Программа внеклассной работы «Шаг за шагом» 5-9 класс


Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

Республики Марий Эл

«Школа-интернат среднего( полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов г.Козьмодемьянска»











Воспитательная программа

«Шаг за шагом»

Для учащихся 5-9 классов











Автор: Горшкова Татьяна Павловна,

учитель марийского (государственного) языка,

истории и культуры народов Марий Эл















Пояснительная записка

Воспитание детей и учащейся молодёжи в настоящее время осуществляется в новых социально–экономических и общественно – политических условиях. Сегодня меняется социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодёжных объединений и организаций. Наблюдается снижение воспитательного потенциала семьи.

Множатся количественные и качественные показатели неблагополучия в детской среде, ухудшается физическое, психическое и нравственное здоровье детей. Продолжается алкоголизация и наркотизация. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к воспитанию.

Опыт прошлых лет показывает, что ни одна программа не приносит желаемых результатов, если не используется системный подход в воспитательной деятельности. Именно система позволяет создать условия для проявления реализации и развития самостоятельности её участников.

Данная воспитательная программа разработана для учащихся 5–9-х классов и рассчитана на 5 лет.

Любой ребёнок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, трудности и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность.

Данная воспитательная программа призвана решить следующие актуальные вопросы:

1. Адаптация учащихся в социокультурном мире.

2. Методы повышения мотивации к учебе и творчеству (следствие увеличения учебной нагрузки).

3. Укрепление коллективных связей.

4. Разнообразие форм воспитательной деятельности.

5.Укрепление межличностных связей в коллективе.

6. Создание психологически комфортной воспитательной среды.

Личность ребенка — слишком многогранное и сложное понятие, чтобы ее ценность определять степенью усвоения учебной программы. С другой стороны, ребенок может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства, в способность уважать себя как личность и видеть в другом человеке личность со своим неповторимым мироощущением.









Цель программы

Формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребностей к самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире.

Задачи программы

  • Создать благоприятный воспитательный фон, способствующий саморазвитию учащихся.

  • Способствовать развитию познавательных интересов каждого ученика.

  • Способствовать сплочению классного коллектива.

  • Формировать собственную позицию жизни ученика.

  • Формировать самостоятельные и устойчивые интересы каждого ученика.

  • Формировать потребность в самообразовании.

  • Сориентировать в правильном выборе будущей профессии.

  • Формировать стремление к здоровому образу жизни.

Принципы программы

Деятельность, общение и отношения в классе строятся на следующих принципах:

Принцип гуманизма. Это главный принцип в организации жизнью класса. Только уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищённой, нужной, значимой.

Принцип самоактуализации. В каждом подростке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога, уникальности классного коллектива — это главная задача и магистральное направление развития школьного сообщества. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член ученического коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.

Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и в школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в школьном сообществе.

Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося. Благодаря творчеству, ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я — концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».

Принцип доверия и поддержки. Обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.

Принцип системности. Он обусловлен тем, что личность, как целостная интегральная система, должна развиваться в целостном интегрированном педагогическом процессе.

 

Функции воспитательной программы:

  • развивающая, направленная на изменение мотивации учебной деятельности, развитие творческой личности, способной к самовыражению, самореализации;

  • интегрирующая, обеспечивающая расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей;

  • защитная, способствующая изменению типа взаимоотношений ребенка и взрослого, в основе которых должно быть сочувствие, сопереживание, взаимопонимание;

  • корректирующая, направленная на коррекцию поведения и общения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности;

  • компенсирующая, предполагающая создание в школе условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, развитие коммуникабельности, обеспечивающей успешность совместной деятельности детей и взрослых;

  • управленческая, ориентированную на оптимизацию условий для профессионального роста педагога, взаимодействие всех участников воспитательной системы.



Направления программы:

  • учение

  • образ жизни

  • здоровье

  • досуг

  • общение


Направление «Учение»


Направлено на создание условий для получения соответствующего представлениям качественного образования, на развитие эрудиции, формирование потребности в самообразовании. Итогом претворения в жизнь данного направления должны стать: развитие способностей личности ученика, устойчивые естественнонаучные взгляды на природу и общество, самостоятельное, рациональное, критическое мышление, убежденность, готовность к самореализации, умение ориентироваться в новых жизненных обстоятельствах, принятие учащимися ответственности за собственное развитие.

При этом используются следующие формы:

        Проведение групповых дискуссий, ролевых игр для проявления и развития способностей;

        Ведение наблюдений за самовоспитанием;

        Составление анализа собственного поведения общения, результатов учебы.

Индивидуальная работа.

  • Организация дифференцированного и индивидуального подхода к сильному, среднему и слабому обучающемуся. Контроль посещаемости, успеваемости. 

  • Организация консультаций педагогов в случае слабой учёбы. Работа по самовоспитанию обучающихся.

Коллективная работа. Работа с классом.

  • Создание условий соревнования в учебной деятельности.

  • Постоянное отслеживание результатов деятельности (ведение экрана успеваемости).

  • Организация и проведение открытых уроков, внеурочных мероприятий (участие, помощь преподавателю).


Работа с родителями.

Постоянная связь с родителями, доведение до них сведений об успеваемости обучающихся. Привлечение к посещению занятий, праздников, соревнований.
Работа с педагогами.

  • Участие в организации внеурочной деятельности обучающихся.

  • Организация и проведение вечеров, праздников по предмету, предметных недель.

Мероприятия:

  • .День знаний.

  • Работа предметных кружков

  • Участие в школьных, муниципальных, республиканских олимпиадах

  • Общешкольные линейки по итогам каждой четверти, полугодия.

  • Участие в интеллектуальных марафонах.

  • Участие на научно-практических конференциях.

  • Последний звонок.

  • Заседания Совета школы.

  • Предметные недели.

  • Участие во Всероссийском конкурсе «Олимпус» по различным предметам.


Направление «Образ жизни»


Это направление:

        Способствует повышению педагогической культуры родителей;

        Помогает в организации совместной деятельности взрослых и учащихся;

        Предполагает социальную защиту и охрану.

Помогает:

        пропагандировать здоровый образ жизни;

        установить неиспользованный резерв семейного воспитания;

        найти пути оптимизации педагогического взаимодействия (школа – семья);

        предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.

Классный руководитель использует в своей работе такие формы, как:

1.     Изучение семейно – бытовой атмосферы школьника (бытовые условия, моральный климат, семья полная или неполная, взаимоотношения в семье, материальная обеспеченность, здоровье, нравственность, режим дня; окружение ученика).

2.     Проведение родительских собраний по проблемам.

 3. Проведение встречи – чествования «День семьи».

4. Проведение круглого стола на тему: «Кто ты на Земле: хозяин или прохожий».

Индивидуальная работа.

Изучение личности обучающегося, взаимоотношений в семье, корректировка негативных явлений личности. Профилактическая работа с неуспевающими, нарушителями дисциплины.

Коллективная работа. Работа с классом.

Формирование познавательного интереса обучающихся к изучению и принятию положительного опыта семейных отношений. Повышение уровня культуры отношений между юношами и девушками. Изучение правовых основ взаимоотношений между людьми в семье и коллективе.

Работа с семьёй.

Тактичная корректировка негативного влияния семьи. Привлечение родителей к мероприятиям, проводимым в классе и в школе. Изучение постановки семейного воспитания, обобщение положительного опыта воспитания в семье. Оказание помощи родителям в обучении, воспитании детей. Разъяснение родителям целей и задач учебно-воспитательной работы 

 


Направление «Здоровье»


В условиях класса предполагает:

        Работу по сохранению и укреплению нравственного, психического и физического здоровья.

        Способность школьника осознанно вести здоровый образ жизни, заботиться о поддержании здоровья, заниматься физическим самосовершенствованием; понимать себя.

        Умение делать самоанализ.

        Отсутствие психологического дискомфорта.

        Умение анализировать и прогнозировать ситуацию.

Содержание деятельности.

Оздоровительная среда:

        Организация работы спортивных секций;

        Организация работы коррекционных секций;

        Организация спортивно – массовой работы;

        День здоровья.

Комфортная пространственная среда:

        Работа по просвещению рационального питания;

        Влажная уборка класса. Санитарный день (каждый последний четверг месяца).

Необходимая психологическая среда:

        Совместная работа психолога и классного руководителя по различным вопросам диагностики и коррекции.

Индивидуальная работа.

Наблюдение за физическим и психическим развитием обучающихся. Забота о сохранении и укреплении здоровья обучающихся. Обеспечение помощи заболевшим обучающимся в учебе (отставание по причине болезни). Осознанное отношение к здоровью (самовоспитание, самодиагностика, самосохранение).

Коллективная работа. Работа с классом.

Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм в помещениях учебного корпуса, общежития. Организация питания обучающихся. Пропаганда здорового образа жизни. Организация спортивных мероприятий, походов, экскурсий. Работа в контакте с медицинскими работниками.

Работа с родителями.

Просвещение родителей о возрастных особенностях развития старших подростков. Организация консультаций специалистов по вопросам физического и психического здоровья обучающихся.

Работа с педагогом.

Взаимодействие классного руководителя с учителем физкультуры, медработником по вопросам охраны здоровья обучающегося и пропаганде здорового образа жизни. Повышение квалификации педагогов по вопросам валеологии.
Внешние связи.

Работа по вовлечению обучающихся в спортивные и оздоровительные секции. Привлечение специалистов поликлиники, милиции, ГИБДД к работе с обучающимися и родителями. Организация участия обучающихся в городских, районных и республиканских соревнованиях и оздоровительных мероприятиях. 

Мероприятия:

  • Работа спортивных секций.

  • Занятие на уроке ритмики.

  • Дни здоровья.

  • Встречи с врачами ЦРБ.

  • Участие в школьных, городских, районных, республиканских, российских соревнованиях по разным видам спорта.

  • Классные часы «В здоровом теле — здоровый дух»

  • Профилактические мероприятия с участием медиков школы.


Направление «Досуг»


Способствует созданию зоны отдыха для восстановления физических и духовных сил, развитию способностей и интересов. Форма и содержание досуговой деятельности учащимся не навязывается, а выбирается добровольно самими школьниками.

Досуговая  деятельность строится на принципах самоуправления, учащиеся стараются сами стать организаторами своего досуга.

Классный руководитель стремится, чтобы досуговая деятельность была разнообразной и значимой для молодых людей, развивала познавательный и культурный кругозор школьников:




Индивидуальная работа.

Выявление индивидуальных интересов обучающихся, помощь в выборе внеурочной деятельности (кружков, секций). Организация деятельности, расширяющей кругозор обучающихся.

Коллективная работа. Работа с классом.

Определение программы деятельности в классе, выбор направления работы. Использование всех возможностей для объединения обучающихся класса. Вовлечение в досуговую деятельность обучающихся из категории пассивных. Создание условий в коллективе класса для наибольшего проявления качеств личности обучающегося. 

Работа с родителями.

Содружество педагога и родителей в проводимых мероприятиях. Использование возможностей родителей в организации праздников, экскурсий.

Работа с педагогами.

Использование в работе знаний и умений педагогов школы, привлечение к участию в досуговых мероприятиях.

Внешние связи.

Взаимодействие с учреждениями города и района, организующих досуг детей и взрослых (Дом творчества, Дворец культуры, ДЮСШ, библиотека). Встреча с интересными людьми.


Направление «Общение»

Ведущие критерии:

        Социальная активность личности;

        Сознательное соблюдение этических норм;

        Стремление к самосовершенствованию.

Главные нравственные ориентиры:

        Ответственность перед обществом;

        Патриотизм;

        Ответственное отношение к деятельности;

        Высокие нравственные качества;

        Чувство собственного достоинства;

        Уважительное отношение к людям;

        Умение принимать верное решение;

        Способность совершать неслучайный выбор.

Направление способствует коррекции отношений между педагогами, учащимися и родителями, помогает школьникам в приобретении культуры общения, культуры поведения, учит милосердию, состраданию. Учащиеся постигают общечеловеческие ценности (мир, мама, Родина, семья, природа). Индивидуальная работа с учащимися на основе личностно ориентированного подхода ведется по следующим аспектам:

  • Изучение их взаимоотношений, проблемы общения;

  • Изучение стилей взаимоотношений родителей с детьми, положение пожилого человека (девушки) в семье;

  • Создание условий для самоутверждения  учащегося в школе;

  • Проведение творческих игр по  этике общения.

Индивидуальная работа.

Роль педагога как защитника интересов несовершеннолетнего. Создание благоприятных условий для обучения и развития каждого обучающегося, для проживания в общежитии. Работа по социализации обучающихся.

Коллективная работа. Работа с классом.

Создание коллектива класса. Изучение сферы общения обучающихся, корректировка отношений между обучающимися. Создание доверительных отношений в коллективе, благожелательной атмосферы. Сохранение традиций школы.

Работа с родителями.

Деятельный подход к семейному воспитанию, формирование совместных целей на перспективу и путей их достижения. С помощью родителей формировать такие качества как самостоятельность, уверенность в себе.

Работа с педагогами.

Совместная работа педагогов класса по корректировке отношений между обучающимися, выявлению и показу положительных сторон каждого обучающегося.

Внешние связи.

Формирование способности к более широкому общению через привлечение обучающихся в кружки, секции, в работу общественных организаций, библиотеки. Встреча с интересными людьми.

Мероприятия:

  • Уроки мира, мужества.

  • Работа органов ученического самоуправления

  • День учителя. Встреча с ветеранами педагогического труда.

  • Праздник будущих защитников Отечества.

  • День Матери.

  • Профориентационная работа.

  • Работа с родителями.

  • Неделя безопасности дорожного движения


 Формы воспитательной работы:


1.Классные часы.
2. Циклы классных часов..
3. Классное собрание..
4. Конференции,
5. Ролевые игры,
6. Деловые игры,
7. Тренинги «Толерантность к себе и окружающим»
8. Презентации,
9. Круглые столы,
10. Викторины,
11 КВНы,
12. Вечера отдыха,
13. Музыкальные и литературные гостиные,
14. Исследовательская работа.
15. Экскурсии, походы, путешествия
16. Трудовые десанты,
17. Родительские собрания

18. Шефская помощь.

19. Участие в школьных делах и состязаниях.


Методы и приемы, используемые в воспитательном процессе:

  • рассказ;

  • анкетирование и его анализ;

  • беседа;

  • анализ ситуаций;

  • мозговой штурм;

  • дискуссия;

  • упражнения и тренинги;

  • инсценировка ситуаций;

  • диспут

Критерии результативности и способы их отслеживания



Критериями оценки результатов воспитательной программы являются следующие:

1. Уровень сформированности классного коллектива (социометрия, уровень сплоченности).

2. Результаты коллективных и индивидуальных психолого-педагогических диагностик (Диагностика психологического климата класса)

3. Уровень вовлечённости обучающихся в коллективно-творческую деятельность, в работу актива класса (наблюдения за достижениями учащихся)

4. Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся (данные школьного врача и учителя физкультуры).

5. Уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса (Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения (методика Е. Н. Степанова))

6. Уровень удовлетворенности школьной жизнью (Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью (разработана кандидатом психологических наук А.А. Андреевым)

7. Уровень сформированности индивидуальности и креативности учащегося школы (Тест Н. Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте», краткий тест творческого мышления П. Торренса (фигурная форма)

8. Уровень развития самоуправления в коллективе учащихся (Методика М.И. Рожкова)

9. Уровень социализации личности учащегося (Методика М.И. Рожкова)



Ожидаемые результаты



1. Развитие уровня сплоченности учащихся.

2. Накопление банка психолого-педагогических диагностик классного коллектива и учащихся.

3. Активное участие класса в школьных коллективно-творческих делах, в олимпиадах, в разных конкурсах и конференциях.

4. Принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в нестандартных ситуациях.

5.Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, учащихся и классного руководителя по всем вопросам.

6.Повышение мотивации обучающихся к учебной и воспитательной деятельности.

7. Раскрытие собственной индивидуальности через навыки группового взаимодействия; работу творческого коллектива;

8. Приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни, формирование позитивных отношений к базовым ценностям нашего общества.




















Литература:

  1. Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. — М., 2000 г

  2. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии. / Под ред. Н.Е. Щурковой — М., 1992 г.

  3. Журналы: «Классный руководитель», «Воспитание школьников», «Справочник классного руководителя», «Воспитательная работа в школе», «Классный руководитель«.

Свежие документы:  Совместное развлечение детей и родителей «Проводы зимы, встреча весны» (подготовительная к школе группа)

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: