Урок на тему «Особенности внимании детей, оставшихся без попечения родителей»




Муниципальное казенное учреждение

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

« Полярная звезда»









Особенности внимании детей,

оставшихся без попечения родителей.




подготовили

педагог-психолог

Пыжова Ольга Вячеславовна

воспитатель

Лихаузова Евгения Владимировна

















Новокузнецк 2013





Особенности внимании детей, оставшихся без попечения родителей.

В любом обществе независимо от качественных и временных этапов его развития всегда существует определенная категория детей, которым в силу различных причин недостает семейной заботы, которые находятся в трудной жизненной ситуации и требуют особого внимания к себе. К наиболее многочисленным и уязвимым категориям относятся дети — сироты и дети оставшиеся без попечения родителей. Оказавшись в приюте, больнице, интернате или другом учреждение закрытоко типа, ребенок попадает в обедненную среду. Если ребенок находится в условиях сенсорной изоляции, то произходит резкое отставание и замедление всех сторон развития, своевременно не развиваются движения, не развивается речь, отмечается торможение умственного развития.

В процессе познавательной деятельности происходит прием и переработка учебного материала школьником. Неуспех в усвоении знаний часто становится основной предпосылкой возникновения отклоняющего поведения. Но прежде чем говорить о познавательных процессах, хочется сказать о внимании. Оно не является самостоятельным психическим процессом, но без внимания невозможно полноценное учение, глубокое усвоение сообщаемых знаний. Более того, неумение управлять своим вниманием делает человека неорганизованной, импульсивной личностью и вызывает многие трудности в жизни.

Проблема внимания является одной из старейших психологических проблем. Внимание – важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Внимательность необходима человеку в его повседневной жизни – в быту, в общении с другими людьми, в спорте. Внимание учащихся является одним из основных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса.

Внимание – направленность и сосредоточение сознания на определенном объекте. Выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание — зависит от характера внешнего раздражения(его сила, новизна, длительность и прерывность). Стимулирование непроизвольного внимания — начало его включения в активную деятельность. Оно же способствует закреплению интереса к учебному предмету в дальнейшем. Однако нельзя учение связывать только с непроизвольным вниманием. Усвоение знаний – трудный и длительный процесс, требующий значительных волевых усилий. Поэтому особое значение приобретает произвольное внимание. Его воспитание связано с формированием у учащихся опосредованных интересов, направленных не на сам процесс учения, а на его результаты. Воспитание произвольного внимания у учащихся- необходимое условие их успешной учебной деятельности и дисциплинированного поведения.

Выделяют четыре свойства внимания: устойчивость, объем, распределение и переключение. На занятиях важно воспитать устойчивость внимания. Оно развивается при активном включении в учебно-воспитательный процесс, ответственном отношении к учению, систематических волевых усилиях, формировании привычки быть внимательным. Устойчивость внимания зависит от возраста и индивидуальных особенностей. У младших школьников устойчивость внимания менее длительная. При работе с младшими школьниками, необходимо чаще менять виды деятельности и представлять детям кратковременный отдых. Воспитание устойчивости внимания обусловлены и особенностями типа темперамента. Например, холерику труднее выработать у себя устойчивость внимания, чем флегматику.

Свежие документы:  Сценарий торжественной линейки "День знаний" 5-7 класс

Объем внимания младшего школьника почти вдвое меньше, чем у старшеклассника. Для увеличения объема внимания рекомендуется учить их выделять в процессе наблюдения крупные комплексы, а не отдельные мелкие объекты. Распределение внимания развивается в сложной деятельности, когда объединяются более простые и уже хорошо отработанные виды деятельности.

Почему у детей возникает невнимательность? Причины могут быть как внешние, так и внутренние, связанные с личностью ученика. Внешние причины невнимательности: не интересность и монотонность изложения педагогом учебного материала, слабая дисциплина в классе, а также недостаточно свежий воздух, слишком высокая или низкая температура в помещении, посторонний шум. Внутренние причины: отсутствие интереса к учебному предмету, слишком легкое или трудное усвоение материала, неприятные семейные события, болезнь, переутомление, занятие в нескольких кружках, поздние засыпание и т. д.

Невнимательность может стать привычкой, закрепиться как отрицательная черта характера. в таких случаях говорят о возникновении у детей и взрослых рассеянности. Рассеянность бывает двух видов. В одних случаях она выражается в отсутствии устойчивости внимания, в постоянном переключении с одного вида деятельности на другой. Именно такая рассеянность бывает у неуспевающих и недисциплинированных школьников. В других случаях рассеянность происходит от слишком большого сосредоточения на своих мыслях и переживаниях. Хотелось бы обратить внимание на то, что рассеянность у младших школьников связана с тем, что им трудно долгое время быть внимательными. они легко отвлекаются от дела внешними обстоятельствами. Для преодоления рассеянности рекомендуется сосредоточить усилия воспитателей на формирование у ребенка стержневого жизненного интереса к какой -либо области знаний и труда, вокруг которого группировались другие, более частные интересы. Помогает решению этой задачи воспитание у школьника, с одной стороны, любознательности, с другой- чувство долга.

Методик изучения и развития внимания достаточно много. Среди них корректурный тест Б. Бурдона, «Красно-черная таблица», методика Мюнстерберга, методика «Расстановки чисел», метод коррекции М.С. Лебединского и др.

Для изучения особенностей внимания детей оставшихся без попечения родителей, было проведено небольшое исследование.

В качестве цели исследования было определено изучение особенностей внимания воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних младшего школьного возраста.

Задачи изучения:

1. Разработать программу исследования (проведение организационной работы по выбору испытуемых, выбор методики исследования, подготовка стимульного материала)

2. Выявить особенности внимания младших школьников (продуктивность и устойчивость).

Исследование особенностей внимания младших школьников проводилось на базе МКУ СРЦН «Полярная звезда» г. Новокузнецка Кемеровской области. Для проведения исследования была определена группа учащихся 2-3 класса в количестве 10 человек. Перед проведением исследования был проведен анализ состава группы, учащихся в эксперименте. Это воспитанники социально реабилитационного центра для несовершеннолетних, примерно одного возраста.

Свежие документы:  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПМПК

Для решения поставленных задач использовала методику «Корректурная проба» Тест Бурдона Цель: определение уровня мобилизуемости, утомляемости, истощаемости, продуктивности, точности, устойчивости внимания.

Материал: бланк теста, на котором в случайном порядке напечатаны буквы алфавита, всего 2000 знаков, 65 букв в каждом ряду, секундомер.

Инструкция: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «к» и «р» и зачеркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно. Работать начинайте по моей команде. Время работы 10 минут. По прошествии каждой минуты по моему сигналу нужно ставить в тексте – там, где вы «находитесь»,– вертикальную черту».

Анализ результатов изучения особенностей внимания младших школьников Испытуемые адекватно отреагировали на поставленную перед ними задачу, но необходимо отметить, что в начале эксперимента у детей наблюдалась напряженность, не все ребята сразу поняли инструкцию, а далее у них повышался интерес к выполнению заданий, подключалось речевое сопровождение. Подсчитаем результаты обследования:

При обработке результатов экспериментатор определяет количество знаков, просмотренных ребенком за все 10 минут, в течение которых продолжался психодиагностический эксперимент. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы. Точность внимания ребенка определяются по формуле:

К=m:n*100% где К – точность, ; n — количество букв , которые необходимо вычеркнуть , m — количество правильно вычеркнутых во время работы букв.

По показателю устойчивости внимания всех учащихся можно разделить на 2 группы: 1 группа с средний уровень развития устойчивости внимания – 11-16 баллов, 2 группа – низкий уровень развития устойчивости внимания – до 10 баллов. Группу с средним уровнем развития устойчивости внимания составило 3 человека, во 2 группу с низким показателем устойчивости внимания вошло 7 человек.

Были проведены беседа с педагогами, и они отметили, что дети имеющие средний показатели успеваемости всегда на занятиях внимательны. И к педагогу и к излагаемому материалу, они много запоминают, у них имеется познавательный интерес. Они характеризуются как дети со средней успеваемостью, они любят познавать окружающий мир, без труда сосредотачиваются на предмете и легко выполняют монотонную работу, которая у других детей вызывает раздражение.
Были отмечены воспитанники, которые на занятиях невнимательны, у них плохая усидчивость, часто они не примечает даже самого главного, успеваемость у этих детей ниже среднего. Но есть ребята которые довольно неплохо успевают на занятиях, они могут охватить много предметов, очень любознательны, но им тяжело сосредотачиваться долгое время на одном предмете, довольно неусидчивы.

Свежие документы:  Сценарий внеклассного мероприятия "День космонавтики — особая страница в летописи Янтарного края"

Таким образом, мы видим, что действительно существуют особенности внимания данной категории детей: внимание младших школьников отличается в пределах группы, есть индивидуальные особенности. И вместе с тем, в основном средние показатели устойчивости и продуктивности внимания, отмечены случаи низких показателей данных характеристик.

В процессе работы удалось решить поставленные задачи: Практически изучить особенности внимания младших школьников оставшихся без попечения родителей. Подтвердилась гипотеза исследования: внимание младших школьников обладает особенностями: относительно низкой устойчивостью и продуктивностью.

В заключение хочется отметить, что в задачу формирования внимания входит не только его развитие как отдельного психологического процесса, но и формирование таких черт личности, которые бы облегчили переход произвольного внимания в послепроизвольное. Это включает в себя формирование чувства ответственности за выполняемую работу, мотивации успешного выполнения деятельности, развитие интереса, четкая организация выполняемой деятельности. Конкретно поставленные задачи, а также создание благоприятных условий для активной самостоятельной работы. Пока человек занят серьезным делом, ему не надо напоминать о внимании. Великий режиссер С.Станиславский, который в книге «Работа актера над собой» целую главу посвятил вниманию, говорил, что внимание к объекту вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредотачивает внимание на объеме, т.е. внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом. Внимание неразделимо связано с деятельностью и волей человека. Несмотря на то, что исследования внимания порождают многочисленные неразрешенные и сложные вопросы, они, несомненно, очень полезны, так как человеку необходимо знать приемы и способы, позволяющие ему научиться концентрировать свое внимание для удачной учебной или профессиональной деятельности.

Как показывают многочисленные психологические исследования, для нормального развития необходимо достаточное количество внешних впечатлений, т.к именно в процессе поступления в мозг и переработки разнообразной информации из внешнего мира происходит развитие чувств и соответствующих структур мозга.



Список использованной литературы

  1. Матвеева Л.А. Развитие свойств субъекта учебной деятельности в младшем школьном возрасте.- Л., 1991.

  2. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство,отрочество.- М.,2002.

  3. Очарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М., 1996.

  4. Степанов В.Г. Психология трудных школьников.- М., 2004.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: