Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» №3 г. Петровска, Саратовской области.
Конспект урока классного часа
в 7-8 классах.
«Пока человек существует, он будет себя открывать».
Подготовили:
учитель музыки, МБОУ СОШ №3, г. Петровска, Саратовской области, Никушина Надежда Викторовна.
учитель математики, МБОУ СОШ №3 г. Петровска, Саратовской области, Климова Ольга Борисовна.
учитель математики, МБОУ СОШ №3, г. Петровска, Саратовской области, Мохова Ирина Владимировна.
Г. Петровск
2012
Тема: «Пока человек существует, он будет себя открывать».
Задачи: развивать способность к самопознанию и пониманию других людей,
способствовать воспитанию у школьников чувства уважения к людям и к себе,
развивать коммуникативные навыки.
Приветствие.
Слова Антуана де Сент-Экзюпери — Наш урок хочу начать со слов фр. писателя Антуана де Сент Экзюпери «Господи, я прошу не о чудесах и не о миражах, а о силе каждого дня. Научи меня искусству маленьких шагов». И мы сегодня будем учиться искусству маленьких шагов, раскрывая тему: «Пока человек существует, он будет себя открывать».
— Чтобы сделать первый шаг я, каждый из вас должен появиться на свет.
— Я родился. Я ЧЕЛОВЕК!
Продолжаем цитату Экзюпери:
— «Пусть я буду наблюдательным и находчивым, чтобы в пестроте будней вовремя останавливаться на открытиях и опыте, которые меня взволновали…»
— Я расту, я развиваюсь, начинает формироваться мой характер, мой внутренний мир. Я познаю мир.
— Следующий шаг состоит из маленьких, но важных шагов. Я формируюсь как личность.
— Какие качества личности вы бы хотели иметь, чтобы жить в нашем обществе?
— Какие качества личности вы бы хотели видеть у окружающих вас людей?
(На кубики наклеиваем характеристику качеств человеческой личности и раздаем готовые кубики детям. Дети строят из кубиков пирамиду из качеств личности и характеризуют те качества личности, какие им достались. Пирамиду из кубиков строит весь класс с помощью учителя, складывая из кубиков одну общую пирамиду. Дети характеризуют личность обговаривая, как они понимают качества личности, которые им достались на кубиках).
— Мы можем поменять кубики местами, ничего от этого не изменится.
— НО… Представьте, что вот этого качества у вас нет, что станет с личностью? Все рухнет. (Вынимаем из пирамиды кубик с ключевым словом «Человечность»).
Проблема по теме.
— «Пока человек существует, он будет себя открывать»
(Возврат к теме. Обыграть ключевое слово « человечность»).
— Что же такое – человечность? (предполагаемые ответы учащихся.)
— Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не
может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки выносятся его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей, не совершать акта самооценки. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. «Честь — жизнь моя, — писал Шекспир, — они срослись в одно, и честь утратить — для меня равно утрате жизни».
« будьте человечны! Это ваш первый долг. Будьте такими для всех состояний, для всех возрастов, для всего, что не чуждо человеку». Жан Жак Руссо.
Звёзды дарят нам вечность,
приглашая в другие миры,
но растеряв ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ —
мы будем там не нужны.
С. Фетисов.
Человечность – это одно из лучших морально-нравственных качеств человека, делающее его достойным всяческого уважения.
Человечность – это умение почувствовать другого человека, его духовный мир, его интересы и надежды.
Человечность – это доброжелательное отношение к людям и миру.
Человечность – это готовность прийти на помощь каждому, кому она необходима, без оглядки на его достоинства, возможности и социальное положение.
Человечность – это умение замечать позитивные черты характера и личности каждого человека.
Человечность – это готовность прощать ошибки и необдуманные поступки окружающих, и отказ от осуждения.
Человечность даёт возможность – замечать лучшее, отвлекаясь от худшего.
даёт силы – для того, чтобы сделать лучше окружающий мир.
Человечность даёт надежду – на достойное будущее не только для себя. Но и для окружающих.
Человечность помогает обрести свободу – от негативных эмоций и переживаний по поводу несовершенства окружающих.
Человечность даёт веру — в лучшие начала каждого человека.
Человечность даёт спокойствие — за счёт уверенности в собственных силах и доверия к жизни.
Человечность помогает обрести волю – для свершения добрых дел.
— А вы обратили внимание, какой у нас есть особенный кубик, как думаете, почему он такой? (Показываем кубик с определенным знаком многоточия или символом бесконечности).
— Он изображает символ. Философский круг. Самая совершенная фигура в мире это круг, его часто соотносят с миром. Круг объединяет человека с природой, с миром, объединяет всех людей. Он символ красоты. И мы ставим многоточие в круге, потому что пока человек живет, он созидает, он совершенствуется. Давайте и мы создадим философский круг, встанем все в круг и пожелаем, друг другу тех качеств личности, которые мы хотим видеть друг у друга.(Дети встают в круг взявшись за руки и передают друг другу пожелания «…желаю тебе…»)
— И закончить наше занятие я хочу словами Экзюпери… «Дай мне быть достойным этого самого прекрасного и нежного Дара Судьбы.… Убереги меня от страха пропустить что-то в жизни. Дай мне не то, чего я себе желаю, а то, что мне действительно необходимо. Научи меня искусству маленьких шагов».
Читаем стихи и высказывания на фоне фильма, который дается в материалах к уроку.
Ничего не откладывай –
Жизнь коротка.
Ты наивно считаешь, что она река,
А она, как ручей
После таянья льдов, —
Протечет, не оставив следов.
Не откладываем –
Другу помочь поспеши,
Не обкрадывай душу, —
Лишишься души.
Пусть в расчете с мерзавцем
Не дрогнет рука.
Не откладываем –
Жизнь коротка.
Не успел, не сумел…
Ну а вдруг — навсегда?
Оглянулся –
В потоке другая вода.
Жизнь, считал ты наивно,
Продлится века.
Не откладываем –
Жизнь коротка.
Н.Новиков
Прощаемся с детьми, желая им всего наилучшего.
Библиография, Интернет-ресурсы.
«Конвенция ООН о правах ребенка в стихах и картинках» Санкт-Петербург. 2000 г.
В. Мелешко //Социальная педагогика. 2004 — №3.
https://festival.1september.ru/articles/593541/