ценностей, низкий уровень культуры учащихся, увеличение числа детей с девиантным поведением. Подростки из проблемных семей, как правило, малоимущих, живут и воспитываются улицей, подвержены негативному влиянию этой среды, что способствует вовлечению их в преступный мир и провоцирует на употребление наркотиков, спиртного, бесцельное времяпровождения. Это приводит к ускоренной социальной деградации. Очень часто вовлеченные в эту среду оказываются дети и из благополучных семей.
Село Солонцы является депрессивным поселком, единственное градообразующее предприятие Шалутский комбикормовый завод не работает с 1997 года. В связи с этим большая часть населения села — безработные, а как следствие этого процветает пьянство и наркомания. Все большее число учащихся подходит под определение — дети с девиантным поведением, из 138 учащихся школы — 97 — малообеспеченные, 8 — находятся под опекой, все больше детей становятся воспитанниками Тарбагатайского социального приюта, 47 учащихся страдают различными видами хронических заболеваний. Поэтому остаются актуальными и вопросы занятости детей и подростков в летнее время: содержательное проведение свободного времени, профилактика преступлений, адаптация детей к условиям современной жизни.
Программа профильного лагеря эколого-краеведческого направления «Планета RU» предполагает создание благоприятных условия для участия детей и подростков в решении конкретных, важных для общества задач. Планируется их участие в решение экологических проблем на реке Селенга и близлежащих территорий. Это поможет повысить самооценку детей, раскрепостит их, даст возможность более полно раскрыть свою индивидуальность. Дети будут иметь возможность принять участие в работе в экологической очистки берега реки Селенга, излюбленного места отдыха горожан местности «Забока» и близлежащего леса, расширить знания по охране окружающей среды, навыки исследовательской работы, познакомиться с историей родного края и его уникальными природными уголками, такими как, «Геологический музей минералов под открытым небом», местность «Жарчиха», посетить «жемчужину Бурятии — Байкал». Доработают экологическую учебно-познавательную тропу «В излучинах Селенги», продолжат работу над исследовательскими проектами и т.д. За время летнего отдыха дети укрепят здоровье, закалятся, им будут привиты навыки личной гигиены, нормы самообслуживания и общественно-полезного труда.
Во время летнего отдыха дети питаются 3 раза в день, меню составляется по рецептурному сборнику с соблюдением санитарных и диетических норм. Имеется санитарно-эпидемиологическое заключение на услуги общественного питания.
Уникальность программы — в комплексном и позитивном длительном воздействия на детей и подростков, предоставление им возможности дальнейшего развития своих способностей после завершение летнего отдыха. Дети будут вовлечены в воспитательную систему школы, через детское объединение «Сияние», школьный исследовательский клуб «ШИК», краеведческо-патриотический клуб «ПОИСК».
Описание организации, подающей программу:
| |
Название общеобразовательного учреждения | Муниципальное образовательное учреждение «Селенгинская средняя общеобразовательная школа» |
Тип и вид общеобразовательного учреждения | Общеобразовательная школа художественно-эстетического и декоративно-прикладного направления, с профильными группами в IV модуле. |
Организационно-правовая форма | Муниципальное общеобразовательное учреждение |
Учредитель | Администрация Тарбагатайского района |
Год основания | 1924 |
Юридический адрес | 671110, Республика Бурятия, Тарбагатайский район, село Солонцы |
Телефон | 58-4-67 |
Должность руководителя | Директор |
Фамилия, имя, отечества руководителя | Шадрина Мария Филипповна |
Банковские реквизиты: ИНН |
0319002669 |
БИК | 048142755 |
Свидетельство о регистрации (номер, дата выдачи, кем выдано) | № 402 от 24.01.2002г. администрацией Тарбагатайского района |
Лицензия | Б646740 № 35 от 23.05.00г Срок действия лицензии до 28.05.2007г. |
Аккредитация | АА 006038 №4 от 9.02 2001 г. |
Формы ученического самоуправления | Детское объединение «Сияние» |
Формы государственно-общественного управления | Муниципальная |
Ученики |
|
учащихся:
|
1 – Пономарева Вика «Зеркало природы» — 3 место»;
|
| 1.Торгашин Иван олимпиада по черчению — 4 место; 2. Чеботарева Ольга в гуманитарной олимпиаде «Сибирская весна» — 3 место; 3. Ласточкина Катя в творческом конкурсе «Я – человек земли Бурятской» — 1 место; 4. Выставка «Юннат — 2001» в номинации «Заморское чудо» — 2 место; 5. Выставка «Юннат-2004» «Мой чемпион», «Зеленая аптека» — 1 место; «Природная мастерская» — 2 место; «Сам себе агроном» — 3 место; 6. Выставка технического и декоративно-прикладного творчества: «Станки и оборудование» — 1 место, 2001 г. «Авиамоделирование» — 2 и 4 места, 2002 г. «Судомоделирование» — 2 и 4 места, 2002 г. «Судомоделирование» — 2 место, 2004 г. «Авиамоделировпние» — 2 место, 2003 г. |
| Олимпиады 2001, 2002, 2003, 2004 г.г. по черчению; 2003 г. по технологии (девочки); Конференции: «Шаг в будущее» в творческой секции, 2003 г.; Краеведческая: «Фольклорная мастерская», 2003 г.; Творческая секция. 2004 г.; Выставка технического и декоративно-прикладного творчества: «Станки и оборудование», Авиамоделирование», «Судомоделирование», 2001 – 2004 годы; Народные промыслы, 2003 г. Аппликация из соломки, 2004 г. «Юннат-2003» КВН – 2002; 2004; «Авторские произведения» к 80-летию РБ, и т.д. |
Направление, по которым организовано дополнительное образование в общеобразовательном учреждении:
|
Кружки: «Мастер», «Очумелые ручки», изостудия, «Созвучие», «Ретро-музыка», танцевальный |
| кружок «Истоки» |
| Клуб «Поиск» |
| Школьный исследовательский клуб «ШИК» |
| ОФП, волейбол, баскетбол, шашки, шахматы, теннис |
Дополнительные образовательные услуги | — |
Реализуемые образовательные программы
|
«Организация научно-исследовательской деятельности» в рамках международной образовательной программы ГЛОУБ |
| «Введение профильного обучения в сельской малокомплектной школе»; Программа «Художественно-эстетического и декоративно-прикладного направления» |
| «Как прекрасен этом мир» — программа, реализуемая в детском саду; «Основы декоративно-прикладного искусства семейских Забайкалья», «Палитра» — программы, реализуемые в 7-8 классах по ИЗО; |
Реализуемые социальные проекты
| «Нам на улице не страшно» — программа по ПДД; «Основы профилактики наркомании у несовершеннолетних»;- |
Награды общеобразовательного учреждения |
|
Сведения об участниках программы
Первый модуль (группы детского сада при школе) | Второй модуль | Третий модуль | Четвертый модуль | Всего по школе | |
Общее количество обучающихся | 39 | 53 | 59 | 26 | 177 |
Средняя наполняемость классов |
| 13 | 12 | 13 | 13 |
Количество групп в детском саду при школе | 2 |
|
|
|
|
Количество детей в группах детского сада | 39 |
|
|
|
|
Количество групп продленного дня | 1 |
|
|
|
|
Средняя наполняемость групп продленного дня | 25 |
|
|
|
|
Педагогические кадры
Сведения о квалификации работающих специалистах.
Всего | % к общему числу пед. работников | |
Всего педагогических работников | 22 | |
Имеют образование:
| 15 7 | 68% 32% |
Имеют квалификационные категории:
| 4 12 5 | 18% 55% 23% |
Имеют почетные звания, награждены значком «Отличник народного просвещения» и знаком «Почетный работник общего образования» | 6 | 27% |
Прошли за последние три года курсы повышения квалификации | 22 | 100% |
Все дети школьного возраста, проживающие на территории Шалутской сельской администрации, посещают школу. Трое находятся на индивидуальном обучении по состоянию здоровья (дети инвалиды). Детей с девиантным поведением, состоящих на внутришкольном учете — 9. За последние пять лет учащиеся школы не состояли на учете в КДН и ИДН, не совершили ни одного преступления и правонарушения. В течение пяти лет нет «отсева» учащихся, т.е. нет нарушения «Закона об образовании».
Состояние здоровья учащихся
2002-2003 | 2003-2004 | 2004-2005 | ||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
Практически здоровы | 38 | 21 | 42 | 29,6 | 53 | 33,5 |
Нарушение осанки | 3 | 1,6 | 4 | 2,7 | 2 | 1,3 |
Нарушение зрения | 17 | 10 | 12 | 7,4 | 11 | 6,9 |
Хронические заболевания (желудочно-кишечные, сердечно-сосудистые) | 15 | 8 | 16 | 9,9 | 18 | 11,4 |
Аллергические заболевания | 8 | 4,4 | 6 | 3,7 | 6 | 3,8 |
Заболевания щитовидной железы | 6 | 3,3 | 5 | 3,0 | 11 | 6,9 |
Наркозависимость | — | — | — | — | — | — |
Ухудшение здоровья происходит за счет увеличения заболевания щитовидной железы. Учителя школы осваивают методы контроля состояния здоровья детей, учитывают возможности детского организма при организации различных видов деятельности, стараются предупреждать длительное напряжение и утомление учащихся.
Большая работа по профилактике курения, употребления алкоголя и наркотиков привела к тому, что в школе нет случаев употребления алкоголя и наркотиков.
Не зафиксированы случаи дорожно-транспортных происшествий с учащимися школы, а так же случаев суицида и попыток суицида.
Система работы школы с семьями учащихся
В школе создан Совет школы, родительский комитет и координационный совет по профилактике правонарушений. Родители активно вовлечены в учебно-воспитательный процесс школы. Стали традиционными проведение совместных праздников дней здоровья, спортивных соревнований, где участвуют команды родителей и детей.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Цель: Организация активного, качественного, разносторонне развивающего отдыха для самореализации детей и подростков, формирование интересов к углубленному изучению окружающего мира, совершенствование экологического просвещения.
Задачи:
1. Организовать активный, познавательный и социально-полезный досуг для детей и подростков;
2. Изучать природу и историю родного края, проводить исследовательскую работу;
3. Доработать экологическую учебно-познавательную тропу «В излучинах реки Селенга»;
4. Приобщить детей-инвалидов, детей с девиантным поведением к здоровому образу жизни, включая их в посильный общественно-полезный труд;
5. Профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних;
6. Забота о физическом здоровье подрастающего поколения, развитие важнейших физических качеств, укрепление здоровья.
Приобщение подростков к духовно-нравственным ценностям, развитие инициативы и самостоятельности;
Организация свободного времени и занятости подростков;
Оказание помощи в выборе активной жизненной позиции, обретение «точки опоры», воспитание лидеров.
Принципы реализации программы:
Массовость и доступность мероприятий по интересам;
Развитие творчества и самодеятельности;
Единство оздоровительной и воспитательной работы с детьми;
Учет половозрастных и индивидуальных особенностей детей;
Взаимосвязь с семьей и социальной средой.
Срок выполнения программы:
подготовительный период – апрель – май 2005 года;
реализация программы – три смены с июня по август 2005;
последействие – сентябрь 2005 – май 2006 года в воспитательной системе школы.
Участники программы: дети от 7 до 16 лет
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
Должность | Образование | Стаж | Год рождения | |
Шадрина М.Ф.
| Директор школы | Высшее, БГПИ 1983 | 26 | 1960 |
Шадрина Ю.В. | Учитель биологии | Высшее, БГУ, 2002 г.. | 3 | 1980 |
Болонева Н.Ф. | Учитель истории | Высшее, БГПИ, 1994 | 19 | 1961 |
|
|
|
|
|
Ербатхаева О.Д.
| старшая вожатая Селенгинской СОШ | Среднее специальное, УУПУ№1, 1992 г. | 10 | 1973 |
Коробенкова Л.Е. | Зам. директора по ВР Селенгинской СОШ | Высшее, ВСГАКИ, 1999 г. | 19 | 1966 |
Бадаев А.А. | Учитель физкультуры | Высшее, БГПИ, 1974 | 31 | 1949 |
Леончик В.А. | Медицинская сестра | Мед. училище, 1976 | 24 | 1958 |
Шайхутдинова К. А. | Завхоз. |
|
|
|
Сапунова М.К. | повар |
|
|
|
Зайцева В.С. | повар |
|
|
|
Тех. персонал | Техничка, гардеробщица, сторож |
|
|
|
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Кол-во спортивных площадок | Кол-во стадионов | Наличие актового зала | Наличие столовой | Библиотечный фонд | Медицинский кабинет | |
1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 10816 | 1 |
|
|
| 60 мест | 60 мест |
|
|
Видеомагнитофон | Принтер лазерный | Принтер матричный | Магнитофон | Проигрыватель | Музыкальный центр | Диапроекторы | |
3 | 1 | 4 | 1 | 6 | 3 | 1 | 4 |
Школа имеет пришкольный участок в размере 0,5 га и арендует землю в размере 2 га для посадки картофеля. Выращиваемые овощи сдаются в столовую для удешевления питания учащихся, излишки продаются.
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОРАММЫ:
Средства Фонда социального страхования;
Средства родителей;
Внебюджетный фонд школы;
Добровольные пожертвования;
Средства Фонда попечительского совета.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Профильный лагерь эколого-краеведческого направления «Планета RU» — это система социального развития ребенка, его физического и духовного саморазвития, воспитания гражданской активности, трудолюбия, здорового образа жизни. Разнообразие форм, методов и содержания деятельности профильного лагеря «Планета RU» заложена в трех ведущих социально-педагогических направлениях:
эколого-краеведческое;
исследовательское;
оздоровительное.
Задачи | Пути реализации | |
Эколого-краеведческое |
| Конкурсы:
|
Исследовательское |
|
|
Оздоровительное |
|
|
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ:
Целенаправленная эколого-краеведческая работа расширит знания детей об окружающей природе. Дети смогут оценить природу своего края и района как объект познания эстетического наслаждения, научатся делать простейшие экологические прогнозы и исследования, экологически целесообразно вести себя в природе и требовать это от других. При реализации программы ребята ознакомятся со своими правами и обязанностями, научатся планировать свою деятельность, узнают о коллективно-творческих делах и смогут проводить их. Приобретенные навыки работы в группе, помогут им самостоятельно решать проблемные ситуации, понять свою роль в коллективе.
Во время летнего отдыха поправят и укрепят свое здоровье, получат знания и навыки по основам безопасности жизнедеятельности и приобщатся к здоровому образу жизни.
Охват отдыхом детей-сирот, детей-инвалидов, детей под опекой составит:
Количество по школе | Отдохнуло в лагере | % | |
дети-сироты | 6 | 6 | 100 |
дети-инвалиды | 3 | 3 | 100 |
дети под опекой | 8 | 8 | 100 |
дети с девиантным поведением | 9 | 9 | 100 |
Участники реализации программы деятельности
профильного лагеря «ПЛАНЕТА RU»
Связь деятельности профильного лагеря «Планета RU»
с воспитательной системой школы
Задачи направлений программы «Твой выбор» | Профильный лагерь «Планета RU» | Школьные клубы, кружки, секции |
В О С П И Т А Т Е Л Ь Н А Я С И С Т Е М А Ш К О Л Ы «Я и спорт» «Я и школа» «Я и природа» «Я и творчество» «Я и мой край» -изучение природы родного края; -воспитание у детей чувства личной ответственности за локальную и региональную экологическую обстановку; -объединение усилий взрослых и детей в деле охраны окружающей среды; -популяризация экологических знаний, пропагандистская работа по охране природы. -изучение истории родного края, культуры и национальных традиций, народных обычаев и фольклора; -развитие интереса к своим национальным корням; -стремление продолжить традиции своего народа; -воспитание человека, способного понять культуру своего и другого народа, умеющего обращаться с представителями других наций и народностей. -развитие умения пользоваться полученными знаниями в любой жизненной ситуации; -воспитание грамотных, культурных в общении людей; -развитие умения планировать свою деятельность, ставить цели и реализовывать их. -развитие творческих способностей и инициативы; -развитие организаторских навыков, коммуникабельности; -вооружение ребенка умениями, навыками, способами творческой деятельности; -укрепление здоровья школьников; -развитие физических данных, расширение функциональных возможностей организма; -пропаганда и формирование здорового образа жизни; -привлечение детей к соревнованиям и систематическим занятиям физкультурой, спортом и туризмом.
1