Урок на тему «Влияние интерактивных информационно-коммуникативных технологий на повышение качества обучения»





Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19»

Муниципального образования город Новороссийск Краснодарского края












Влияние интерактивных информационно-коммуникативных технологий на повышение качества обучения.











подготовила

учитель начальных классов

Ткач Ольга Леонидовна










2012 г.

Влияние интерактивных информационно-коммуникативных технологий на повышение качества обучения.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира.

Школа — часть общества, и в ней, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

О целесообразности использования ИКТ в обучении младших школьников говорят такие их возрастные особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербально-логическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей ее переработки; если информация не воспринята, то она не может быть понята, усвоена, не может стать достоянием личности, элементом ее культуры.

Где же сегодня находят широкое применение ИКТ? Прежде всего, на уроке.   В своей работе я часто применяю ИКТ на различных уроках, а также во внеклассной работе. Это стало возможным, благодаря оборудованию нашего кабинета.


     Новые федеральные государственные образовательные стандарты изменяют форму подачи материала и роль ученика в получении знаний. Ученик учится получать и пользоваться информацией из разных источников, в том числе и расположенных во всемирной сети Интернет. Отсюда следует цель: повысить качество обучения, используя информационно — коммуникативные технологии на уроках

Задачи использования ИКТ:

повысить мотивацию и эффективность процесса обучения;

способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;

совершенствовать методики проведения уроков;

своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;

планировать и систематизировать свою работу;

использовать как средство самообразования;

качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).

Основные направления информатизации начального образования:

— информатизация начального образования проходит по следующим направлениям:

использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, использование в своей работе Интернет-ресурсов и т.д.);

Свежие документы:  Урок на тему «Нетрадиционные формы работы с родителями»

проведение урока с использованием ИТ (применение ИТ на отдельных этапах урока, использование ИТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями);

осуществление проектной деятельности младших школьников с использованием ИКТ.

Возможности использования ИКТ в начальной школе.

Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь «Не навреди!».

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной.

Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть четко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Основные возможности использования ИКТ, которые помогут учителю создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала:

Создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

Создание презентаций на определенную тему по учебному материалу;

Использование готовых программных продуктов;

Поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке уроков, внеклассного мероприятия, самообразования;

Создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

Создание текстовых работ;

Обобщение методического опыта в электронном виде.

Уроки, проводимые с его использованием в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышением психоэмоциональным фоном учащихся при восприятии учебного материала.

Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука. Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

Мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное.

Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.

Количественные преимущества выражаются в том, что среда мультимедиа много выше по информационной плотности. Действительно, одну страницу текста преподаватель произносит примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит больший объем информации. Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.

Свежие документы:  Занятие для педагогов «наш общий дом»

У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции.

Еще к специфике начальной школы: в соотношении текст/картинка последнее преобладает. Текст – выводы, даты, ключевые слова. Самое главное, то, что могут прочитать все. И вот тут – анимация, чтобы буковки притягивали внимание и все, даже самым слабеньким, хотелось бы прочитать.

Использование ИКТ на различных этапах уроках:

подготовка учащихся к усвоению новых знаний;

усвоение новых знаний;

закрепление новых знаний;

подведение итогов урока;

домашнее задание.

Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам учащимся предлагаются творческие задания, которые могут выражаться:

в составлении кроссворда, ребуса по теме,

в изготовлении учебного пособия;

в подготовке различных творческих сообщений;

в изготовлении презентаций и др.

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции) электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера.

Опыт организации учебного процесса по описанным моделям использования ИКТ в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации.

Электронные ресурсы учебного назначения:

мультимедийные курсы;

презентации к урокам;

логические игры;

тестовые оболочки;

электронные энциклопедии; Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе.

ресурсы Интернет.

  • дистанционные олимпиады

Сейчас у меня 1 класс. И еще рано говорить о повышении качества обучения, но я могу с уверенностью говорить о повышении активности учащихся. Если в октябре только один ребёнок откликнулся на предложение выполнить творческое задание с использованием ИКТ, то уже в феврале – это половина класса. Кроме того, дети участвуют в дистанционных олимпиадах, что несомненно положительно влияет на их развитие. И вот результат- Забалонов Александр призёр не только школьных олимпиад по русскому языку и математике, но и призёр городской олимпиады школьников по русскому языку.

Некоторые из моих работ:

Обучение грамоте: Знакомство со звуками русского алфавита и буквами, их обозначающими.

Русский язык: Заглавная буква в именах собственных.

Урок чтения: Биография Пришвина. Уроки по разделам «Проверь себя»

Урок математики:Введение понятия «задача».Состав чисел. Прибавление числа 6.

Окружающий мир: Экология Черного моря. Три состояния воды.

«Летопись класса»: Урок Знаний», «Праздник Осени». «23 февраля». «8 марта»



Эффективность использования ИКТ:

Существует много различных видов работы с применением информационных технологий для проведения уроков в начальной школе. Компьютер присутствует на всех этапах урока и по всем предметам, конечно с учетом санитарно-гигиенических норм для каждого возраста, мультимедиа начинает выступать как средство для построения учебного процесса, а компьютер превращается в обычный рабочий инструмент ученика, каким сегодня является книга и карандаш

Вывод

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование — это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

расширяет возможность самостоятельной деятельности;

формирует навык исследовательской деятельности;

обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

а в общем, СПОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.


Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов.

Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.























Список использованной литературы

  • Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П.Беспалько. М.: Изд-во МПСИ, – 2008. – 352 с.

  • Вербицкий, А.А. Психолого-педагогические особенности использования ИКТ, как орудия образовательной деятельности./ А.А.Вербицкий – Интернет-ресурс https://academy.odoportal.ru/documents/akadem/bibl/technology/interaction/9.2.htm

  • Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании./ И.Г.Захарова  – М.: Издательский центр «Академия», – 2003. –192 с.

  • Мазилкина, И.В. Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования познавательной активности учащихся./ Сетевой журнал «Интернет и образование»,  Июль, Том 2009, № 10/ И.В.Мазилкина – Интернет-ресурс https://www.openclass.ru/io/10/mazilkina

  • Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров/ Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под. ред. Е. С. Полат. – М.: Изд. центр «Академия», – 2000. – 272 с.

  • Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании». Интернет-ресурс https://journal.kuzspa.ru/





8


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: