Цикл тренинговых занятий по теме: «Моё здоровье зависит от меня»





















Цикл тренинговых занятий

по теме:

«Моё здоровье зависит от меня»


(Подготовила Мисюра Анна Викторовна

педагог-психолог ГБОУ СОШ №389

г. Москва)






















Цикл тренинговых занятий по теме:


«Моё здоровье зависит от меня»


Критическое ухудшение здоровья детей и подростков – одна из основных проблем современного общества. И как любая глобальная проблема она не может не стать содержанием профилактических программ в рамках воспитательной системы школы.

Школа, является не последним звеном в воспитании и развитии наших детей и не должна существовать в отрыве от социальной действительности.

Предложенные занятия затрагивают темы: правильного питания, режима дня и как итог заключительное занятие, которое формирует представление об умении реализовывать поставленные перед собой цели.

Используемые в тренинге методы выполняют целый ряд важных функций: социализирующую ( позволяют подростку «опробовать» различные модели поведения), коммуникативную, коррекционную (творческие задания, игра дают возможность изменить, скорректировать личностные характеристики подростка, при этом процесс изменения проходит естественно, незаметно для самого ребёнка).


Цель: формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни; получение новых знаний,

активизация имеющегося опыта; выработка осознанной позиции по отношению к явлениям

здоровой жизни.




Используемые методы: дискуссии, мини-лекции, ролевые игры, рисунки.



Участники: учащиеся пятых классов.



Условия проведения и оборудование: класс или другое помещение, стулья, доска, ручки,

фломастеры, бумага для занятий, мяч.






Тема занятия

Продолжительность занятия

1

Ещё раз о вкусной и здоровой пище

45 минут

2

Почему человек устает

45 минут

3

Ты сможешь, ты добьёшься!

45 минут












Занятие 1

Ещё раз о вкусной и здоровой пище


«Человек есть то, что он ест».

Людвиг Андреас Фейербах



  1. Вводная часть

Разминка

Инструкция: я предлагаю вам написать свои приветствия на листах бумаги и положить их в коробочку. А теперь я их перемешаю, и вы получите уже другое приветствие, которое прочитаете группе и оставите себе на память о нашей сегодняшней встрече.


После разминки внимание учащихся обращается на доску, где расположен эпиграф. И предлагается желающим высказаться, как они этот эпиграф понимают. После этого высказывания учащихся обобщаются, и делается вывод. Вывод может быть следующим, что употребление человеком определённой пищи может многое о самом человеке рассказать.



  1. Основная часть

Учащимся предлагается список продуктов, из которых необходимо составить меню: завтрак, обед, ужин. Затем предлагается список тех же продуктов, но с указанием их калорийности. Учащиеся подсчитывают, сколько калорий у них получилось. Далее учащимся сообщается, что для подростков суточная норма калорий составляет 1600 кал. Учащиеся сравнивают получившийся у них результат с нормой. (Приложение1)


На следующем этапе опираясь на личный опыт учеников, проводится небольшая лекция о переедании, вреде некоторых продуктов и их воздействии на организм человека (озвученные данные взяты из книги о здоровом питании и из статей с последними научными данными).


Далее по классу пускается листок бумаги и учащихся просят нарисовать портрет человека, который неправильно питается. Листок должен побывать у каждого ученика. Полученный портрет вывешивается на доску. Учащихся просят поделиться чувствами, которые они испытывали, создавая этот портрет.

Портрет вывешивается на доску.


Затем учащимся предлагают всем вместе составить одно меню, которое не вредило бы здоровью человека. В процессе составления меню, активизируются знания учащихся о полезных продуктах. Так же учащиеся получают новую полезную информацию, меню записывается на доске.


По классу опять пускается листок бумаги и учащихся просят создать ещё один портрет, но уже человека, который правильно питается и ест полезные продукты.

Портрет вывешивается на доску.



  1. Заключительная часть

Обсуждение занятия. Что нового узнали. Заставила ли вас полученная информация задуматься. Если заставила учащихся просят поделиться своими мыслями.



Далее выполняется ритуал прощания. По рядам пускается мячик, и каждый ученик желает соседу здоровья.













Занятие 2


Почему человек устает


«Задача займёт столько времени, сколько ты ей позволишь занять»

Закон Паркинсона

1.Вводная часть

Разминка

По рядам пускается мячик. Один ученик передаёт другому ученику мяч со славами: как хорошо, что мы все здесь сегодня собрались потому что…


Затем учащимся предлагается разобраться сегодня с одним очень важным вопросом: почему человек устаёт? Причин может быть много. Но одной из самых главных является предъявляемые к себе слишком высокие требования. Желание успеть везде и всюду не всегда может соответствовать физическим возможностям организма. Но прежде чем мы начнём обсуждать данный вопрос, вам предлагается выполнить тест «Мои сутки».


Инструкция: Старайтесь выполнить предстоящую процедуру быстро, улавливая самое первое, что приходит в голову. Прикиньте, какое занятие, времяпрепровождение вам нравится больше всего. Прикинули? Запишите. Сколько времени (часов, минут) вы ежедневно хотели бы потратить на это занятие? Запишите число. Какое ещё дело, занятие вас манит? Запишите и его. Продолжайте этот перечень до тех пор, пока не перечислите всё, что вас интересует. Не забудьте в конце добавить время на еду, сон, посещение школы. Теперь можно подсчитать, какого размера вам нужны сутки, чтобы выполнить все желания. Учтите, что результат может быть неожиданным. Сколько у вас получилось? Чем больше часов в ваших сутках, тем более твои требования к самому себе оторваны от настоящей действительности, от твоих внутренних возможностей. Значит, надо сделать уступку реальному миру. Иначе вы будете становиться всё более нервным и просто невыносимым. Тем же, у кого мало часов в сутках, можно порекомендовать проявлять побольше активности в жизни.


2. Основная часть

Далее учащимся предлагается три профессии, занятия, которые распределяются по рядам: шофёр, ученик, продавец. Для каждого учащимся предлагается составить режим дня. Когда задание будет выполнено, учащихся просят объяснить, по какому принципу составлялся режим дня. Выслушав ответы, учащимся сообщается, что предложенные профессии были подобранны по принципу вреда, наносимого данной профессией человеку. Какого вреда? Давайте обсудим. Обобщая ответы учащихся и корректируя их делается вывод, что общий вред наносимый человеку этих профессий заключается в следующем: малоподвижность, недостаток свежего воздуха, нагрузка на глаза, монотонность работы. А всё это, что бы вы знали, ведёт к утомлению.


Учащимся сообщается полезная информация. Утомление – это временное снижение работоспособности под влиянием длительной нагрузки. Утомление возникает вследствие истощения внутренних ресурсов организма человека и в результате рассогласованности в работе систем, обеспечивающих его жизнедеятельность. Если на утомление не обратить внимания вовремя, то утомление перейдёт в переутомление – патологическое состояние, которое требует лечения. Что бы этого не произошло, необходим правильный режим дня. Режим дня основан на правильном чередовании различных видов деятельности и отдыха в течение дня.


Симптомами переутомления являются стойкие нарушения внимания и памяти, нарушение ритма сна (чаще всего бессонница), головные боли, ухудшение аппетита, раздражительность. Снижается сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, из-за ослабления внимания возрастает травматизм.


Далее учащимся предлагается подумать и оценить может ли составленный ими режим дня помочь людям предложенных профессий в преодолении состояния утомления.


После обсуждения, весь класс составляет единый режим дня для всех представителей трёх профессий с учётом полученных знаний.


3. Заключительная часть

Тест «Почему я устаю?» (Приложение 2)



Ритуал прощания. По рядам пускается мячик и каждый ученик передовая мяч, даёт своему однокласснику полезный совет со словами: если ты будешь больше… будешь всегда здоров.



Занятие 3


Ты сможешь, ты добьёшься!


«Если хочешь добиться чего-нибудь путного — действуй!»

Али Апшерони

1. Вводная часть

Разминка

По желанию учащихся, любую из ранее проведённых.


На наших с вами занятиях мы говорим о здоровом образе жизни, правильном питании. Всё это очень важные вещи, которые влияют на нашу жизнь. Но часто мы пренебрегаем полезной информацией и советами, которые могут нам помочь вести здоровый образ жизни, так как не осознаем всю важность этого вопрос. А что же нам мешает? Вот об том мы сегодня с вами и поговорим.


И так цель наших занятий: формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни. Запишите эту цель у себя на листочке. Теперь нарисуйте лесенку, ведущую к этой цели. На ступеньках лесенки запишите этапы – то есть то, что нужно сделать для достижения цели. Полученные результаты обсуждаются.


Теперь в левом углу вашего рисунка напишите список препятствий: внутренних (черты характера, мысли, эмоции) и внешних (люди, ситуации). В правом углу напишите ваших помощников: внутренних (черты характера, мысли, эмоции) и внешних (люди, ситуации).



2. Основная часть

Далее вызывается желающий в центр тренинговой комнаты. Его просят зачитать, какие три препятствия могут помешать достичь поставленной цели и какие три помощника помогут. Теперь учащегося просят выбрать из класса того кто напоминает ему его помощников и его препятствия.

Инструкция участнику: сейчас ты будешь находится в пассивной роли, а все твои препятствия и помощники будут одновременно на тебя воздействовать. Они будут одновременно говорить и одновременно физически воздействовать. Задача препятствий отговорить тебя, а задача помощников уговорить вести правильный образ жизни. Итак, по моей команде все препятствия и помощники начинают воздействовать: что-то говорить, тянуть за руку и т.п. После этого действия участника спрашивают о чувствах, которые он испытывал во время упражнения.


Затем участнику предлагается выступать уже не в пассивной, а активной роли. Более того, если понадобиться уменьшить воздействие каких-то качеств, надо сказать: «Тише!» — а другим, наоборот, сказать: «Громче!». Проводится обсуждение чувств:

  • Какое качество мешало больше всех, что больше всего помогало?

  • Какие ещё качества можно добавить к помощникам?

  • Как в будущем можно использовать своих помощников?



3. Заключительная часть

В конце занятия проводится обсуждение со зрителями данного упражнения. Примерили ли они происходящую ситуацию на себя. Получили ли позитивный опыт достижения цели. Появилось ли желание найти ресурсы для достижения цели.



Ритуал прощания проводиться по желанию учащихся.



Итогом данного тренинга может быть создание учащимися презентации с рекомендациями и советами.









Приложение 1

Калорийность продуктов

Название продукта

Калорийность

ккал на 100гр.


Название продукта

Калорийность

ккал на 100гр.

Сосиски молочные

266

Кофе с сахаром

10

Бутерброд с колбасой

150

Кофе с сахаром и молоком

77

Бутерброд с икрой красной

110

Чай с сахаром

30

Бутерброд с сыром

270

Помидоры

23

Яйцо варёное

157

Огурец свежий

15

Блины с маслом

235

Яблоко

45

Булка сдобная

300

Банан

89

Каша овсяная

137

Клубника

34

Каша гречневая

300

Мандарин

32

Макароны

153

Эклер

555

Сыр

360

Биг-Мак

495

Хлеб белый

250

Чизбургер

264

Хлеб чёрный

181

Гамбургер

229

Котлета мясная

235

Картофель фри

340

Шницель говяжий

168

Чикен Макнаггетс

249

Гуляш говяжий

180

Мороженое рожок

135

Картофельное пюре

120

Коктейль молочный

400

Картофель жареный

215

Борщ

116

Курица жареная

200

Пельмени

335

Запеканка твороженная

199

Салат столичный

150

Майонез

620

Печень по-строгановски

260

Омлет

250

Рыба

65

Кефир

56

Тефтели

230

Сок яблочный

45

Винегрет

128

Сок апельсиновый

62

Щи из свежей капусты

88

Кока-кола

40

Суп гороховый

249

Минеральная вода

Рассольник

249

Квас

30

Суп картофельный

233




Приложение 2

Почему я устаю?


Инструкция для учащихся

Внимательно прочитай каждое утверждение. Если твое ощущение совпадает с его содержанием, в своём опроснике, напротив соответствующего номера утверждения поставь ответ «да», в противном случае — ответ «нет».

Если ты затрудняешься с четким выбором, поставь оба ответа.


Опросник


  1. Я чувствую себя абсолютно здоровым человеком.

  2. В последнее время меня стали раздражать вещи, к которым я раньше относился спокойно.

  3. Я стал вялым и безразличным.

  4. Мне трудно удержать в памяти те дела, которые нужно сделать сегодня.

  5. В последнее время мне стало труднее учиться.

  6. У меня ровный и спокойный характер.

  7. Меня мучают боли в висках и во лбу.

  8. У меня бывают приступы сердцебиения.

  9. Мне трудно сосредоточиться на задании.

  10. У меня иногда возникает ощущение тошноты.

  11. У меня часто болит голова.

  12. Моя учеба и увлечения перестали мне нравиться.

  13. Я постоянно хочу спать днем.

  14. Мои близкие стали замечать, что у меня начал портиться характер.

  15. Мне нравится работать в коллективе.

  16. Я с удовольствием прихожу в школу.

  17. У меня чаще всего беспокойный сон.

  18. Я все время чувствую себя усталым.


Ключ


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

ДА

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

НЕТ

1

1

1

1


В первой строке таблицы — номер утверждения.

Во второй — количество баллов, если ответ «да».

В третьей — количество баллов, если ответ «нет».


Информация для учащихся

Если у тебя получилось более шести баллов, это свидетельствует о наличии начальной формы хронического утомления.

В этом случае стоит подумать о более рациональном режиме дня, возможности снижения нагрузок, может быть, о нормализации взаимоотношений с окружающими: сверстниками, родителями.

Как ни банально прозвучат эти слова, но здоровье — это основа для благополучной жизни, успешной карьеры. Способы, которыми можно его сохранить и поддержать, очень просты. Поэтому, когда говорят о режиме дня, зарядке, закалке, организованности, у многих это вызывает просто скуку и никакой ответной реакции. Но если подумать, то даже для того чтобы соблюдать режим дня, нужна очень сильная воля. А есть она далеко не у каждого. Отсюда переутомление, физическая немощь и болезни. Так вырастают неудачники, которые жалуются на сложные обстоятельства в жизни, вместо того чтобы взять судьбу в свои руки и добиваться поставленных целей.


Свежие документы:  Конспект мастер – класса «Формирование универсальных учебных действий в рамках урока»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: