«Формирование физической культуры личности младших школьников»


Описание опыта работы

Школьный конкурс «Учитель года– 2010»

17 марта 2010 года


«Формирование физической культуры

личности младших школьников»


«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым:

пусть работает, действует, бегает, кричит,

пусть он находится в постоянном движении!»

Ж.Ж. Руссо



Система образования, государство получают чёткие ориентиры, социальный заказ настоящего и будущего. Суть заказа в том, чтобы качественное образование сочеталось с хорошей физической подготовкой подрастающего поколения. Они отражены в базовых государственных документах – Законе РФ об образовании, Национальной доктрине образования Российской Федерации, Концепции модернизации образования, Федеральном Государственном Образовательном стандарте второго поколения.

Охрана и укрепление здоровья детей — приоритетное направление политики государства, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем, использовать эти приобретённые знания и умения в повседневной жизни.

Однако современные условия оказывают негативное влияние на организм детей: учебные перегрузки, гиподинамия, опережающий уровень образования, несоизмеримый с числом одаренных (до 6%) и имеющих высокие учебные возможности (в пределах 12 -15% от общего числа обучающихся) детей и многое другое. Так по данным государственной статистической отчетности самая высокая заболеваемость у детей дошкольного возраста (на втором-третьем году жизни), затем в 6 — 7 лет (в начале обучения в школе) и в 12 — 14 лет — в период полового созревания. Т.о., к началу обучения в школе многие ребята имеют сниженный уровень здоровья, ряд хронических заболеваний, усугубляющихся по мере их роста. Данные по нашей школе, в частности, по первым классам, не утешают.

В параллели 1-х классов – 116 учащихся. Из них с основной физкультурной группой – 82 чел. (71,9%), подготовительной – 32 чел (21,8%), освобождённых – 2 чел. (1,7%).

Согласно медицинским показаниям из 116 учащихся с I группой – 20 чел. (17,2%); с подготовительной (II группой) – 89 чел. (76,7%); со специальной III группой – 6 чел. (5,2%); со специальной IV группой – 1 уч-ся (0,9%).

Общеизвестным фактом является то, что у учащихся младших классов с поступлением в школу двигательная активность сокращается в два раза. При этом исследователями установлено, что устойчивость умственной работоспособности во многом определяется продолжительностью и содержанием двигательного режима. Активная физкультурно-спортивная деятельность дает ребёнку возможность более полно и глубоко познать себя, свои способности и недостатки, сформировать и развить не только физические кондиции, но и психические качества, эстетическую и нравственную культуру, культуру общения. Т.о., встаёт вопрос: «Как сделать так, чтобы образование не ухудшало здоровье детей, а способствовало его сохранению и укреплению?»

Свежие документы:  Разработка внеклассного занятия "Веселые старты" для 5-х-6-х классов

Устранение возникшего противоречия осуществляется школой в рамках программы «Здоровье школьников», а теперь закреплено и в стандартах второго поколения, предъявляющих новые требования к занятиям физической культурой:

— формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни;

— развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.

Реализация данных целей связана с решением следующих образовательных задач:

  • Укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма,

  • Совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;

  • Формирование общих представлений о физической культуре, ее значение в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и повышении уровня физической подготовленности;

  • Развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, различным формам активного отдыха и досуга;

  • Обучение простейшим способам контроля физической нагрузки, отдельных показателей физического развития и уровня физической подготовленности.

Физическое воспитание – одно из слагаемых общего процесса воспитания, без которого невозможно разностороннее, гармоничное развитие ребенка. Регулярные занятия спортом позволяют стать здоровым даже физически ослабленным от рождения детям. В младшем школьном возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности. Этот возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движений, освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных физических упражнений, отмечает В. К. Бальсевич (1996).

Одним из условий достижения поставленных целей является формирование физической культуры личности младших школьников. Ш.А. Амонашвили, определяет физическую культуру личности как интегральное качество личности (индивида), характеризующее целостное единство ее ценностных ориентаций, способностей, специальных знаний, умений и устойчивых навыков здорового образа жизни, стремление, к физическому совершенству в физкультурной деятельности, направленной на здоровьесбережение. Таким образом, физическая культура рассматривается не только в форме деятельности и не только как нечто внешнее по отношению к человеку, но и в качестве внутреннего его достояния, воплощенного в его умениях, навыках, способностях (в так называемой персонифицированной форме).


Формирование физической культуры личности младших школьников реализуется через следующие формы:

уроки физической культуры;

внеклассные занятия физической культурой и спортом;

общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.

В своей работе использую идеи и научные положения в области физической культуры (В.У. Агеевец, В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, СП. Евсеев, Л.И. Лубышева, Ю.М. Николаев и др.);

-педагогические направления валеологии (Э.Н. Вайнер, Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, В.П. Казначеев, Л.Г. Татарникова, О.Л. Трещева и др.);

-гуманизации образования (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, П.Я. Гальперин и др.).



Основная часть


Формирование физической культуры

личности младших школьников


1.Урок физической культуры как

основная форма организации физического воспитания.


Физическая культура как часть общей культуры, как фактор формирования здоровья подрастающего поколения и жизни человека имеет следующую логическую зависимость:

Образование



Культура Здоровье

Понятие «культура-образование-здоровье человека» рассматривается в триединстве. Культура – это содержание человеческого бытия, духовное измерение. Образование – средство, процесс передачи ребёнку культурных ценностей, накопленных человечеством. Здоровье человека – это результат целенаправленного взаимодействия культуры, образования, социума на духовные, душевные и телесные составляющие человеческого организма

Сформировать культуру здорового образа жизни – значит вооружить подрастающее поколение знаниями законов здоровой жизни, научить его жить в согласии с ними и создавать необходимые условия для духовного и физического бытия. Знания о культуре здоровья нужны всем, т.к. это одно из условий человеческой жизни, а эти знания можно приобрести в процессе образования. Когда начинать этот процесс? Народная мудрость гласит: «Воспитывай ребёнка пока он лежит поперёк лавки, а не вдоль неё». Поэтому планомерная работа начинается с 1-го класса.

Формирование физической культуры личности в начальных классах осуществляется мной через обучение учащихся движениям на уроках физкультуры, как основной форме физического воспитания, закладывающей фундамент здорового образа жизни. Базой для такого подхода служат цели и задачи личностно-ориентированного воспитания по физической культуре, где приоритетом является двигательная деятельность, то есть формирования двигательных умений и навыков.

В работе на уроке:


осуществляю содержательно-целевую интеграцию урочной и внеурочной деятельности, направленной на формирование ценностного отношения ребят начальной школы к физической культуре. Для этого:

1. объясняю значимость выполняемых действий, их здоровьесберегающий потенциал;

2. формулирую проблемные вопросы на этапе объяснения программного материала.

реализую индивидуальный и дифференцированный подход в физкультурной деятельности ко всем группам учащихся младшего школьного возраста;

Дифференцирование нагрузки осуществляю следующими способами:

  • Изменяю продолжительность выполнения и количество повторений упражнений (более слабым по физическим и медицинским показаниям уменьшение количества повторений) Пример гидроцефалия

  • Изменяю темп выполнения упражнений

  • Изменяю интервалы отдыха (прыжки, бег, круговая тренировка)

  • Варьирую способы и условия выполнения упражнений (бег из разных и.п.)

  • Сравниваю ребёнка только с самим собой.


Индивидуальная форма обучения заключается в том, что учащиеся получают задания и самостоятельно выполняют их. Наиболее целесообразно в рамках урока является сочетание индивидуальной формы работы с другими.


включаю в процесс обучения двигательным навыкам разнообразные виды помощи в зависимости от выполняемой самостоятельной работы учащихся младшего школьного возраста:

1.страховка (контролируется учителем),

2.самостраховка,

3.подетальное объяснение выполнения данного упражнения – алгоритм выполнения упражнения,

4.выполнение подводящих упражнений (имитация движений).


создаю атмосферу эмоционального комфорта, взаимной поддержки учителя и учащихся, доверительного отношения к возможностям младшего школьника. Это:

1.подбор музыкального сопровождения,

2.положительный настрой на урок учителя,

3.словесная похвала,

4.поощрения (т.к., безоценочное обучение – поощрением является выбор лучшего учащегося на лидирующую роль на следующем уроке)


по возможности включаю родителей в проектирование, организацию, проведение и анализ работы по физической культуре с учащимися. Через:

1.индивидуальные беседы с родителями по инициативе одной из сторон,

2.постановку перед родителями привлекательных целей при объяснении домашнего задания, 3.привлекаю родителей к сотрудничеству при организации занятий на свежем воздухе и спортивно-массовых мероприятиях

Чтобы сформировать двигательные умения и навыки, легко поддающиеся перестройке, и предупредить возникновение неэкономных движений, использую подвижные игры, содержащие сходные по структуре и характеру элементы с изучаемым движением.

Подвижные игры

Собственно подвижные Спортивные

(элементарные) элементы баскетбола, вышибалы

«Паровозик», «кошки-мышки» (более сложные, требующие более

устойчивых условий проведения,

правил, точного числа участников с

определённым уровнем

подготовленности)


Подвижные игры являются одним из важнейших средств физического воспитания. Содержанием игры обусловливается её форма, т.е. такая организация действий участников, которая предоставляет возможность широкого выбора способов достижения поставленной цели, удовлетворения самим процессом игры, создание положительного психоэмоционального фона. Подвижные игры (с мячом и другими предметами) являются основным средством воспитания ловкости. Эти двигательные качества у младших школьников развиваются более интенсивно. Объясняется это их широкими возможностями для совершенствования механизма мышечной регуляции. Медленнее развиваются у младших школьников способности к проявлению быстроты. Для развития быстроты использую игры с внезапными звуковыми и зрительными сигналами («Вызов номеров», «Все к своим флажкам», салки), упражнения с быстрым вбеганием под вертящуюся длинную скакалку и выбеганием, с быстрым выполнением команд, с бегом на скорость.



8


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: