Внеклассное мероприятие «Стал совести постом дозорным,пикетом правды и добра»


Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

г. Новоузенска Саратовской области




Внеклассное мероприятие



«СТАЛ СОВЕСТИ ПОСТОМ ДОЗОРНЫМ,

ПИКЕТОМ ПРАВДЫ И ДОБРА»


(К 85-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.М.ШУКШИНА)








подготовили

Коблова Анна Витальевна,

учитель литературы,

Подковыров Игорь Константинович,

учитель литературы





г.Новоузенск 2013 г.

К 85-летию со дня рождения

Василия Макаровича Шукшина

( Сценарий для литературной гостиной).

Тема: «Стал совести постом дозорным, пикетом правды и добра».

Цель: знакомство с творчеством В.М.Шукшина, с литературной критикой прозы писателя, с его биографией; целостный, ценностный, образный, лингвистический анализы его произведений; выработка собственной оценочной позиции.

Воспитательная задача: содействовать этическому, эстетическому, гражданскому воспитанию, выработке активной жизненной позиции, корректировке ценностной ориентации.

Развивающая задача: развитие монологической и диалогической речи, творческого и логического мышления, эстетической ценностной ориентации.

Образовательные задачи:

— познакомить учащихся с творчеством, биографией В.М.Шукшина;

— изучить критическую литературу о творчестве писателя;

— исследовать некоторые произведения автора целостно, ценностно, пообразно, лингвистически;

— эстетически, гуманистически формировать личность путём обогащения словарного запаса, повышения языковой культуры, интеллектуального уровня;

— активизировать сложные мыслительные процессы учащихся: анализ, синтез, сравнение, обобщение, моделирование.

Вид внеклассного мероприятия: литературная гостиная.

Оборудование: презентация, стенгазеты, посвящённые творчеству Шукшина как писателя, режиссёра, актёра, выставка книг В.М.Шукшина и о В.М.Шукшине, иллюстрации учащихся из произведений автора, таблички с указанием фамилий, имён, отчеств литературных критиков и названий журналов, в которых они служат, портрет В.М.Шукшина.


Ход мероприятия:


1.Организационный момент.

2.Вступительное слово ведущего: (Презентация, слайд № 1): Всех собравшихся объединяет одно: интерес к прозе самобытного русского писателя Василия Макаровича Шукшина. Мы обсудим общественные, эстетические, этические проблемы, которые автор выносит на общественное обсуждение.

3.Учащийся исполняет песню В.С.Высоцкого «Памяти Василия Шукшина», аккомпанируя себе на гитаре:

Ещё ни холодов, ни льдин,

Земля тепла, цвела калина.

А в землю лёг ещё один

На Новодевичьем мужчина.

Должно быть, он примет не знал.

Народец разный суесловит:

Смерть тех из нас всех прежде ловит,

Кто понарошку умирал.


Коль так, Макарыч, не спеши,

Спусти колки, ослабь зажимы,

Пересними, перепиши, переиграй!

Останься живым!

Но в слёзы мужиков вгоняя,

Он пулю в животе понёс,

Припал к земле, как верный пёс,

А рядом куст калины рос.

Калина, красная какая!


Смерть самых лучших намечает

И дёргает по одному.

Такой наш брат ушёл во тьму!

Не буйствует и не скучает!

А был бы «Разин» в этот год;

Наутро, где Онега, Нарочь.

Всё печки-лавочки, Макарыч!

Такой твой парень не живёт!


Вот после временной заминки

Рок процедил через губу:

«Снять со скуластого табу

За то, что он видал в гробу

Все панихиды и поминки.

Того, с большой душою в теле

И с тяжким грузом на горбу,

Чтоб не испытывал судьбу –

Взят утром тёпленьким с постели».


И после непременной бани,

Чист перед Богом и тверёз,

Вдруг взял да умер он всерьёз,

Решительней, чем на экране.



4.Ведущие рассказывают биографию писателя, о его творчестве:

(Презентация, слайд № 2):Василий Макарович Шукшин родился 25.06.1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края. Его родители – крестьяне. В 1933 году отец репрессирован, реабилитирован посмертно лишь в 1956 году. (Презен-тация, слайд № 3): В 1943 году Шукшин окончил семь классов сельской школы и стал работать в колхозе. С 1946 года трудился на стройках.

(Презентация, слайд № 4): В 1949 году был призван служить на Краснознамённый Черноморский флот. Порт приписки — город-герой Севастополь. Воинское звание Василия Макаровича – старший матрос, воинская специальность – акустик. После окончания службы во флоте вернулся в любимые Сростки.

(Презентация, слайд № 5): Шукшин всегда много читал. Поэтому смог сдать экстерном экзамены на аттестат зрелости, после чего работал учителем русского языка и литературы в школе рабочей молодёжи. Ученики любили своего преподавателя, и Василий Макарович был счастлив и горд. Он верил, что делает очень важное дело.

(Презентация, слайд № 6): В 1954 году Шукшин поступает во ВГИК (Презентация, слайд № 7).

— (Презентация, слайды № 8-10):Потом были успешные актёрские работы (актёром он был очень гармоничным; ему не нужно было играть, он проживал роль, как проживают жизнь). Пришла слава. (Презентация, слайд № 11. 12): Его всегда тянуло выразить свои мысли, чувства на бумаге. Писал киносценарии, рассказы, повести, пьесы, которые были глотком чистого, свежего воздуха. (Презентация, слайды № 13): Замечательны и режиссёрские работы Василия Макаровича.

— Хотелось бы, чтоб у вас из предложенных нами пазлов сложился целостный образ, а не икона с серебряным окладом. (Презентация, слайд № 14): Говорят о пристрастии Шукшина к спиртному. В чем же причина? Вряд ли стоит объяснять, почему в те годы пили многие талантливые люди. «Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души», то есть не всегда могут справиться с «навалившейся» на них системой. (Презентация, слайд № 15): Злоупотреблял спиртным и Шукшин, но его спасли дети. Когда Маша подросла, с Василием Макаровичем произошёл случай, после которого он перестал пить. Однажды Шукшин отправился с дочерью гулять. По пути встретил приятеля, зашел с ним в забегаловку, они выпили, разговорились. Про дочку, которую оставил на минутку у входа, забыл, а когда вспомнил и выскочил на улицу, ее уже нигде не было. В панике обежал весь район, все дворы и подъезды… Пока бегал, дал себе зарок: если найду Машу — в рот не возьму больше ни капли. Дочку он наконец нашел. Своему слову был верен до самой смерти, не нарушая зарок ни на Новый год, ни на празднование дней рождения… Шукшин был настоящим мужчиной, который мог преодолеть себя.

Свежие документы:  Сценарий праздника на воде ко дню Победы «Юные моряки» Для детей старшего дошкольного возраста

(Презентация, слайд № 17):Последний год жизни Шукшина складывался для него на редкость удачно как в плане творческом, так и личном. В 1973 вместе с семьей он наконец переехал из тесной комнатки на Переяславской улице в новую квартиру на улице Бочкова. В свет вышел сборник его рассказов «Характеры», который тут же стал главным событием года в отечественной прозе и предметом острейших дискуссий.

— (Презентация, слайд № 18): Умер Василий Макарович Шукшин 2.10.1974 года в станице Клетской Волглградской области во время съёмок кинофильма «Они сражались за Родину». Его близкий друг, актёр Георгий Бурков, так вспоминал это событие: « Постучался к Шукшину. Дверь была не заперта. Но я не вошёл, а от двери увидел… рука. Я чего-то испугался. Окликнул его. Ему же на съёмку было пора вставать, а он не отозвался. Ну, думаю, пусть поспит. Опять всю ночь писал. Пошёл по коридору и столкнулся с Губенко. «Николай, — попросил я, — загляни к Васе, ему скоро на съёмку, а он чего-то не встаёт…» Губенко вошёл к Шукшину, стал трясти за плечо… потрогал пульс, а его нет. Василий Макарович умер во сне. «От сердечной недостаточности», — сказали врачи. Я думаю, они его убили. Кто они? Люди — людишки нашей системы, про кого он нередко писал. Ну, не крестьяне же, а городские прохиндеи, чинуши…».

— (Презентация, слайд № 19): Попрощаться с выдающимся писателем, режиссёром и актёром собралось огромное количество людей. К концу панихиды гроб был весь в ветках калины. Почти каждый пришедший проститься с Шукшиным оставлял веточку с красными ягодами, а многие клали в гроб крестики и иконки.

5.Дискуссия литературных критиков ( круглый стол, лицом к зрителям сидят ведущие; первый, второй и третий критики сидят напротив четвёртого и пятого ).

Ведущий: Познакомившись с биографией писателя, творческим путём, давайте обменяемся мнениями непосредственно по поводу его произведений, поговорим о проблемах, которые он ставит перед нами, о пафосе творений.

1-й критик: Мне хотелось бы высказать своё мнение. Да, безусловно, Шукшин – писатель хороший. Однако позвольте! Ему свойственна некоторая социальная ограниченность. Автор постоянно писал о деревне и деревенских жителях, а к городу и горожанам оставался равнодушным.

2-й: Давайте обратимся к рассказу «Сураз». Шукшин каждый поступок Спиридона Расторгуева сочувственно объясняет.

4-й: А что в этом плохого? И Достоевский к преступнику Раскольникову относился с пониманием и сочувствием. Эта позиция писателя правильная: понять дела человеческие – это понять психологию героя.

3-й: С этим я, пожалуй, соглашусь. Художник должен понимать своих героев. Это верно, но сочувствие не должно быть избирательным. А если Шукшин сочувствует деревенскому Спиридону, но равнодушен к городскому Сергею Юрьевичу, с этим вряд ли согласится любой здравомыслящий человек. А в рассказе «Материнское сердце» хороший Виктор Борзенков так бы и остался хорошим: женился бы в своей деревне на скромной, хозяйственной девушке, но город его испортил и судьбу сломал.

5-й: Не нужно факты передёргивать! Город – это всего лишь место действия рассказа. А причина несчастий Борзенкова не в городе, а в нём самом. Мать его прямо говорит об этом: когда пьяный, то дураком становится. Так что город тут ни при чём!

3-й: И всё-таки писатель социально ограничен деревенской темой.

Свежие документы:  Общешкольное праздничное мероприятие, посвящённое празднованию Дня учителя, «Учитель – верный спутник детства»

4-й: С этим невозможно согласиться!

3-й: Позвольте мне высказать свою точку зрения! Сам автор с 1946 года горожанин. С 1954 года жил в Москве, окончил ВГИК, а о студентах ничего интересного не написал. Он был, без сомнения, интересным писателем, режиссёром, артистом, а о жизни интеллигенции ни слова. Только деревня, одна деревня, сплошная деревня. Там живут милые его сердцу «чудаки», а в городе — «бяки», «энергичные люди», которые паразитируют за счёт государства.

4-й: Так оно и есть. В деревне люди добрее и проще. Нет в них ненависти. В деревне весь человек на виду. Его же с детства все знают. Никто там поэтому нос друг перед другом не задирает. И относятся они друг к другу по-доброму.

2-й: Да, добренькие в деревне люди. К своим они добрые, к тем, кто из их деревни. А окажись тут другой человек – та же неприязнь, то же недоверие.

1-й: Посмотрите, в рассказе «Срезал» деревенские мужики с почти одинаковым недоверием относятся и к чете Журавлёвых, приехавшей из города, и к Глебу Капустину, который родом из этой деревни. Они натравливают их друг на друга и смотрят на это со стороны. Пусть подерутся, пусть поругаются, а нам забава.

4-й: Вот видите, оказывается, не ко всем деревенским жителям Шукшин с сочувствием относится. Не зря же он говорил: «И в деревне есть всякие люди, есть такие, что не приведи Господи!» Это сам автор написал. Конечно же, он знал деревню.

5-й: А что в этом плохого, что он пишет о деревне? Он знает её лучше, поэтому о ней и пишет. Возьмём для примера рассказ «Волки». Два героя, зять Иван и тесть Наум, оба деревенские жители, но относится к ним Шукшин по-разному. И не потому вовсе, что один родом из этой деревни, а другой – из той. Писатель испытывает своих героев, ставит их в сложную жизненную ситуацию перед лицом опасности. Когда за ними погнались волки, оба испугались, но Наум от страха стал трусом и предателем, а Иван оказался деятельным и смелым человеком.

Ведущая: Главное для художника слова не место, в котором человек живёт, а как он живёт и какой он. Важно иметь мужество говорить правду. И Шукшин его имел. Ему хватило смелости посмотреть в лицо жизни. Так со страниц рассказа «Обида» раздаётся горестный крик Сашки Ермолаева: «До каких пор мы сами будем помогать хамству… Ведь мы сами расплодили хамов, сами! Никто нам их не завёз, не забросил на парашютах…»

3-й: Писатель дал нашему искусству урок правды и урок мужества. Это бесспорно. Но какие-то стороны его правды я лично не приемлю. Его правда иногда бывает грубой и необузданной.

5-й: Так беззащитен перед нашим судом Павел Попов, герой рассказа «Страдания молодого Ваганова». Стоит только вспомнить его заявление в суд, оно наполовину состоит из бранных слов. Но даже молодой, неопытный юрист Ваганов проникся к Попову сочувствием.

1-й: А я не проникаюсь. Мне не нравится Попов. Не нравится и писатель, который доводом в споре провозглашает силу. Этот Павел Попов на женщину руку поднял, а вы все к нему любовью воспылали. Я не могу считать удар табуретом по голове аргументом в споре.

4-й: Слушая Вас, можно подумать, что автор предлагает нам бегать за своими недругами с табуретом. Не нужно так его оглуплять.

Ведущий: Шукшина не пугают резкие, неожиданные поступки героев, бунтовщики нравятся ему, потому что эти люди на свой несуразный лад защищают человеческое достоинство. Писатель ненавидел людей самодовольных, сытых, успокоенных, он хотел растревожить наши души, показывая правду, а от него требовали красивых героев и благородных жестов. Василий Макарович хотел разбудить у читателей совесть, чтобы мы задумались, что с нами происходит.

Вопрос из зала: Чем вас удивил, поразил Шукшин как писатель, как человек? Чем он вам интересен?

5-й критик: Мне нравится, как просто он умеет сказать о самом важном: «Надо человеком быть, а не сшибать полтинники». Как хорошо сказано! И просто…

4-й: Шукшин знал жизнь и умел рассказать о ней ярко, с чувством юмора.

5-й: Мне нравится, что писатель борется за достоинство человека. Призывает нас не мириться со злом.

Вопрос из зала: Что хотел сказать он в «Калине красной», убивая своего Егора Прокудина? Что ворам нет смысла рваться к нормальной жизни?

4-й: Я думаю: он хотел сказать, что воровской мир очень жесток и от него не так-то просто «отделаться»…

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Интерактивная доска на уроках английского языка"

5-й: А мне кажется, что автор «Калины красной» хотел сказать: за всё в жизни надо платить. Необходимо иметь возможность уважать себя и чувствовать к себе уважение людей. Однако на это порой уходит вся жизнь. Не одно поле надо вспахать, не один поступок совершить. И Егор Прокудин это понял.

Ведущая: При жизни художника мало кто задумывался, какой ценой оплачено его искусство. Мы только теперь начинаем это понимать, когда его не стало. Писатель признавался, что он никогда в жизни не жил «расслабленно», «развалившись».

— (Презентация, слайд №16): Звучит первая половина песни В.С.Высоцкого «Канатоходец» в исполнении автора.

2-й: Шукшин – художник мужественный. Это так. Он умел беспощадно высмеивать хамов, бюрократов, дельцов. Но, мне кажется, есть у него один недостаток. В его произведениях нет положительного героя. Не с кого брать пример.

5-й: А без положительного героя Вы не знаете, как Вам жить? Или, может быть, Вам не понятно, за что борется писатель? Вам не понятно, о каких людях он мечтает? Если он борется с хамством, трусостью, с бесчестностью – разве неясно, за что он ратует. Можно разными способами бороться за человека.

4-й: Сам автор «Энергичных людей» объяснял это с юмором: «Допустим, вышел человек из кинотеатра и остановился в раздумье: не понял, с кого надо брать пример, на кого быть похожим. На кого быть похожим? На себя самого. Ни на кого другого всё равно не будешь похожим». Василий Макарович предлагает нам задуматься о себе.

1-й: Но всё-таки… Вот и в «Энергичных людях» нет ни одного положительного героя: одни воры, деляги, демагоги.

2-й: Как говорится, «энтузиасты собственного кармана». Уголовный кодекс по ним плачет.

3-й: Кодекс, может быть, по ним и плачет. Да сами-то они живут припеваючи.

4-й: И это Вы называете припеваючи? От каждого звонка вздрагивать, всех бояться, каждую минуту ждать разоблачения.

5-й: Иметь кучу денег и не иметь от них никакой радости. Пьянство, продажность —

вот их кредо.

4-й: Все душевные силы тратить на то, чтобы пить изобретательно.

5-й: У них же отношения друг с другом спекулянтские: «Ты – мне, а я — тебе». Любая услуга требует оплаты. Успокоил я твою жену – купи мне перстенёк с эмблемой. Ни дружбы, ни любви, всё растоптано.

4-й: Едва до убийства не дошли, чтоб шкуру свою спасти. Куда уж как хорошо живут!

Ведущий: Я хочу прочесть стихотворение Юрия Левитанского, которое, по-моему, непосредственно относится к нашему сегодняшнему разговору и к жизненной позиции писателя.


Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.


Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.


Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.


Каждый выбирает для себя…

Выбираю также – как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.


Ведущая: Нет с нами большого писателя Василия Макаровича Шукшина уже более четверти века. Но остались его книги, его мысли… И каждый его рассказ заставляет задуматься о серьёзных проблемах современности, о жизни, о поведении человека, его поступках.

— (Презентация, слайд № 20): звучит вторая половина песни В.С.Высоцкого «Канатоходец» в авторском исполнении.

Ведущий (презентация, слайд № 1): И вновь вспоминаются слова писателя: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Уверуй, что всё это было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого ни за понюх табаку… Мы умели жить. Помни это. Будь человеком». Так давайте оставаться ЛЮДЬМИ !!! (Презентация, слайд № 21).






Список использованной литературы



1.Горн В. Наш сын и брат: Проблемы и герои прозы Василия Шукшина. – Барнаул, 1985.

2.Горышин Г. По тропинкам поля своего: Странствия. Размышления. – Л., 1984.

3.Дедков И. Возвращение к себе//Литературно-критические статьи. – М., 1978.

4.Коробов В. Василий Шукшин. – М., 1984.

5.Шукшин В.М. Киноповести. – М., 1988.

6. Шукшин В.М. Повести и рассказы. – Душанбе, 1989.

7.Высоцкий В.С. Канатоходец. — http://zvukoffka.net/mp3/2457/

Фотографии взяты

8.Васлий Шукшин в интернете/ Фотоархив. – http://www.shukshin.ru/fotoarchiv/

9.Фотографии Шукшина. — http:/images.yandex.ru/











скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: