Урок на тему «Использование современных технологий для достижения метапредметных результатов»


«Использование современных технологий для достижения метапредметных результатов»

Построение урока окружающего мира с применением

«Конструктора ситуационных задач для смыслового чтения

Л. С. Илюшина»

«Ситуационная задача представляет собой описание конкретной ситуации, более или менее типичной для определенного вида деятельности. Это описание включает изложение условий деятельности и желаемого результата. Решение задачи заключается в определении способа деятельности» (О.Е. Лебедев).


Для разработки заданий в ситуативных задачах может быть использован конструктор задач, разработанный Л.С. Илюшиным. Данный конструктор представляет собой набор ключевых фраз, своеобразных клише заданий, которые могут быть предложены учащимся на разных этапах освоения определенной информации: ознакомления, понимания, применения, анализа, синтеза, оценки.

Модель ситуационной задачи может быть представлена следующим образом: название задания; личностно-значимый познавательный вопрос; информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде; задания на работу с данной информацией


Преимущества:

  • Многообразие уроков.

  • Систематизация известных и используемых в работе методических приемов.

  • Рост творчества учителя.

  • Повышение интереса учащихся к таким урокам.

  • Снижение времени на подготовку к уроку.



Пример конструирования задачи по работе с текстом



Конспект урока с применением конструктора Илюшина.

Окружающий мир 4 класс по учебнику А.А. Плешакова , Ч.1.

Тема: Всемирное наследие. Озеро Байкал.

Цели: знакомство с богатством животного и растительного мира озера Байкал; воспитывать любовь к Родине; прививать навыки бережного отношения к природным богатствам.

Развиваемые УУД.

Познавательные УУД: осознают познавательную задачу;

выполняют учебно-познавательные действия: читают, приводят примеры из текста, анализируют, сравнивают, классифицируют; понимают информацию, представленную в виде изобразительной и схематичной форме.

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые действия, вносят коррективы; осознают и преодолевают возникшие трудности.

Личностные УУД: адекватная самооценка; осознают необходимости получения новых знаний.

Коммуникативные УУД: взаимодействие при информационном поиске; деловое сотрудничество.

Озеро Байкал.

Это самое глубокое озеро в мире. Наибольшая глубина его 1642 метра. В нем содержится 1/5 часть всей пресной воды планеты. Если бы вдруг случилось так, что все люди мира остались без питьевой воды, то в озере Байкал воды хватило бы для всего человечества на 7 тысяч лет! В озере обитают разнообразные растения и животные. Почти 2/3 из них встречаются только здесь и нигде больше.

К сожалению, на берегу великого озера был построен целлюлозно-бумажный комбинат. За время его существования в озеро сброшено громадное количество сточных вод. Их хватило бы испортить немалую часть чистейшей байкальской воды. От загрязнения гибнут живущие в озере рачки, которые способны профильтровывать, очищать воду. Рыба в Байкале стала медленнее расти, уменьшилась ее плодовитость. Погибают редкие живые организмы.

Мы обязаны сохранить уникальное озер, сберечь его чистую воду, неповторимую красоту и все живое, что там обитает.


Задания

(произвольный выбор ячеек «Конструктора задач» — 7 – 14 – 17 – 28 – 34 – 38)

7. ОЗНАКОМЛЕНИЕ. Прочитайте текст самостоятельно.

14. ПОНИМАНИЕ. Приведите пример того, что результаты деятельности человека могут привести к экологической катастрофе.

17. ПРИМЕНЕНИЕ. Сделайте схему, которая показывает потенциал природных богатств Байкала.

28. АНАЛИЗ. Выявите принципы, лежащие в основе взаимосвязи окружающей среды и деятельности человека.

34. СИНТЕЗ. Напишите возможный наиболее вероятный сценарий развития экономического развития богатств озера.

38.ОЦЕНКА. Оцените значимость богатств озера для экономики России.





скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: