Сценарий классного часа в форме этико – психологического занятия «Счастье душа познает лишь любя» 10 класс



УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

СЕРПУХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОУ

«Данковская средняя общеобразовательная школа»

м. Данки Серпуховский район Московской области т. 707-152








Сценарий классного часа

в форме этико – психологического занятия.




Тема:

«Счастье душа познает лишь любя» (Гете).



Работу выполнила:

ученица 10 класса

Брагина Юлия Алексеевна.


Руководитель:

педагог – психолог

высшей квалификационной категории

Зубкова Наталья Федоровна.






2008 год.






Пояснительная записка.


Одним из главных направлений работы МОУ «Данковская СОШ» является психологическое. 10 лет в школе работает педагог – психолог, столько же времени обучающиеся занимаются в психологических объединениях дополнительного образования «Тропинка к своему «Я» (начальное звено), «Мой мир» (среднее и старшее звено). С ноября 2006 года в школе ведутся этические занятия в 1-11 классах по программе доктора педагогических наук, профессора, заведующая лабораторией воспитания нравственно – этической культуры Гос НИИ семьи и воспитания РАО А. И. Шемшуриной «Этическая грамматика». Дети не только активно занимаются в объединениях, но и самостоятельно под руководством психолога могут составить план психологического занятия и провести его. На конкурс представлен сценарий классного часа в форме этико — психологического занятия.






























Классный час в форме этико – психологического занятия.

Тема: «Счастье душа познает лишь любя» (Гете).

Цели:

  1. Показать уникальность переживания чувства любви каждым человеком,

  2. Дать возможность каждому выразить свое отношение к любви и счастью.

  3. Обратить внимание на то, что одним из главных условий счастья является любовь


Настрой на работу.

I. Упражнение «Закончи предложение»

По кругу передаются 2 мягкие игрушки, и каждый участник, держа в правой руке «солнышко» продолжает предложение «Для меня счастье – это…», затем поднимает левую руку, в которой держит «сердечко» продолжает предложение « для меня любовь — это…»

II. Дискуссия

Так что же необходимо человеку, чтобы он ощущал себя счастливым?

Как вы думаете, есть ли связь между любовью и счастьем, что они значат в жизни человека?


Основная часть

III. Определение понятий «любовь», «счастье»

В словаре русского языка С. И. Ожегова слово любовь и счастье определяется так:

Любовь — чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения.

Счастье – высшее удовлетворение, полное довольство.

— Сегодня мы будем говорить о важности любви в получении человеком высшего удовлетворения от жизни – счастья. (Название темы записывается на доске)

Гете считал, что «счастье душа познает лишь любя», а что вы думаете по этому поводу?

IV. Важность любви в жизни человека.

Давайте проведем мини — исследование (каждому ученику раздать по 1 «сердечку» вырезанному из бумаги).

В центре круга стоят 2 стула, на них 2 коробочки, на одной крупно написано «ДА», на другой «НЕТ».

Сейчас я задам вам вопрос, а ответ – сердечко вы положите в ту коробочку, которая соответствует вашему ответу «ДА» или «НЕТ».

  1. Нужна ли вам любовь другого человека? (обычно почти все сердечки лежат в коробочке с ответом «ДА»)

Посмотрите, как много людей даже в этом небольшом классе, которым нужна любовь.

Возьмите еще по 1 сердечку и так же ответьте на вопрос:

  1. Хватает ли вам сейчас этой любви?

— К сожалению и эта главная потребность не всегда удовлетворяется.

— Ученые считают, что невозможность в удовлетворении потребности в любви ведет к ухудшению психического и ослаблению физического здоровья. Есть данные, говорящие, что любовный опыт необходим для достижения высокого уровня личностной и эмоциональной зрелости (сообщение психолога).

— Как вы думаете, а без любви человек может прожить? (да, конечно)

— Совершенно верно. Есть люди, которые никого, никогда не любили, да и их никто особенно не любит, но они при этом совершенно не страдают. Однако все же для большинства людей любовь необходима – как любовь к себе, так и к другим людям. И люди без устали, всю жизнь ищут свое счастье, свою любовь.

V. Знакомство со сказкой Марии Бойчевской «Как найти свое счастье».

— Как искали свое счастье, и свою любовь герои сказки мы сейчас узнаем.

Как найти свое счастье

Среди бескрайних болот стоит прекрасный волшебный ост­ров. Он утесом высится среди трясин и озер. Это маленький островок Волшебного Счастья, и живут на нем всего два вол­шебных существа: Голубая Фея, исполнительница чужих жела­ний, и хранитель острова — Большой Мудрый Крыс.

И так устроен этот волшебный мир, что счастье, за которым приезжают на этот остров люди со всех концов света, дается толь­ко гостям острова. Счастье дарит Фея, а хранитель следит, чтобы чертоги счастья не пустели. Сами жители острова этим счастьем воспользоваться не могут. Они живут в его атмосфере, комфорте и удовольствиях, которые приносит счастье, но само счастье для них не доступно. Если они будут сами счастливы, смогут ли они делиться счастьем с другими? И для того, чтобы не было ошибки, Главный Волшебник всех Сказочных Стран лишил Фею и Храни­теля возможности ощущать счастье на своем острове. Если они хотели узнать его, им нужно было искать в другом мире.

Фея и Крыс были разными по своей природе. Фея доволь­ствовалась радостью, что она дарила людям, а остальное время проводила в мечтах и раздумьях. Крыс же был очень практич­ным и не хотел упускать ни одной возможности испытать неиз­веданное. Он уже был готов пуститься в плавание, но ему было жаль бросать свой уютный обустроенный мир, и он, как суще­ство хитрое, решил поискать счастье неподалеку. Может, кто-то уронил его кусочек и он лежит на какой-то сопочке? Может, лежит оно тихо под каким-нибудь кустиком и ждет его, такого умного и предприимчивого? Много болот, много трясин обежал Крыс, но нигде и никто свое счастье не оставлял, да и не жило оно среди кикимор и леших.

Все дальше уходил Крыс от острова в поисках счастья, и все труднее ему было возвращаться на остров. Поизносился в своих странствиях Крыс и уже совсем хотел бросить искать это не­уловимое счастье. Стал он задумываться: а нужно ли оно вооб­ще? И повернул он назад к острову, чтобы уже никогда ничего не искать. В пути устали его избитые лапы, и он прилег отдох­нуть на одной из болотных кочек и не заметил, как заснул.

В это время из озера вышли русалки и стали танцевать. Во время танца одна из русалок зацепила хвостом Крыса, он про­снулся, увидел русалку, влюбился и понял: «Вот оно, счастье».

Фея тоже хотела счастья. Но она не искала его, она его ждала. В одиночестве бродя по острову, владея всем счастьем мира, к которому стремились толпы людей и которое она разда­вала пригоршнями, Фея пыталась понять, а что же такое это счастье на самом деле.

Многие хотели денег. Но деньги счастья не дают. Деньги могут дать только радость обладания. Но эта радость кратков­ременная.

Свобода? Но Фея была свободна. Она могла делать все, что угодно, она была волшебницей, могла загадать любое желание, и оно тут же исполнялось. Фея знала, что свобода — это одино­чество космоса.

Творчество? Но оно давало радость и заполняло все время Феи.

Власть? Но это не счастье, это бремя. Властвуя, нужно быть осторожным, иначе сердце зачерствеет под коркой лести. А сер­дце Фея берегла, потому что именно там рождалось ее волшеб­ство.

Каждый день, слушая просителей и раздавая им, кусочки счастья, Фея не могла понять, почему людям нужно это. Все это она давно имела, но она знала, что не это — счастье.

Любовь? А что же такое любовь? Фея жила уже давно на свете, и иллюзии не туманили ей голову. Она видела преходя­щие радости людей, видела корыстолюбие, алчность, лицеме­рие, похоть, и это знание наложило отпечаток на ее лице. Оно стало отстраненным, а людям казалось холодным и высокомер­ным. Да и кто осмелится полюбить волшебницу! Ведь не зна­ешь, что от нее можно ждать. Проще попросить кусочек счас­тья и тихо удалиться. Чтобы любить Фею, нужно самому быть волшебником. А так как Фея никогда не покидала своего ост­рова, то она не могла встретить другого волшебника. Волшеб­ники за счастьем не приходят.

Время шло. И когда Фея решила, что можно жить и так, к ее Острову причалил корабль, с которого на носилках вынесли умирающего от многочисленных ран Короля Хрустального Королевства. Много путешествовал корабль по свету. Лучшие вра­чи и знахари пытались вылечить короля, но его раны вновь и вновь открывались, по-прежнему кровоточа и гноясь.

Фея омыла раны и увидела, что они заколдованы. День за днем распутывала Фея нить колдовства, пытаясь понять, из чего оно. А когда поняла, ужаснулась. Король был заколдован любо­вью. Именно любовь высасывала из него всю кровь, и ее цепи разрывали его кожу, а раны не заживали. Но король не чувство­вал цепей, он не страдал от этой любви, он просто погибал от ран и знал, что его силы на исходе.

Его губила любовь самых близких, самых родных ему лю­дей. Король был настолько красив, что мать, сестра и дочь не хотели никому его отдавать. Они любили его настолько сильно, что не хотели делиться этой любовью даже друг с другом. Каж­дая жаждала, чтобы любили только ее, и делала для этого все мыслимое и немыслимое, окутывая короля колдовством эгоиз­ма. Король был добр, он любил всех трех и отдавал им все свои силы. Но вскоре он перестал замечать красоту окружающего мира, а сердце стало недоступным для других. Эгоизм трех любящих сердец проник в его сердце и покрыл его коркою льда. Он был настоящим Королем Хрустального Королевства.

Но смертный человек создан для счастья и простых радос­тей и, хочет он того, или нет, он будет искать их. Король отдал­ся телесным радостям, но они не принесли ему удовольствия. Самые прекрасные женщины мира добивались его внимания, но он оставался равнодушным, только смотрел на них, и его забавляло их желание ему понравиться.

Колдовство не полностью его ослепило, оно лишь не давало ему возможности видеть лучшие стороны этого мира, а всю чернь и грязь высвечивало очень ярко. Наконец глаза короля устали видеть все это. Сердце его заледенело. И ему стало казаться, что ничего хорошего на свете нет. И тогда он весь предался накоплению сокровищ. Он думал, что несметные богатства да­дут ему силы выжить в этом черном мире. Но силы его с каж­дым днем таяли.

Король Хрустального Королевства никогда не участвовал в битвах. Ему не с кем было сражаться, потому что все любили короля, а кто не любил, видели его силу и мудрость и не хотели с ним связываться. Слава о его уме и хитрости облетела весь мир. Но, тем не менее, каждый день на его теле появлялись все новые и новые раны.

И вот теперь, умирающий, он лежал в покоях Феи и даже не в силах был попросить свой кусочек счастья. Фея смотрела на прекрасного короля и понимала, что никаким кусочком сча­стья и никаким волшебством она не решит его проблему. Един­ственное, что вернет ему жизнь и залечит его раны, — это ее сердце. И чтобы спасти короля, Фея отдала ему свое сердце.

Хранителя Счастья в тот момент на острове не было, и неко­му было остановить Фею от опрометчивого поступка. И ради жизни другого человека она погубила свою.

Когда король спал, Фея достала из своей груди сердце и вложила его в грудь умирающего, рядом с его холодным хрус­тальным сердцем. За ночь раны зажили, и когда король про­снулся, он увидел, какой прекрасный мир его окружает.

Давно затянулись раны, но король был очарован Феей и не хотел покидать остров. На нем он был гостем, поэтому изведал неведомые доселе счастье и любовь, доброту и нежность.

Фея любила Короля, поэтому ничего не рассказала ему о колдовстве. Она не хотела, чтобы король стал несчастным даже на секунду от сознания вины любимых им женщин.

Вскоре дела королевства потребовали присутствия своего Короля. Король обещал Фее вернуться, а когда уехал, потерял дорогу назад. Колдовство продолжало действовать за предела­ми острова. Память возвращала его к прекрасной Голубой Фее, но что-то все время отвлекало, и он забывал о том, что ему нужно возвращаться. Сердце Феи охраняло его от болезней и ран, но оно было бессильно против эгоизма.

А в груди Феи на месте сердца поселилась Неразделенная Любовь.

Вместе с сердцем исчез и смысл прежней жизни. Фея боль­ше не могла рождать счастье. Ведь оно появлялось из ее сердца. Чертоги Счастья больше не пополнялись. Что же делать Фее, когда она отдаст последний кусочек людям? Ей нужно было найти смысл для ее новой жизни.

Фея послала весточку Крысу. Она рада была за него, он ведь нашел свое счастье. Но ей нужна была его помощь. Она просила его, хоть на время, заменить ее на острове. Счастья в сундуках еще было много, и Крыс мог пока свободно обходиться без Феи. Он сам мог раздавать людям счастье.

А Фея отправилась в путь. Она поехала в Хрустальное Коро­левство увидеть Короля.

Она его увидела, но он не узнал ее. Он смотрел на нее про­зрачными хрустальными глазами и не мог понять, что эта жен­щина хочет. Фея не смогла сказать ему о своей любви и тихо удалилась. Она вернулась на остров, но израненная грудь не­стерпимо болела, а любовь рвалась наружу. Фея потеряла по­кой, а жизнь превратилась в череду серых безрадостных буд­ней. Ею овладела тоска. Тем временем счастье на острове убывало, а пополнять его было некому. Фея уже не могла вы­полнять свой долг, и тогда она отправилась в царство Волшеб­ников.

Она предстала перед Главной Волшебницей и рассказала ей о своем несчастье. Волшебница погладила ее по голове и сказала: «Ты прожила долгую жизнь, но только сейчас, когда тебе кажется, что ты гибнешь, ты и начинаешь жить. Лю­бовь — это и есть смысл твоей жизни. Если твоя любовь насто­ящая, не держи ее внутри, дай ей заполонить всю себя, дай вылиться наружу, и пусть ее песню услышит весь мир. И тог­да твое сердце откликнется на твою любовь и забьется силь­нее. А Король почувствует стук твоего сердца, оно ведь в его груди. Тогда лед хрустального сердца растопится, сердце ко­роля оживет, и два сердца забьются в унисон. А это и есть Настоящая Любовь: когда нет тебя, нет меня, есть мы. Вот оно — Счастье».

Что-то стало рождаться в груди Феи, тоска исчезла, боль ушла. Покой нахлынул на нее, и она ощутила радость, которую дарит любовь. Да, она была одна, но она любила. Она знала, что на свете есть человек, ради которого ей стоит жить. Любовь расцвела в ее груди, и остров, на котором люди раньше получа­ли счастье, стал Островом Любви. Фея дарила людям любовь, которая переполняла каждую клеточку ее существа.

И настал тот день, когда к Острову Любви пристал корабль Короля Хрустального Королевства. Он нашел дорогу к Фее. А Фея, наконец, обрела свое счастье.

Смысл жизни человека, Феи, волшебника в одном — найти свое счастье. У каждого оно разное, каждому нужно что-то, что дорого ему. И твоя жизнь удастся тогда, когда ты это действи­тельно находишь. А найдя, можешь ценить это. Потому что цена ему одна — жизнь. (долгая пауза после прочтения)

— Откликнулась ли эта сказка в вашей душе?

— За каким счастьем приезжали люди? (деньги, свобода, творчество, власть, любовь)

— Как искали счастье Голубая Фея и Мудрый Крыс?

— Как могло случиться, что любовь губила жизнь Короля Хрустального Королевства?

— Как быть человеку, у которого неразделенная любовь? Как бы вы поступили? Как посоветовала Фее поступить Главная Волшебница?

— Согласны ли вы с утверждением «Лю­бовь — это и есть смысл твоей жизни».

VI. Творческая работа. (звучит медленная, тихая музыка)

Каждый из участников получает лист бумаги в форме сердечка.

— Для каждого человека любовь, счастье это что – то особенное, свое. И я предлагаю вам высказать свои мысли в мини – сочинении на тему «Для меня любовь и счастье это…»

Листочки собрать и зачитать, не называя фамилии авторов.

VII. Рецепт счастья.

Очень редкий рецепт счастья предлагает Ирина Беляева.

«Возьмите чашу терпения,

Влейте в нее полное сердце любви,

Добавьте две горсти щедрости,

Посыпьте добротой,

Плесните немного юмора

И добавьте как можно больше веры.

Все это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути».

— Вот видите и в этом рецепте, для того чтобы быть счастливым необходимо «полное сердце любви», и такой рецепт сегодня получают все присутствующие

VIII. Упражнение «Подари свою любовь». (каждый участник получает 5 сердечек вырезных из разноцветной бумаги.)

— Сегодня у нас есть возможность сделать кого – то немножечко счастливее — подарить свою любовь. Каждый из вас сейчас получит по 5 сердечек из бумаги. Напишите на них свое имя и подарить свою любовь – сердечко кому – то из одноклассников. Вы можете подарить все 5 сердечек близкому, знакомому, дорогому для вас человеку, а можете подарить тому человеку, которому нужна ваша поддержка, ваше внимание – ваша любовь. А можете оставить себе все 5 сердечек, 2 или одно, ведь вам тоже нужна любовь. Решение вы примите сами. И так, кто готов дарить свою любовь? (ребята по очереди дарят сердечки)

(Звучит песня Андрея Данилко «Мне так нужна любовь твоя»).


Подведение итогов занятия

IX. Чтение стихотворения

— Вот и подошел к завершению наш классный час.

Приглушенный свет, тихая мелодия, звучит стихотворение Владимира Леви

«… Как много на свете веселой весенней мороки…»

Как много на свете веселой весенней мороки,

И в каждом ростке повивальная дрожь перепонок,

И тянется к солнцу набухший бутон, как ребенок,

И каждый цветок, одинокий среди одиноких.

Премного печалей в подспудной глуби

Скрывает мирок благодатей.

Примите хрустальную чашу любви

И времени даром не тратьте.

Как быстро уходят под землю живые потоки,

Как бешено, мчится по звездам судьбы колесница,

И трудно понять, то ли помнится жизнь, то ли снится,

Стремясь в хоровод одиноких среди одиноких.

Забвенья не будет, хоть грудь разорви,

Не прячьтесь, открыто страдайте.

Несите хрустальную чашу любви,

Упасть и разбиться не дайте.

И сроки придут, и зажгутся волшебные строки,

И сказку опять перескажем своими словами.

Не знаю, что будет потом, но сегодня я с вами,

Весенний цветок, одинокий среди одиноких.

Дарите друг другу признанья свои,

Оставив мечты о награде…

Храните хрустальную чашу любви,

Спасите ее Бога ради…

X. Рефлексия.

— Сейчас мы будем передавать игрушку – сердечко по кругу. И каждый, держа ее в своих руках, поделится с нами своими мыслями, чувствами, переживаниями.

— Я очень хочу, чтобы любовь всегда была в вашей жизни, чтобы вы щедро дарили ее окружающим, были счастливы и поэтому на память я дарю вам свою любовь в виде этого сердечка (на сердечке написано стихотворение В. Леви, которое прозвучало раньше)

(Звучит песня Ю. Савичевой «Если в сердце живет любовь»).









Литература.


  1. Васильченко К.В. Путешествие в страну «Я».- Д.: «Сталкер», 1998 г.


  1. Зинкевич – Евстингеева Т.Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной теравпии. _ СПб.:Издательство «Речь», 2005.


  1. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя о тебе.- М. «Просвещение», 1991 г.


  1. Леви В. Л. Травматология любви. – м.: Метафора, 2003.


  1. Микляева А. В. Я – подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии (8 класс). СПб.: Издательство «Речь», 2003.


  1. Пономаренко П.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников.- М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2001 г.


  1. Этическая грамматика / Сост. Кудрова Н.А., Максина Р.В., Шемшурина А.И. –М.:, 1993.

















Свежие документы:  Дополнительная общеобразовательная программа «Школа будущего первоклассника»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: