Сценарий классного часа «День воинской славы России – День Бородинского сражения (1812 год)» (В форме игры «За семью печатями») для 10 класса












Голактионова Лариса Викторовна,

учитель русского языка и литературы
МБОУ Кыштовская средняя общеобразовательная школа №1

Сценарий классного часа

«День воинской славы России – День Бородинского сражения (1812 год)»

(В форме игры «За семью печатями») для 10 класса









































Сценарий классного часа

«День воинской славы России – День Бородинского сражения (1812 год)»

(В форме игры «За семью печатями») для 10 класса


Одним их особо значимых дат уходящего года Российской истории является 200-летие Бородинского сражения. В связи с празднованием этой даты в нашей школе проводились различные мероприятия, демонстрировались художественные фильмы. Для разнообразия деятельности учеников и классного руководителя при проведении классного часа по указанной теме мною была разработана игра «За семью печатями». Она прошла увлекательно и интересно, так как содержала много познавательной информации, проиллюстрированной анимированными слайдами, музыкальными фрагментами и кадрами из кинофильмов. Игра была проведена в 10 классе и получила высокую оценку учащихся.


Цели:

-расширить кругозор учащихся о данном историческом событии, способствовать принятию детьми нравственных ценностей (любовь к Родине, патриотизм, гражданственность);

-воспитывать у детей чувства гордости, уважительного отношения к истории своей страны и своего народа;

-усилить мотивацию для изучения истории родной страны;

-разнообразить виды деятельности при обсуждении темы через использование истории, литературы, музыки, живописи и кинематографии;

-развивать навыки участия в дискуссии, обсуждении, работы в группе;
-совершенствовать умение работы с дополнительной литературой, иллюстрациями и фотоматериалами.


Оборудование:

-ПК с акустическими колонками,

-мультимедиапроектор,
-презентация «
За семью печатями»,

-бланки ответов,

-бланки для печатей,

-грамоты победителям,

-печать.


Организация:

1.В игре принимают участие 4 команды по 5 человек.

2.Вопросы задает ведущий игры, сопровождая выступление презентацией.

3.Группа обсуждает вопрос, вписывает ответ в бланк ответов.

4.Время обсуждения вопроса – 5-6 минут.

5.Ведущий объявляет правильный ответ. Если команда ответила правильно, то в бланк напротив правильного ответа ставится печать.
6. Выигрывает та команда, которая набрала большее количество печатей.

Ход классного часа


1.Вступительное слово классного руководителя.

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим об истории нашего народа, Родины. Все вы знаете, что этот год, объявленный годом истории, знаменателен многими юбилейными датами. Об одном из них сегодня пойдёт речь. Наш разговор будет необычным, он пройдёт в форме интеллектуальной игры «За семью печатями». Напомню условия игры. Каждой команде нужно будет ответить на вопросы, скрытые за семью печатями. За каждый правильный ответ команда получает печать. Команда, набравшая большее количество печатей, станет победителем.

2.Игра «За семью печатями»


Время первой печати.

Разгадайте кроссворд


Ведущий:

Название исторического события, о котором сегодня пойдёт речь, скрыто за первой печатью. Разгадав кроссворд, из выделенных колонок вы узнаете тему сегодняшнего нашего разговора.
(В выделенных квадратах зашифровано словосочетание «Бородинское сражение)


5

9

4

3

1

6

10

11

2

(Командам раздаются листочки с кроссвордами. Команда, выполнившая кроссворд первой, получает 4 печати, вторая -3 печати и т.д.На выполнение задания -6 минут).

1Б

11

7

8


о о

2


3рр



о

10



9

4д


5

и

6



а

ж

е

р

С

н

и

е


с



7к



о


е

8




Вопросы кроссворда


По горизонтали:

1. Генерал, получивший смертельное ранение в Бородинском сражении.

2. Река, у которой стоит село Бородино.

3. Накануне генерального сражения упорные бои велись за Шевардинский …

4. Поэт, возглавлявший партизанское движение и имевший родительский дом в с. Бородино.

5. Земляные укрепления.

6. Подразделение, которым командовал генерал Раевский.

7. Главный руководитель Бородинского сражения.

8. Поэт, воспевший Бородинское сражение.

Свежие документы:  Рабочая программа по бурятскому языку для 8 класс

По вертикали:

9. Генерал, командовавший кавалерией, совершившей рейд в обход армии французов.

10. Генерал кавалерии, ударивший по левому флангу французов.

11. Император, возглавлявший французскую армию.


(Звучит аудиозапись «Давным-давно» музыка Т. Хренникова, стихи Г. Гладкова, из спектакля «Давным-давно2)


Время второй печати

«Недаром помнит вся Россия про День Бородина»

Ведущий:

В сентябре этого года вся страна отмечает 200-летие Бородинского сражения. Пожалуй, не найдётся в стране человека, который бы совсем ничего не знал об этом историческом событии, о его героях, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю. Давайте вспомним о тех грозовых событиях, ответив на вопросы второй печати.

(Командам раздаются вопросы, на выполнение задания 6 минут)

Вопросы

1.В одном историческом источнике указано: «Бородинское сражение началось рано утром 26 августа 1812 года». Французский историк Рамбо, описывая сражение при Бородине, писал: «8 сентября 1812 года завязался бой». Как объяснить это расхождение в источниках?

(Оба источника правы: дата в первом случае указана по старому стилю, во втором — по-новому).

2.Как назвал Наполеон Бородинское сражение?
(«Московская битва — моё самое великое сражение: это схватка гигантов»).

3. «…флеши» — именем какого генерала были названы семеновские флеши на Бородинском поле? От тяжелой раны, полученной во время Бородинского сражения, этот генерал скончался на 17-й день после битвы.
4. Рецепт, какого продукта питания родился в Бородине?
(Бородинского хлеба, название его — от Спасо-Бородинского монастыря).

5.Почему войну 1812 года называют Отечественной?

6. Каким орденом награждали наиболее прославившихся военачальников в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов? (Орденом Кутузова)

7. Когда умер М.И. Кутузов? Где он похоронен?

Время третьей печати

География войны

(Командам раздаются листы с заданиями, время выполнения-5 минут)

Вопросы

1. 22-30 июня 1812 года «Великая армия» Наполеона перешла границу ….

2. Как называется река, перейдя которую Наполеон начал войну с Россией?

3.16-17 августа проходила битва за ….

4.1(13) сентября 1812 г.- в деревне …. (близ Москвы) Кутузов приказал оставить Москву.
5.Назовите место, откуда Наполеон смотрел на Москву.
6.Обратная дорога для французов оказалась намного страшнее, чем дорога на Москву. Во время переправы через реку… в декабре 1812 года французы потеряли более 30 тысяч человек. Назовите ее.

Время четвёртой печати
«Славься ввек, Бородино!»
(Литературная викторина, время выполнения -6 минут)
Ведущий :
События того героического времени нашли отражение в художественной литературе. Ответив на вопросы четвёртой печати, мы вспомним эти произведения и их авторов.

Вопросы

1. В каких стихотворениях Лермонтов обращается к теме Отечественной войны 1812 года?
2. Откуда эти строки?
В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далеких чуждых стран.
3.Кто из известных вам поэтов XIX века был участником Бородинской битвы?
4.Как долго длилась битва? Как об этом сказал Лермонтов?
5.Иван Андреевич Крылов написал несколько басен, посвящённых теме войны 1812 года.. Назовите эти басни.
6.Откуда эти строки и кто их автор?
«Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной,
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою».
7.Великому французскому полководцу Наполеону Бонапарту приписывают следующий знаменитый афоризм: «Каждый французский солдат носит в своем ранце маршальский жезл». Назовите известную русскую пословицу 19 века, которая в более простой и понятной форме передает смысл крылатого выражения Наполеона.
(Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом).

Время пятой печати

«Отгадай героя» («России верные сыны»)
(
Команды получают листы с фрагментами текста поэм и стихотворений о героях войны 1812 года. Под каждым текстом пишут фамилию героя)

Свежие документы:  Социальный проект "Воспитывая - обучаем, обучая - воспитываем"


Вопросы

1. «Герой, отечества спаситель!

Прими от сердца должну дань;

Бог наш защитник, покровитель,

Тебя нам ниспослал на брань!

Уже враги торжествовали,

Уж в злобной ярости мечтали

Здесь русский покорить народ!

Но ты лишь в стан успел явиться,

Как гордый стал тебя страшиться

И ощупью пошел вперед!
(М. Кутузов)


2. «Усач. Умом, пером остер он, как француз,

Но саблею французам страшен:

Он не дает топтать врагам нежатых пашен

И, закрутив гусарский ус,

Вот потонул в густых лесах с отрядом —

И след простыл!.. То невидимкой он, то рядом,

То, вынырнув опять, следом

Идет за шумными французскими полками

И ловит их, как рыб, без невода, руками».
(
Д. Давыдов)

3.«Он был в Смоленске щит,

В Париже – меч России!»
(
Н. Раевский)

4. «И, в имени твоем звук чуждый невзлюбя,

Своими криками преследуя тебя,

Народ, таинственно спасаемый тобою,

Ругался над твоей священной сединою.

И тот, чей острый ум тебя и постигал,

В угоду им тебя лукаво порицал…

И долго, укреплен могущим убежденьем,

Ты был неколебим пред общим заблужденьем;

И на полупути был должен наконец

Безмолвно уступить и лавровый венец,

И власть, и замысел, обдуманный глубоко,—

И в полковых рядах сокрыться одиноко.

Там, устарелый вождь, как ратник молодой,

Свинца веселый свист заслышавший впервой,

Бросался ты в огонь, ища желанной смерти» (
М. Барклай-де-Толли)


5. «Был в чине генерал-майора,

Когда ему Кутузов поручил

К французам в тыл идти,

Следить за действиями Наполеона,

Не упускать из вида их,

Вести разведку днем и ночью,

О намерениях известных»
(
И. Дорохов)

6. «Артиллерист и партизан,

Отлично знавший многие языки,

Нередко в лагерь приходил,

Надев мундир французский лихо.

Обозревал расположение врага,

В особенности артбатареи,

Обозы где, где слабые места,

Вернувшись, в бой с отрядом шел смелее».
(
А. Фигнер)

После проверки на интерактивной доске демонстрируются репродукции портретов «славных сынов Отечества» (М. Кутузов, Д. Давыдов, А. Фигнер, Н. Раевский, М. Барклай-де-Толли, И. Дорохов). Под каждым портретом написаны фамилия героя и соответствующие ему строки из стихотворения.

Звучит аудиозапись «Генералам двенадцатого года» музыка А.Петрова, стихи М.Цветаевой из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово».

Время шестой печати
Узнай фильм


Ведущий:
Знаете ли Вы, театральные спектакли и художественные фильмы о гусарах?

На столах у команд лежат листы с названиями фильмов, спектаклей о войне 1812 года. На слайдах демонстрируются кадры из этих фильмов, команда должна по кадрам узнать и записать названия фильма в том порядке, в котором они демонстрируются.


Названия фильмов

«Давным-давно» А.Гладков (1941);

«Гусарская баллада» реж. Э. Рязанов (1962);

«Война и мир» реж. С. Бондарчук (1967);

«Дамы и гусары» фильм-спектакль реж. А. Ниточкин, А. Ремезова (1976);

«Сватовство гусара» реж. С. Дружинина (1979);

«Эскадрон гусар летучих» реж. С. Ростоцкий (1980);

«О бедном гусаре замолвите слово» реж. Э. Рязанов (1980);

«Два гусара» реж. В. Криштофович (1984).


Время седьмой печати

«Во славу Отечества»

Слово классного руководителя.

Победы русского оружия над врагами Отечества всегда широко отмечались российской общественностью. В дооктябрьский период Русской Православной Церковью были установлены так называемые «викториальные дни», в которые совершались молебны и другие праздничные мероприятия. Это были особые дни, когда общество, чествуя армию и флот, воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников, а служивые люди, поднимаясь над буднями, по-особому представляли смысл ратной службы, глубже ощущали свою сопричастность к славным деяниям наших предков. Эта традиция празднования героических и памятных дат нашей военной истории была возвращена в 1995 году. Ответив на вопросы последней печати, мы полностью назовём тему нашего классного часа.

Свежие документы:  Консультация для родителей «Играем вместе»

Вопросы
Что объединяет все эти даты? В каком документе нашло это отражение?



27 января

2 февраля

23 февраля

18 апреля

9 мая

22 июня

10 июля

9 августа

23 августа




8 сентября

11 сентября

21 сентября

7 ноября

1 декабря

5 декабря

24 декабря



Слово классного руководителя: 1995 г. был принят закон «О днях воинской славы (победных днях) России», в список которых вошли часть «викториальных дней» и наиболее выдающиеся события военной истории как дооктябрьского, так и советского периода. И День 8 сентября в России отмечается как День воинской славы. Этот день -День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 год).
(На слайде высвечивается заголовок темы классного часа
«День воинской славы России – День Бородинского сражения (1812 год)»


Звучит аудиозапись «Мы — армия народа» муз. Г. Мовсесян, сл. Р. Рождественский.

3.Подведение итогов игры


Список рекомендуемой литературы:

Интернет-источники:

      1. http://www.museum.ru./1812/ (сайт об Отечественной войне 1812 года, содержит ссылки на источники, научную и художественную литературу)

      2. http://www.imda.ru (официальный сайт Военно-исторической ассоциации)

      3. http://borodino.ru (сайт музея-заповедника «Бородино»)

      4. http://genstab.ru (официальный сайт журнала «Сержант», посвящённого военно-исторической реконструкции)

      5. http://tellur.ru (сайт российского электронного журнала «Мир истории)

Воспоминания современников:

  1. Бородино в воспоминаниях современников. – М., 2001.

  2. Давыдов Д.В. Дневник партизанских действий, Дурова Н. Записки кавалерист-девицы. – М., 1985.

  3. 1812 год в воспоминаниях, переписке и рассказах современников. – М., 2001.

  4. Михайловский-Данилевский А.И. Отечественная война 1812 года. Воспоминания современников. – М., 2004.


Методическая литература

  1. Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования – СПб., 2004.

  2. Дружинина Т. В. «Герой двенадцатого года, неукротимый партизан…»: литературный вечер о Д.В. Давыдове // Читаем, учимся, играем. 2004. № 4. – С. 51–55.

  3. Евдокимова К. В. Полководец и герой 1812 года: урок истории для старшеклассников о П.И. Багратионе // Читаем, учимся, играем. 2007. № 10. – С. 75–78.

  4. Зархи С. Б. Клятву верности сдержали: литературно-музыкальный вечер об Отечественной войне 1812 года // Читаем, учимся, играем. 2007. №6. – С. 17–26.

  5. Зархи, С. Б. Исповедь сердца: вечер о творчестве Д.В. Давыдова // Читаем, учимся, играем. 2009. № 4. – С. 13–30.

  6. Игры и занимательные задания по истории / Авт.-сост. Субботина М.А. и др. – М., 2003.

  7. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. – М., 2001.

  8. Неволина, Г. А. Да здравствуют гусары бравые! // Читаем, учимся, играем. 2011. № 1. – С. 74-79.

  9. Норкина Л. А. «Кавалергарды, вы стяжали славу!»: вечер мужества, славы и чести для учащихся 7–11 классов о героях Отечественной войны 1812 года // Читаем, учимся, играем. 2009. N 9. — С. 49-55.

  10. Хлупина Е. А. Гусарская баллада: исторический вечер для учащихся 7–11 классов о жизни писательницы Н. А. Дуровой // Читаем, учимся, играем. 2009. N 6. — С. 92-96.













скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: