Компетентностный подход в обучении физической культуры в школе


Компетентностный подход в обучении физической


культуры в школе



Всю историю развития теории и практики физического воспитания в России можно представить как борьбу противоречий между различными направлениями: гигиеническим, оздоровительным, образовательным, воспитательным, прикладным, спортивным, культурологическим и др.

Преобладание того или иного направления на каждом отдельном временном этапе определялось необходимостью решения насущных задач социально-экономического и политического развития страны, имеющих первостепенное значение в данный период.

Теория физического воспитания в нашей стране сформировалась в конце XIX — начале XX века на стыке двух наук: медицины и педагогики. Естественно, что представители этих двух научных направлений придерживались различных взглядов на цели, задачи, содержание, средства, и методы физического воспитания. Это привело к противостоянию двух методологических подходов: гигиенического, основоположниками которого были в советское время — НА Семашко, и образовательного, создателем которого явился П.Ф. Лесгафт. Первые — видели основную цель физического воспитания в достижении высокого оздоровительного эффекта; вторые — в разностороннем, гармоничном развитии личности посредством физических упражнений.

Принятая в начале 70-х годов новая программа по физическому воспитанию школьников была призвана активизировать все формы работы по физической культуре: урочную, внеклассную, внешкольную. В этой программе образовательная направленность физического воспитания на освоение навыков основных видов спорта была переориентирована на приоритет двигательной и функциональной подготовленности учащихся за счет более рациональной организации урока, внедрения новых эффективных средств и методов физической подготовки, более широкого использования внеклассной и внешкольной форм проведения физкультурно-оздоровительной работы.

Реализация новой программы на некоторое время оживила процесс физического воспитания в школе, значительно улучшились физические кондиции учащихся. Но уже к началу 80-х годов, вновь сложилась неутешительная картина со здоровьем школьников. Одни учителя физической культуры уже не в состоянии были прежними средствами и методами изменить негативную ситуацию с организацией рационального режима физической активности учащихся в школе и дома. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы 1984 года поставила перед органами народного образования задачу по организации такого учебного процесса, который максимально соответствовал бы возрастным физиологическим и психологическим возможностям учащихся, а режим учебно-воспитательной деятельности школьников наиболее полно удовлетворил бы их потребности в двигательной активности.

На решение этих задач было направлено введение в 1985-1986 годах комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы.

Новая программа концептуально не отличалась от предыдущей, но заслуга ее состояла в том, что она комплексно объединила все формы двигательной активности школьников, начиная с организации гимнастки до занятий, физкультминуток и физкультпауз во время уроков, подвижных перемен и кончая проведением ежедневных «олимпийских часов» или «часов здоровья»

Большое внимание в программе уделялось внеклассной и внешкольной работе по физическому воспитанию, ее организации, формам, содержанию, средствам и методам. С помощью названных мер планировалось привлечь к регулярным занятиям физической культурой и спортом как можно большее число детей и подростков. В реализации комплексной программы по физическому воспитанию впервые были задействованы не только педагоги по физической культуре, но и администрация; вместе со всем коллективом школы. Внедрение новой программы в жизнь значительно повысило долю двигательной активности в режиме дня школьника, что не могло не сказаться положительно на здоровье и физических кондициях учащихся.

Свежие документы:  План открытого урока по английскому языку в 3 классе «HEALTHY and UNHEALTHY FOOD»

Дети и подростки с удовольствием воспринимали новые для них формы проведения физкультурно-оздоровительной работы, но по-прежнему были лишь объектом этой деятельности. В результате , со временем , интерес к занятиям у них начал пропадать, дети стали избегать участия в физкультурно — оздоровительных мероприятиях, что в не малой степени было связано с однообразием средств и методов применяемых при их проведении. В результате сложилась очень тревожная, если не сказать катастрофическая ситуация с состоянием здоровья подрастающего поколения. По данным Минздрава России, только 20-25 % выпускников являются здоровыми. Остальные имеют те или иные отклонения в здоровье, не позволяющие им в дальнейшем полностью осуществлять свои социальные и личные цели и функциональные возможности. В немалой степени этому способствовало тяжелое социально-экономическое положение в стране, связанное с переустройством всего уклада жизни общества.

На фоне социально-экономических преобразований, происходящих в стране, школьная физическая культура переживает серьезный кризис. Уровень здоровья подрастающего поколения низок, сокращается объём бесплатно предоставляемых спортивно-оздоровительных услуг, школа теряет квалифицированных педагогов, способных вести творческую работу. Поэтому приоритетным направлением проводимой в настоящее время модернизации структуры и содержания общего образования является повышение эффективности и качества преподавания физической культуры, призванной обеспечить укрепление и сохранение здоровья школьников.


Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь-это важное слагаемое человеческого фактора.

По определению Всемирной организации здравоохранения «здоровье — это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».


Физическое здоровье — это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.


Оптимальный двигательный режим — важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей учащихся сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура выступают как важнейшее средство воспитания.


Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств

способствует и укреплению здоровья. Четверть начинается с развития выносливости, постепенно подготавливая организм к физическим нагрузкам


Атлетическая гимнастика удовлетворяет стремление подростков иметь сильные и красивые мышцы, рельефную (а не просто огромную} мускулатуру. Кроме того, она расширяет двигательный опыт, воспитывает привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями, служит средством активного отдыха, эффективно стимулирует стремление к самовыражению через красоту тела.

Система разносторонних силовых упражнений, направленных на развитие силы, формирование пропорциональной фигуры и укрепление здоровья. Атлетическая гимнастика укрепляет здоровье, избавляет от многих физических изъянов (сутулость, впалая грудь, неправильная осанка, слаборазвитые мышцы и др.). Режим упражнений в сочетании с рациональным питанием позволяет избавиться от излишних жировых отложений или прибавить в весе в тех случаях, когда это необходимо. На начальном этапе мы взяли занятия с гантелями. Они способствуют достижению высокого уровня силы, развитию выносливости, укреплению нервной системы, исключению иди резкому снижению вредного воздействия на организм так называемых факторов риска девушкам эти занятия позволяют обрести грациозность, довести фигуру до совершенства, Занятия с гантелями в сочетании с другими оздоровительно-физкультурными мероприятиями помогают поддерживать свой жизненный тонус, не позволяют мышцам ослабевать. Гантели можно использовать в любом помещении, элементарно просто разнообразя выполняемые упражнения, воздействуя практически на каждую мышцу всего тела.

Свежие документы:  факультативный курс "Азбука искусства" 5-8 класс

Изменяется и опорно-двигательный аппарат: повышается прочность костей и связок, увеличивается масса и объем мышц, возрастает мышечная сила. При регулярных тренировках развиваются дыхательные мышцы, увеличиваются подвижность грудной клетки, жизненная ёмкость лёгких. Дыхание становится более редким и глубоким, выдох удлиняется. Сердце работает в более благоприятных условиях: частота его сокращений несколько замедляется при увеличении их силы, что говорит о его экономичность работу.


Гиревой спорт воспитывает в учениках такие необходимые физические и духовные качества как: сила, высокая работоспособность, выносливость, целеустремленность, умение владеть собой, преодоление трудностей. При этом формируется хорошо сложенное тело и прямая осанка. К очевидным преимуществам, которые даёт гиревой спорт можно отнести укрепление костно-мышечного аппарата — в особенности запястий суставов локтя, а также благотворное воздействие на всю сердечнососудистую систему.


Ритмическая гимнастика (ритмика) — система музыкально-ритмического воспитания, созданная Эмилем Жак-Далькрозом. Метод заключается в развитии чувства ритма — чувства времени, иными словами, развитии координации между нервной и мускульной деятельностью человека, что помогает достичь автоматизма в самых сложных движениях.


Ритмическая гимнастика — это универсальные физические упражнения, которые способствуют развитию практически всех физических качеств: выносливости, быстроты, гибкости, силы, координации. Доступность и эмоциональность ритмической гимнастики — главные причины ее большой популярности.

Лечебное воздействие ритмической гимнастики на организм занимающихся выражается, прежде всего, положительным влиянием на деятельность сердечнососудистой системы. Длительное систематическое выполнение упражнений приводят к увеличению максимальных возможностей величин ударного объема сердца. Увеличивается диастола, время на определенное расслабление сердца; уменьшается пульсовая реакция на непредельные физические нагрузки, ритмическая гимнастика — это и суставная гимнастика, благодаря которой тщательно разрабатывается каждый сустав.

Активная работа мышц брюшного пресса, танцевальные движения, подскоки воздействуют на работу желудочно-кишечного тракта, нормализуя его моторную (перистальтика) и секреторную функцию. Улучшаются показатели общего самочувствия. Ритмическая гимнастика оказывает положительное воздействие на функции головного мозга. По воздействию на организм ее можно сравнить с такими циклическими упражнениями, как бег, бег на лыжах, езда на велосипеде, т.е. с видами физических упражнений, при занятиях которыми происходит заметный рост потребления мышцами кислорода. Именно отсюда происходит ее второе название — аэробика.


Оздоровительные программы аэробики привлекают эмоциональностью и возможностью изменить содержание уроков в зависимости от их интересов и подготовленности.

Огромный эмоциональный заряд от занятий ритмической гимнастикой бесспорен, а оздоравливающее значение положительных эмоций само по себе очень существенно.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Профсоюзное движение и трудовые права несовершеннолетних"


Таким образом, ритмическая гимнастика продолжает совершенствоваться, развиваться, привлекая своей видной пользой, красотой и изяществом все новых и новых поклонниц красивого тела и здорового духа.

«Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие» Аристотель


Настольный теннис (пинг-понг) — спортивная игра, основанная на перекидывании мяча ракетками через игровой стол с сеткой по определённым правилам, в которой целью игроков является достижение ситуации, когда мяч не будет отбит противником или же, отбитый мяч из-за слишком большого динамического усилия перелетит за территорию стола игрока. Главные международные турниры — чемпионат мира и Олимпийские игры.

Настольный теннис — очень популярная игра во всем мире. В нашей стране настольным теннисом занимаются миллионы людей.

В этом виде спорта, как и во многих других, дети постоянно находятся в напряжении.

Настольный теннис благотворно влияет на сердечнососудистую систему. Японские ученые выяснили, что при настольном теннисе, человек тратит больше энергии, чем от игры в баскетбол.

В игре настольный теннис очень важна зрительная и двигательная память. Теннисист, развивая их, сможет создавать технические и тактические комбинации для победы над соперником.

Настольный теннис- игра и для мозга. Ученик должен чувствовать мяч, учитывать скорость его движения, местонахождение соперника, процент наклона полета мяча, рассчитывать силу и направление удара. В течении всей игры теннисист думает, анализирует, прогнозирует и реализует свои тактические ходы.


В настольном теннисе, как и в любом другом виде спорта, для достижения высших результатов, ученик должен быть целеустремленным, волевым, сильным, упорны и сообразительным.

Активная игра, азарт, соперничество — все это сопровождает замечательную игру настольный теннис!

Увеличение объёма систематической физической активности повысило уровень резистентности организма школьников в период вспышек простудных заболеваний. Повышение физической и умственной работоспособности положительно сказалось на успеваемости школьников. Возросла их мотивация к участию в любом труде, в том числе и в домашнем хозяйстве, снизилось число пропусков уроков по болезни. Двигательная активность способствовала снижению бытового травматизма среди обучающихся. Приобщение к ценностям физической и спортивной культуры стало мощным противовесом негативным способам самоутверждения подростков, произошли положительные изменения в их поведении и приобщении к здоровому образу жизни. В процессе таких занятий школьники осознают особую роль регулярных физических упражнений, приобщаются к физической и спортивной культуре, приобретают умения и навыки рационального управления своим психофизическим состоянием, овладевают способностью изменять его в заданных пределах.














МБОУ лицей № 90



Мишуткина Н. С.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: