Урок на тему «Использование метода драматизации на уроках музыки в начальной школе»



Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №20»

городского округа г. Стерлитамак

Республики Башкортостан








Статья



Использование метода драматизации

на уроках музыки в начальной школе.




Артюхова Елена Сергеевна

учитель музыки

МАОУ «СОШ» № 20

городского округа г. Стерлитамак

Республики Башкортостан


.









г. Стерлитамак

2012г.



Использование метода драматизации

на уроках музыки в начальной школе.

Проблемой метода драматизации интересуются, как российские, так и зарубежные педагоги. Дело в том, что крайняя ограниченность учебного времени (один час в неделю), выделенного на уроки музыки в сегодняшней школе требует поиск новых методических решений, позволяющих раскрыть перед детьми обширную программу, ввести их в мир героев произведений различных эпох. Именно методом драматизации обладает этой способностью.

Идея драматизации прослеживается с 17 века в работах Я.Я. Коменского, это он ввёл термин дидактический театр. Впервые послереволюционные годы Б. Я. Яровский предложил навеянные прослушанной музыкой ощущения реализовывать в:

  1. графическом изображении (рисунки изображающие в цвете динамику произведения);

  2. поиске художественных картин отражающих настроение произведения;

  3. оформлении музыкальных спектаклей, изготовлении декораций, костюмов.

Ш. Амоношвили побуждал детей к театральной игре «перевоплощение» (то ребенок зритель, то исполнитель, то слушатель).

Современная психолого-педагогическая наука располагает данными, что искусство, в том числе и искусство драматизации, развивает у детей не только художественные способности, но и способности к творчеству, которая будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности.

Культура как игра – это почти навязчивая идея нашего столетия, тем более, что в младшем школьном возрасте игра является — основным видом познавательной деятельности.

На уроках искусства на первый план выдвигается задача воспитание личности ученика, формирование ценностных отношений средствами искусства. Таким образом, урок должен иметь свои особенности, которые обеспечивают ведущую роль на уроке организации переживаний, а затем уже получение знаний. Как же организовать это переживание, опыт преподавателей показал, что это можно сделать, прибегнув к искусству театра. Общение один на один с искусством ни чем заменить нельзя. Одна их важных особенностей искусства театра состоит в том, что сопереживание многократно усиливается вследствие сочувствия в развитии и разрешении драматургических конфликтов. Ведь – это лучший способ активизировать работу чувств и мысли.

Для того, чтобы урок представлял собой единое целое важно драматургически выстроить и разработать сценарий урока, но разрабатывая урок, следует помнить, что обучающиеся в классе зрители, слушатели и одновременно участники действия. Обучающиеся, как и герои произведений ищут ответы, решают жизненные проблемы, которые ставят перед ними произведения.

Содержание урока не представляет какой-то единой формы, драматургия урока многообразна, но всегда построена как двухстороннее действие, общение. Обучающиеся в ходе проб, как правило предлагают ряд толкований как смысла, того или иного произведения, так и его решение.

Воздействие драматизации на разных этапах урока.

  1. Экспозиция – начало урока. Часто здесь более уместен моноспектакль учителя, который умело, нацеливает обучающихся на тему урока, вводит их в атмосферу эпохи. Драматургия достигается здесь с помощью поэтического или прозаического отрывка музыкального произведения.

  2. Развитие темы урока — учитель создаёт проблемную ситуацию, и дети пытаются с помощью проб и ошибок решить её.

Драматизацию невозможно использовать на каждом уроке и на всех его этапах. Да это и не всегда нужно делать, но элементы драматизации должны быть вплетены в канву урока. Перед учителем на каждом занятии стоит цель – увидеть, почувствовать особое мнение каждого из учеников класса и создать ребёнку условия для высказывания. Именно в начальной школе на уроках искусства важно, нужно и можно обеспечить интерес к мнению каждого ребёнка и строить урок на пристальном внимании к индивидуальности. Только тогда занятие обеспечат продвижение каждого обучающегося к вершинам художественной культуры.

Д. Б. Кабалевский создал свою программу так, что в рамках той или иной темы учитель может использовать наиболее предпочтительные для него методики, комбинируя их в поисках оптимальных путей для решения проблемы – темы урока.

Например, после темы «Регистр» предложить обучающимся игру-загадку «Определи, где высоко, а где низко». Ребята должны расставить знаки музыкальных ключей (скрипичный или басовый) на картинках рядом с изображениями животных и музыкальных инструментов.

В качестве закрепления темы «Динамика» предложить игру-шутку «Помоги Незнайке». Обучающимся предлагаются задания на интерактивной доске с неправильно расставленными динамическими оттенками. Даётся задании: «Ребята, посмотрите, Незнайка ещё не научился быть внимательным, поэтому сделал много ошибок». Найдите ошибки и помогите Незнайке расставить динамические оттенки в «Звучащих картинках».

При прохождении темы «Темп» рассказать ребятам про хитрого кота и предложить понаблюдать за ним. Учитель дважды по-разному исполняет фортепианную пьесу, дети наблюдают за поведением кота и определяют, как звучит музыка, когда «кот крадётся за сметаной» и что меняется в ней, когда «кот убегает от хозяйки». Затем попросить придумать окончание данной пьесы и исполнить на инструменте.

Большую трудность вызывает у детей тема: «Музыкальные формы». Эту тему можно дать в виде сказок. Например, форма рондо – «Заячья избушка», трёхчастная форма «Гуси лебеди» и т.д. Можно сочинить сказку и придумать своих героев, а также переделать уже известную детям сказку на новый лад.

В общем, учитель должен помочь обучающимся раскрыть своё творческое начало, помочь понять «другой путь» человеческого мышления так как драматизация есть последствие того психологического процесса, в котором всё увиденное, услышанное и прочитанное вновь продумывается и воспроизводиться при помощи слова, жеста, музыки, мимики и интонации.


Использованы материалы:


  1. Колпакова А. Драматизация учебного материала на уроках МХК// музыка в школе. 1990г., №3 с.31-33

  2. Из истории музыкального восприятия: Хрестоматия// Апраскина О. А.,

  3. М. – Просвещение., 1990г., с.109 – 120

  4. Чепуров А. Книга для учителя. М. – Просвещение., 1983.

  5. Шаймухаметова Л. Н., Исмагилова Р. Х. Музыкальный букварь. Уфа., 2000г.





Свежие документы:  Лекция с родителями "Подростковая любовь"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: