Родительское собрание «Готовим детей к школе»



Родительское собрание «Готовим детей к школе»


Кончается дошкольное детство вашего ребенка. Вы чаще думаете о том, что ребенку пора в школу. Конечно, вы хотите как можно лучше подготовить его к этому серьезному событию.

Не секрет, многие родители представляют себе подготовку к умственному труду лишь в том, чтобы быстрее научить его читать и знать порядок в счете. Готовить ребенка к школе – это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности, сформировать психологическую готовность к обучению –интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. Это достигается не только путем специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью: в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.

Не правы те родители, которые боятся перегрузки детского ума. Не правы и те, которые загромождают детское сознание большим количеством разрозненных и не по возрасту «умных» сведений.

Необходимо приучать ребенка к усидчивости, тренировать его внимание, ведь в школе ему предстоит сосредоточенно работать на уроках. В частности, умению не отвлекаясь, работать сначала 10 – 15 минут, а затем 15 -20 минут.

Предостерегаем вас от ошибки, которую совершают многие родители: не стремитесь раньше времени втискивать в ребенка школьную премудрость.

Главное для ребенка – быть сообразительным, раскрепощенным, активным.

Успешно учиться в школе он сможет, если будет уметь управлять своим поведением. Любознательность, развитые внимание, память, мышление и речь – эти качества важнее перед школой, чем умение читать и писать. Их и надо развивать в ребенке в первую очередь.












Требования, которые предъявляет ребенку школа.

Врачами и психологами выработаны критерии школьной успеваемости детей. Ребенок, переступающий порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию.

  1. Социальная зрелость. Потребность детей в общении со сверстниками и взрослыми, умение подчиняться определенному режиму, понимание школьной ситуации.

Для того, чтобы учитель мог начать работу с ребенком, им необходим контакт: ребенок не должен тревожиться при встрече с детьми и педагогами, испытывать отрицательные эмоции к самому процессу обучения. Практика показывает, что нежелание учиться бывает в трех случаях:

    • Когда ребенок не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности. Поскольку школа требует от ребенка постоянных усилий, то у него возникает активное противодействие учению;

    • Активное нежелание учиться встречается у тех детей, у которых дома заранее сформировали страх перед школой. «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»

    • У тех, которым, напротив, рисовали школьную жизнь в радужных тонах. Столкновение с реальностью в этих случаях может вызвать настолько сильное разочарование, что у ребенка возникает резко отрицательное отношение к школе.

Именно вы можете помочь своему ребенку. Создавайте условия для обучения, не стесняйтесь недостатков своих детей, рассказывайте о школе все, не забывая вселять в ребенка чувство уверенности: «У тебя обязательно все получится! Да и мы рядом, поможем».













2.Эмоциональная зрелость. Школьная жизнь требует от детей эмоциональной устойчивости. Между учащимися, и это вполне закономерно, нередко возникают ссоры, обиды и иные конфликтные ситуации. Дети, избалованные родительской лаской, болезненно реагируют на замечания учителей, отказываются идти в школу. Во всех подобных случаях ребенок должен уметь сдерживать себя, управлять своим поведением. Это, конечно, приходит с возрастом, по мере накопления жизненного опыта. Однако немалую роль здесь играет семейное воспитание. Учите детей подавлять агрессивные вспышки. Зная особенности своего ребенка, вы сможете помочь учителю выбрать наиболее эффективные методы воздействия в каждом конкретном случае. В ваших силах предупредить нежелательные проявления характера ребенка.

Чрезвычайно важна в школе и способность к волевым усилиям. Переход от занятий с игрушками к заменяющим их символам, необходимость выполнять порой нежелательную работу, требуют от детей волевого напряжения. Ребенок вместо «хочу это» должен заставить себя делать то, что «надо». Вот почему так важно воспитывать и развивать волю у ребенка.

В играх, при выполнении хозяйственных поручений дома ставьте перед ребенком задачи, решение которых требует от него волевого усилия. Не допускайте, чтобы он, не закончив одну работу, принимался за другую. Ребенок должен прочно усвоить, что любое дело следует доводить до конца.



3.Умственная зрелость. Это значит, что у дошкольника должны быть сформированы следующие психические познавательные процессы:

  • Восприятие (цвета, величины, фигуры, пространства, звуков и т.д.)

  • Внимание ( объем внимания для детей младшего школьного возраста – 3 -4 фигуры, предмета или объекта при одновременной демонстрации;

устойчивость внимания 5 -7 минут)

  • Память ( этот познавательный процесс не должен быть механическим; научите ребенка самым простым приемам запоминания: с помощью создания образов, о которых идет речь; группировки материала по смысловым частям; выделения главных и второстепенных деталей).

  • Мышление (дошкольник должен уметь находить сходство предметов и объединять их по разным признакам в группы, а также распознавать различия в предметах и явлениях окружающего мира).

  • Запас знаний ( это должны быть прежде всего знания из жизни и о жизни, а не насильственно заученные отрывки из учебников. Сведения и информация должны быть логически взаимосвязаны между собой и извлекаться при первой же необходимости, т.е. главным является качество знаний, степень осознанности, четкость представлений).



4.Развитие крупной и мелкой моторики.

Под крупной моторикой подразумевается умение ребенка прямо и твердо ходить, бегать, прыгать, точно ловить и кидать мяч, на протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы, застегивать пуговицы, завязывать шнурки.

Под мелкой моторикой подразумевается умение владеть ножницами, иголкой, карандашом, кисточкой. Линии на рисунке должны быть прямые, а не дрожащие, прерывистые, неровные. Ребенок должен уметь «видеть строку» и рисовать или писать в ней; «видеть клеточки» и четко вести по ним рисунок.

























Рекомендации для родителей.


Учитывая все вышесказанное, хотелось бы, чтобы вы не начали сразу насильно готовить ребенка к школьному обучению. Внимательно понаблюдайте за своим малышом и сделайте выводы, а потом составьте «план, что нужно, чтобы хорошо учиться».

  • Развитие кисти ребенка.

Физиологами доказано, что развитие кисти ребенка принадлежит важная роль в формировании головного мозга и развитии речи. Хорошо развивают кисти рук занятия рисованием, лепка из пластилина, конструирование, изготовление различных поделок. Фантазия у детей неисчерпаема. Главное – не упустить прекрасные воспитательные возможности.

Все дети младшего возраста любят рисовать. Правда, не у всех получается красиво, но у каждого ребенка можно найти изюминку и похвалить его.

При конструировании желательно пользоваться мелкими деталями различных конструкторов. Научите ребенка пользоваться ножницами с тупыми концами. Важно усвоить навык вырезания различных форм, когда бумага поворачивается в разные стороны в лезвиях ножниц.

Очень полезны все виды рукоделия: вышивание, вязание крючком, пришивание пуговиц.

Конструируя из мелких деталей, занимаясь лепкой, рисуя, ребенок не научится писать. Но рука у него разовьется, она станет умело справляться с карандашом, фломастером, ручкой. Один раз в неделю следует заниматься штриховкой. Используя штриховку, дети упражняются в проведении прямых, наклонных и волнистых линий, пробуют выполнить безотрывное соединение крючков, петелек, овалов. Лучше всего штриховку выполнять в альбоме.

Обращайте внимание на правильную посадку во время письма. Альбом должен лежать с наклоном. Научите ребенка правильно держать карандаш, ручку.











  • Развитие речи

Необходимо научить детей осмысленно говорить, обогатить речь, привить любовь к чтению книг. Любознательность и наблюдательность лежат в основе развития интересов, поэтому необходимо учить детей смотреть и видеть, привлекайте их внимание к различным явлениям окружающей среды.

Если ребенка с детства приучать к поэзии, к интересной книжке, он растет любознательным, общительным, быстрее овладевает культурой речи.

Самая первая встреча с книгой — это встреча со сказкой.

Сказка будит ум и чувства ребенка. Он переживает за героев сказок, испытывает удовольствие, когда добро побеждает зло, сочувствует слабым, восхищается отважными.

В воспитании любви к книге положительную роль играет наличие собственной библиотеки дома. Большое значение для развития речи имеет рассматривание иллюстраций в книге. Они помогают ребенку понять и запомнить прочитанное. Учите составлять предложения по картинкам.

Учите выделять слова из предложения.

И конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать детей беречь книгу.

Для развития речи детей используется пересказывание произведений, заучивание наизусть небольших стихов.

Читайте детям книги выразительно!

Постарайтесь до школы исправить у ребенка дефекты речи. В этом помогут занятия с логопедом.

Очень полезны занятия с разрезными картинками или кубиками, они закладывают основу грамотного письма и чтения.


Поощряйте любой успех вашего ребенка!

У каждого ребенка есть свой срок и свой час достижений. Необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само стремление узнать новое и научиться новому. Чаще используйте такие слова как: «Молодец», «Умница», «Ты меня просто удивил», «Здорово!», «Какая хорошая мысль».

Помните, что принудительное обучение бесполезно.









  • Общение

Школьное обучение – это непрерывный процесс общения. Как же научить ребенка общаться? Надо сформировать следующие навыки:

Уметь слышать и слушать своего товарища;

Говорить самому только после того, как собеседник закончит свою мысль;

Пользоваться словами вежливого общения, избегать грубостей.

Очень часто дети, разговаривая друг с другом, кричат, перебивают друг друга. Преодолеть эти недостатки помогают игры, в которых участвуют не только дети, но и взрослые. Практика показывает, что родители, играющие с детьми хотя бы 2 -3 раза в неделю, более авторитетны. Среди любимых игр можно назвать «Школу», «Дочки – матери», «Магазин», «Больница», игры – эстафеты, игры с мячом, различные настольные игры.


Итак, скоро в школу, но помните, что перед вами всё ещё ваш малыш. Предлагаем вам «Советы родителям», «Делать или не делать?» Раздаем памятки каждому из родителей.


Пожелания

Живите рядом с ребенком, любите его, радуйтесь ему, как самому главному сокровищу вашей жизни – только это сможет дать высокий уровень готовности к школьному обучению.


Вместе у нас всё получится!









скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: