УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
СЕРПУХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МОУ
«Данковская средняя общеобразовательная школа»
м. Данки Серпуховский район Московской области т. 707-152
Психологического тренинг.
Тема:
«Стресс – враг или…друг?»
:
педагог – психолог
высшей квалификационной категории
Зубкова Наталья Федоровна.
2008 год.
Цели:
Познакомить участников с понятием «стресс», влиянием стресса на организм и психику человека.
Рассказать о видах и стадиях развития стресса.
Познакомить с различной техникой преодоления стресса, помочь овладеть навыками их применения.
Развить навыки преодоления негативных эмоциональных состояний.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, подборка музыки, мягкие игрушки «ежик», «солнышко», раздаточный материал для индивидуальной работы – рисунок открытого чемоданчика.
Настрой на работу.
Участники сидят на стульях образующих круг. По кругу передается игрушка – «солнышко» и каждый участник говорит о том, что он ожидает от предстоящего занятия, сравнивает свое настроение с цветом.
Вводная беседа.
— Мы живем в напряженное время. Все чаще нам приходится слышать слова о том, что колоссальное влияние на нас оказывают стрессовые ситуации. Поэтому сегодня мы и поговорим с вами о том, что означает понятие «стресс».
— По кругу, передавая мягкую игрушку «ежик», называете ситуации, которые лично для вас являются стрессовыми (запись на доске).
— Посмотрите на получившийся список. Вы назвали большое количество стрессовых ситуаций. Обратите внимание на то, что среди них есть такие, которые почти все назвали в качестве стрессовых, а есть те, которые только лично для кого – то могут являться стрессом. Каждый имеет некое свое представление о том, что такое стресс.
Знакомство с понятием стресс. (сообщение педагога – психолога)
— Понятие стресса, введенного в наш лексикон в 1936 году канадским врачом Гансом Селье. Смысл данного им определения стресса таков:
Стресс (от англ. stress — давление, напряжение) – неспецифические физиологические и психологические реакции организма при воздействии на него резких, экстремальных факторов.
— Вспомните, пожалуйста, что происходило с вашим телом, когда вы выполняли упражнение «карниз»? (записываются физиологические признаки стресса)
— А что вы чувствовали, какие эмоции переживали? (записываются психологические признаки стресса)
Признаки стресса.
Психологические: Физиологические:
тревога бледность, краснота
страх учащение пульса
напряжение дрожь
неуверенность потливость
растерянность сухость во рту
подавленность затруднение дыхания
беззащитность расширение зрачков
паника мышечная скованность
трудности глотания
желудочный спазм
— По этим признакам можно отследить наступление стрессового состояния
V. Виды стресса и стадии его развития.(сообщение педагога – психолога)
— В настоящее время в зависимости от стрессового фактора выделяют различные виды стресса.
Физиологический возникает под влиянием длительных или сильных физических заболеваний, нагрузок, а также в результате получения какого – либо увечья | Психологический вызывается неблагоприятными морально – психологическими факторами | |
Эмоциональный проявляется в ситуации угрозы, опасности, обиды | Информационный человек не справляется с задачей, не успевает принимать решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, то есть возникает эмоциональная перегрузка |
VI. Стадии развития стресса. (сообщение педагога – психолога)
— В своем развитии стресс проходит 3 стадии. Давайте рассмотрим их.
Например, вам сообщили о том, что на урок придет проверяющий. Вы испытываете тревогу, напряжение. Некоторые теряются, не могут собраться, иногда даже не помнят тему урока, не могут найти план. Это первая стадия — стадия тревоги. На этой стадии в кровь поступают особые вещества, повышающие устойчивость к травмирующему фактору, и организм готовится действовать.
Но вот первая тревога прошла, и вы приступает к выполнению задания. Ситуация продолжает оставаться напряженной, сложной, а вы уже способны действовать достаточно эффективно, иногда даже более эффективно чем в обычной ситуации. Ваш организм мобилизовал внутренние ресурсы и получил возможность сопротивляться стрессу. Однако, на этой стадии из – за того, что организм работает очень напряженно, на пределе своих возможностей, его ресурсы быстро расходуются. Стадия стабилизации или сопротивления.
Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третья стадия – стадия истощения. Представьте себе, что проверяющие будут присутствовать на всех уроках в течение всего дня! Уже к концу дня вы почувствуете сильную усталость, ваша работоспособность снизится, внимание и память начнут изменять вам. Будет больше ошибок, а результат работы может стать безразличен. Организм использовал все ресурсы, а теперь может наступить его разрушение. На этой стадии у человека значительно ухудшается самочувствие, может нарушиться сон и аппетит, возрастет подверженность его различным заболеваниям, и как итог, наступает болезнь, в крайних случаях за стадией истощения может наступить смерть. На этой стадии стресс переходит в дистресс.
Дистресс (в переводе с английского distress – горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда) – это перенапряжение адаптационных механизмов, которое оказывает отрицательное влияние на деятельность человека, вплоть до ее полной дезорганизации.
VI. Дискуссия.
Теперь, когда вы познакомились с закономерностями развития стресса ответьте на вопрос: «Стресс – это хорошо или плохо?»
( выписываются плюсы и минусы стресса)
+ _
высокая работоспособность отрицательные эмоциональные переживания всплеск умственной и физической энергии усталость быстрое расходование ресурсов организма ухудшение самочувствия
организм готовится действовать подверженность различным заболеваниям
— Необходимо использовать положительные моменты, которые дает нам стресс, например высокую работоспособность, всплеск умственной и физической энергии, мобилизацию всех психических и физических функций организма. Однако следует научиться справляться с тревогой на первой стадии стресса, и что особенно важно, не допускать доведения организма до третьей стадии — стадии истощения.
VII. Способы поведения в стрессовой ситуации. Упражнение «Скульптура».
Стрессовые состояния влияют на деятельность человека. Люди с разными особенностями нервной системы по — разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. Попробуйте «вылепить» на одном из участников скульптуру. Для этого вам необходимо разделиться на 2 команды (одна «лепит» фигуру «кролика», другая «льва»). Для помощи им даются признаки каждого из способов поведения. (звучит музыка)
Стресс «кролика»:
Пассивность
Испуг
Отказ от деятельности и ее дезорганизация
Стресс «льва»:
повышение активности
мобилизация сил
смелость и решительность
повышение эффективности деятельности
— Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.
VIII. Микроисследование. (обучающиеся психологического объединения заранее проводят диагностику и представляют результаты)
Цель микроисследования: диагностика самооценки уровня стрессоустойчивостипедагогов.
Задачи:
Провести самоодиагностику стрессоустойчивости.
Довести до сведения каждого педагога результаты в конфиденциальной форме.
Оценить общие результаты по классу.
Методика: «Тест на самооценку стрессоустойчивости личности» (Литературный источник — Психология личности. Тесты, опросники, методики / Сост. Н. В.Киршева, Н.В. Рябчикова. _ М.: Геликон, 1995.)
Инструкция: ниже предлагается тест, который позволит вам получить оценку вашего уровня стрессоустоичивости. Вы получите тем более объективный результат, чем более искренними будут ваши ответы. Обведите кружком подходящий вариант по каждому утверждению (при отсутствии бланков на листочках рядом с номером вопроса ставится балл).
Редко | Иногда | Часто | |
1. Я думаю, что меня недооценивают в коллективе | 1 | 2 | 3 |
2. Я стараюсь работать, даже если бываю не совсем здоров | 1 | 2 | 3 |
3. Я постоянно переживаю за качество своей работы | 1 | 2 | 3 |
4. Я бываю настроен агрессивно | 1 | 2 | 3 |
5. Я не терплю критики в свой адрес | 1 | 2 | 3 |
6. Я бываю раздражителен | 1 | 2 | 3 |
7. Я стараюсь быть лидером там, где это возможно | 1 | 2 | 3 |
8. Меня считают человеком настойчивым и напористым | 1 | 2 | 3 |
9. Я страдаю бессонницей | 1 | 2 | 3 |
10. Своим недругам я могу дать отпор | 1 | 2 | 3 |
11. Я эмоционально и болезненно переживаю неприятность | 1 | 2 | 3 |
12. У меня не хватает времени на отдых | 1 | 2 | 3 |
13. У меня возникают конфликтные ситуации | 1 | 2 | 3 |
14. Мне недостает власти, чтобы реализовать себя | 1 | 2 | 3 |
15. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом | 1 | 2 | 3 |
16. Я все делаю быстро | 1 | 2 | 3 |
17. Я испытываю страх, что не поступлю в институт (или потеряю работу) | 1 | 2 | 3 |
18. Я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки | 1 | 2 | 3 |
Далее подсчитывается суммарное число баллов, и определяется уровень стрессоустоичивости, по таблице:
Уровень вашей стрессоустоичивости | |
51—54 | I — очень низкий |
53—50 | 2 — низкий |
49-46 | 3 — ниже среднего |
45-42 | 4 — чуть ниже среднего |
41—38 | 5 — средний |
37—34 | 6 — чуть выше среднего |
33—30 | 7 — выше среднего |
29—26 | 8 — высокий |
18—22 | 9 — очень высокий |
Чем меньше число (суммарное число) баллов, тем выше стрессоустойчивость, и наоборот. Если у вас 1-й и даже 2-й уровень стрессоустоичивости, то вам необходимо кардинально менять свой образ жизни!
Результаты и анализ диагностики
самооценки стрессоустойчивости личности.
Дата: 28.08.08 г. Психолог: Зубкова Н. Ф.
В диагностике приняли участие 23 педагога.
Результаты диагностики.
Таким образом, преобладает в основном достаточно высокий уровень стрессоустойчивости у педагогов (92 %):
средний уровень у 17 %.
чуть выше среднего у 39 % педагогов,:
выше среднего – 22 %,
высокий – у 13 %,
8 % педагогов имеют ниже среднего уровень стрессоустойчивости.
Рекомендации: продолжить работу по овладению учителями методами и навыками саморегуляции через лекционные занятия и психологические тренинги. Педагогам с высоким и выше среднего уровнем стрессоустойчивости поделиться способами реагирования на стресс, которые используются ими. Со средним и чуть выше среднего уровнями – рассказать об опыте применения данных способов в собственной жизни.
IX. Способы преодоления стресса — саморегуляция.
Саморегуляция – способность человека произвольно управлять своей деятельностью.
Наверняка такой опыт есть у каждого из вас, попадая в напряженные ситуации, каждый из вас реализует его, пытаясь справиться со стрессом.
Упражнение «Антистрессовый чемоданчик»
— У нас впереди долгая жизнь, чтобы прожить ее счастливо каждый из вас сейчас соберет «антистрессовый чемоданчик» в дорогу.
— У каждого из вас рисунок открытого чемоданчика. Запишите на своем чемодане те способы, которые вы уже использовали в своей жизни.
— Какими способами можно помочь себе преодолеть стресс? (зачитываются записи): поспать, принять душ или ванную, пойти погулять одному или с друзьями, заняться любимым делом, послушать музыку, поиграть, поплакать, громко покричать, вспомнить что – то приятное и т. д.
— Вами уже названы способы преодоления стресса, сейчас вы видите на экране дополнение к этому списку.
Способы преодоления стресса.
Несколько глубоких вдохов, осредоточьтесь на дыхании. Переключите внимание с внешнего мира и связанных с ним ваших внутренних беспокойств на спокойный ритм дыхания, дарованный вам с рождения вечный ритм: вдох — выдох, вдох — выдох.
— Представьте, что это не вы дышите, что вас наполняет сначала — покоем, потом — энергией, уверенностью, силой, вечный океан жизни.
— Вдыхая (без усилия), подумайте: «вдох», ощутите вдох, слейтесь всем существом со своим вдохом, почувствуйте, как вас наполняет воздух, расширяя грудную клетку.
— Выдыхая спокойно, точно так же произнесите мысленно «выдох», можете чуть продлить его (без особых усилий). Сосредоточьтесь на своем дыхании: «вдох»… «выдох»..
— Можно выполнять вдох через нос, а выдыхать через приоткрытый рот, ощущая холод вдыхаемого и теплоту и влажность выдыхаемого воздуха. Несколько минут такого дыхания изменят нервно-психическое состояние.
Использование, какого – то успокаивающего движения или действия, например, посмотреть на текущую струйку воды, выполнить упражнение «Маятник», то есть, стоя на одном месте, покачиваться вперед – назад с пятки на мысок;
Выполнить какой – либо ритуал, например, заварить чай или разложить свою коллекцию;
Заняться любым отвлекающим действием (полить цветы, постирать и т. д.);
Попробовать отнестись с юмором к сложившейся ситуации;
Мысленно проиграть предстоящую ситуацию перед сном в выгодном для вас свете;
Переоценить ситуацию и воспринять ее не как экстремальную;
Сознательно утрировать негативные последствия ситуации, чтобы реальные последствия оказались менее травмирующими;
Включиться в оказание помощи другим, попавшим в сложную ситуацию, тогда неблагоприятные последствия для себя окажутся меньшими;
Найти возможность поговорить с близкими тебе людьми или друзьями.
— Добавьте в свой чемоданчик что – то из предложенных способов.
По желанию участники знакомят друг друга с содержимым своего «Антистрессового чемоданчика»
Упражнение «Частица» (упражнение проводит педагог – психолог)
Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза и, слушая голос, создавайте свои внутренние образы.
«Представьте, что в самом центре вашего существа есть маленькая частица, которая спокойна и счастлива (пауза). Не затронутая всеми страхами и заботами о будущем, она пребывает там, в полнейшем мире, в силе и счастье. До нее нельзя добраться, к ней нельзя прикоснуться (пауза). Если вы пожелаете, ее можно представить в виде некоего образа – язычка пламени, драгоценного камня или озера, спокойного, с гладкой поверхностью (пауза). Преисполненная глубокой умиротворенности и радости, спокойствия, она, эта драгоценная частица находится в полной безопасности. Она там – глубоко в нас. Представьте теперь, что это пламя, этот драгоценный камень или озеро, находящееся глубоко, в самом центре, в самом ядре вас, вы сами (пауза 20 секунд).
Запомните это ощущение. Теперь глубоко вздохните, медленно откройте глаза и возвратитесь в реальную жизнь.
— Изменилось ли что – то в вашем состоянии после выполнения упражнения «Частица».
XI. Рефлексия.
— Сейчас каждый скажет что для вас на этом тренинге оказалось интересным и полезным.
— Сегодня на занятии вы собрали «Антистрессовый чемоданчик», его задача помочь вам преодолеть стресс. Вам может помочь доктор – время, но вы можете помочь себе и сами и тогда вам пригодятся «Правила поведения в стрессе» (памятка раздается всем желающим)
Правила поведения в стрессе.
Верьте, что жизнь вас не оставит – «Кривая вывезет всегда». Персидский поэт Низами формулирует его так: «За темнотой придет сиянье света, ты в это верь и будь неколебим».
Поймите, что пережить вашу неприятность можете только вы, не перекладывайте ее на плечи других, из этого ничего хорошего не получится. Примите случившееся как неизбежное.
Поделитесь с кем – ни будь своими переживаниями. Не замыкайтесь на своих проблемах и побольше общайтесь с людьми.
Найдите образец: человека, который выстоял в подобной или еще более сложной ситуации. Подумайте, как он справлялся с проблемами.
Если вам показалось, что вас хотели обидеть, не делайте скоропалительных выводов. Вы сейчас очень возбуждены и можете все неправильно истолковать.
Сделайте выводы. Примите поражение как ценный урок, подаренный вам жизнью. Теперь вы знаете, что так поступать (полагаться на таких людей, не учитывать таких – то обстоятельств) не следует – в другой раз учтите ваше новое знание.
Не предавайтесь «генерализации» (если вас предал один человек, это совсем не значит, что «все такие») и «катастрофизации» (если вы получили на экзамене «2» — это еще не катастрофа, экзамен можно пересдать).
Не «пережевывайте» бесконечно случившееся. Оставьте его для истории и вспомните, что вокруг множество дел, требующих ваших рук и ума.
Практикуйте психотехнические упражнения, позволяющие управлять своим эмоциональным состоянием.
А еще постарайтесь выглядеть как можно лучше (так, чтобы нравиться себе) и прилагайте для этого соответствующие усилия.
— А завершаем нашу беседу стихотворением Ю. Мерзлякова
Учитесь управлять собой
Во всём ищите добрые начала
И, споря с трудною судьбой
Умейте начинать сначала
Споткнувшись, самому вставать
В самом себе искать опору,
При быстром продвиженье в гору,
Друзей в пути не растерять….
Не злобствуйте, не исходите ядом
Не радуйтесь чужой беде
Ищите лишь добро везде
Не умирайте пока живы!
Поверьте, беды все уйдут
И завтра будет день счастливым!!!
Литература.
Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности/ отв. Редактор А.А. Крылов. – М, 1980.
Плахотникова И.В., Моросанова В. И. Развитие личностной саморегуляции: Методическое пособие. – М.: Вербум – М, 2004.
Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003
Рутман Э.М. Как преодолеть стресс. – М.: ТОО «ТП», В. Секачев, 1998 г.
Самоукина Н. В. Экстремальная психология. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС. 2000 Г.