Урок по теме «Темперамент и его сюрпризы»


«Наш темперамент и его сюрпризы».








Цель:

повышение уровня психологической грамотности учащихся, познание себя и окружающих людей для бесконфликтного и правильного построения взаимоотношений в социуме.

Задачи:

  • Познакомить детей с типами темперамента и их характеристикой.

  • Выявить тип темперамента с помощью теста.

  • Показать влияние типа темперамента на характер профессиональной деятельности.

  • Выявить характер взаимоотношений в группе, а также место каждого в системе личностных связей.

  • Сплотить коллектив в результате совместного изучения личностных особенностей учащихся.

  • Показать взаимосвязь темперамента и поведения человека.




« Тот счастлив, кто живёт в условиях,

соответствующих его темпераменту,

но тот более совершенен,

кто умеет приспосабливать свой

темперамент к любым условиям».

Дэвид Юм.




Темперамент идет впереди мысли

Это плохо. Надо поставить мысль

впереди темперамента.

К.С.Станиславский

Упражнение «Визитка»

В начале работы группы каждый участник оформляет карточку-визитку, где указывает свое тренинговое имя. При этом он вправе взять себе любое имя: свое настоящее, игровое, имя литературного персонажа и т.д. В дальнейшем на всем протяжении тренинга участники обращаются друг к другу по этим именам.

Ведущий дает 1 минут для того, чтобы все участники сделали свои визитки, прикрепили их к одежде и подготовились к представлению.

Упражнение «Представление»

Цели: формирование установок на выявление позитивных личностных и других качеств; умение представить себя и войти в первичный контакт с окружающими

Участникам дается следующее пояснение: в представлении вы должны постараться отразить свою индивидуальность так, чтобы все остальные участники сразу запомнили выступившего.

Например, «Высокий, сильный и уверенный в себе человек. Внешность у меня обыкновенная, зато волосы красивого цвета и слегка вьются, что является предметом легкой зависти многих женщин, но главное, на что хочу обратить ваше внимание — со мной в любой компании интересно и весело, знаете, как правило играю роль тамады» или «Возраст у меня юный, внешность не броская, способности и возможности обыкновенные. Единственное, в чем я разбираюсь может быть лучше других и готова посвящать все свое время — это вкусно готовить и угощать. Обещаю всем яблочный пирог к чаю». 3 минуты


Ребята, посмотрите на друг на друга.

Что вы видите? (разных людей)

Чем они отличаются друг от друга? (одни — веселые, другие — серьезные, задумчивые, удивленные,…)

От чего это зависит? (от их настроения)

А что такое настроение? Что означают слова «у меня хорошее настроение” или «мне грустно?” Почему одни люди всегда улыбаются, а другие – грустят? (они разные по характеру)

А что определяет характер человека? (его темперамент)

Все люди очень разные… Даже близнецы с самого рождение ведут себя по-разному, хотя воспитываются в одинаковых условиях.

Одни от природы спокойны и медлительны. Другие энергичны и самостоятельны. Третьи несдержанны, раздражительны, их решительность не всегда обдуманна. Четвертые нерешительны и не уверены в себе. Одни на замечания реагируют криком, другие плачем, третьи замыкаются в себе, а четвёртые просто не обращают на них никакого внимания. В чём причина таких различий? А причина действительно есть, и название ей — темперамент. Попробуем разобраться в том, что это такое.

Сегодня на занятии мы постараемся выработать умение правильно вести себя с каждым участником нашего коллектива в соответствии с особенностями его темперамента.

Для этого мы узнаем, какие существуют типы темперамента, что свойственно тому или иному типу темперамента, и попробуем найти свое место и место одноклассников в этой сложной нервной системе.

Так что же такое темперамент?

Темпераментом называют врожденные особенности личности, которые проявляются в поведении человека, его отношении к себе и к миру вокруг.

Известный психолог Мерлин Вольф Соломонович писал: «Представьте себе две реки — одну спокойную, равнинную, другую — стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов и брызг. Течение второй — полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены». Нечто подобное можно наблюдать и в поведении людей.

В основе этих проявлений лежат свойства нервной системы, которые имеют наследственную природу и являются стабильными характеристиками личности. С ними нельзя не считаться, так как они непосредственно влияют на учебную и трудовую деятельность.

Учение о темпераменте возникло еще в древности. Слово «темперамент» в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей»; равное ему по значению греческое слово «красис» ввел древнегреческий врач Гиппократ (Y-IY вв. н.э.). Он впервые дал определение понятия «темперамент» и более или менее подробно описал темпераменты. Академик И. П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Трудно точно ответить, какой тип темперамента у того или иного человека. Тип нервной системы хотя и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным. С возрастом, а также под действием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться их переключаемость.

Настала время определить к какому же типу темперамента относится каждый из нас и какого темперамента больше в нашей группе. (предлагаю тест)

Тест на определение темперамента.

Тест поможет вам определить тип вашего темперамента.

https://psiholog-spb.ru/wp-content/uploads/2012/06/%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82-%D0%BD%D0%B0-%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B8%D0%BF%D0%B0-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B01.jpg  https://psiholog-spb.ru/wp-content/uploads/2012/06/%D1%82%D0%B8%D0%BF%D1%8B-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B021.jpg

Возьмите лист бумаги. Напишите цифры вопросов от 1 до 20, напротив них отмечайте  букву ответа («а», «б», «в», или «г»).

Из четырех утверждений вам необходимо выбрать одно, наиболее подходящее для вас.

1.

а) суетливы и неусидчивы;

б) жизнерадостны и веселы;

в) хладнокровны и спокойны;

г) застенчивы и стеснительны.

2.

а) вспыльчивы и невыдержанны;

б) деловиты и  энергичны;

в) обстоятельны и последовательны;

г) в новой обстановке теряетесь.

3.

а) прямолинейны и резки по отношению к другим людям;

б) склонны себя переоценивать;

в) умеете ждать;

г) сомневаетесь в свои силах.

4.

а) незлопамятны;

б) если что-то перестает интересовать, быстро остываете;

в) строго придерживаетесь  системы в работе и распорядка дня;

г) приспосабливаетесь невольно к характеру собеседника.

5.

а) вы обладатель порывистых, резких движений;

б) быстро засыпаете;

в) вам тяжело приспособиться к новой обстановке;

г) покорны.

6.

а) к недостаткам нетерпимы;

б) работоспособны, выносливы;

в) в своих интересы постоянны;

г) легко ранимы, чувствительны.

7.

а) нетерпеливы;

б) бросаете начатые дела;

в) рассудительны и осторожны;

г) трудно устанавливаете контакт с новыми людьми.

8.

а) у вас выразительная мимика;

б) быстрая, громкая речь с живыми жестами;

в) медленно включаетесь в работу;

г) очень обидчивы.

9.

а) у вас быстрая, страстная речь;

б) в новую работу включаетесь быстро;

в) порыв сдерживаете легко;

г) очень впечатлительны.

10.

а) работаете рывками;

б) за любое новое дело беретесь с увлечением;

в) попусту сил не растрачиваете;

г)  у вас тихая, слабая речь.

11.

а) вам присуща несобранность;

б) настойчивы в достижении цели;

в) вялы, малоподвижны;

г) ищите сочувствия других.

12.

а) быстро решаете и действуете;

б) в сложной обстановке сохраняете самообладание;

в) ровные отношения со всеми;

г) необщительны.

13.

а) инициативны и решительны;

б) быстро схватываете новое;

в) не любите попусту болтать, молчаливы;

г) одиночество переносите легко.

14.

а) стремитесь к новому;

б) у вас всегда бодрое настроение;

в) любите аккуратность;

г) робки, малоактивны.

15.

а) упрямы;

б) в интересах и склонностях не постоянны;

в) у вас спокойная, ровная речь с остановками;

г) при неудачах чувствуете растерянность и подавленность.

16.

а) имеете склонность к горячности;

б) тяготитесь однообразной кропотливой работой;

в) мало восприимчивы к порицанию и одобрению;

г) у вас  высокие требования к окружающим и себе.

17.

а) склонность к риску;

б) к разным обстоятельствам приспосабливаетесь легко;

в) начатое дело доводите до конца;

г) у вас быстрая утомляемость.

18.

а) резкие смены настроения;

б) склонны отвлекаться;

в) обладаете выдержкой;

г) слишком восприимчивы к порицанию и одобрению.

19.

а) бываете агрессивным, задирой;

б) отзывчивы и общительны;

в) незлобивы;

г) мнительны, подозрительны.

20.

а) в споре находчивы;

б) неудачи переживаете легко;

в) терпеливы и сдержанны;

г) имеете склонность уходить в себя.

Подсчитайте, сколько раз вы выбрали ответ «а», сколько «б», сколько «в» и сколько «г». Теперь каждую из полученных 4 цифр умножьте на 5. Вы получите процентное содержание ответов.

Например:

«а»     — 7 раз   * 5 = 35%

«б»     — 10 раз * 5 = 50%

«в»     — 2 раза  * 5= 10%

«г»     —  1 раз    * 5 =  5%

Четыре вида ответов соответствуют 4 типам темперамента.

«а» — тип холерика

«б» — тип сангвиника

«в» — тип флегматика

«г» — тип меланхолика.

В нашем примере доминирует тип «б» — сангвиник (50%). Определите свой доминантный тип.

   Типы темперамента.

Холерик.

Неуравновешенный тип. Бурные эмоции, вспышки. Речь неровная, сбивчивая. Резкая смена настроений. С людьми неуживчив, прямолинеен. Не умеет ждать, нетерпелив. Стремится к новому постоянно, неустойчив в интересах. Тип работы: подходит работа, требующая, большой затраты энергии, связанная с напряжением. Любит трудности и препятствия, способен их преодолевать. Быстро включается в работу. Свои планы приводит в действие, работу доводит до конца. Склонен переоценивать свои возможности. Стремится к самостоятельности и плохо подчиняется власти. Напорист, но недостаточно настойчив. Рекомендуемые профессии:

Рекомендуемые профессии:

электрик, артист, строитель, электросварщик, слесарь, менеджер, хирург, тренер, повар, текстильщица, художник, телерепортер, товаровед, артист, дипломат, журналист, снабженец, предприниматель и др. Обладает вербальными способностями. Избирает задачи, позволяющие ему проявить свою энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, любовь к приключениям.

Избирает задачи, позволяющие ему проявить свою энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, любовь к приключениям.

Сангвиник.

«Живой», общителен, сохраняет самообладание в сложной обстановке. Легко входит в новый коллектив, не скован. Быстро переключается с одной работы на другую. В решениях часто не собран. Речь четкая, громкая, быстрая. Тип работы: высокая работоспособность, легко сосредотачивает внимание, может параллельно выполнять несколько дел. Легко загорается интересом к новой работе, но быстро угасает, загорается новым видом работы. Проявляет организаторские способности. Хорошие работники на ответственных и опасных местах. Не способен вникать в детали и не переносит однообразия и монотонности. Быстро может осваивать новую специальность. Чтобы подчиненный-сангвиник хорошо работал, надо перед ним непрерывно ставить новые и интересные задачи, при этом желательно систематический контроль и проверку. Его можно заинтересовать материальными условиями труда и перспективой. Сангвиник сам знает себе цену и не ищет подтверждения своей значимости у начальства.

Рекомендуемые профессии:

менеджер, учитель, врач, м/с общего профиля, психолог, воспитатель, организатор, продавец, официант, инженер-технолог и др

Флегматик.

Уравновешенный. Рассудителен, осторожен, общителен в меру. Малоподвижен, инертен. Устойчив в интересах. Придерживается строгого распорядка на рабочем месте. Медленно переключается с одной работы на другую. Тип работы: нетороплив в учебе и работе. Достигает успеха за счет упорства и терпеливости. Склонен выполнять монотонную работу. Неохотно берет на себя обязанности лидера, неинициативен. При изменении условий работы у них резко снижается производительность труда. Из них получаются высококлассные экономисты, бухгалтеры, делопроизводители. Способность флегматиков неторопливо и без паники проанализировать положение делает их незаменимыми в стрессовых ситуациях.

Возможно, не следует выбирать работу, где требуется постоянное общение с людьми, а вот «общение» с компьютерами для него подходит больше. Не подойдет деятельность, связанная с необходимостью быстрого переключения: если это медицина, то они, скорее, будут хорошими терапевтами, чем хирургами; если это экономика – то роль главного бухгалтера получится значительно лучше, чем менеджера.

Рекомендуемые профессии:

машинопись, бухгалтерия, экономика, механик, электрик, инженер, агроном, водитель, научные – ботаник, астроном, физик, математик.

Меланхолик.

Малоподвижный, неуравновешенный. Все эмоции внутри. Нерешителен, не верит в себя, очень чувствителен. Замкнут, склонен к одиночеству. Устойчив в интересах. На контакты идет тяжело.

Тип работы: их работоспособность зависит от настроения: периодически то высокая, то – низкая. Они могут быстро уставать. Противопоказана деятельность, требующая значительного напряжения, связанная с неожиданностями и осложнениями. Трудно приспосабливается в новом коллективе. В работе меланхоликам необходимы постоянная поддержка и регулярный отдых. Меланхолики – тонкие и наблюдательные люди, что можно использовать в профессиональной деятельности.

Возможно, не следует выбирать работу, где требуется постоянное общение с людьми, а вот «общение» с компьютерами для них подходит больше. Нежелательно работать водителем на общественном транспорте.

Рекомендуемые профессии:

педагоги, деятели искусства, художник, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель, геолог, ветеринарный врач, агроном, зоотехник, бухгалтер, токарь, машинопись, автослесарь, слесарь, радиомеханик.



Склонность к творчеству, практическому труду, наблюдательности. Следует отметить, что по одному тесту делать окончательные выводы о типе темперамента не стоит. А сейчас, вспомните, в какой позе вы обычно засыпаете? Есть такая поговорка: «На спине спят короли, на боку мудрецы, на животе богачи».

Оказывается, по позе спящего человека можно определить его темперамент.

Самюэл Данкелл в своей книге «Язык спящего тела» указывает на то, что позиция во время сна отражает дневную деятельность человека. А в 1914 году Альфред Адлер в одной из своих статей отметил: «Тщательное исследование, основанное на обширных данных, наверняка покажет, что позы сна данного человека могут служить индикатором линии его поведения». Таким образом, для каждого типа темперамента характерны определенные позы при засыпании.

Например,

для холерика характерны позы на спине.

Для сангвиника — позы на животе.

Для флегматика — полузародышевые позы на боку.

Для меланхолика — зародышевые позы на боку.

Следует учесть, что темпераменты в «чистом» виде встречаются очень редко. Гораздо чаще в людях сочетаются черты разных темпераментов. Нет «плохих» и «хороших» темпераментов.

Вильгельм Вунд сказал: « В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни — меланхоликом, относительно влечений, глубоко затрагивающих наши интересы, — холериком, и, наконец, в исполнении решений – флегматиком».

Для того, чтобы закрепить полученные знания о психологических особенностях основных типов темперамента я предлагаю вам выполнить следующие задания.

Задание 1

К какому типу темперамента относятся следующие характеристики:

Замкнут, трудно сближается с людьми

Говорит быстро, многословен, общителен

Движения экономны

Тихая неуверенная речь

Быстро и легко переключает внимание

Берется за дело быстро, энергично

Осторожные робкие движения

Много лишних движений

Задание 2.

Рассмотрите рисунки. Определите, где какой темперамент. Объясните свое решение.

Задание 3.

Угадайте, какому типу темперамента посвящено стихотворение.

Очень радостно живет

Вечно песенки поет.

Всем поможет, всех простит,

И на праздник пригласит

Добрый, ласковый, смешной

И немного озорной (сангвиник).

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явился ты,

Как реактивное явленье,

Стремлений полный красоты (холерик).

Спокойствие главный мой козырь,

Мне хочется лишь одного:

Уверенно, четко работать.

И верить, и помнить, и ждать (флегматик).

Я хочу себя сдержать:

Не заплакать, не стонать.

Но любое сообщенье,

Вызывает огорченье:

Ведь натура у меня очень хрупкая, о да:(меланхолик)

Задание 4

Попробуйте смоделировать поведение представителей четырех темпераментов в различных жизненных ситуациях:

Опоздал в кино;

Забыл ключи, стоит перед закрытой дверью;

Потерял кошелек с большой суммой денег.

Я хочу предложить вам прослушать фрагменты из музыкальных произведений композиторов – представителей разных темпераментов, попробуйте услышать особенности их психической организации: Вольфганг Амадей Моцарт(сангвиник), Людвиг Ван Бетховен (холерик), Александр Константинович Глазунов (флегматик),

Петр Ильич Чайковский (меланхолик). (обсуждение)

Задание 5

________________________________________

а) Человек спокойный и уравновешенный, очень трудно вывести его из себя. По характеру терпелив, умеет ждать. Медленно приспосабливается к новой обстановке. В дело вникает глубоко, работает неторопливо, шаг за шагом продвигаясь в выбранном направлении, не любит отвлекаться от основного занятия.

______________________________________

б) Человек гибкий, динамичный, всегда нуждается в разнообразии внешних впечатлений. Хотя легко возбуждается, но так же быстро и успокаивается. Предпочитает расширять круг своих контактов и легко переключается с одного занятия на другое. Ни при каких обстоятельствах не падает духом, умеет находить выход из любого положения.

______________________________________

в) Человек чувствительный и изменчивый, очень зависит от своего внутреннего состояния. Легко расстраивается по пустякам и долго не успокаивается. Из – за тонкой восприимчивости душевное равновесие дается ему с трудом, поэтому он нуждается в эмоциональной поддержке близких. О его перепадах настроения посторонним трудно догадаться.

________________________________________

г) Человек энергичный и напористый, не всегда контролирует свои эмоции. Если выходит из себя, то успокаивается не сразу. Своим делом занимается энергично и с полной отдачей, на посторонние вещи не отвлекается. Прямолинеен в делах, и в отношениях. Даже самые трудные препятствия предпочитает преодолевать, а не обходить.

— Помните, что ни плохого, ни хорошего темперамента не бывает, они просто разные.

Особо хочу подчеркнуть, что ошибочно думать то, что самый «лучший» темперамент — сангвинический, а «худший» — меланхолический. Такая убеждённость (а она очень распространена) является в корне неверной. «Плохих» или «хороших» темпераментов не существует. Каждый темперамент, как и любая медаль, имеет две стороны, т.е. У КАЖДОГО ИЗ НИХ ЕСТЬ КАК ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ, ТАК И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ. Также помните о том, что, несмотря на то что изменить темперамент невозможно, опираясь на пластичность нервной системы, можно повлиять на его проявления. Меры воспитательного воздействия при этом следует отбирать такие, которые бы противодействовали углублению недостатков темперамента и развивали бы его сильные стороны. Следует стремиться управлять своим типом темперамента.

Послушайте притчу о дружбе, темпераменте и дырах в заборе:

Жил – был один вспыльчивый парень.

И вот однажды его отец,

Дав мешочек ему с гвоздями,

Наказал, чтобы сын- юнец

В час, когда гнев дошел до упора,

Гвоздь из мешочка того доставал,

И подойдя к опоре забора,

В столбик тот гвоздь каждый раз забивал.

В первый же день в столбе оказалось

Больше десятка забитых гвоздей.

И так всю неделю почти продолжалось,

Благо в мешочке много гвоздей!

А на другой неделе парнишка

Уже научился свой сдерживать гнев,

И это далось ему трудно уж слишком,

Но сделал, себя пересилить сумев.

И вот, наконец, настал день, что ни разу,

Контроль над эмоцией не ускользал,

В себе заметил он это сразу,

Об этом отцу своему рассказал.

Отец его выслушал очень внимательно,

А после сказал, что теперь должен сын,

Чтоб закрепить свой успех окончательно,

Вытаскивать гвоздь, но только – один.

И только в том случае, если удастся,

В течение дня, не смотря ни на что,

Эмоциям гневным ему не поддаться.

Не терять свой успех ни за что!

Шло время. Тихонько страницы листались.

Но все же настал долгожданный тот день,

Когда в том столбе гвоздей не осталось.

С лица у парнишки сошла гнева тень!

Поведал отцу о своем он успехе,

Что нет в том столбе уже ни гвоздя!

Взяв сына за руку, не ради потехи,

Сказал свое слово, к столбу подойдя:

— Неплохо ты справился с этим, сыночек,

Но видишь ли ты, сколько дыр в том столбе?

Пусть даже малы они все, в виде точек,

Запомни сейчас, что скажу я тебе!

Злыми словами не будешь ты гений,

Ты ранишь душу и сердце как хам,

И сколько б потом не просил извинений,

В душе все – равно останется шрам!

Ребята, вы прослушали замечательную притчу. О чем она? Чему она нас учит?

А сейчас давайте проверим насколько мы сплоченный коллектив и поиграем в интересные игры.

Проводится тренинг «Ковер мира».

1.Встаньте в круг. Поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение. Похлопайте в ладоши те, у кого в группе есть друзья. Поднимите руки те, кто уверен в себе.

2. Я уверена, что вы легко и быстро сможете построиться по росту. А сейчас по алфавиту, по дате рождения. После игры проводится обсуждение по вопросам:

  • Как вы выполнили задание, как договорились?

  • Кто был главным, всем руководил?

  • Кому помогали?

  • Кто помогал?

  • Был ли в группе лидер?

  • Всегда ли он лидер или только в этом упражнении?



3.Упражнение «Ковер мира».

Лист плотной бумаги, на которой группа смогла бы поместиться с большим трудом. Все должны простоять на этой площадке 1 минуту, не имея никаких внешних точек опоры. «Ковер мира» — символ сплоченности, единства, взаимопомощи, дружбы в коллективе.



Итоговое упражнение «Подарок».

Сейчас, пожалуйста, встаньте в круг, рассчитайтесь по порядку и запомните свой номер. Отлично. Здесь, в этой комнате, для каждого из вас есть небольшой подарок. Вспомните свой номер, под таким же номером вы найдете свой подарок. И помните, ничто не случайно. То, что скажет твой подарок, — предназначено именно тебе.

Каждый находит в комнате листок со своим номером, на обратной стороне которого написано пожелание. Примеры пожеланий:

  1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

  2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.

  3. Уважай чувства других людей.

  4. Любую проблему можно решить.

  5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.

  6. Не сердись, улыбнись.

  7. Начни свой день с улыбки.

  8. Будь увереннее в себе.

  9. Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.

  10. Взгляни на своего обидчика – может, ему просто нужна твоя помощь.

  11. Будь позитивным.

12. Относись к другим людям так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.

13. Не расстраивайся из – за пустяков.

14. Безвыходных ситуаций не бывает.

15. От улыбки станет всем светлей.





Ну и в заключении давайте вспомним о чем мы с вами сегодня говорили? Какие вопросы решали? Что нового узнали?

Человек, который находится рядом с тобой, отличается от тебя. Это не значит, что он хуже тебя; он просто другой, со своими сильными или слабыми сторонами личности.

В любом коллективе есть представители разных типов темпераментов, но это им никак не мешает жить в мире и дружбе друг с другом.















Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Тазовская средняя школа-интернат общего (полного) образования»

«Наш темперамент и его сюрпризы».

Воспитатель: Моисеенко Елена Викторовна


Тазовский, 2014 год


Свежие документы:  Конспект урока на тему "Анкета выявления частоты прибегания младшего школьника к обману (С.С.Носов)"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: