Программа взаимодействия школы с семьей


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ливенская средняя общеобразовательная школа №1»





Принята на заседании

Педагогического Совета

Протокол № ______

От « » 2014 года








«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Ливенская СОШ №1 »

________ Т.Ю.Понамарева

«___» ________2014 года








Программа

взаимодействия школы с семьей





« Семья и школа – это берег и море.

На берегу, ребенок делает свои первые шаги,

получает первые уроки жизни,

а потом перед ним открывается

необозримое море знаний, 

и курс в этом море прокладывает школа.

Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…»

Л. А. Кассиль













Разработчики программы:

Горбань Е.Ю., социальный

педагог;

МБОУ «Ливенская СОШ №1»

Пояснительная записка

  Семья — институт, где формируются основные нравственные качества ребёнка. Общество меняется, меняются взгляды семьи на жизнь, ведущие ценности. В последние годы вся педагогическая общественность особенно остро осознала простую истину: воспитание ребёнка без укрепления связи с семьёй невозможно.

Основополагающие государственные документы: Закон Российской Федерации «Об образовании», «Концепция образовательной системы» восстанавливают статус воспитания как приоритетного направления деятельности в системе образования, подчёркивают исключительную роль семьи в решении задач воспитания, указывают на необходимость равноправного, творческого заинтересованного союза семьи и образовательных учреждений.

Каким должно быть это взаимодействие, а лучше сказать, сотрудничество? Приоритетными задачами должны быть возрождение системы семейного воспитания, обеспечение взаимодействия школы и семьи в воспитании детей и подростков. Повышение педагогической культуры является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствование семейного воспитания.

Особая роль в работе с семьёй отводится образовательным учреждениям, которые по-прежнему, как важнейший социальный институт, обеспечивают воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума.

Взаимодействие школы и семьи — это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи — источник и важный механизм их развития.






 























I. Концептуальные основы Программы



Цели программы:

1.Создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей — основа сотрудничества школы и семьи

2. Создание реального сотрудничества между педагогическим коллективом и родителями в процессе воспитания школьников, организация взаимодействия семьи и школы на основе единой педагогической позиции.



Задачи:

установление постоянной связи с родителями, взаимопонимание и согласованное взаимодействие семьи и школы ;

оказание психолого-педагогической помощи семье в воспитании и обучении детей;

— привлечение родителей к управлению школой;

— обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;

— установление связи с правоохранительными и другими заинтересованными органами по охране прав детей и семьи в целом;

организация общественно значимой деятельности родителей и учащихся, формирование активной педагогической позиции родителей. 


Участники программы: родители обучающихся, классные руководители, администрация школы, педагог-психолог, социальный педагог, учителя – предметники, представители правоохранительных органов, медицинские работники.


















II.Сроки реализации программы





Программа рассчитана на 4 года:

 

1-й этап 2014-2015 учебный год — проектно- организационный;

2-й этап 2015-2016 учебный год — исследовательский;

3-й этап 2016-2017 учебный год — практический;

4-й этап 2017-2018 учебный год –– аналитический

 

Этапы работы


2014-2015 уч.год – проектно – организационный

Изучение теоретических основ проблемы и имеющегося практического опыта.

2015-2016 уч. год – исследовательский — тщательное изучение семей, взаимоотношений родителей и детей.

2016-2017 уч.год – практический.

Осуществление комплексно-целевой программы. Выявление оптимальных социально — педагогических технологий, режима работы. Отбор наиболее оптимальных диагностических методик.

2017- 2018 учебный год – аналитический.

Подведение итогов. Выявление соответствия результата целям. Оформление результатов



Управление и контроль над реализацией программы должен осуществлять педагогический совет совместно с родительским комитетом. Координатором программы является заместитель директора по воспитательной работе образовательного учреждения. 

Программа разработана на 4 года, с учетом законодательных нормативно – правовых документов:

Конвенция ООН о правах ребенка;

Конституция РФ;

Закон РФ « Об образовании»;

Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей».






III.Содержание деятельности

Работа с родителями

  • Общение и формирование личностных ориентаций учащихся: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре, способствующих пониманию общечеловеческих ценностей.

  • Работа с семьей: объектом внимания является не сама семья, а семейное воспитание.

  • Организация совместного проведения свободного времени детей и родителей.

  • Психолого-педагогическое просвещение родителей.

  • Защита прав и интересов ребенка.

Работа с учащимися

  • Правовое воспитание несовершеннолетних, как необходимое условие формирования правосознания и правовой культуры.

  • Воспитывать убежденность, что соблюдение правовых норм является основой безопасности жизни человека.

  • Разъяснение учащимся ответственности за заведомо ложные сообщения о фактах терроризма.

  • Проведение тематических бесед и лекций по правовым вопросам с привлечением специалистов по праву.


Ожидаемые и прогнозируемые результаты:

—  совместная работа семьи и школы по повышению педагогической культуры родителей, разработать систему родительского всеобуча;

-уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в подростковой среде;

озрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни;
— обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком (подростком). 
— оптимизация системы массовых мероприятий с родителями, работы по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся;

-работа по выявлению и использованию в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания, традиций семейной народной педагогики.


 











IV.           ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ

—         принцип вариативности

—         принцип партнерства

—         принцип открытости и гласности



V.      ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

1) Работа с семьей и родительской общественностью по вовлечению их в учебно-воспитательный процесс школы.

2) Работа по обеспечению активного участия родителей и родительской
общественности в управлении школой.

3) Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительский
всеобуч).

4) Методическая поддержка педагогов школы по вопросам эффективного взаимодействия с родителями.



VI. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

При разработке данной программы были обозначены следующие критерии оценки ее эффективности:

1)  Повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей и педагогов школы.

2) Активизация участия родителей в учебно-воспитательном процессе школы, внеучебной и внеурочной деятельности, в процессе управления школой


























VII.Этапы реализации программы:



Основная деятельность

Участники

Сроки

Ответственные

1 этап – подготовительный (сентябрь — октябрь 2014г.)

1. Изучение научно-методической литературы.

Педагогический коллектив

Сентябрь-октябрь

Инициативная группа

2. Изучение практики работы педагогических работников по данной проблеме в школе.

Педагогический коллектив

Сентябрь- октябрь

Зам. директора по ВР

3. Анализ эффективности сложившейся системы работы педагогов с семьей.

Педагогический коллектив

Сентябрь- октябрь

Зам. директора по УВР, ВР

4. Разработка концепции программы и плана мероприятий

Инициативная группа

Сентябрь-

октябрь

Директор, зам. директора по УВР

2 этап – проектно-диагностический (ноябрь – декабрь 2014)

1. Анализ воспитательного потенциала семей школьников

Классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог

Сентябрь-декабрь

Зам. директора по ВР

2. Мониторинг работы педагогов с семьей.

Педагогический коллектив

Ноябрь

Зам. директора по ВР

3. Создание банка методик психолого-педагогической диагностики и мониторинга реализации программы.

Инициативная группа

Декабрь

Зам. директора по ВР

4. Изучение позитивного опыта семейного воспитания.

Классные руководители

Ноябрь-

декабрь

Руководитель МО классных руководителей

3 этап – основной (практический) (октябрь 2014 – июнь 2017г.)

1. Обеспечение условий для реализации Программы.

Администрация

В течение этапа

Директор

2. Реализация направлений программы

Инициативная группа

В течение этапа

Зам. директора по УВР, ВР

3. Внедрение в практическую деятельность новых форм работы с семьей

Школьный коллектив, родители

 


4. Зарождение новых традиций, укрепление прежних традиций:

 



 

 

 

  • Мероприятие «Вера, Надежда, Любовь и София в российских семьях»

 Школьный коллектив, родители

 

сентябрь

Зам. директора по ВР

  • «Детства дни не торопите». Вечер семейного отдыха в виде конкурсной программы.

 Школьный коллектив, родители


октябрь

Старшая вожатая, социальный педагог

  • Праздник «Вам, милые МАМЫ!»;

  • акция к Дню матери (конкурсы рисунков, сочинений, фотографий)

 Школьный коллектив, родители


ноябрь

 Старшая вожатая социальный педагог

  • Творческий конкурс «Своей семье я посвящаю» (поделки, рисунки, сочинения и стихотворения)

Школьный коллектив, родители

декабрь

Старшая вожатая социальный педагог

  • «Мой путь в профессию». Встреча с родителями разных профессий.

Школьный коллектив, родители

январь

социальный педагог

педагог-психолог

  • Праздник «День отца» (1-6 кл)

Школьный коллектив, родители

февраль

Старшая вожатая социальный педагог


  • Праздник «Широкая Масленица»;

Школьный коллектив, родители

март

 Старшая вожатая социальный педагог

  • Конкурс «Семья года».

Школьный коллектив, родители

апрель

Старшая вожатая социальный педагог

5. Педагогическая поддержка семьи:


 


— Акция «Милосердие»;

 Школьный коллектив, родители

апрель

 Старшая вожатая социальный педагог

— Марафон «Лето»;

 Школьный коллектив, родители

июнь-август

 Старшая вожатая социальный педагог

педагог-психолог

— Ярмарка «Спешите делать добрые дела».

 Школьный коллектив, родители

в течение года

 Старшая вожатая социальный педагог

педагог-психолог

6. Родительский всеобуч:

 

 

 

— Консультации специалистов «Азбука для родителей»;

Специалисты служб сопровождения

Постоянно

социальный педагог

педагог-психолог

— Клуб «Семейный очаг»

Педагоги

в течение года

социальный педагог

педагог-психолог

7. Организация постоянно действующих научно-практических, методических, проблемных, психолого-педагогических семинаров, направленных на качественную реализацию программы.


В течение реализации программы

социальный педагог

педагог-психолог

8. Создание банка тематических родительских собраний по возрастным группам.

Классные руководители

В течение реализации программы

Зам. директора по ВР

3 этап – обобщающий ( сентябрь 2017г.-май 2018г.)

1. Обобщение опыта работы педагогических работников по реализации программы

Классные руководители

Сентябрь-февраль

Зам. директора по ВР

2. Проведение научно-практического семинара по обобщению опыта.

Классные руководители

Март-

апрель

Администрация

3. Издание сборника «Повышение воспитательного потенциала семьи на основе усиления роли семьи в школьном образовательном процессе».


Март-

май

Директор, зам. директора по УВР, ВР







VIII. Ожидаемые и прогнозируемые результаты:

—  совместная работа семьи и школы по повышению педагогической культуры родителей, разработать систему родительского всеобуча;

-уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в подростковой среде;

озрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни;
— обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком (подростком). 
— оптимизация системы массовых мероприятий с родителями, работы по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся;

-работа по выявлению и использованию в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания, традиций семейной народной педагогики.


 



































Список литературы

Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М.: Просвещение, 1989.

Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – М., 2000.

Бочарова В.Г. Развитие образования в области социальной работы в России в контексте международного опыта. – М., 1996.

Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей – М., 2003.

Гурьянова М.П. Социальная педагогика и социальная работа на селе. – М.,1993.

Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы : становление и развитие. – М., 2001.

Газман О.С. Неклассическое воспитание. – М.: Мирос,2002.

Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Валеология – Бахрам. – М.,2003.

Касаткин С.Ф. Мастер общения. – C-Пб.: Питер, 2002.

Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М.,1991.

Лазарев В.С. Системное развитие школы. – М., 2003.

Лепнева О.А., Тимошко Е.А. Педагогическое руководство формированием классного коллектива: формы и приемы. – Великий Новгород, 2003.



Интернет — источники:

  1. // https://festival.1 september.ru 

  2. www.school-inderka.narod.ru/sem.htm  

  3. www.niko40.rusedu.net/post

























Приложение №1

«Ты для меня пример во всём…»

(сценарий праздника в 1-6 кл. ко Дню Отца)


Цели:

способствовать формированию у детей значимости слов отец, семья; воспитывать любовь к отцу; формировать чувство гордости за своего отца; прививать детям и взрослым умение дарить радость общения в коллективе.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ ИР.ПШЕНИЧНОЙ «ПРО ПАПУ».


Ученица: О мамах поют песни,

Стихи им посвящают,

А об отцах в искусстве

Почти не вспоминают.


Как будто папа меньше

Значения играет,

И о своём ребёнке

Он не переживает.


Родители важны,

Любимы одинаково,

Хоть это почему-то

В народе и запрятано.


Ведущий: Здравствуйте, дорогие наши гости!

Совсем скоро наша страна будет отмечать День Матери. С 1988 г. этот праздник учреждён Указом Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина, и с тех пор отмечается в последнее воскресенье ноября.

А вот про День Отца у нас в стране как-то подзабыли.

Считается, что идея устроить праздник для пап посетила в 1909 году миссис Сонору Додд из Вашингтона. Она хотела выразить признательность своему отцу, а в его лице – всем заботливым отцам Америки, участвующим в воспитании детей. Отца основательницы праздника звали Уильям Смарт, его жена умерла, родив шестого ребенка, но отец-одиночка успешно воспитал новорожденного и еще пятерых детей. Добродетельный Уильям был ветераном гражданской войны и проживал с детьми на ферме.

Итак, День отца появился как выражение любви и благодарности, которые дочь посвятила своему отцу. Розы — цветы Дня отца: красные носят, если отец жив, и белые, если отец умер.

Во многих странах уже узаконили этот праздник, после Америки начали праздновать и в Бельгии, и в Германии, и в других странах. Чаще всего празднуют в июне – именно в июне был день рождения отца Соноры Додд.

В России – это плавающий праздник.

А мы отметим этот день накануне Дня Матери.


Ученица:


У меня есть папа!

Спросите, какой он?

Самый СИЛЬНЫЙ папа,

Самый ХРАБРЫЙ воин!

Добрый. Умный самый.

Как не похвалиться.

Папой только с мамой

Можно поделиться.

У меня есть папа!

Всё равно, какой он!

Лучший в мире папа,

Потому что МОЙ ОН!

Ученик: Хочу похожим быть на папу.

Во всём хочу как папа стать.

Как он —

Носить костюм и шляпу,

Ходить, смотреть и даже спать.

Быть сильным, умным,

Не лениться

И делать всё, как он — на пять!

И не забыть ещё жениться!

И… нашу маму в жёны взять.




(Включается музыкальная заставка) «ВОЛШЕБНИКИ ДВОРА»

Ученица:


У меня уехал папа

далеко.

Мне без папы, если честно,

нелегко.

Папа, если хочет,

может песню спеть,

Если холодно,

теплом своим согреть.


Папа может

сказку прочитать,

Мне без папы

трудно засыпать.

Поднимусь, и тихо

встану у дверей,

Милый папа,

возвращайся поскорей.





Ученик:


Папы разными бывают:

Тот молчит, а тот кричит,

Тот, бывает, напевает,

Тот у телека торчит,

Тот, бывает, обнимает

Теплотою сильных рук,

Тот, бывает, забывает,

Что он сыну лучший друг.

Папы разными бывают…

И, когда проходят дни,

Сыновья их вырастают

Точка в точку, как они.



Высоко оценивается роль отца, потребность в нём ребёнок испытывает в любом возрасте. Горем, душевной пустотой оборачивается его отсутствие. Уход отца из семьи всегда трагедия для ребёнка. Бывает и такое, когда дети, имея родного отца, пишут в анкетах и сочинениях только о дедушке, совсем не желая говорить об отце. А есть и противоположные случаи, когда ребёнку заменяет отца другой мужчина, заботится о нём, как о своём.

Отец – глава семьи, руководитель маленького коллектива. И, говоря о решающей роли отца в воспитании, мы имеем в виду личный пример отца; отношение отца к труду, к своим обязанностям на производстве; отцовскую требовательность, строгость, справедливость; помощь в учёбе, создание условий для нормальной жизни и деятельности; создание в семье уважительного отношения друг к другу, единство требований отца и матери.

Современные папы приобрели отличительные черты, которые раньше редко можно было наблюдать в отцах старшего поколения.

Сейчас молодой папа не стыдиться показываться с младенцем на людях, как это было в некоторых архаичных культурах, да и остается в глухих закоулках разных стран. Нынче молодой отец гордиться своей новой ролью, и хочет это показать окружающим, прогуливаясь с коляской или бегая на площадке за своим непоседой.


Конечно, и сегодня многие папы ищут свои черты в наследниках, но все же более их стали интересовать проявления ребенком собственной индивидуальности.


Современный отец любит похвастаться своим крохой. К сожалению, многие из наших отцов и дедов, иногда не могли вспомнить, в каком классе учиться их ребенок, но вот отчитать за полученную двойку они не забывали. Конечно, среди сегодняшних родителей, есть немало таких, которые переняли модель поведения своих отцов, но стало больше и тех, кто стараются не выискивать недостатки в ребенке, а хвастаются на перерывах в курилке, как его малыш сделал первый шаг, выучил новую букву и научился подавать мяч.

Мужчины научились чаще хвалить и говорить комплименты своим детям, понимая, что лучше развиваются те дети, чьи отцы не забывают подчеркнуть, достигнутые результаты карапуза. Психологами доказано, что мальчики, которых папы хвалят, вырастают более уравновешенными, а девочки – впоследствии счастливы в личной жизни.



— Много добрых и прекрасных слов мы узнали о вас, дорогие наши папы, из сочинений ваших любимых детей.

СЛАЙД. СОЧИНЕНИЯ О ПАПАХ.


— А давайте поближе познакомимся с нашими папами… (ДЕТИ ПРОВОДЯТ ИНТЕРВЬЮ)

  • Как давно Вы живёте в нашем селе?

  • Когда и где Вы пошли в первый класс?

  • Любимый школьный предмет?

  • Вы помните, как звали Вашу первую учительницу?

  • Какая у Вас отметка по русскому языку в аттестате?

  • Какое стихотворение из школьной программы Вы помните? Можете его рассказать?

  • О чём мечтали в детстве?

  • Ваше любимое занятие сейчас?

  • Назовите день рождения дочки? Сына?

  • Назовите самое счастливое событие в Вашей жизни?

  • Кем Вы мечтали стать? Осуществилась ли Ваша мечта?

  • Расскажите какой-нибудь самый интересный, забавный случай их жизни Ваших детей?


Ученик:

Ты для меня всегда пример во всём,

Поддержишь, посоветуешь, поможешь:

Я чувствую сейчас, что с каждым днём

Ты для меня всё ближе, всё дороже.


Желаю, чтоб тебе, как и всегда,

Легко дела любые удавались,

Не подводило счастье никогда,

Все планы непременно воплощались!


— Папы, как принято, зарабатывают деньги. А умеют ли они их считать? Или это только мамы могут делать? (Две мамы и два папы)

КОНКУРС «САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ»

(считать деньги и отвечать на вопросы)

— день рождения сына? Дочери?

— ваше любимое блюдо?

— назовите уроки вашего ребенка в понедельник?

— любимая книжка сына? дочери?

— на какой улице живёте?

— день рождения жены?

— сколько у нас в классе человек?

— как звали Вашу первую учительницу?

— сколько этажей в нашей школе?

— Ваше любимое занятие?

— сколько у Вас детей?

— любимое блюдо Вашего сына? Дочери?

— любимый фрукт?

— любимая передача? И т.д.



— Мы часто ругаем своих детей за плохую успеваемость, не разбирая причины. А папам теперь представим возможность немного побыть в роли ученика.

КОНКУРС «ПО СТРАНИЦАМ НАШИХ УЧЕБНИКОВ…»

  • Кто написал фантастическую повесть «Приключения Электроника»?

  • Чем отличается сложное предложение от простого?

  • Как найти делимое?


— Кто из вас, уважаемые папы, сейчас читает своим детям?

А когда они были совсем-совсем маленькие, читали? Сейчас мы проверим, как вы знаете сказки…

КОНКУРС «УЗНАЙ СКАЗКИ»

(сказки-перепутки. Нужно угадать названия всех сказок)




« В некотором царстве, в некотором государстве жила-была Царевна Лягушка. Вот села как-то она на Серого Волка и поехала искать пёрышко Финиста Ясна Сокола. Устал волк, хочет передохнуть, а она ему говорит: «Не садись на пенёк, не ешь пирожок!» А волк рассердился и говорит: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам!» Испугалась Лягушка, ударилась оземь и в полночь превратилась в тыкву. Увидал её Черномор и утащил к себе в замок.»


— Сколько в этом отрывке всего сказок?


-Дети и родители имеют много общего от рождения и от того, что долгое время живут вместе. За многие годы они настолько хорошо узнают друг друга, что начинают понимать всё с полуслова. Предположим, что утром папа очень спешил на работу и оставил своему ребёнку сокращённую записку с просьбой выполнить поручение. Ребёнок должен расшифровать записку. Дорогие ребята, вам даётся 1 минута на расшифровку папиного послания.


КОНКУРС «С ПОЛУСЛОВА».

1. Поч зуб. Сд зар. Уб пост.

(Почисти зубы. Сделай зарядку. Убери постель.)


2. Уб комн. Выт пы. Пол цв.

(Убери в комнате. Вытри пыль. Полей цветы.)


3. Пом пос. Выт ст. Вым по.

(Помой посуду. Вытри стол. Вымой пол.)



— Мы сегодня достаточно проверили наших пап, знают ли они своих детей.

А теперь узнаем, хорошо ли дети знают своих пап?

БЛИЦ-ОПРОС ДЛЯ ДЕТЕЙ.

любимая папина еда,

любимая папина одежда,

размер обуви папы,

любимая папина газета,

— любимая телепередача,

любимое место в доме.


— Дорогие наши папы! В каникулы ваши дети не только хорошо отдохнули, они вместе с мамами готовили для вас сюрприз…

ДЕТИ ВМЕСТЕ С МАМАМИ ПОКАЗЫВАЮТ СВОИ СТЕНГАЗЕТЫ «Наш папа – самый-самый!!!»

— А сейчас мы вам предлагаем закончить некоторые фразы.


(Пока семьи обдумывают, звучит песня НЕИЗВЕСТН. «Про папу»)


Семейное счастье-это…

Самое трудное в семейной жизни… это…

У нас в семье запрещается…

Если мы ссоримся, то…

Если у ребенка что-то стряслось, то…

Главное в счастливой семье… это…

Радость в моей жизни… это…

Больше всего я боюсь…


— Я – очень счастливый человек! Потому что у меня есть и мама, и папа!!!

Когда есть родители – всегда чувствуешь какую-то защищённость, уверенность, спокойствие… Они рядом, они всегда помогут!

Мой папа – Паченков Валентин Алексеевич – самый справедливый, самый умный, самый золотой папа на свете!!! Более 40-а лет он посвятил кино, он был директором районной киносети, много лет он показывал населению нашего района фильмы, и в дождь, и в снег ездил по деревням. Он – отличник кинематографии СССР. А ещё он — неоднократный лауреат наших районных конкурсов «Играй, гармонь». Дома, на семейных праздниках у нас часто звучат баян или гармошка. Посреди вечера папа потихоньку начинает наигрывать любимые мотивы, а мы подпеваем…

— Папа, а давай споём? Давай нашу любимую…


(ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ «Помнишь, осенней порой…»)

— Эту песню мы посвящаем моей бабушке, матери моего папы…

Слайд «Бабушка».


ПЕСНЯ «ПАПА, ПОСИДИМ ВДВОЁМ…»



— Дорогие ребята, вы ещё маленькие, и вам сейчас кажется, что ваши родители всегда будут такими же молодыми и красивыми, как сейчас. Пройдёт время, вы вырастете, а ваши родители состарятся…

И пусть в вашей жизни не случится такого, как в басне Л.Н.Толстого.

(ЧИТАЕТ УЧЕНИЦА)

СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК

Л.Н.Толстой

(Басня) ЧИТАЮТ ДЕТИ


Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».


Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.


— Берегите своих родителей! Какими бы они не были…

А вам, уважаемые папы, хочется сказать: «Приходите почаще к нам в гости!» Как радуются дети, когда папа рядом. Как они ждали вас сегодня! Как переживали, а придёт ли мой?… Вы редко у нас бываете, на собрания ходят почему-то чаще всего мамы, на праздниках наших мы вас тоже очень редко видим. А недавно мы провели анкету, из которой можно сделать кое-какие выводы…

АНАЛИЗ АНКЕТ.

— Знайте – вы нам очень нужны!!!


ПЕСНЯ «ПАПИНА ДОЧКА».

— Примите на пять Наши «ладошки» с самыми лучшими пожеланиями для вас!
















































Приложение №2

Праздник, посвященный международному Дню матери «Вам, милые мамы!»

Цель: Воспитание чувства любви, нежности, уважения, чуткости к женщине, сплочение коллектива учащихся и родителей, развитие творческих способностей детей.

Ход праздника:

(Все учащиеся стоят на сцене)

Звучит лирическая мелодия.

Учитель: Добрый день дорогие ребята и уважаемые взрослые! Праздник День матери России был установлен Указом президента РФ в 1998 году и отмечается в последнее воскресенье ноября.

1 Ведущий: Слово мама, мать — одно из самых древних на земле и почти одинаково звучит на всех языках мира. Это говорит о том, что все люди почитают и любят матерей. Словом мать называют и свою Родину, чтобы подчеркнуть, что она по — матерински относится ко всем народам, её населяющим.

2 Ведущий: Во многих странах отмечается День Матери. Люди поздравляют своих мам, приезжают к ним в гости, дарят подарки, устраивают праздник. Поэтому сегодняшний наш праздник мы посвящаем вам!

1 Ведущий:

Сколько звёзд на небе ясном! Сколько колосков в полях!
Сколько песенок у птицы. Сколько листьев на ветвях!
Только солнце одно на свете! Только мама на свете одна!

Песня «Мама, первое слово!» муз. Жерара Буржоа, Темистокле Попа, сл. Ю.Энтина

(исполняют все уч-ся)

1 ученик.

Есть самое нежное слово на свете:
Его произносят в младенчестве дети,
 
Его вспоминают в разлуке и муке-

(все вместе) Мама!

2 ученик.

Пускай наши чувства наружу — 
Ты греешь, как солнце, и в дождик, и в стужу,
 
Все могут твои материнские руки —

(все вместе) Мама!

3 ученик.

Прости за обиды невольные наши,
За ночи без сна, что не делают краше.
О, как мы порой бываем упрямы,

(все вместе) Мама!

4 ученик.

В долгу пред тобою мы будем извечно,
За все благодарны тебе бесконечно.
Будь самой счастливой, любимою самой,

(все вместе) Мама!

Учащиеся садятся.

2 Ведущий: Мама — первая, кто споёт колыбельную, расскажет сказку. Сказку необыкновенную, волшебную. А сегодня мы расскажем вам свою сказку.

1 Ведущий: Первые шаги : У каждого они разные: кто-то набивал себе синяки да шишки, кто-то робко, с опаской делал один шаг — и на этом познание мира заканчивалось. Но всегда будет помниться чувство покоя и защищённости, потому что рядом была мама.

2 Ведущий: :Чтобы вспомнить, какими мы были, посмотрим презентацию » Когда мы были маленькими:»

3 Ведущий: «Матери. Их миллионы, и каждая несёт в сердце подвиг — материнскую любовь.

Если бы столько добра, сколько излучает сердце матери, излучалось бы им на всех окружающих, зло погибло бы под чистым могущественным его лучом», — это сказала Галина Серебрякова.

4 Ведущий: Ребята нашего класса тоже решили поделиться своими мыслями и чувствами.

Предлагаем вам стихи, песни и рассказы собственного сочинения на тему «Моя мама — самая лучшая мама!»

(Зачитываются сочинения и стихи, которые ребята сочинили сами)

Наша мама — добрая она,
Наша мама сердцу — похвала,
Наша мама лучшая из всех,
У нашей мамы самый добрый смех!
Филимонова Юлия.

Пусть знают реки, горы и моря,
Что лучше всех на свете мамочка моя!
Уполовников Дмитрий.

Учитель: Дети приготовили вам сюрприз — написали свои пожелания на сердечках. Предлагаем мамам найти «сердечко своего ребёнка».

3 Ведущий: Народная мудрость гласит:(каждая пословица на плакате вывешивается на стенд)

4 Ведущий:

1. При солнце тепло, а при матери добро.

2. Мать кормит детей, как земля людей

3 Ведущий:

3. Мать праведна — ограда каменна.

4 Ведущий:

4. Нет лучше дружка, чем родная матушка.

3 Ведущий:

5. Без отца — полсироты, а без матери — и вся сирота.

4 Ведущий:

6. Молодая жена плачет до росы утренней, сестрица — до золотого кольца, мать — до веку.

3 Ведущий:

7. Живы родители — почитай, померли — поминай.

4 Ведущий:

8.Добрые дети — дому венец, злые дети — дому конец.

4 Ведущий: Велика и многообразна русская поэзия, выходят сборники стихов о товариществе и дружбе, любви и природе, солдатском мужестве и Родине: Но есть еще одна святая страница в нашей поэзии, дорогая и близкая любому сердцу — это стихи о матери.

3 Ведущий: Во все времена женщина вдохновляла писателей и поэтов. Послушаем, как обращаются к своим матерям поэты:

1 ученик.

Я берегу себя, родная, не бойся, очень берегу,
Я город наш обороняю, как могу,
Я берегу себя от плена, позорнейшего на земле,
Не бойся, мамочка, не струшу, не побегу, не отступлю!
 
Ольга Берггольц.

2 ученик.

Милая, добрая, старая, нежная!
С думами грустными ты не дружись
Слушай — под эту гармонику снежную,
Я расскажу про свою тебе жизнь!
Сергей Есенин.

3 ученик.

Останешься без матери родимой,
Стократ поймёшь — что значит мать!
Расул Гамзатов.

4 Ведущий: Эти традиции были подхвачены и разработаны не только поэтами, но и художниками.

4 Ведущий: (представляется стенд с рисунками учащихся) Мы предлагаем вам, уважаемые мамы, отгадать свои портреты.

3Ведущий: А сейчас сценка о значимости женщин.

Говорят учащиеся.

Действующие лица:

  • Вика, Катя, Гриша, Слава.

Выходят Вика, Катя, Гриша и Слава.

Гриша:

Мы женский праздник отмечаем,
Всех девочек и женщин поздравляем.
Мы им желаем стать хорошими хозяйками.
Но, говоря по правде, без утайки,
Мы, мальчики, не верим в женский разум,
Ведь умных женщин не было ни разу.

Гриша:

Для женщины нужна домашняя работа.
(машет рукой.)
Наука, бизнес — не ее забота.

Слава (девочкам, назидательно):

Должны учиться вы стирать, готовить, шить,
А математику вам незачем учить.

 

Вика ( мальчикам, возмущенно):

А я тебе отвечу — вот и нет!
Что женский ум не ценят — не секрет.
Мужчины не давали нам учиться,
Считали — дамам это не годится.

Катя (гордо подняв голову):

Но, несмотря на всю несправедливость,
Мы в жизни многого добились.
Вершин в науке достигали.
Вы про Склодовскую-Кюри слыхали?
Две Нобелевских премии она
Сумела получить. По химии одна
Была ей вручена,
По физике — вторая.

Гриша (растерянно, смущенно опустив глаза):

Нет, про нее я ничего не знаю.

Слава (торопливо):

Ну, в виде исключения, одна,
Быть может, среди вас была умна.

Вика:

У нас для вас примеров хватит!
А Софья Ковалевская — великий математик?

Катя (загибает на руке пальцы):

А Валентина Терешкова?
Савицкая Светлана, Валентина Толкунова?

Гриша (пренебрежительно отмахивается):

Чтоб в космос полететь и песню спеть, 
Великий ум не обязательно иметь.

Вика:

А чтоб стихотворенье сочинить?
Вот тут необходимо умным быть.
Вы про Ахматову, наверное, слыхали.

(Презрительно усмехается.)

Прекрасный день, что много говорить.
Подарки девочкам нам нравится дарить.

Слава:

Хотя ее, конечно, не читали.

Катя:

Я много поэтесс великих знаю — 
Сафо, Цветаева, Шимборская.
Я часто их читаю.

Слава (не сдаваясь):

Ну, хорошо, но в деловых вопросах 
Не могут женщины тягаться с нами просто.

Гриша (подняв вверх указательный палец):

Вот вам еще пример такой — 
Не может женщина руководить страной.

Вика:

А Тэтчер Маргарет? Индира Ганди? 
Вы просто никого не знаете!
И если книги по истории прочтете,
Таких примеров много там найдете.

Катя:

И в руководстве многих крупных фирм
Есть женщины. Есть женщины — банкиры.

Слава:

Но если вы страной руководить начнете,
В науку, в бизнес все пойдете,
То кто же будет суп варить,
Квартиру убирать, детей растить?

Гриша (морщась, показывая руками на воображаемую обстановку дома):

Представьте — в доме грязь и не готов обед,
И за детьми присмотра нет.
Одна жена в правительстве сидит,
Другая в космос завтра полетит,
А третья пишет целый день стихи.
Пусть лучше сварит порцию ухи!

Вика (примирительно):

Мужчина тоже может щи варить.

Катя:

Обязанности надо разделить.

Слава (грозит пальцем):

Я, если на тебе жениться буду,
То посмотрю, как моешь ты посуду,
А не на то, как много ты читаешь
И как задачки сложные решаешь.

Вика и Катя (смеются):

Никуда не денешься,
Влюбишься и женишься!

(Уходят.) [1]

1 Ведущий:

Каждый праздник на другие не похож,
Он всегда по-своему хорош.
В Новый год взрываются хлопушки,
И на елки вешают игрушки.
В День Победы всякий будет рад
 
Посмотреть на праздничный парад.
А потом над городом салют
Заблестит огнями там и тут.
А сегодня праздник бабушек и мам.
Чем хорош он, чем он дорог нам?

2 Ведущий:

Поздравляем наших бабушек и мам.
Много счастья мы желаем вам,
Много света, радости, тепла,
Чтобы жизнь счастливою была,
Чтобы дети вас не огорчали,
Чтоб они пятерки получали,
Чтобы преданно всегда любили,
Чтобы внуки радость вам дарили.
Мы шалим, конечно, иногда,
Вежливы бываем не всегда,
Огорчаем вас, да что там говорить!
Просим мы за это нас простить!

Все учащиеся:

И подарки всем вам подарить!

(Выходят все уч-ся с цветами и подарками)

1 Ведущий:

Надо учиться, не обижать своих матерей. Надо учиться культуре общения.
Проведём игру для всех. Мы начинаем предложение, а вы продолжайте.
Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого :СПАСИБО!

2 Ведущий:

Зазеленеет старый пень,
Когда услышит :ДОБРЫЙ ДЕНЬ!

3 Ведущий:

Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы :СПАСИБО!

4 Ведущий:

Когда бранит за шалости,
Мы говорим: «Прости,: ПОЖАЛУЙСТА!»

Все ведущие вместе:

И во Франции и Дании на прощание
Всем говорят: ДО СВИДАНИЯ! [2]

Учитель: «Портрет на память» — игра.

И на прощание мы предлагаем нашим мамам оставить на память коллективный портрет ученика нашего класса с подписью «художников».

Задача усложняется (рисовать с закрытыми глазами, но с помощью ребёнка).

Учитель: Наш праздник подошёл к концу. Дорогие мамы и бабушки, хочется пожелать вам добра, благополучия и счастья! Пусть ваши дети никогда не огорчают вас, а только радуют своими успехами! Хочется поздравить вас ещё раз с этим замечательным праздником и подарить на память открытки.

Страна детства есть у каждого из нас, и этим мы обязаны своим мамам. Давайте все вместе споём.

Звучит караоке песни И. Николаева «Маленькая страна».

Все ведущие вместе:

Милые наши мамы, этот торт, с любовью приготовленный нами, мы дарим вам!

Все вместе:

Поздравляем! Поздравляем! Поздравляем!
Слова благодарности от родителей.

Учитель: До новых встреч!

Литература.

1. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Сценки-минутки на школьном уроке 1-4кл. АСТ., Астрель, Москва, 2002 г.

2. Школьные вечера.5-11 классы/ авт.-сост. В.К. Чеботаева. Волгоград: Учитель, 2006 г.















Приложение №3

Сценарий мероприятия

«Вера, Надежда, Любовь и София в российских семьях»


 

1-й чтец.

В знак творческой встречи и в знак процветания школьного союза примите приветствия агитбригады «Синяя блуза»!

2-й чтец. За что агитируем?

3-й чтец. За родную школу.

4-й чтец. За возрождение народных традиций.

5-й чтец. За праздник имени, как прежде, Любови, Веры и Надежды.

6-й чтец.

Не менее чудесный праздник

Нам предстоит сейчас отметить.

Жить нелегко, жить невозможно,

Чтоб не любить, надеяться и верить.

 

1-й чтец.

День тридцатый сентября —

Праздник трех имен чудесных.

Их историю узнать

Всем нам будет интересно.

 

На фоне звучания духовных песнопений, при зажженных свечах ребята читают легенду из «Жития Святых», переложенную на стихи.

 

2-й чтец.

В древней старой церковной книге,

О Боге и Святых где написано,

Жизнь Надежды, Любви и Веры

С их рождения до смерти описана.

 

3-й чтец.

В те далекие от нас века и годы

Император Адриан правил Римом.

Проживала там вдова по имени София,

Привечала всех она добром и миром.

 

4-й чтец.

Звали женщину римляне Софьей мудрою,

Дочерей троих красавиц воспитала,

Именами христианских добродетелей —

Любовью, Верой и Надеждой — величала.

 

5-й чтец.

Жила с верою она в Христа-Спасителя,

Эта вера выживать ей помогала.

И молитвою, постами, жизнью праведной

Уважение людей она снискала.

 

6-й чтец.

Подрастали дочки, слух пошел по Риму:

«Мудры дочки у Софии и красивы!

И по вере — христианки, не язычницы!»

А язычество в ту пору было в силе.

 

7-й чтец.

Император Адриан узнал об этом,

Приказал их во дворец к себе доставить,

От Христа хотел отречься их заставить

И красавиц при дворце своем оставить.

 

1-й чтец.

Вера, Надежда, Любовь и София при детях

Перешагнули порог и предстали пред троном.

Царь головы пред собой не увидел склоненной,

Гнев свой сдержал — был,

Как и все, красотой покоренный.

 

2-й чтец.

«Рим покланяется весь Артемиде-богине.

Веру в Христа зря с рожденья внушала вам мать!

Я обещаю вам роскошь, веселье, богатство,

Вам не Христа — Артемиду лишь надо признать!»

 

3-й чтец.  

«Нет! Не могу!» — во весь голос воскликнула старшая Вера.

«Нет, дочь Христа я!» — ответила гордо Надежда.

«Не отрекусь никогда! — Прошептала Любовь за сестрою, —

Не с Артемидою, нет, наш Христос, я с тобою…»

 

4-й чтец.

«Ах! Не хотите добром?

Я заставлю вас силой! —

Грозно вскричал Адриан, стукнув жезлом, —

Вы отречетесь под плетью, смолой и прутами,

Будут пытать, не жалея, каленым железом!»

 

5-Й чтец.

Но и под пыткою сестры Христа не предали,

Только молились, чтоб души забрал их на небо.

Приняли смерть они от мечей царедворцев,

Царь послал смерть от бессилия, страха и гнева.

 

6-й чтец.

Веру, Надежду, Любовь люди чтят и поныне.

Русская церковь их к лику святых причисляет.

Это так верно, что Вера, Любовь и Надежда

Яркой звездой путеводной нам жить помогают.

 

7-й чтец.

Это легенда, но смысл ее явно глубокий,

Вера, Надежда, Любовь — они мир нам откроют.

Вы присмотритесь, какие прекрасные люди

Те, кто с рождения носит чудесное имя такое.

 

1-й чтец.

И прежде, чем мы будем именинниц поздравлять

С их праздником чудесным, с именинами,

Расскажем вам о знаменитых русских женщинах,

Прославленных в делах их добрым именем.

 

2-й чтец.

София, Соня, Софья — это имя

Носила замечательная женщина.

Талантлива, настойчива, умна,

Она ученым-математиком была.

 

3-й чтец.

Это Софья Васильевна Ковалевская, первая женщина-математик в России.

Родилась она в Москве 15 января 1850 года. Ее отец, артиллерийский генерал Коровин-Круковский, дал своей дочери прекрасное образование. Больше всего девочку привлекала математика. Но высшее образование в России того времени женщины получить не могли, двери университетов для них были закрыты. Получить образование и работать в данной области можно было только за границей, причем получить разрешение на дальнейшее обучение могла лишь замужняя женщина. В сентябре 1868 года Софья заключает фиктивный брак с неродовитым, но честным и деликатным соседом-однофамильцем Владимиром Онуфриевичем Ковалевским, также увлеченным науками, впоследствии ставшим известным палеонтологом. Он писал о ней брату: «Несмотря на свои 18 лет работает, как муравей, с утра до ночи, и при всем этом жива, мила и чертовски хороша собой… Такое счастье свалилось на меня, вообще это маленький феномен…» В дальнейшем они полюбят друг друга.

За границей, в Германии, она была принята в университет только тогда, когда за 7 дней решила подборку труднейших задач у профессора Вейерштрассе, а позднее совет Геттингенского университета, рассмотрев три научные работы, выполненные Ковалевской, присудил ей ученую степень доктора философии по математике и магистра изящных наук «с наивысшей похвалой». Стокгольмская газета назвала ее «Принцессой наук». Шведы были горды тем, что в их университете лекции читает сама Софи Ковалевская, но сама она очень тосковала по Родине и мечтала заниматься в российском университете, но чиновники в грубой форме заявили, что этим делом всегда занимались мужчины и новшества им не нужны.

В феврале 1891 года С. В. Ковалевская умерла, оставив после себя гениальные работы в области математики, добрую память и великолепные стихи. Послушайте одно из них, которое Софья Васильевна посвятила своему отцу.

 

Мой друг,

Вот целых три недели, ежечасно,

Тебя я жду, и мучаюсь, и жду напрасно,

Зову, пишу фальянты, злюсь,

Но мне в ответ

Ни самого тебя, ни писем нет…

Забыв поваренную книгу, интегралы Магистерства

И Коркина дифференциалы,

Я, рифмоплетствуя, бешусь и каждый час

Душою уношусь раз десять на Парнас.

И вот моей я Музе покоряюсь снова

И на нее Минерву променять готова.

Права пословица, как видно, хоть стара,

Которая гласит: «qiarimera»

 

Qiarimera— в переводе с латинского означает   «Кто писал стихи, тот будет писать».

 

4-й чтец.

Имя Люба — просто удивительно,

Оно символизирует любовь,

Любовь большую, безграничную.

И те, кто это имя носит,

Забыв про интересы личные,

Готовы всю себя отдать

Во имя счастья для других.

Печально то, что имя Люба у нас редкость,

И значит, современниц нет таких?

А ведь любовь так всем нужна,

В ней смысл бытия,

И быть она должна.

Мы о Любови вам сейчас расскажем.

Она погибла, это было в дни войны.

Любовь Шевцова, Люба, просто Любка,

Она герой, о ней мы знать должны.

Она любила жизнь, свой город Краснодон.

И город был когда фашистами пленен,

И не пришло еще спасенье — наша армия,

С врагом боролась «Молодая гвардия».

 

5-й чтец.

Жила в небольшом шахтерском городе Краснодоне боевая жизнерадостная девчонка Любка Шевцова, влюбленная в свою тезку, знаменитую актрису Любовь Орлову, и мечтавшая о такой же яркой артистической судьбе. Люба была талантлива и артистична, недаром все звали ее Любка-артистка. Но война разрушила девичьи мечты и планы. Осенью 1942 года она стала бойцом-подпольщиком, членом штаба подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия». А ее умение танцевать, свободно держаться на сцене очень пригодилось в подпольной работе.

Так получилось, что в жизни этих молодых людей сошлись воедино любовь, вера и надежда: настоящая любовь к Родине, искренняя вера в победу своего народа, надежда на его счастливое будущее. Не случайно на мемориале погибшим молодогвардейцам читаем: «…и мертвые мы будем жить в частице вашего великого счастья: ведь мы вложили в него нашу жизнь».

 

События тех лет описаны в романе А. Фадеева «Молодая гвардия».

Предлагаем вашему вниманию фрагмент фильма «Молодая гвардия», в роли Любови Шевцовой замечательная актриса Инна Макарова.        

Демонстрируется отрывок из фильма.

 

6-й чтец.

И среди тех, кто носит имя Вера,

Немало женщин ярких и талантливых.

А мы расскажем об одной из тех,

Которой имя, труд, талантливые руки

И славу принесли, и мировой успех. 

 

На экране демонстрируется заставка к фильмам киностудии «Мосфильм»: скульптура «Рабочий и колхозница».

 

7-й чтец.

Перед вами знакомая с детства по заставкам к фильмам киностудии «Мосфильм» скульптура «Рабочий и колхозница». Ее автор — замечательный советский скульптор-монументалист Вера Игнатьевна Мухина, первая и, может быть, единственная женщица-скульптор, создававшая скульптуры.

Скульптуру «Рабочий и колхозница» Вера Мухина создала для советского павильона на Всемирной выставке в Париже, ее высота 24 метра, выполнена она из нержавеющей стали. Скульптура символизирует единство и мощь народа, а также союз города и деревни. В настоящее время она украшает торгово-выставочный центр в Москве, до сих пор вызывая удивление масштабностью и восхищая тем, что ее автор — женщина, верившая в свой народ, творившая во благо его.

 

1-й чтец.

Теперь рассказ о женщине

С прекрасным именем Надежда,

Она участница войны с Наполеоном.

Сменила на мундир гусара,

Она привычную женскую одежду.

 

2-й чтец.

Кавалерист-девица Надежда Дурова родилась в 1783 году в семье, гусарского ротмистра. Следуя за полком отца, лихая девчонка смотрела на мир с высоты седла. В 1801 году Надежда была выдана замуж, И впереди ее ожидало размеренное существование жены, хозяйки, матери, но, романтичная по своему характеру, она жаждала подвига.

Для женщин путь в армию был заказан.

И тогда, переодевшись в мужское платье, бросив дом, Надежда Дурова присоединилась к казачьему полку, назвавшись Александром Дуровым. Свидетелями ее храбрости стали воины, сражавшиеся при Фридланде, под Смоленском, при Бородино. Надежда получила несколько боевых наград, в том числе Георгия, за храбрость и отвагу была произведена в офицеры.

Когда тайна была раскрыта и выяснилось, что лихой вояка — женщина, удивлению и восхищению сослуживцев не было предела. После этого с личного разрешения императора Александра Первого Надежда Дурова именовалась Александром Андреевичем Александровым и для сохранения инкогнито была переведена в Мариупольский гусарский полк. У Дуровой был сын, племянники, братья. Известная династия Дуровых, не военных, а всемирно известных дрессировщиков Дуровых, — прямые потомки этой женщины.

 

Мы предлагаем вам посмотреть фрагмент фильма «Гусарская баллада».

Демонстрируется отрывок из фильма.

 

3-й чтец.

Праздником Веры, Любви и Надежды

Месяц сентябрь завершает правленье.

Кто имена эти носит чудесные,

Кто в зале, примите от нас поздравления!

 

4-й чтец.

Вы такие же, как те, о ком мы рассказали,

Вы умные, сильные, смелые, добрые,

У вас впереди будет много хорошего,

И по плечу, верим, будет вам многое!

 

5-й чтец.

И пусть вам ваши имена

По жизни будут талисманом,

Надежда, вера и любовь

В душе пусть будут — это главное.

 

6-й чтец.

А встречу мы закроем русским вальсом,

Его мелодия созвучна настроению.

Да будет родина Россия процветать,

Давайте жить с надеждою и верою! 

 

Звучит песня А. Пахмутовой и Н. Добронравова «Русский вальс», танцуют пары выпускного класса.







































Приложение № 4 Диагностические материалы


МЕТОД ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ СЕМЕЙНОЙ АТМОСФЕРЫ.

Инструкция:

Прослушайте утверждения опросника. Если вы, в общем, согласны с утверждением, то на бланке обведите кружком номер утверждения. Если ваш выбор затруднен, поставьте на номере? знак.

  1. Знаю, что члены моей семьи бывают часто недовольны мной.

  2. Чувствую, как бы я ни поступил (а), все равно будет не так.

  3. Я многое не успеваю сделать.

  4. Так получается, что именно я бываю, виноват (а) во всем, что случается в моей семье.

  5. Часто я чувствую себя беспомощным (беспомощной).

  6. Дома мне часто приходится нервничать.

  7. Когда я дома, то чувствую себя неуклюжим (неуклюжей)

  8. Некоторые члены семьи считают меня бестолковым (бестолковой)

  9. Когда я дома, то все время из-за чего-нибудь переживаю.

  10. Часто я чувствую критические взгляды членов моей семьи.

  11. Иду домой и с тревогой думаю — что еще случилось дома в мое

отсутствие.

  1. Дома у меня постоянное ощущение, что еще надо многое сделать. 13.Нередко чувствую себя лишним (лишней).

14. Дома у меня такое положение, что просто опускаются руки.

15.Дома мне постоянно приходится сдерживаться.

16.Мне кажется, что если бы я исчез (исчезла), то этого никто бы не заметил.

17.Идешь домой, думаешь, что будешь делать одно, а приходится делать

совсем другое.

18.Как подумаю о семейных делах, начинаю волноваться.

19.Некоторым членам моей семьи бывает неудобно из-за меня перед

друзьями и знакомыми.

20.Часто бывает: хочу сделать хорошо, но оказывается, что вышло плохо.

21. Многое у нас в семье мне не нравиться, но я стараюсь этого не показывать.


Обработка результатов.

Один ответ, обведенный кружком, равен 1 баллу.

В — чувство вины, Т — тревога, Н — нервно-психическое напряжение, С —

общая семейная тревога.

ДЗ – допустимое значение

Данные этой методики позволяют определить доминирующий стиль семейных отношений, определяемых ребенком.


ОПРОСНИК СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ «МОЯ СЕМЬЯ»

Инструкция. Внимательно прослушайте вопрос. Рядом с номером вопроса

поставьте только номер ответа. Для некоторых вопросов следует выбирать

ответы с указанием матери или отца.

Варианты ответов:

5 — конечно нет; 4 — скорее нет, чем да; 3 — не знаю; 2 — скорее да, чем нет;

1 — конечно да.

Сердятся ли родители, если вы спорите с ними?

  1. Часто ли родители помогают вам в выполнении домашних заданий?

3. С кем вы чаще советуетесь — с матерью или отцом, когда нужно
принять какое-либо решение?

  1. Часто ли родители соглашаются с вами в том, что учитель был несправедлив к вам?

  2. Часто ли родители вас наказывают?

  3. Правда ли, что родители не всегда понимают вас, ваше состояние?

  4. Верно ли, что вы участвуете вместе с родителями в решении хозяйственных вопросов?

  5. Действительно ли, что у вас в семье нет общих занятий и увлечений?

  6. Часто ли в ответ на вашу просьбу разрешить вам что-либо родители отвечают, что это нельзя?

10.Бывает ли так, что родители настаивают на том, чтобы вы не дружили с

кем-нибудь из ваших товарищей?

11 .Кто является главой в вашей семье — мать или отец?

12.Смеются ли родители над кем-нибудь из ваших учителей?

13.Часто ли родители разговаривают с вами раздражительным тоном? 14.Кажется ли вам, что у вас в семье холодные недружеские отношения

между родителями?

15.Верно ли, что в вашей семье мало помогают друг другу в домашних

делах?

16.Правда ли, что родители не обсуждают с вами прочитанных книг,

просмотренных телепередач, кинофильмов?

17.Считают ли вас родители капризным ребенком?

18.Часто ли родители настаивают на том, чтобы вы поступали согласно их

желаниям, говоря, что они разбираются лучше вас?

19.С кем из родителей вы больше общаетесь?

20.Часто ли родители не одобряют и не поддерживают мероприятия,

организуемые школой?

21.Наказывали ли вас более сурово, чем других детей?

22.Часто ли вы с родителями говорите «по душам», советуетесь по

личным проблемам?

23.Верно ли, что у вас нет ежедневных домашних обязанностей? 24.Правда ли, что родители не ходят вместе с вами в музеи, театры, на

выставки и концерты?


ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Изучается степень выраженности в семейном воспитании.

КЛЮЧ

Выделяются 8 факторов:

  1. Строгость (гибкость) воспитательных установок (вопросы 1.9.17)

  2. Воспитание самостоятельности, инициативы (2.10.18)

  1. Доминантность матери, отца или равное участие обоих родителей в воспитании (3,11,19)

  1. Отношение к школе, учителям (4,12,20)

  2. Жесткость (гибкость) методов воспитания (5,13,21)

  3. Взаимоотношения в семье: недружеские или теплые (6,14,22)

  4. Взаимопомощь в семье, наличие или отсутствие общих дел (7,15,23)

  5. Общность интересов (8,16,24)

Ответы «5», «конечно нет», — указывают на максимально положительное проявление фактора. Максимальная сумма баллов по одному фактору — 15. Ответы «1», «конечно да», — указывают на педагогически отрицательное проявление фактора. Минимальная сумма баллов по фактору — 3. Максимальная сумма баллов по всем факторам — 120, минимальная — 24.

УРОВНИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ.

Благополучный (высокий) — 120 -96. Менее благополучный — 95 — 72. Удовлетворительный — 71 — 47. Неблагополучный — 46 — 24.



















Свежие документы:  Сценарий проведения акции «ПОДАРИ УЛЫБКУ ДЕТЯМ!»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: