Родительское собрание «Трудности адаптации первоклассников к школе»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

Г.Сафонова Смоленской области











Родительское собрание



«Трудности адаптации первоклассников к школе»







Коровина Ирина Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ» № 9

г.Сафонова Смоленской области









Г.Сафоново

2012г.

«Трудности адаптации первоклассников к школе»

(первое собрание в 1 классе)

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом,

Как если бы от этого зависела ваша жизнь.

Л.Кьюби

Задачи: ознакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе; предложить практические советы по адаптации ребёнка к школе.

Форма проведения: круглый стол.

Вопросы для обсуждения: физиологические и психологические трудности адаптации первоклассников к школе; система взаимоотношений с ребёнком в семье в период адаптации к школьному обучению.

Подготовительная работа: подготовка фотовыставки «Ура! Мы – школьники», рисунков учащихся «Мои первые дни в школе»; оформление класса; подготовка памятки для учащихся.

ХОД СОБРАНИЯ.

I Вступительное слово учителя.

Сегодня на собрании нам предстоит ответить на многие вопросы. С какими физиологическими и психологическими трудностями столкнулись дети в период адаптации к школьной жизни? Как можно преодолеть возникшие трудности?

— Расскажите, как наши дети восприняли первые дни в школе? Что понравилось? Что не понравилось?

Как вы в семье отпраздновали первый школьный день? Какие подарки получили ребята в кругу семьи, в честь того, что они стали школьниками?

Какие чувства вы испытали за тот период, что ваш ребёнок находится в школе?

II Преодоление трудностей (лекция)

— Итак, поговорим о преодолении трудностей, возникающих у ребёнка впервые поступившего в школу.

Именно родители призваны помочь своему ребёнку, впервые переступившему порог школы преодолеть психологический барьер. Это:

  • Создание благоприятного психологического климата в отношении ребёнка со стороны всех членов семьи (никаких окриков, запугиваний, а, наоборот, спокойная атмосфера; рассказы родителей о своих успехах в школе, обязателен позитивный настрой «у тебя всё получится», «ты ведь будешь стараться», «я тебе обязательно помогу» и т.д.)





  • Роль самооценки ребёнка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребёнка в школе) (не стоит говорить, что он ничего сам не умеет, бестолковый и т.д.)

  • Первое условие школьного успеха – самоценность ребёнка для его родителей (любовь родителей, их гордость за сына(дочь), не стоит считать нескромным, если вы знакомым с гордость при малыше говорите, что он стал школьником и вы знаете, что он будет стараться, потому что ответственный и взрослый)

  • Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им дню;

  • Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения с ними после школы.

  • Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, крики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников)

  • Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

  • Учёт темперамента ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость.

  • Предоставление ребёнку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

  • Поощрение ребёнка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребёнка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребёнка.

Не менее важным является преодоление физиологических трудностей, на которые родители часто не обращают внимания.

— По мнению С.В.Попова, если принять уровень здоровья за 100%, то 20% здоровья зависит от наследственных факторов, 20% от факторов внешней среды, 10% от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% — от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт.

(Проводится опрос родителей)

Экспресс – опрос.

1. Считаете ли вы важным для себя формировать у ребёнка ответственное отношение к своему здоровью?

2. Соблюдает ли ваш ребёнок режим дня?

3. Какова, на ваш взгляд, роль родительского примера в формировании у ребёнка привычки заботиться о своём здоровье?

— Формирование мотивации к здоровому образу жизни зависит прежде всего от родителей. Именно родители в сотрудничестве со школой должны способствовать воспитанию у детей привычки, а затем и потребности в здоровом образе жизни.

Привычки воспитываются не столько словами, сколько делами. «Учи показом, а не рассказом», — говорили в древности. Это должны понимать родители. Если мы хотим, чтобы ребёнок был здоровым, а занятия в школе не повлияли отрицательно на его самочувствие,



мы должны создать условия для того, чтобы день нашего школьника был правильно организован. Выделим три важнейшие потребности детей в возрасте 6 – 10 лет:

Движение;

Сон;

Питание.

Обеспечить все эти потребности поможет нам режим дня.

Конечно, каждый родитель знает, почему нужен режим дня, и всё же в редких семьях он соблюдается. Мы всё время делаем себе поблажки: вот пройдёт праздник…., сегодня суббота…, ребёнок недавно болел…., у нас сегодня гости… и т.д.

Приучение ребёнка к точному выполнению режима дня, независимо от обстоятельств, весьма важная родительская обязанность.

Из чего складывается режим дня? Итак, его основные компоненты: сон, питание, чередование разных видов деятельности. Психологи установили, что нарушение хотя бы одного из них отрицательно влияет на ребёнка, его самочувствие и отношение к учёбе.

Сон – расслабление организма. Прежде всего отдыха требует наш мозг. Сон помогает восстановить его активность. Недосыпание отрицательно отражается на работоспособности, сосредоточенности внимания.

В медицинской лит-ре высказывается мнение, что недосыпание не снимается даже тогда, когда человек переспал в следующие дни. Именно поэтому надо стараться, чтобы сон был равномерным, без «перегибов» в ту или иную сторону.

Физиологи считают сон полноценным, если он периодичен, продолжителен и глубок. Периодичность – это привычка ложиться и просыпаться в одно и то же время. Продолжительность — время, которое необходимо для того, чтобы организм отдохнул. Сокращение продолжительности сна младшего школьника особенно опасно, ведь начало школьной жизни требует от организма дополнительных сил. И наконец, глубина сна определяется тем, что ребёнок спит достаточно долгое время спокойно, не ворочаясь часто, не просыпается, не вскрикивает и не говорит во сне.

Советы родителям младших школьников.

1 МШ должен спать в сутки не менее 11 – 12 часов, это и дневной и ночной сон.

2 Приучите Р после прихода из школы и обеда немного поспать (1 или 1,5). Если Р не привык днём спать убедите его просто отдохнуть.

3 Найдите в комнате самое идеальное место, где сон Р будет наиболее приятным и полезным.

4 Для глубокого сна важна и одежда, в которой спит Р. (Пижама из хлопка)

5 Ужин за 1 – 1,5ч до сна. (Или кефир, или тёплое молоко с печеньем, банан или яблоко).

6 Перед сном обязательны душ, чистка зубов. Лучшее времяпрепровождение перед сном – семейное чтение.

7 Наиболее комфортная температура для сна – 16 – 17 ̊С. В любом случае помещение должно быть хорошо проветрено.

8 Питание – это пища, которую мы употребляем. Она идёт на строительство и восстановление организма, на снабжение его энергией, на обеспечение возможности двигаться, работать, выздоравливать после болезни и т.д.

9 Приём пищи и выполнение уроков всегда в одни и те же часы способствует и хорошему аппетиту, и благоприятно для умственного развития.





10 Пребывание в ГПД не рекомендуется детям, имеющим слабую нервную систему и часто болеющим.

11 Не забывайте чаще хвалить Р за малейший успех и поддерживать в нем уверенность в собственных силах.



III Подведение итогов

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребёнка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода.

/Родителям раздаётся памятка/

— Правильным будет поместить эту памятку над столом ребёнка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребёнка на то, какие правила у него получилось выполнить, а какие – нет и почему.

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧЕНИКОВ.

  1. Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.

  2. Попросили – дай, пытаются отнять – защищайся.

  3. Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

  4. Не дерись без причины.

  5. Играй честно, не подводи своих товарищей.

  6. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

  7. Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

  8. Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся всё делать вовремя и думай о хороших результатах. Они обязательно у тебя будут.

  9. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

  10. Старайся быть аккуратным.

  11. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдём домой – у тебя будут друзья.

  12. ПОМНИ! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Использованы материалы:

  • Родительские собрания. 1 класс. Москва «ВАКО» 2008г./Авт.-сост. О.П.Варенька/;

  • Обобщение личного опыта

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Организация работы с родителями в современном ДОУ"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: