Конспект урока физкультуры на тему «Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля—Ленца»


Тема урока: Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля—Ленца

Цели урока:

  1. Образовательные:

    • объяснить причину нагревания проводников электрическим током на основе положений классической электронной теории;

    • экспериментально получить зависимость количества теплоты, выделяемого проводником, от параметров цепи;

    • применить закон сохранения и превращения энергии для процессов, происходящих в цепи при прохождении электрического тока;

    • познакомить с математической записью закона Джоуля – Ленца.

  2. Развивающие:

  • Формировать умения видеть проблему, формулировать гипотезу, делать обобщения и выводы;

  • Развивать научное мышление через использование полученных теоретических знаний для объяснения физических явлений;

  • Формировать познавательный интерес к физике через использование информационных технологий и постановку эксперимента;

  • Развивать речь учащихся через использование научной терминологии.

  1. Воспитательные:

    • воспитание самостоятельности, активности, любознательности;

    • формирование коммуникативных навыков;

    • воспитание самодисциплины, ответственности за результат своего труда.



Оборудование:

Демонстрационное: компьютер, медиапроектор.

Лабораторное: источники тока, реостат, соединительные провода, ключи, лампочки, амперметр.



План урока:

  1. Организационный момент, приветствие.

  2. Постановка проблемы – заморочка.

  3. Актуализация знаний.

  4. Сообщение темы урока – запись в тетрадь.

  5. Цели урока.

  6. Деление класса на группы.

  7. Постановка проблемы исследований.

  8. Выдвижение гипотез.

  9. Работа в группах: планирование эксперимента, выполнение эксперимента, формулировка вывода.

  10. Представление исследований, обобщение результатов.

  11. Знакомство с математической записью закона Джоуля – Ленца.

  12. Домашнее задание. Решение заморочки.

  13. Закрепление закона Джоуля – Ленца при решении качественных задач.

  14. Подведение итога урока.

  15. Оценивание работы учащихся.



Ход урока:

На экране – эпиграф урока. Слайд 1.

Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок. Надеюсь, что минуты общения будут приятными и плодотворными. Будьте смелее и активнее, не бойтесь высказывать своё мнение. Успеха нам!

Сначала я хочу заморочить вам голову задачей. Слушайте и думайте! Слайд 2. Читаю задачу.

Кто готов рассуждать? Затрудняетесь? Тогда найдем решение вместе.

На прошлых уроках мы говорили о работе тока. Вспомним, каков же механизм совершения электрическим током работы в проводнике. Для помощи – картинка из учебника, знакомая вам.

Слайд 2. Механизм работы тока в проводнике.

Рассуждения учащегося

Таким образом, описав механизм совершения работы Слайд 4, мы сделали вывод о переходе работы тока в теплоту на основании фундаментального законы природы – закона сохранения и превращения энергии. И переходим к непосредственному изучению темы урока:

Слайд 5: Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца. Запишите тему урока в тетради.

Слайд 6. Задачи урока:

Объяснить причину нагревания проводников электрическим током;

Экспериментально обнаружить зависимость выделяемой теплоты от параметров электрической цепи;

Сделать вывод из экспериментальной и теоретической работы;

Сформулировать закон Джоуля—Ленца;

Рассмотреть практическое применение теплового действия тока.


Для дальнейшей работы нам нужно поделиться на три группы: две группы экспериментаторов и группа теоретиков. Деление на группы. Обращаемся к теме урока и формулируем проблему: Что же нам интересно узнать по теме урока? Слайд 7. Наша задача: исследовать зависимость количества выделяемой теплоты от параметров цепи.

От чего может зависеть выделяемая теплота в электрической цепи? Я готова выслушать ваши предположения, ребята. Выдвигайте гипотезы. Чтобы не быть оторванными от жизни, сначала приведем примеры: где в быту мы встречаетесь с нагреванием проводников? Вернемся к вопросу: от каких параметров может зависеть теплота? А видна ли эта зависимость теоретически? Да, Q=A, A=IUt

Обсудим идею опыта. Как вы понимаете, что количество теплоты зависит от силы тока в цепи? От сопротивления цепи? Какие будут ваши предложения по оценке количества теплоты? По каким признакам можем судить, где теплоты выделяется больше, а где меньше? На ощупь(?!), термометром(?), по накалу ламп. Группы экспериментаторов могут приступать к выполнению своих исследований. Не забывайте о соблюдении техники безопасности!

Группа теоретиков будет на примере решения задач получать зависимость выделяемой теплоты от силы тока в цепи и сопротивления. Слайд 8.

Учащиеся выполнили работу, говорят выводы. Записать вывод закона Джоуля – Ленца в тетрадь. Слайд 9. Формулирую закон.

Один из авторов закона – русский физик Эмилий Христианович Ленц. Слайд 10.

Таким образом, мы изучили одно из важных проявлений электрического тока. И теперь вы сможете рассудить заморочку.

Слайд 11. Подошло время записать домашнее задание и ответить на вопрос-заморочку.

Напомню её. Слайд 12.

Рассуждения учащихся, ответ на вопрос-заморочку.

Нагревание проводников электрическим током – явление, которое нужно учитывать в жизни. Как вы думаете, почему? А что будет, если проводка в доме сильно нагреется? Слайд 13.

Короткое замыкание. Слайд 14.

Практическое применение теплового действия тока. Слайд 15. Нагревание проводников электрическим током – явление, которое широко применяется в жизни. Выводы учащихся.

Подходит к концу урок, мы должны подвести итог работе.

Слайд16. Что мы узнали? Чему мы научились? Кто работал лучше всех? Кто работал хорошо? (Увидеть положительное в каждом ребенке)

Осталось немного времени, чтобы мы посоревновались в решении интересных качественных задач. Читайте, думайте и объясняйте! Слайд 17.

Спасибо за урок! До свидания!





Иллюстрации (слайды презентации)



Слайд 1 слайд 2















Слайд 3 слайд 4



Слайд 5 слайд 6





Слайд 7 слайд 8

Слайд 9 слайд 10



Слайд 11 слайд 14















Слайд 15 слайд 16





















Слайд 17

Свежие документы:  Легкая атлетика

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: