Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Глубочанская средняя общеобразовательная школа № 8
Утверждаю: ______________
Директор школы___________
Программа
по профилактике
детского дорожно-транспортного травматизма
на 2010-2013 гг.
Автор программы: ЗВР Степаненко Г.Н.
х. Глубокий
2010г.
Пояснительная записка.
Актуальность проблемы
Проблема безопасности дорожного движения в целом и детского дорожно-транспортного травматизма в частности возникла с появлением первого автотраспортного средства. С каждым годом число автомобилей на дорогах, особенно в крупных городах, растет, движение становится все более интенсивным, маленькому человеку все сложнее разобраться и сориентироваться в движущемся потоке машин и пешеходов.
В России ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий гибнет порядка тридцати тысяч человек и более 250 тысяч получают травмы, в том числе и около 27 тысяч детей и подростков до 16 лет.
К этой трагедии приводят незнание или безответственное несоблюдение основных правил дорожного движения, отсутствие элементарной культуры поведения на дороге, уважительного отношения участников движения друг к другу. Если даже ребенок, попавший в ДТП, не получил серьезных физических травм, ему пришлось пережить такое морально-психологическое потрясение, что его негативные последствия останутся в душе у пострадавшего на всю жизнь.
Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, уверенно, безопасно в мире спешащих людей и машин, необходимо с раннего детства учить его правилам поведения в этом мире. Ведь всегда проще устранить причину, чем затем всю жизнь преодолевать ее последствия. А одна из причин того, что ребенок по своей недисциплинированности и безответственности попадает в ДТП, кроется в том, что родители НЕДОсмотрели, воспитатели НЕДОвоспитали, учителя НЕДОучили, сотрудники ГИБДД НЕДОорганизовали, водители НЕДОстаточно профессионально повели себя в непредвиденных обстоятельствах. Многие родители сегодня именно на школу возлагают ответственность за формирование у детей навыков культуры поведения на дорогах, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья, потому что дети очень много времени проводят в образовательном учреждении. Хотя вклад семьи в процесс воспитания должен быть не менее серьезным и значительным. Только совместными усилиями можно добиться весомых результатов
В свете складывающейся ситуации становится все более очевидным, что систему деятельности по изучению и пропаганде правил дорожного движения, агитации, профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма необходимо развивать и усовершенствовать. Чем раньше начнется процесс обучения правильным действиям на улице и дороге, тем шире будет возможность воспитания грамотного пешехода и значительного уменьшения дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков. Этой необходимостью и объясняется актуальность дополнительной образовательной Программы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Паспорт
Программы по профилактике
детского дорожно-транспортного травматизма
на 2010-2013 гг.
Наименование Программы
Программы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на 2010-2013 гг. (далее Программа).
Основание для разработки Программы.
Областная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения на территории Ростовской области» на 2007-2012 годы».
Разработчик Программы
МБОУ Глубочанская СОШ № 8
Основная цель Программы
Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения, расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.
Основные задачи Программы
обеспечение системного подхода к обучению учащихся безопасному поведению на дорогах и улицах;
выработка у учащихся поведенческих стереотипов, практических навыков, способствующих самосохранению в условиях дорожной ситуации;
формирование у учащихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, а так же творческой самореализации личности ребенка через деятельность в отряде ЮИД;
привитие культуры безопасного поведения на дорогах;
формирование уважительного отношения к законам дороги, осознания объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения;
привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП;
поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
самостоятельности в принятии правильных решений;
убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения.
Формы, профилактической работы
тематические классные часы;
лекции, беседы, познавательные игры и эстафеты;
викторины; ролевые игры;
просмотр презентаций и видеороликов;
конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений;
участие в конкурсах»Безопасное колесо»;
совместная работа с учреждениями здравоохранения и ГИБДД;
обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.
Нормативно – правовое обеспечение программы:
Конституция РФ.
Конвенция «О правах ребенка».
Правила дорожного движения.
Федеральный закон №196 от 10 декабря 1995года «О безопасности дорожного движения».
Устав образовательного учреждения.
Учебный план.
Учебные программы.
Положение об отряде юных инспекторов движения.
Научно – методическое обеспечение:
Государственный образовательный стандарт.
Учебный план и учебные программы школы.
Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД.
Учебники по ОБЖ, ПДД.
Методические разработки для родителей, обучающихся и педагогов.
Управленческая деятельность по информационному обеспечению:
Информирование участников образовательного процесса о федеральных и региональных документах.
Создание банка данных – разработка уроков, лекций и бесед для родителей, бесед для учащихся, внеклассных мероприятий
Сбор аналитической информации о ходе работы по программе и результатах ее выполнения.
Проведение родительского всеобуча по проблеме.
Взаимодействие с ГИБДД и другими общественными организациями
Сроки реализации Программы
2010-2013гг
Данная Программа рассчитана на три года реализации – с сентября 2010г. по август 2013г.
Этапы реализации Программы.
Подготовительный этап – сентябрь-октябрь 2010г.
Диагностика проводимой в школе работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма
Создание информационного поля:
— Формирование школьного банка данных по теме;
— Проведение семинаров классных руководителей;
— Обеспечение педагогов литературой и методическими разработками.
Организационный этап- ноябрь-декабрь 2010г.
Диагностика уровня профилактической работы пед. коллектива по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Разработка методических материалов для проведения уроков, кружковой и внеклассной работы по профилактике детского дорожного травматизма.
Формирование кружка Юных инспекторов дорожного движения. Разработка Положения об отряде ЮИД.
Практический этап – январь 2011г.- август 2013г
Совершенствование системы профилактической работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Совершенствование работы кружка ЮИД
Сотрудничество с представителями ГИБДД в рамках программы по профилактике детского дорожного травматизма.
Ожидаемый результат:
Выпускник, владеющий основами личной безопасности, знающий ПДД – психологически и физически готовый к любой ситуации на дороге и улице;
повышение правовой культуры участников дорожного движения
предотвращение детского дорожно-транспортного травматизма
повышение качества результативности мониторинга знаний правил дорожного движения;
воспитание грамотных, сознательных участников дорожного движения, которые не только сами не попадают в ДТП, но и помогут друзьям и знакомым стать внимательными, спокойными тактичными и грамотными пешеходами.
Ожидаемые трудности:
недостаточное финансирование школы;
непонимание проблемы со стороны родителей;
Функциональное обеспечение создания реализации программы.
1. .Функции директора и администрации школы в реализации программы:
Общее руководство разработкой и реализацией программы;
Обеспечение реализации программы: организация, координация, контроль;
Организация работы классных руководителей по программе и ее контроль;
2. Функции классного руководителя в реализации программы:
Проведение классных часов по профилактики ДДТТ;
Организация и проведение профилактической работы с родителями;
Организация и проведение внеклассных мероприятий в рамках программы;
Контроль за исполнением Программы
Контроль за исполнением Программы осуществляет директор школы ______________.
Лица, указанные в графе «ответственный», являются ответственными за выполнение соответствующих мероприятий Программы.
Исполнители Программы несут ответственность за своевременное и полное выполнение мероприятий.
ПРОГРАММА
для классных руководителей по изучению ПДД на классных часах
1-й класс
Темы занятий | кол. часов | |
1. | Вводное занятие «Мы идём в школу». | 1 |
2 | Село, где мы живём. Наша улица. | 1 |
3 | Движение пешеходов по улицам и дорогам. | 1 |
4 | Общие правила перехода улиц и дорог. | 1 |
5 | Сигналы (жесты) регулировщика. | 1 |
6 | Дорожные знаки. | 1 |
7 | Где можно играть? | 1 |
8 | Мы — пассажиры. | 1 |
9 | Обобщающее занятие. | 1 |
2-й класс
Темы занятий | кол. часов | |
| Вводное занятие. Основные правила поведения учащихся на улице, дороге. | 1 |
| Элементы улиц и дорог. | 1 |
| Движение пешеходов по улицам и дорогам. | 1 |
| Правила перехода улиц и дорог. | 1 |
| Регулирование дорожного движения. | 1 |
| Дорожные знаки. | 1 |
| Обязанности пассажиров. | 1 |
| Обязанности пешеходов | 1 |
| Ответственность пешеходов за нарушение ПДД | 1 |
3-й класс
Темы занятий | кол. часов | |
1. | Вводное занятие. Викторина «Знаешь ли ты ПДД ?» | 1. |
2. | Виды транспортных средств. Тормозной путь транспортных средств. | 1. |
3. | Правила дорожного движения. | 1. |
4. | Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров. | 1. |
5. | Организация движения, технические средства регулирования движения. | 1. |
6. | Светофорное регулирование. | 1. |
7. | Дорожные знаки. | 1. |
8. | Железная дорога. | 1. |
9. | Обязанности пешеходов. Викторина «Как ты знаешь ПДД?» | 1. |
4-й класс
Темы занятий | кол. часов | |
1. | Вводное занятие «Что я знаю о ПДД?» | 1. |
2. | Отряды юных инспекторов движения | 1. |
3. | История автомототранспорта и проблемы безопасного движения. | 1. |
4. | Сигналы светофора и регулировщика. | 1. |
5. | Предупредительные сигналы транспортных средств. | 1. |
6. | Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков. | 1. |
7. | Дорожная разметка и её предназначение. | 1. |
8. | Общие требования к водителям велосипедов. | 1. |
9. | ГИБДД и ДПС. | 1. |
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
учащихся 1-4-х классов.
Знать:
основные термины и понятия;
общие положения Правил дорожного движения;
правила перехода проезжей части на площадях, перекрёстках;
правила посадки и высадки из общественного транспорта;
правила поведения детей при перевозке их на грузовых автомобилях, в салонах легкового автомобиля.
Уметь:
правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях на проезжей части дороги;
пользоваться общественным транспортом;
самостоятельно выбрать безопасный путь движения в той или иной местности.
5-й класс
Темы занятий | кол. часов | |
1. | Вводное занятие. Правила движения — закон улиц и дорог. | 1. |
2. | Причины дорожно-транспортных происшествий. | 1. |
3. | Формы регулирования дорожного движения. Сигналы светофора. Сигналы регулировщика. | 1. |
4. | Формы регулирования дорожного движения. Дорожная разметка и дорожные знаки, дополнительные средства информации. | 1. |
5. | Организация дорожного движения. Правила перехода улиц и дорог. | 1. |
6. | Типичные опасные ситуации на дорогах с пешеходами. | 1. |
7. | Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки». | 1. |
8. | Транспортные средства и дорожное движение. | 1. |
9. | .Правила езды на велосипеде. | 1. |
6-й класс
Темы занятий | кол. часов | |
1. | Вводное занятие. Дорожно-транспортные происшествия. Причины ДТП. | 1. |
2. | Формы регулирования движения. Сигналы светофора и регулировщика. Дорожная разметка, дорожные знаки. | 1. |
3. | Правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров. | 1. |
4. | Организация дорожного движения.. Правила перехода улиц , дорог, перекрёстков. | 1. |
5. | Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки». | 1. |
6. | Правила безопасности при переходе и проезде железнодорожных переездов. | 1. |
7. | Труд водителя. | 1. |
8. | Номерные опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах. | 1. |
9. | Правила движения велосипедистов. Дополнительные требования к движению велосипедистов. | 1. |
7-й класс
Темы занятий | кол. часов | |
1. | Россия — страна автомобилей. | 1. |
2. | Формы регулирования движения. Сигналы светофора. Сигналы регулировщика. Дорожная разметка. | 1. |
3. | Дорожные знаки. | 1. |
4. | На загородных дорогах. Правила перехода улиц, дорог, перекрёстков. | 1. |
5. | Причины ДТП. Оказание пострадавшим первой доврачебной помощи. | 1. |
6. | Правила поведения при ДТП.Оказание пострадавшим первой доврачебной помощи (практическое занятие). | 1. |
7. | Роллинг. | 1. |
8. | Дополнительные требования к движению велосипедистов. | 1. |
9. | Железная дорога. | 1. |
8-й класс
Темы занятий | кол. часов | |
1. | Правила движения — закон улиц и дорог. | 1. |
2. | Дорожная азбука. | 1. |
3. | Регулирование движения транспортных средств. | 1. |
4. | Движение пешеходов по улицам и дорогам. | 1. |
5. | Транспортные средства на улицах и дорогах | 1. |
6. | Правила пользования пассажирским транспортом. | 1. |
7. | Велосипед и мопед. Правила перевозки пассажиров. | 1. |
8. | Проезд железнодорожных переездов. | 1. |
9. | Правила поведения при ДТП. Оказание пострадавшим первой доврачебной помощи. | 1. |
9-й класс
Темы занятий | кол. часов | |
1. | Вводное занятие. Мы — пешеходы. | 1. |
2. | Элементы улиц и дорог. Перекрёстки и их виды. | 1. |
3. | Причины несчастий, происходящих с пешеходами . | 1. |
4. | Опасные ситуации по вине водителей. | 1. |
5. | Опасные ситуации по вине пешеходов. | 1. |
6. | Опасные ситуации, возникшие из-за неисправностей транспортных средств, дорог, освещения. | 1. |
7. | Внимание: пешеходы. | 1. |
8. | Шагаем по дороге. | 1. |
9. | Наш друг светофор светит не только нам | 1. |
10. | Итоговое занятие. Тест. | 1. |
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся 5-9 классов.
Знать:
правила дорожного движения;
группы знаков и их назначение, место установки;
назначение дорожной разметки и её виды;
правила безопасного поведения на улице, на дороге;
правила пользования общественным и личным транспортом;
Уметь:
самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог;
пользоваться общественным транспортом;
применять знания правил дорожного движения на практике.
10-й класс
Темы занятий | Кол. часов | |
1. | Вводное занятие. Роль автомобильного транспорта в экономике города. | 1. |
2. | Регулирование движения. Сигналы регулировщика. Выполнение его сигналов. | 1 |
3. | Дорожные знаки : — предупреждающие знаки ; -знаки приоритета ; — запрещающие знаки ; — предписывающие знаки ; — знаки особых предписаний ; — информационные знаки ; — знаки дополнительной информации (таблички) | 1. |
4. | Причины ДДТТ. Мероприятия, проводимые по их предупреждению. | 1. |
5. | Правила передвижения группами по населённому пункту. Выбор безопасных маршрутов. | 1 |
6. | Первая медицинская помощь при ДТП. | 1 |
7. | На загородной дороге. | 1 |
8. | Правила безопасного поведения при пожаре в общественном транспорте. | 1 |
9. | Правила перевозки пассажиров. | 1 |
11-й класс
Темы занятий | кл. асов | ||
1. | Основные понятия и термины |
| 1 |
2. | Перекрёстки и их виды. Правила поведения на перекрестках. |
| 1 |
3. | Дорожные знаки и их группы. |
| 1 |
4. | Правила пользования общественным транспортом . Культура поведения. |
| 1 |
5. | Опознавательные знаки транспортных средств. |
| 1 |
6. | Применение специальных сигналов. |
| 1 |
7. | Правила пользования железнодорожным транспортом. Железнодорожный переезд. |
| 1 |
8. | ДТП. Их причины и последствия. |
| 1 |
9. | Оказание первой медицинской помощи. |
| 1 |
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся 10-11 классов.
Знать:
правила дорожного движения;
правила поведения на улицах и дорогах;
основы первой медицинской помощи.
Уметь:
применять свои знания правил дорожного движения на практике;
оказать первую медицинскую доврачебную помощь.
План
целевых предупредительно-профилактических мероприятий
по предупреждению детского дорожного травматизма
на 2012-2013 учебный год.
Содержание работы | Сроки | Класс | Ответственный | |
| Работа по предупреждению детского дорожно — транспортного травматизма.. |
|
|
|
1. | Продолжить обучение учащихся 1-11 классов в курсе ОБЖ, на классных часах согласно утвержденным программ и новых требований приказа Минобрнауки № 427 от 19.10.2009г.
| в теч. года | 1-11 | Кл .руководители Преподаватель ОБЖ |
2. | Обновить картотеку детей, имеющих велосипеды, мотоциклы | сентябрь | 1-11 | Кл .руководители ЗВР |
3. | Соревнования «Безопасное колесо -2013» | апрель | 5-11 | Степаненко Г.Н.
|
4. | Организация учёбы отряда ЮИД. | в теч.года | 5-11 | Степаненко Г.Н |
5. | Смотр-конкурс отрядов ЮИД | по плану УО |
| Степаненко Г.Н |
6. | Участие в районных викторинах и конкурсах по безопасности дорожного движения. | по плану района | 5-11 | Степаненко Г.Н |
7. | Праздник «Посвящение в пешеходы первоклассников» | 2-3 нед. сентября. | 1 | Геращенко Е.А. Степаненко Г.Н. |
8. | Акция «Внимание — дети!», посвящённая началу учебного года | Август – сентябрь | 1-11 | Кл. руководители Степаненко Г.Н.
|
9 | Урок безопасности «Взаимное уважение на дороге – залог безопасности» (с уходом детей на каникулы – заполнение памяток). | 26.10., 28.01., 22.03.,30.05 | 1-11 | Кл руководители. |
10 | Осенний декадник «Дорога требует дисциплины». | 27.10.- 05.11 | 1-11 | Степаненко Г.Н., кл. руководители. |
11 | Зимний месячник безопасности | 25.12-25.01 | 1-11 | Степаненко Г.Н., кл. руководители. |
12 | Весенний декадник «Дорога и дети» | 23.03-01.04 | 1-11 | Степаненко Г.Н., кл. руководители. |
13 | Всероссийская операция « Внимание! Дети!», посвящённая окончанию учебного года | май | 1-11 | Степаненко Г.Н., кл. руководители. |
14
| « День обеспечения безопасности дорожного движения» в день Последнего звонка | 25.05 | 1-11 | Степаненко Г.Н., кл. руководители. |
15 | Месячник «Ни дня без знаний ПДД, они нужны тебе и мне». -конкурс листовок «Мы за безопасность на дорогах». -«Викторина АВС»
| апрель | 1-11 5-7 8-11
| Степаненко Г.Н. Кл. руководители.
|
16 | Совершенствование учебной материальной базы, внедрение передовых форм работы по обучению несовершеннолетних основам безопасного поведения на дороге | В течение года | 1-11 | Администрация, кл. руководители. |
17 | Выпуск листовок и буклетов для родителей по предупреждении ДДТТ | В течение года | 1-11 | Администрация, кл. руководители. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЗВР ___________________Степаненко Г.Н.
Использованная литература:
Правила дорожного движения.
Федеральный закон №196 от 10 декабря 1995года «О безопасности дорожного движения».
Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД.
Интернет ресурсы