Зло сквернословия


ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ





Яковлевский политехнический техникум

г. Строитель Белгородской области








«ЗЛО СКВЕРНОСЛОВИЯ»


/ методическая разработка классного часа в группе №11 21.01.2015г./






Разработал

Бабынин Сергей Анатольевич,

преподаватель истории и обществознания













2015


Тема:


Зло сквернословия.


Цель:


Профилактика ненормативной лексики и девиантного поведения среди обучающихся.


Задачи:


1. Способствовать формированию культуры общения, правовых знаний.

2. Способствовать всестороннему развитию личности, охватывающей ее

интеллектуальный и нравственный рост.

3. Способствовать формированию и развитию умений и навыков ценностно-ориентировочной деятельности, дающей осмысление социальных и общечеловеческих ценностей.


Тип мероприятия:


Тематическая беседа.


Эпиграф:


«Всякое слово гнилое да не исходит из уст ваших…»

/ Библия /


Материальное обеспечение:


ПК. Презентация.


План проведения:


1.Вступительное слово преподавателя.


2. История появления сквернословия.


3. Религия и сквернословие.


4. Сквернословие — зло.


5. Рефлексия.




1.Вступительное слово преподавателя. (слайд №2-3)


В наше время настоящим злом современного общества стала ненормативная лексика, сквернословие, а проще говоря – мат.

Вот что говорит по этому поводу русский учёный, писатель и лексикограф, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль: «Сквернословие — от слова «скверна».

Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».

Несмотря на распространённость нецензурных выражений во всех слоях русского общества на всех этапах его истории, в России традиционно существовало табу на использование обсценной лексики в печатном виде (отсюда, очевидно, и идёт название «нецензурная брань»).

А что повествует по этому поводу история?


2. История появления сквернословия.


Первый обозреватель (слайд №4):


Мистические корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Люди дохристианской эпохи, чтобы оградить свою жизнь от злобных нападок демонов, вступали с ними в контакт.

Этот контакт мог быть только двояким: демона либо ублажали, либо пугали его скверной бранью, демонстрацией своего непотребства.

Но и призывали демона теми же словами, демонстрируя свою одержимость, свою готовность единения с ним.

Таким образом, так называемый мат, является языком общения с демонами. Неслучайно, в филологии это явление именуется инфернальной лексикой. Инфернальная лексика – значит адская, из преисподней.


Второй обозреватель (слайд №5):


Заблуждением является и общепринятое мнение насчет того, что мат — это исконно славянская традиция.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Подбор дидактических игр для сенсорного развития"

Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только

не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Позднее сквернословящего человека подвергали публичной порке.


Третий обозреватель (слайд №6):


А во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью наших предков, но и политикой, проводимой государством.

По Соборному уложению 1649 года за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни.


Четвёртый обозреватель (слайд №7):


И первый российский император, Пётр Великий, которому было не чуждо разгульное веселье, отрицательно относился к сквернословию.

При Петре I появилась книга «Юности Честное Зеркало», где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием от бранной ругани.


Преподаватель;


Как мы видим на конкретных примерах, нет корней и традиций мата в русском обществе. Даже наши далёкие предки понимали, что «мат – не наш формат», и что ненормативная лексика «это вовсе не круто».


Так почему же это явление так живуче в обществе? Может религия, как древнейшая форма культуры, поощряет нас к сквернословию? Посмотрим, что говорят по этому поводу священные писания.


3. Религия и сквернословие.


Первый эксперт «христианство» (слайд №8):


Человек, который сквернословит, использует этот особый дар для проявления своей внутренней нечистоты, изливает через него из себя грязь. Этим он оскверняет в себе образ Божий. Поэтому святая Библия называет сквернословие наряду с другими  тяжкими грехами: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших». Святые апостолы обличают грехи, которые люди совершают через слово: «язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны»; «Блудницы, пьяницы и сквернословы Царство Божье не наследуют» 


Второй эксперт «ислам» (слайд №9):


И Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах, подчеркнул, что Всевышний Аллах ненавидит произносящего непристойные слова:

«В День Воскресения на весах верующего не будет ничего тяжелее, чем благонравие, ибо, поистине, Аллах ненавидит произносящего непристойные и дурные слова».




Третий эксперт «буддизм» (слайд №10):


Следуя Закону Кармы, создается цепь причин и следствий: те люди, которые часто и много сквернословят, подвергаются ругани со стороны других. Эта причина обязательно воплощается, и если вы сквернословите, то обязательно придет время, когда вы будете страдать от того, что ругают вас. В основе сквернословия лежат такие скверные проявления души, как ненависть, гнев, зависть. И если посмотреть на Закон Истины, который говорит о том, что все является проявлением души, то, если сквернословишь, то превращаешь свой мир, то есть мир вокруг себя, в мир, наполненный злобой, ненавистью, завистью и подобными проявлениями души. 

Свежие документы:  Технологическая карта как эффективное средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС НОО


4. Сквернословие — зло. (слайд №11-12):


Преподаватель;


И, тем не менее, это зло есть, оно существует, но давайте послушаем, разве это приятно?


Чтец:


В народе исконно нашем
 Обычай такой пребывает:
 Народ ругается матом, 
 Которого не убывает.

 Напротив, слова эти скверные 
 Уже к языку прилипли, 
 И в кровь они въелись, наверное, 
 У тех, для кого мат — реликвия.

 Речь русскую, непревзойдённую 
 Матом они испоганили,
 Ругаясь бесстыдно, по-чёрному 
 Дома, на улице, в бане ли..

 И грязный язык сквернословия 
 Из сердца людей изрыгает
 Без всяких различий сословия, 
 Весь грех, что в душе пребывает…


Преподаватель;


Так может, это будет приятно видеть?


Давайте не будем уподобляться животным, а будем помнить, что:


«Слово – дело великое. Великое потому что, словом можно соединить

людей, словом можно и разъединить их. Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей».

/Л.Н.Толстой/


Мы верим в красоту, добро и разум!


5. Рефлексия (анкетирование).



































Анкета.


1. Почему дети и подростки употребляют ненормативную лексику:

1) им просто не хватает литературного словарного запаса, чтобы выразить мысль;
2) стремление к разнообразию;
3) подростки просто не хотят, чтобы их понимали взрослые или сверстники, принадлежащие к другой компании.


2. В наше время мат используется:

1) для повышения эмоциональности речи;
2) эмоциональной разрядки;
3) оскорбления, унижения адресата речи;
4) демонстрации агрессии;
5) демонстрации отсутствия страха;
6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов;
7) демонстрации принадлежности к «своим».


3. Как бороться со сквернословием?

1. невозможно;

2. не знаю;

3. реже употреблять мат самому;

4. воспитывать детей без мата и ругани;

5. ввести смертную казнь.


4. Сквернословие – какое оно?

1. очень плохое;

2. не хорошее;

3. приходится мириться;

4. все должно быть в меру.


5. Что нам даёт сквернословие?

1. ограничивает и унижает человека;

2. развращает души;

3. вредная привычка;

5. уже не можем обходиться без словесного мусора, без слов-связок.


6. Можно ли бороться со сквернословием?

1. бороться бесполезно;

2. воспитывать культуру;

3. ремнем с детства;

4. сложно ответить.


7. Оцените ситуацию, как поступать, когда один обижает другого нецензурной бранью:

1. нужно ответить;

2. убить его;

3. позор и уничтожение своей репутации;

4. не ввязываться, уступить;

4. всё нормально.

Свежие документы:  Мастер-класс «Как разработать программу элективного курса»



Преподаватель _________________ Бабынин С.А.


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: