Родительское собрание «Как помочь ученикам в процессе подготовке к ЕГЭ»


Родительское собрание


Тема: «Как помочь ученикам в процессе подготовке к ЕГЭ »


Час икс близится неумолимо. Мамы девятиклассников и одиннадцатиклассников панически хватаются за сердце и пьют корвалол – шутка ли, родное дитятко должно показать свои знания.  Что мы можем предпринять, чтобы пятнадцатилетний или семнадцатилетний шалопай прошел свое первое испытание успешно?

 

Настраиваем ребенка и себя на успех.

 

Во-первых, успокойтесь сами!  В деле запугивания детей учителя уже постарались, рассказывая страшилки про ЕГЭ и грозя на каждом уроке тем, что с таким подходом экзамены не сдать. Дети и так думают, что экзамены — это чудовищное испытание, которое пройти может только исключительной воли и знаний человек, что у них заранее опустились руки. Парадоксально, но именно ответственные и знающие дети начинают впадать в панику быстрее всех, испытывая пораженческие настроения и причитая, что им не сдать экзамен. Если же вокруг и без того напряженного ребенка начинается хоровод из охающих бабушек и причитающих родственников, а мама всякий раз твердит «учи, не то не сдашь», стоит ли удивляться появляющимся на страницах печати историям про отличников, получивших на экзамене не ту оценку и покончивших с собой?  Такой исход никому не нужен, поэтому заканчиваем причитать и жалеть деток и принимаемся за дело.


Во-вторых, здесь пригодятся те же бабушки. Многие уже не знают, но в нашей стране до 60-х годов все дети сдавали экзамены, переходя из класса  в класс, начиная с пятого. Приведите это в пример своему чаду, пусть  ребенок не считает, что ему предстоит что-то из рода вон трудное, с чем никто до него не сталкивался. Настраивайте дочку и ли сына на то, что экзамен – естественная часть обучения и ничего экстраординарного  не произойдет: просто ему надо будет показать свои знания несколько в иной форме. Пусть бабушка припомнит, как она сдавала экзамены в школе, как волновалась и радовалась после! 

 

Если вы закончили институт, то у вас должен быть за спиной богатый опыт по сдаче экзаменов.  Пора принять ребенка в свой клуб! Соберитесь семьей, старыми знакомыми и устройте вечер воспоминаний об экзаменационных  сессиях, расцвечивая воспоминания веселыми и забавными случаями. Пусть ребенок не воспринимает предстоящее событие только как неизбежное зло. Постарайтесь убедить его, что экзамен – это своего рода соревнование: учитель пытается найти слабое звено, а ученик – доказать, что он все знает. Если в ребенке сильно соревновательное начало и он человек азартный, то к предстоящему экзамену он начнет относиться иначе и с энтузиазмом возьмется за подготовку. Если же ребенок паникер, быстро впадает в отчаяние и опускает руки при первой трудности, применяйте другую тактику. Таким детям нельзя рисовать сложности и трудности – они их себе уже  в своем воображении таких ужасов нарисовали, что у нас и фантазии не хватит. Боящихся неудачи детей стоит …успокаивать чудовищными на взгляд некоторых нервных родителей словами: «Экзамен – лотерея. Не волнуйся, даже самые умные люди получали  тройки (у каждого бывшего студента всегда найдется в запасе байка про это!). Не корову ведь проиграешь, даже, если плохо сдашь». Не бойтесь – ребенок никогда не решит после этого, что готовиться к экзаменам не надо. Он успокоится и сумеет, наконец, сосредоточиться на том, что читает в учебниках и начнет лучше воспринимать материал. Перепуганный же, задерганный высокими ожиданиями родителей и постоянными разговорами о важности хорошей оценки на экзамене, ребенок со слабой нервной организацией,  в самый ответственный момент просто растеряется и от страха перед неудачей и забудет то, что знал очень хорошо.

 

Кстати, рассказывая забавные случаи из студенческой жизни, все-таки не переусердствуйте! Истории про шпоры, написанные на ногах, спрятанных в рукавах, хитроумных приспособлениях допускаются, но с комментариями о том, что это не бог весть как помогло владельцу. Иначе у чада возникнет желание пойти по пути наименьшего сопротивления и вместо спокойной учебы, он займется изобретением шпаргалок. Психологи, между прочим, не против написания шпаргалок. Дело в том, что когда человек их пишет, у него задействовано несколько способов обработки и запоминания информации – а особенно  зрительная и  моторная, двигательная. Так материал лучше запоминается, чем, если только прочесть книгу. Шпаргалки можно писать, но не стоит ими пользоваться – так и настройте своего отпрыска.

Свежие документы:  Сценарий вечера досуга с детьми старшего дошкольного возраста «Чтобы не было беды»


Помогите детям, готовится к экзаменам правильно.

 

У вас за спиной, возможно, десятки сданных экзаменов. Ребенок готовится к ним впервые – так стоит ли ожидать, что он будет делать все правильно. Передайте ему свой опыт, чтобы он не наступал на те грабли, на которые наступают все новички.

 
1.  Готовиться надо начинать с начала четвертой четверти. Не позволяйте ребенку отложить подготовку «на потом», ближе к концу мая. Он не успеет физически выучить за пару-тройку дней весь материал, что даются на подготовку к экзаменам. Плюс такая нагрузка приведет к умственному переутомлению, срыву и плохой оценке. Убедите его, что лучше ежедневно учить понемножку, но по всем предметам. Пусть чередует: в один день решает задачи, на 2 день – тренируется писать изложение. Да, это в дополнение к обычным домашним заданиям. Нагрузка слегка возрастет, но это естественно.

 

2. Пусть не просто читает по книжке. Порекомендуйте ему записывать в отдельную тетрадь краткие тезисы ответа на вопрос (это способствует механическому запоминанию) и обязательно пересказывает себе ответ вслух. Задействуется еще и слуховая память. В результате материал запоминается лучше и быстрее.

 

3. Перед экзаменами останется повторить материал и подучить самые сложные моменты. Накануне экзамена действует правило всех успешных студентов, которое гласит «перед смертью не надышишься»! То есть после обеда – максимум часов в 6 вечера все тетради, учебники и прочее закрываются и к ним ребенок больше не прикасается. Все! Пусть отправляется гулять, падает на диван и смотрит тупую комедию, болтает с друзьями, шьет, вяжет, вышивает. Мозг должен отдохнуть. При этом родители боятся, что ребенок все забудет. Как раз все происходит с точностью до наоборот. Тот, кто учил до последнего и даже с утра нервически листает книгу, сдает гораздо хуже тех беспечных товарищей, которые спокойно спали всю ночь перед экзаменом и зашли сдавать, не открыв книги. Мозг ведь не перестает работать – он расставляет все по полочкам, упорядочивает информацию именно в то время, которое было оставлено свободным непосредственно  перед экзаменом.  В минуту опасности мозг активизируется и извлекает всю нужную информацию. Если же зубрить до упора, мозг все рассортировать не успеет.

 

4. С утра обязателен плотный завтрак и чай с сахаром и лимоном. Учителя знают – ежегодно масса детей падает в обморок на экзаменах от резкого падения уровня глюкозы в крови. Пусть чадо говорит, что в него кусок не лезет – ну подготовьте ему на это важное утро в жизни что-нибудь особо любимое, от чего он не откажется! С собой дайте шоколад – это поможет быстро повысить уровень глюкозы, ускорит доступ питательных веществ и сахара к мозгу и повысит настроение!

  

  Все это в совокупности поможет вашему ребенку успешно сдать экзамены и рассказывать об этом, как об интересном эпизоде жизни, а не о безграничном ужасе.


Итак, уважаемые родители!

Для вас и ваших детей наступила пора сдачи первых государственных экзаменов. От того, насколько серьёзно вы к ним отнесётесь, во многом зависит итог участия вашего ребёнка в экзаменационном марафоне.

  1. Создайте в своём доме уютную тёплую рабочую атмосферу.

  2. Составьте расписание рабочего времени своего ребёнка на период экзаменов.

  3. Учтите в расписании 15-20 минутные перерывы после часа работы.

  4. Соблюдайте режим питания в это ответственное время, не забывайте, что мозгу нужна витаминная помощь. Какие же продукты полезны перед экзаменами?

Избегайте сахара, шоколада, конфет, печенья. Ограничьте количество чипсов

Чтобы подпитать мозги. Попробуйте:

  • свежие фрукты или сухофрукты

  • бутерброд

  • тарелку супа

  • кусок сыра

  • несоленые орешки

  • йогурт

  • только что сделанный молочный коктейль

  • Не забывайте часто пить.

  • Не пытайтесь учиться, пока вы обедаете или перекусываете

  • Питаться во время подготовки к экзаменам диетологи советуют не реже четырех раз в день, но порции должны только утолять голод, а не пересыщать.

В ночь перед экзаменом

  • Крахмальные продукты — макароны, рис, картофель и хлеб подойдут отлично и помогут спокойно спать

  • Не ходите на экзамен с пустым желудком.

Ответственный завтрак.

    • Утром перед экзаменом ешьте что-нибудь с высоким содержанием белка и клетчатки: яйца, фасоль или грибы

    • Пусть возьмут на экзамен конфету или что-нибудь другое, чтобы отвлечься от волнения.

  1. Исключите повышенный тон, нервозность в общении со своим ребёнком.

  2. Чутко реагируйте на его просьбы, если он обращается к вам за помощью или советом.

  3. Учтите, что в период подготовки к экзаменам нельзя сидеть взаперти, необходимо ежедневные прогулки на свежем воздухе.

  4. Не позволяйте своему ребёнку впустую тратить время.

  5. Чтобы снять тревожность ребенка перед экзаменом, не увлекайтесь успокоительными лекарственными средствами. Лучше предложить ребенку крепкий чай с лимоном, немного шоколада и банан, в котором содержатся вещества, успокаивающие, действующие на организм.

  6. Психологи подчеркивают, что детям свойственно «настраиваться» на эмоциональную волну своих родителей. Они копируют не только поступки, но и чувства. Поэтому постарайтесь строже контролировать не только слова, но и свои эмоциональные «всплески». Иногда разногласия в семье порождают стрессовое состояние ребенка. Постарайтесь быть терпеливыми друг к другу и сохранять мир и согласие в семье. Проявите чуть больше, чем обычно, внимания к ребенку. Дружеское похлопывание по плечу, прикосновение рукой вызывает успокаивающий эффект. Недаром в народе говорят: «Любую беду – рукой разведу».

В день сдачи экзаменов не забудьте:
   — вовремя его разбудить;
   — приготовить одежду для этого торжественного случая;
   — положить необходимые учебные принадлежности;
   — пожелать ему удачи и успехов.

Верьте в своего ребенка и его успех!

Результаты исследования психического состояния учащихся 9-х, 11-х классов перед экзаменами.

С высоким уровнем тревоги в 9 классах 14,6% учащихся и 16,4% в 11 классах.

С высоким уровнем депрессии в 9 классах 14,2% учащихся и в 11 классах 6,1% учащихся.

Выраженной астении ни в 9, ни в 11 классах нет.

Умеренная астения в 9 классах у 5,7% учащихся, и 1,5% в 11 классах.

Чрезмерно нервно-психическое напряжение у 1,1% учащихся 9 классов.

Умеренное нервно-психическое напряжение у 13,5% учащихся 9 классов и 1,6% учащихся 11 классов.

Чувства тревоги по поводу предстоящих экзаменов испытывают 29 (38,6%) учащихся 9 классов и 40 (65,5%) учащихся 11 классов

Не испытывают чувства тревоги по поводу предстоящих экзаменов 14 (18,6%) учащихся 9 классов и 5 (8,2%) учащихся 11 классов

Пока не задумывались об этом 32 (42,6%) учащихся 9 классов и 16 (26,2%) учащихся 11 классов

Когда думают об ЕГЭ выпускники испытывают следующие чувства:

Тревоги 31(41,3%) учащихся 9 классов и 26 (42,6%) учащихся 11 классов

Страха 17(%) учащихся 9 классов и 12 (19,6%) учащихся 11 классов

Волнения 19 (25,3%) учащихся 9 классов и 8 (13,1%) учащихся 11 классов

Ответственности 12 (16%) учащихся 9 классов и 16 (26,2%) учащихся 11 классов

Готовность к экзамену 16 (21,3%) учащихся 9 классов и 23 (37,7%) учащихся 11 классов

Спокойствие 9 (12%) учащихся 9 классов и 6 (9,8%) учащихся 11 классов

На вопрос «Что именно вызывает тревогу и что является стрессовым фактором на экзамене?» были получены следующие ответы:

Не успеваю выучить большой объём материала 36 (48%) учащихся 9 классов и 27 (44,2%) учащихся 11 классов

Большая ответственность 3 (4%) учащихся 9 классов и 12 (19,6%) учащихся 11 классов

Страх разволноваться и всё забыть 14 (18,6%) учащихся 9 классов и 21 (34,4%) учащихся 11 классов

Допустить ошибки в заданиях или при заполнении бланков 7 (9,3%) учащихся 9 классов и 16 (26,2%) учащихся 11 классов

Боюсь, что не справлюсь, высокий уровень сложности 11 (14,6%) учащихся 9 классов и 23 (37,7%) учащихся 11 классов

11(14,6%) учащихся 9 классов и 9 (14,7%) 11 классов считают, что высокий уровень тревожности не повлияет на результат экзамена.

На вопрос «Какие способы снижения тревожности на экзамене известны вам?» Учащиеся 9 и 11 классов ответили следующим образом:

Выспаться перед экзаменом 6 (8%) учащихся 9 классов и 13 (21,3%) учащихся 11 классов

Быть уверенным в себе 2 (2,6%) учащихся 9 классов и 9 (14,7%) учащихся 11 классов

Экстракт валерианы – спасение от волнения 1 (1,3%) учащихся 9 классов и 3 (4,9%) учащихся 11 классов

Хорошая подготовка 17 (22,6%) учащихся 9 классов и 19 (31,1%) учащихся 11 классов

Быть уверенным в своих знаниях 5 (6,6%) учащихся 9 классов и 11 (18,1%) учащихся 11 классов

Не знают способов снижения экзаменационной тревожности 15 (20%) учащихся 9 классов и 10 (16,4%) учащихся 11 классов

Рекомендации родителям

  1. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

  2. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов — это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».

  3. Подбадривайте ребенка, хвалите его за то, что он делает хорошо.

  4. Повышайте его уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

  5. Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.

  6. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

  7. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

  8. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

  9. Помогите ребенку распределить темы подготовки по дням.

  10. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

  11. Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у него будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

  12. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

  13. Посоветуйте ребенку во время экзамена обратить внимание на следующее:

    • пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

    • внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования — не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

    • если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

    • если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
      И помните:
      самое главное — это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Желаем успехов!




Литература:

  1. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога, М., 1995.

  2. Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка. М., «Генезис», 2004.

  3. Сборник рекомендаций для общеобразовательных учреждений по подготовке к единому государственному экзамену Сост.: Ю. С. Захир, Н. А. Могилёв, О. В. Дубинина; ответственный за выпуск О. В. Дубинина. – Новосибирск: Издательство, 2006

  4. Газета «Школьный психолог», №48-2003

  5. Инструкция для выпускников для сдачи ЕГЭ Первое сентября, 2005.

  6. Литвинов А. Второе полугодие: активная подготовка к экзаменам А. Литвинов Народное образование, 2001. — № 1


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: