Программа математического кружка «Юный математик»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Козьмодемьянска»

Республика Марий Эл










Программа математического кружка

«Юный математик»








Составитель: учитель математики Гаврилова Ирина Николаевна

Возраст обучающихся: 11-12 лет Срок реализации программы:

2 года (68 часов)


















Г. Козьмодемьянск

2009 г

Программа математического кружка

«Юный математик»

для обучающихся 5-6 классов

Программа разработана в рамках научно-исследовательского проекта «Создание системы выявления и развития интеллектуальной одаренности детей». Она предназначена для студентов педагогических вузов физико-математических отделений, учителей математики.

Введение.

Актуальность программы определяется необходимостью обогащения содер­жания обучения развивающими функциями по сравнению с базовой программой для учащихся.Возраст детей участвующих в реализации, данной дополнительной образовательной программы 11-12 лет( 5-6 класс).

Сроки реализации образовательной программы – 2 года, 1 час в неделю, всего 68 часов. 1

Программа математического кружка соответствует дейст­вующей программе по математике для общеобразовательной школы и ориенти­рована на следующие учебники:

  1. «Математика 5″ Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд;

  2. «Математика 6″ Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд;

Пояснительная записка.

В последние годы во многих начальных школах обучение математике ведется по программам развивающего обучения. Эти программы предусматривают более углубленное и творческое изучение предмета по сравнению с традиционными программами. В результате уровень математической подготовки учащихся к окончанию начальной школы значительно выше, чем у детей, прошедших обучение по обычным программам. Учащиеся готовы к изучению математики в 5 и 6 классах на повышенном уровне, причем они в значительной степени уже владеют мате­риалом 5 класса. Приводимые ниже материалы в значительной степени углуб­ляют и расширяют знания учащихся по сравнению с базовым уровнем. При подборке заданий в основу был положен прин­цип многоплановости и более высокой насыщенности усложненными заданиями, чем это обычно практикуется стандартными учебными программами.

Основным принципом программы является то, что она не предполагает «на­таскивание» ученика, не ориентирована на формирование навыка, а учит дейст­вовать осознанно. Если традиционно в среднем звене обучение больше ориенти­рованно на вопрос «как?», на действия по образцу, то мы усиливаем внимание к вопросу «почему?», имеющему большой развивающий потенциал.

Содержание программы составляют специально подобранные задачи для развития математического мышления и творческих способностей. Все задачи нестандартные, повышенной сложности. Они дополняют задания базовых учеб­ников (см. выше) по всем изучаемым темам. При этом программа рассчитана как на лицейские (при наличии одного дополнительного часа), так и на общеобразо­вательные классы (внеклассная работа).

Программа математического кружка «Юный математик» для учащихся 5-6 классов содержат внепрограммный теоретический материал и задачи по следующим темам: мно­жества, графы, комбинаторика, принцип Дирихле, делимость, остатки, логика, математические игры и стратегии начальные геометрические сведения и др. Эти разделы не входят в настоя­щее время в обязательную программу курса математики 5-7 классов общеобразовательной школы, однако являются важнейшими компонентами математиче­ского образования.

Разработанная программа основывается на следующих методических идеях:

Первая — идея «опережения». Изучение сложного на более простом материале существенно облегчает прохождение этого сложного в дальнейшем.

Вторая идея — необходимость организации таких видов деятельности ребенка и таких задач, в которых может быть проявлена самостоятельная, поисковая ак­тивность ученика.

С «поисковой» деятельностью связана третья идея — работа в малых группах. В зависимости от задачи, которую предстоит решать, разбиение на группы можно делать по-разному Обсуждение рождает идеи, идеи вызывают другие идеи, поиск пошел! В удачных случаях при наблюдении за работой такой группы возникает ощущение творческой атмосферы маленького научного коллектива.

Наконец, последний методический принцип, или прием: классифицировать задачи не по изучаемым темам, а по методам их решения, обнаруживать все свя­зи, аналогии, противопоставления и т.д.

Цели программы:


1.Вы­явить и развить математические и творческие способности учащихся, т.е. развивать познавательные интересы детей, повышать уровень развития логического мышления, внимания, памяти.

2. Вовлекать одаренных учащихся в исследовательскую деятельность при решении задач практического содержания.

3.Развивать интерес к предмету.


Ожидаемые результаты


Изучение математики по данной программе предусматривает более высокий уровень овладения материалом. В результате обучения учащиеся должны уметь:

  • точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и изла­гать собственные рассуждения при решении задач;

  • правильно пользоваться математической терминологией и символикой (в частности при решении геометрических задач);

  • применять теоретические сведения для обоснования рассуждений в ходе реше­ния задач;

  • правильно проводить логические рассуждения; использовать различные языки математики (словесный, симво­лический, графический);

  • применять рациональные приемы вычислений,

  • применять изученные алгоритмы для решения задач;

  • использовать эвристические приемы при решении задач;

  • применять полученные знания в нестандартных ситуациях;

  • решать задачи комбинированного и творческого характера.


Тематическое планирование

5 класс (I ч. в неделю, всего 34 ч.)


Занятия 1 -2. Римская нумерация.

Занятия 3-6. Задачи в сказках, рассказах и стихах.

Занятия 7-8. Перекладывания спичек.

Занятия 9-10. Расстановка скобок и знаков.

Занятия 11 — 12. Обратный ход.

Занятия 13-16. Логические задачи.

Занятия 17-19 . Задачи на переливание.

Занятие 20-21. Круги Эйлера.

Занятия 22-23. Графы и их применение.

Занятия 24-26. Встречи с геометрией. Моделирование из бумаги.

Занятия 27-29. С помощью линейки, циркуля и ножниц. Лист Мебиуса.

Занятия 30-31. Комбинаторика.

Занятия 32-33. Игры.

Занятия 34. Игра «Морской бой» (решение сюжетных задач)


6 класс (I ч, в неделю, всего 34 ч.)


Занятия 35-36. Можно или нельзя. Математические фокусы.

Занятия 37-38. Раскраски.

Занятия 39-40. Разнобой.

Занятия 41-42. Комбинаторика.

Занятия 43-44. Денежные расчеты.

Занятия 45-46. Логические задачи.

Занятия 47-48. Построение на местности.

Занятия 49-50. Задачи на переливание.

Занятия 51-52. Логическая арифметика.

Занятия 53-54. Вокруг часов.

Занятия 55-59. Делимость.

Занятия 60-64 . Принцип Дирихле.

Занятия 64-65. Расширение сведений о геометрических телах.

Занятия 66-68. Всякая всячина.




Литература:

  1. Шустеф Ф.М. «Материал для внеклассной работы по математике» Минск, Изд-во «Нарасвета»,1968.

  2. Пышкало А.М «Геометрия в 1-4 классах». М., Изд-во «Просвещение»,1968.

  3. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. «Старинные занимательные задачи» М.: Дрофа,2002.

  4. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. «Математическая шкатулка» М.: Просвещение,1988.

  5. Эрдниев П.М. «Математика 5-6» М.: Просвещение,1993.

  6. Монов А. В. « Уроки развивающих задач по математике в 5-7 классах»

Чебоксары 2002.

7.Альхова З.Н., Макеева А. В. «Внеклассная работа по математике» Саратов, Изд-во «Лицей»,2001.

8.Перельман Я.И. «Занимательная алгебра» М.: «Наука», 1970.

9.Лихтарников Л.М. «Числовые ребусы и способы их решения» Лань (МИК) Спб, 1997.

10.Игнатьев Е.И. «Математическая смекалка» М.: Изд-во «Омега», 1996.

11.Шуба М.Ю. «Занимательные задания в обучении математики» М.: «Просвещение», 1995.


Свежие документы:  Консультация для родителей «В мире загадочных звуков»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: