МОУ «Варгашинская средняя общеобразовательная школа №1»
Методики изучения удовлетворенности обучающихся школьной жизнью
Автор: Речкалова Марина Геннадьевна,
учитель начальных классов
р.п. Варгаши
2010 г.
Методика «Наши отношения»
Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988
Цель: выявить степень удовлетворённости учащихся личными сторонами жизни коллектива.
Ход проведения. Школьнику предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Может быть выявление различных сфер взаимоотношений детей в коллективе. Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплочённости) или, наоборот, конфликтности может быть предложена серия утверждений:
1. Наш класс очень дружный и сплочённый.
2. Наш класс дружный.
3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.
5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры.
6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.
Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или её отсутствие):
1. В нашем классе принято помогать без напоминания.
2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.
3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.
4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.
5. В нашем классе не принято помогать друг другу.
6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.
Обработка и интерпретация результатов. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют об определённых взаимоотношениях в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.
Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе
(проф.М.И. Рожков)
Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.
Ход проведения. Каждый учащийся заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предложениями:
4 3 2 1 0 1 Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал ещё лучше.
4 3 2 1 0 2 Вношу предложения по совершенствованию работы класса.
4 3 2 1 0 3 Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.
4 3 2 1 0 4 Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.
4 3 2 1 0 5 Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.
4 3 2 1 0 6 У нас в классе обязанности чётко и равномерно распределяются между учащимися.
4 3 2 1 0 7 Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.
4 3 2 1 0 8 Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.
4 3 2 1 0 9 Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.
4 3 2 1 0 10 Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.
4 3 2 1 0 11 Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.
4 3 2 1 0 12 Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.
4 3 2 1 0 13 Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы.
4 3 2 1 0 14 Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных мероприятий всего коллектива школы.
4 3 2 1 0 15 Мы стремимся помочь представителям коллектива класса в органах самоуправления всего коллектива школы в решении задач, стоящих перед коллективом школы.
4 3 2 1 0 16 Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы.
4 3 2 1 0 17 Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач, стоящих перед всем коллективом, с другими классами и объединениями.
4 3 2 1 0 18 Удовлетворён отношением моих товарищей к другим классам.
4 3 2 1 0 19 Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними.
4 3 2 1 0 20 Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом.
4 3 2 1 0 21 Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений органов ученического самоуправления всего коллектива.
4 3 2 1 0 22 Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов.
4 3 2 1 0 23 Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.
4 3 2 1 0 24 Осознаю всю ответственность за результаты работы всего школьного коллектива.
На доске дано смысловое значение смысловых кодов: 4 — «Да», 3 — «Скорее да, чем нет», 2 — «трудно сказать», 1 — «Скорее нет, чем да», 0 — «Нет».
Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:
1. включённость учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1-4);
2. организованность классного коллектива (5-8);
3. ответственность членов первичного коллектива за его дела (9-12);
4. включённость класса в дела общешкольного коллектива (13-16);
5. отношения класса с другими ученическими общностями (17-20);
6. ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива (21-24).
По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать (16 — максимальное количество баллов, которое может опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива класса, объединения определяется по результатам выведения коэффициентов первых трёх блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0.5, то уровень самоуправления в классе низкий; если больше 0,5 и меньше 0,8 — средний; если больше 0,8 — высокий.
Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трёх блоков. Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня, но ниже 0,85 — уровень развития самоуправления средний; если больше 0,85 — высокий.
Анкета для старшеклассников
(проф. Л.В. Байбородова)
Цель: определить состояние взаимодействия педагогов и учащихся в школьном коллективе, а также динамику его развития.
Ход проведения. Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:
1. Кого из взрослых следует пригласить в поход?
2. Кто для Вас служит нравственным примером:
а) товарищи;
б) родители;
в) учителя;
г) герои книг;
д) выдающиеся спортсмены;
е) участники молодёжных ансамблей;
ж) никто;
з) допишите _____________________________________
3. В каких областях жизни учащиеся вашей школы обладают реальными правами:
а) в совершенствовании учебного процесса;
б) в организации досуга;
в) в контроле за качеством знаний;
г) в поощрении;
д) в организации воспитательной работы;
е) нигде;
ж) допишите ________________________________________
4. Где Вы можете наиболее полно выразить свою личность (где Вам интереснее всего, где Вас ценят, понимают):
а) в учебной работе;
б) на занятиях в кружках;
в) в компании друзей;
г) в общественной работе;
д) в производственном обучении;
е) в проведении досуга;
ж) в семье;
з) нигде
и) допишите ____________________________________
5. С кем Вы можете быть откровенными:
а) ни с кем;
б) с ребятами из нашей компании;
в) с директором школы;
г) с товарищами по школе, классу;
д) с родителями;
е) с руководителем кружка, секции, клуба;
ж) с бабушкой или дедушкой;
з) с классным руководителем;
и) со старым знакомым;
к) с любимым человеком;
л) с учителем школы;
м) допишите __________________________________
6. Как бы Вы поступили, если учитель, по Вашему мнению, несправедливо обидел Вас:
а) промолчу;
б) отвечу дерзостью;
в) обращусь к родителям за поддержкой;
г) обращусь к товарищам за поддержкой;
д) спокойно попытаюсь доказать правоту;
е) пожалуюсь администрации;
ж) при случае отомщу
з) обращусь к классному руководителю;
и) обращусь к учителю, которому доверяю;
к) попрошу поставить мой вопрос на классном собрании;
л) допишите _________________________________________
7. В каких делах учителя школы «на равных» участвуют с учащимися?
8. Допишите фразы: «Мне хочется идти в школу, когда____________________»;
9. Какие системы отношений в школе надо совершенствовать:
а) учитель — ученик;
б) учителя — учителя;
в) учителя — администрация;
г) учителя — родители;
д) родители — учащиеся;
е) ученик — ученики;
ж) администрация — ученики;
10. К кому Вы можете обратиться в трудную минуту за помощью?
11. Какие дела в школе, по Вашему мнению, могут решаться:
а) одними учителями;
б) совместно с учителями и учащимися;
в) самостоятельно учащимися.
12. В коллективе работников нашей школы преобладают отношения:
а) враждебные;
б) недружеские;
в) деловые;
г) групповые;
д) ты — мне, я — тебе;
е) сложные;
ж) всякие;
з) дружеские;
и) допишите______________________________
Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (разработана доцентом А.А. Андреевым)
Цели: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 — совершенно согласен;
3 — согласен;
2 — трудно сказать;
1 — не согласен;
О — совершенно не согласен.
1.Я иду утром в школу с радостью.
2. В школе у меня обычно хорошее настроение.
3. В нашем классе хороший классный руководитель.
4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
5. У меня есть любимый учитель.
6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.
7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
8. У меня есть любимые школьные предметы.
9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
10. На летних каникулах я скучаю по школе.
Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов.
Если У > 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворенности, если же 2 > У < 3, или У < 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Анкета для изучения взаимоотношений между учителями и учащимися
Инструкция для учащихся
Отвечая на вопросы анкеты, выберите из предложенных характеристик те, которые с твоим мнением и запишите их рядом с выбранным ответом по каждому вопросу.
Список типичных характеристик взаимоотношений:
уважительно-тактичное;
справедливо-требовательное, по делу;
доброжелательно-понимающее;
дружески-шутливое;
категорически подчиняющее;
нейтрально-безразличное;
всепрощенчески-попустительское;
высокомерно-надменное;
необъективно-заниженное;
предвзято-завышенное;
агрессивно-недоброжелательное.
Вопросы
1.1 Какие бы ты хотел установить взаимоотношения на уроках?
а( с учителями,
б) с одноклассниками.
1.2 Какие не хотелось бы иметь:
а( с учителями,
б) с одноклассниками.
2. Хотел бы ты общаться с учителями и после уроков? Выбери из списка и укажи какие взаимоотношения тебе больше всего по душе?
3. Хотел бы ты общаться со своими одноклассниками во внеурочное время и какой характер взаимоотношений тебя больше всего устраивает?
Обработка результатов опроса.
Составьте сводную таблицу, где ответы учащихся всего класса выражены в процентах.
Примерная таблица
№ Вопросы Список типичных характеристик взаимоотношений
п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
% % % % % % % % % % %
В качестве дополнений к таблице могут быть примечания и выводы.
Критерии (само)оценки эффективности работы классного руководителя.
1. Включенность в разработку новшеств.
2. Владение современными технологиями воспитания.
3. Проведение открытых классных часов и классных собраний. (1-2 раза в год).
4. Доминирование демократического стиля в отношениях с детьми. Развитие ученического самоуправления в классном коллектива.
5. Любовь, доверие и терпение к детям.
6. Систематическое измерение уровня воспитанности.
7. Позитивная динамика воспитанности учащихся.
8. Внутренняя удовлетворенность от процесса воспитания и его результатов.
9. Высокий авторитет у коллег, учащихся и их родителей.
Критерии оценки эффективности воспитывающего мероприятия
1. Включенность каждого в деятельность (метод наблюдения, беседа).
2. Активность каждого.
3. Подготовленность и четкая организация мероприятия.
4. Познавательная ценность мероприятия.
5. Эмоциональная сопричастность.
6. Высокий эстетический уровень мероприятия.
7. Положительная самооценка мероприятия его участниками.
8. Влияние мероприятия на позитивные изменения в поведении детей (наблюдение, беседа, рефлексия).
Методика изучения удовлетворенности родителей работой педагога
(разработана доцентом Е.Н. Степановым)
Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой педагога.
Ход проведения. На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.
Цифры означают следующие ответы:
4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.
Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.
4 3 2 1 0
В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.
4 3 2 1 0
Педагог проявляет доброжелательное отношение к нашему ребенку.
4 3 2 1 0
Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с учителем нашего
ребенка.
4 3 2 1 0
Педагог справедливо оценивает достижения в учебе нашего ребенка.
4 3 2 1 0
Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.
4 3 2 1 0
Учитель учитывает индивидуальные особенности нашего ребенка.
4 3 2 1 0
Педагог дает нашему ребенку глубокие и прочные знания.
4 3 2 1 0
Педагог заботится о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.
4 3 2 1 0
Учитель создает условия для проявления и развития способности нашего ребенка.
4 3 2 1 0
Обработка результатов теста. Удовлетворенность родителей работой педагога (У) определяется как частное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.
Если коэффициент У равен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью педагога.
Анкета для родителей
1. Устраивает ли вас стиль взаимоотношений вашего ребенка с учителем?
2. Пользуется ли учитель уважением среди учащихся?
3. Учитель вашего ребенка доброжелателен, справедлив, тактичен?
4. Учитель обладает хорошими манерами поведения?
5. Вы всегда можете рассчитывать на помощь учителя?
6. У вас были конфликты с учителем?
7. На уроках ваши дети получают полноценные знания?
8. Учитель обыкновенно оценивает вашего ребенка?
9. Придя домой ваш ребенок рассказывает о том, как прошел день в школе?
Литература
Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988
Рожков М.И., Байбородова Л.В. Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса // Организация воспитательного процесса в школе.-М. :Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.
Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. №7, 10 – 2003.
Шилова М.И. Мониторинг процесса воспитания школьников //Педагогика.-2001.-№5.-С.40-45.
Щуркова Н.Е. Анализ и оценка воспитательного процесса//Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии.-М.:Новая школа,1998.
Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики//Воспитание: новый взгляд с позиции культуры.-М. :Педагогический поиск,1997.